СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 15 ноября 1993 г. N 1157
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 21.12.2000 г. N 990
Об утверждении Положения о Федеральной службе России
по валютному и экспортному контролю
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556; от 11.12.97 г. N 1548)
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по
валютному и экспортному контролю.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
__________________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 15 ноября 1993 г.
N 1157
П О Л О Ж Е Н И Е
о Федеральной службе России по валютному и
экспортному контролю
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556)
I. Общие положения
1. Федеральная служба России по валютному и экспортному
контролю (далее именуется - Федеральная служба) является
федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции
Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному
контролю, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 1 и
3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 45, ст. 2542). (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 03.06.95 г. N 556)
2. В своей деятельности Федеральная служба руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, международными договорами, участником которых является
Российская Федерация, а также настоящим Положением. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556)
Федеральная служба осуществляет межотраслевую координацию и
регулирование по вопросам, находящимся в его ведении.
Предложения по вопросам валютного и экспортного контроля,
вносимые заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти в Правительство Российской Федерации, подлежат
предварительному согласованию с Федеральной службой. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556)
3. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и
создаваемых ею территориальных органов по валютному и экспортному
контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях,
областях, автономных образованиях, городах Москве и
Санкт-Петербурге.
4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в тесном
сотрудничестве с другими определенными законодательством Российской
Федерации органами и агентами валютного и экспортного контроля,
разрабатывает и внедряет в пределах своей компетенции единую
систему их взаимодействия, включая методическое и информационное
обеспечение в этой области.
II. Задачи и функции
5. Главной задачей Федеральной службы является проведение
единой общегосударственной политики в области организации контроля
и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в
сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических
операций.
Федеральная служба в рамках своей компетенции обеспечивает
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской
Федерации федеральными органами исполнительной власти,
организациями, предприятиями, банками, физическими лицами,
участвующими в регулировании и осуществлении валютных,
экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556)
6. Федеральная служба в рамках своей компетенции выполняет
следующие функции:
а) осуществляет контроль за соблюдением резидентами и
нерезидентами законодательства Российской Федерации и ведомственных
нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций и
за выполнением резидентами обязательств перед государством в
иностранной валюте;
б) осуществляет контроль за полнотой поступления в
установленном порядке средств в иностранной валюте по
внешнеэкономическим операциям;
в) участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка
квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и
правильности использования полученных квот и лицензий;
г) осуществляет контроль за правомерностью предоставления или
отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных
сырьевых товаров предприятиям и организациям;
д) организует с участием других органов и агентов валютного и
экспортного контроля, заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и
отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным
внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций
нерезидентов в валюте Российской Федерации; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556)
е) контролирует эффективность использования кредитов в
иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе
международных договоров и соглашений;
ж) организует проведение с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, независимых экспертов и
с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторские
проверки внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов; (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 03.06.95 г. N 556)
з) участвует в работе по учету, оценке и контролю за целевым
использованием конфискованных валютных ценностей;
и) подготавливает на основании результатов проверок
деятельности материалы для передачи в соответствующие
административные, налоговые и правоохранительные органы и в
пределах своей компетенции оказывает им содействие;
к) проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного
контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в
установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию
законодательства Российской Федерации в этой области;
л) представляет в органы представительной и исполнительной
власти Российской Федерации отчеты об организации валютного и
экспортного контроля и результатах деятельности Федеральной службы;
м) участвует совместно с другими органами и агентами
валютного и экспортного контроля, заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и организациями в создании единой
информационной системы по валютному и экспортному контролю и
межведомственному обмену информацией по контролю за экспортом
стратегически важных сырьевых товаров; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. N 556)
н) участвует в разработке и осуществлении программ
международного сотрудничества в области валютного и экспортного
контроля по каналам международных, региональных и национальных
правительственных и неправительственных организаций;
о) руководит деятельностью территориальных органов по
валютному и экспортному контролю и своих представителей в
учреждениях Российской Федерации за рубежом и в уполномоченных
банках;
п) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов
Федерации по вопросам обеспечения территориальных органов по
валютному и экспортному контролю служебными помещениями,
транспортом, вычислительной техникой, другими
материально-техническими средствами, а их работников - жильем,
социально-бытовым и медицинским обслуживанием в установленном
порядке;
р) обеспечивает взаимодействие с органами валютного и
экспортного контроля иностранных государств;
с) представляет Российскую Федерацию по поручению
Правительства Российской Федерации самостоятельно или совместно с
другими органами и агентами валютного и экспортного контроля в
международных переговорах с целью заключения международных
договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления
валютного и экспортного контроля; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. N 556)
т) проводит мероприятия по подбору, профессиональной
подготовке и переподготовке кадров;
у) участвует совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти в реализации государственной политики в
области нераспространения оружия массового уничтожения и иных
наиболее опасных видов оружия; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. N 556)
ф) осуществляет обеспечение деятельности Правительственной
комиссии по экспортному контролю Российской Федерации; (В
редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556; от 11.12.97 г. N 1548)
х) подготавливает проекты заключений Правительственной
комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о
возможности экспорта отдельных видов сырья, материалов,
оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг,
которые могут быть применены при создании оружия массового
уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных
видов оружия; (В редакции постановлений Правительства Российской
Федерации от 03.06.95 г. N 556; от 11.12.97 г. N 1548)
ц) осуществляет иные функции, связанные с валютным и
экспортным контролем, предусмотренные законодательством Российской
Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 03.06.95 г. N 556)
III. Права и обязанности
7. Федеральная служба в соответствии с возложенными задачами и
выполняемыми функциями имеет право:
а) получать от органов и агентов валютного и экспортного
контроля необходимую информацию и документы для эффективного
осуществления своих задач;
б) проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских
книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений,
(договоров) и иных документов, связанных с осуществлением
хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг,
бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением и
переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед
государством в иностранной валюте;
в) получать от юридических и физических лиц документы и копии
с них, касающиеся валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций и необходимые для оценки соблюдения
ими норм законодательства Российской Федерации, а также справки и
сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
г) обращаться к правительственным и неправительственным
организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием
при проведении проверок деятельности за рубежом российских
юридических и физических лиц, а также их активов с соблюдением
законодательства соответствующих стран;
д) ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении
валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций,
о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области
внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке
предложения по исключению предприятий и организаций из перечня
экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях
непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной
службы соответствующих документов, связанных с проведением
указанных операций;
е) привлекать юридических и физических лиц в установленном
порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской
Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих
внешнеэкономические операции;
ж) создавать в установленном порядке территориальные органы
по валютному и экспортному контролю, иметь по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации своих представителей в
уполномоченных банках, а по согласованию с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти - в учреждениях
Российской Федерации за рубежом; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. N 556)
з) участвовать в подготовке законодательных и иных нормативных
актов по вопросам валютного и экспортного контроля;
и) разрабатывать и утверждать в установленном порядке
совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного
контроля нормативные акты и методические материалы по вопросам
валютного и экспортного контроля, обязательные для исполнения всеми
юридическими и физическими лицами на территории Российской
Федерации;
к) разрабатывать и издавать в пределах своей компетенции
инструкции, положения, правила, методические материалы, учебные
программы по вопросам организации и осуществления валютного и
экспортного контроля;
л) запрашивать у министерств, ведомств и организаций
официальные разъяснения, относительно толкования и применения
нормативных актов, издаваемых ими по вопросам осуществления
валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
м) давать предложения в установленном порядке о
приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по
вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций;
н) заключать договоры с научно-исследовательскими и другими
организациями, а также с отдельными специалистами для проведения
экспертиз, аудиторских проверок и разработки методических
материалов, приглашать в указанных целях иностранных специалистов и
фирмы;
о) представлять Российскую Федерацию в международных
организациях по поручению Правительства Российской Федерации. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.06.95 г. N 556)
8. Федеральная служба имеет право получать информацию от
Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Службы внешней разведки
Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о
ставших им известными фактах нарушения юридическими и физическими
лицами законодательства Российской Федерации и ведомственных
нормативных актов, касающихся квотирования, лицензирования и
осуществления валютных экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций.
9. Результаты проверки юридических и физических лиц
должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по
валютному и экспортному контролю оформляют актами, в которых
отражаются выявленные нарушения законодательства Российской
Федерации, установленных норм и правил проведения валютных,
экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по
валютному и экспортному контролю дают обязательные для выполнения
юридическими и физическими лицами указания об устранении выявленных
нарушений и имеют право требовать выполнения их предписаний.
10. Должностные лица Федеральной службы и территориальных
органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять
ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую
тайну юридических и физических лиц, а также не разглашать сведения
о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц,
полученных и используемых ими на законном основании.
IV.Руководство и организация деятельности
11. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. N 556)
12. Руководитель Федеральной службы имеет заместителей,
назначаемых и освобождаемых от должности Правительством Российской
Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 03.06.95 г. N 556)
13. В Федеральной службе образуется коллегия в составе
руководителя Федеральной службы (председатель) и его заместителей
по должности, а также других руководящих работников центрального
аппарата.
14. Руководитель Федеральной службы:
а) несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Федеральную службу задач и функций, определяет
степень ответственности своих заместителей, руководителей
структурных подразделений центрального аппарата за порученные
участки работы;
б) самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к
компетенции Федеральной службы;
в) издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для
выполнения центральным аппаратом Федеральной службы,
территориальными органами по валютному и экспортному контролю и
зарубежными представителями;
г) утверждает положения о структурных подразделениях
центрального аппарата Федеральной службы;
д) организует взаимодействие с органами представительной и
исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, отнесенным
к компетенции Федеральной службы;
е) назначает на должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Федеральной службы.
15. Руководитель Федеральной службы утверждает в пределах
установленной численности и фонда оплаты труда структуру
центрального аппарата, штатное расписание, а также смету расходов
на ее содержание в пределах ассигнований на соответствующий период.
Экономия ассигнований по фонду оплаты труда и на содержание
центрального аппарата управления, а также централизованного фонда
социального развития остается в распоряжении Федеральной службы и
используется в текущем и последующих годах на социально-бытовое
обеспечение работников Федеральной службы.
16. Руководитель Федеральной службы утверждает Положение о
территориальных органах по валютному и экспортному контролю,
определяет их численный состав, назначает и освобождает от
должности руководителей этих органов.
17. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и
необходимые реквизиты со своим наименованием, расчетный и иные, в
том числе валютные, счета в учреждениях банков.
_____________