П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Государственного комитета Российской Федерации
по вопросам архитектуры и строительства
от 29 октября 1993 г. N 18-41
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
10 ноября 1993 г. Регистрационный N 388
В соответствии с постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585 "О
государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной
документации и утверждении проектов строительства" Госстрой России
постановляет:
1. Утвердить подготовленный с участием заинтересованных
министерств и ведомств и согласованный с Минэкономики России,
Минприроды России, Минтруда России Порядок проведения
государственной зкспертизы градостроительной документации и
проектов строительства в Российской Федерации согласно приложению
2. Органам государственной экспертизы при комплексном
рассмотрении проектов строительства в обязательном порядке
осуществлять проверку их соответствия исходным данным, техническим
условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов,
выдаваемым органами государственного надзора (контроля) и
заинтересованными организациями при согласовании места размещения
объекта.
Проекты строительства, разработанные в соответствии с
указанными исходными данными, техническими условиями и
требованиями, дополнительному согласованию с организациями, их
выдавшими, не подлежат, за исключением случаев, особо оговоренных
законодательством Российской Федерации.
3. Установить, что заключение государственной экспертизы
является обязательным документом для исполнения заказчиками,
подрядными и проектными организациями.
Органам Государственного архитектурно-строительного надзора
Российской Федерации не выдавать разрешения на производство
строительно-монтажных работ без положительного заключения
государственной экологической экспертизы, государственной
вневедомственной зкспертизы или заключения отраслевой экспертизы в
случаях, определенных положениями о разграничении функций по
экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и
Госстроем России.
4. Рекомендовать органам государственного управления республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга пересмотреть
действующие на соответствующих территориях регламенты по экспертизе
и утверждению проектной документации применительно к указанному
Порядку проведения государственной экспертизы градостроительной
документации и проектов строительства в Российской Федерации с
учетом региональных особенностей и условий.
Министерствам и ведомствам Российской Федерации привести в
соответствие с указанным Порядком отраслевые регламенты по вопросам
экспертизы и утверждения проектной документации.
5. Признать утратившим силу постановление Госкомархстроя РСФСР
от 5 апреля 1991 г. N 81 "О Порядке экспертизы и утверждения
технико-экономических обоснований и проектов на строительство
предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР".
____________
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утвержден постановлением Госстроя России
от 29 октября 1993 г. N 18-41
В соответствии с постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585
градостроительная документация, технико-экономические обоснования и
проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое
перевооружение предприятий, зданий и сооружений* в Российской
Федерации независимо от источников финансирования, форм
собственности и принадлежности до их утверждения подлежат
государственной экспертизе в Главном управлении государственной
вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской
Федерации по вопросам архитектуры и строительства
(Главгосэкспертизе России), организациях государственной
вневедомственной экспертизы в республиках в составе Российской
Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве
и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях
министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то
государственных органах.
Настоящий Порядок регламентирует проведение государственной
экспертизы градостроительной документации и проектов строительства
в Российской Федерации.
Градостроительная документация и проекты строительства
утверждаются при наличии положительного заключения органов
государственных экспертиз, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, также согласований органов
государственного надзора и ГКЧС России.
Основной проектной стадией, подлежащей государственной
экспертизе, является технико-экономическое обоснование
строительства (ТЭО). На основании утвержденного в установленном
порядке ТЭО строительства, как правило, проводятся торги (тендеры),
заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование
строительства и разрабатывается рабочая документация.
Для технически и экологически сложных объектов и при сложных
природных условиях строительства, а также по заключению
государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО строительства
осуществляется дополнительная детальная разработка проектных
решений по отдельным разделам, зданиям и сооружениям, входящим в
состав объекта.
Для этих случаев состав представляемой на экспертизу и
утверждение проектно-сметной документации устанавливается
строительными нормами и правилами Российской Федерации по порядку
разработки, согласования и составу проектно-сметной документации на
строительство предприятий, зданий и сооружений.
____________________
* Технико-экономические обоснования и проекты на
строительство, реконструкцию, расширение и техническое
перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем
именуются - проекты строителъства.
I. Градостроительная документация и проекты строительства
подлежат экспертизе в следующем порядке
1. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России
осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное
народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением
иностранных инвесторов), определяемых Минэкономики России совместно
с Госстроем России.
Государственная экспертная комиссия Минэкономики России
организует рассмотрение указанных ТЭО с участием Главгосэкспертизы
России и Главного управления государственной экологической
экспертизы Минприроды России.
2. Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу:
2.1. Градостроительной документации:
схем районной планировки административно-территориальных
образований, в которых решаются вопросы федерального значения;
генеральных планов городов с расчетной численностью населения
500 тыс. человек и более, исторических и курортных городов и
городов-новостроек.
По указанной документации Главгосэкспертиза России проводит
комплексную экспертизу и подготавливает сводное экспертное
заключение с учетом заключений (или с участием) местных
архитектурных органов, органов государственной экологической
экспертизы, заинтересованных министерств, ведомств и организаций, а
также результатов общественного обсуждения;
схем расселения, природопользования и территориальной
организации производительных сил крупных географических регионов и
национально-государственных образований;
территориальных комплексных схем охраны природы и
природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и
уникального природного значения.
Данная документация рассматривается Главгосэкспертизой России
в части вопросов, находящихся в ведении Госстроя России.
2.2. Проектов строительства:
объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных
вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского
бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также
государственного кредита согласно перечню, устанавливаемому
Госстроем России совместно с соответствующими министерствами и
ведомствами Российской Федерации;
объектов, осуществляемых за границей при техническом
содействии Российской Федерации;
объектов совместно с другими государствами пользования и с
привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов
из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской
Федерации и государственного кредита;
экспериментальных и базовых проектов и проектов массового
применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя
России;
потенциально опасных и технически особо сложных объектов по
перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с ГКЧС России,
Минприроды России и с соответствующими органами государственного
надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным
наследием городов Российской Федерации независимо от источников
финансирования капитальных вложений, видов собственности и
принадлежности этих объектов.
Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу
проектов строительства и подготавливает сводное экспертное
заключение с учетом заключений государственной экологической
экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их
участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств,
а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим
важное народнохозяйственное, градостроительное и социальное
значение.
2.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль
за качеством градостроительной документации и проектов
строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской
Федерации, независимо от источников финансирования капитальных
вложений, видов собственности и принадлежности объектов.
При необходимости Главгосэкспертиза России подготавливает
предложение по решению спорных вопросов при рассмотрении
градостроительной документации и проектов строительства.
3. Организации государственной вневедомственной экспертизы
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
осуществляют экспертизу:
3.1. Градостроительной документации, кроме указанной в
пункте 2.1.
3.2. Проектов строительства:
объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений,
финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга;
объектов, осуществляемых на соответствующей территории,
независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов
собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к
компетенции республиканских и местных органов управления, контроля
за соблюдением нормативных требований по надежности и
эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных
последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов
строительства, указанных в пункте 2.2).
Территориальные организации государственной вневедомственной
экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и
подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований
заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а
также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и
общественного обсуждения по объектам, имеющим важное
градостроительное и социальное значение для соответствующей
территории.
3.3. Организации государственной вневедомственной экспертизы
осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов
строительства на соответствующей территории независимо от
источников финансирования капитальных вложений, видов собственности
и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении
проектов строительства государственными органами управления.
4. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят
экспертизу проектов строительства но вопросам, отнесенным к их
компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций
по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской
Федерации и Госстроем России и подготавливают сводные экспертные
заключения с учетом заключений соответствующих территориальных
организаций государственной вневедомственной экспертизы и
государственной экологической экспертизы или с их участием.
II. Утверждение градостроительной документации
и проектов строительства осуществляется
в следующем порядке
1. Градостроительная документация утверждается
государственныии органами представительной и исполнительной власти
в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством
Российской Федерации.
2. Проекты строительства утверждаются в соответствии с
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 20 июня 1993 г. N 585:
проекты строительства, осуществляемого за счет государственных
капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета
Российской Федерации, утверждаются Госстроем России или в порядке,
устанавливаемом этим Комитетом совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами положениями о разграничении функций по
этому вопросу;
проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных
вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик а
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются
соответствующими органами государственного управления или в
устанавливаемом ими порядке;
проекты строительства, осуществляемого за счет собственных
финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов
(включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно
заказчиками (инвесторами).
________________