П И С Ь М О
Министерства образования Российской Федерации
от 24 ноября 1993 г. N 214-М
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
13 декабря 1993 г. Регистрационный N 427
(В редакции Приказа Министерства образования Российской Федерации
от 31.08.94 г. N 342/184)
При проверке деятельности органов управления образованием по
оформлению усыновления российских детей иностранными гражданами
установлено, что в ряде территорий Российской Федерации допускаются
грубые нарушения действующего законодательства, ведомственных
нормативных актов при рассмотрении этой категории дел. Допускается
взаимодействие с посредническими иностранными и российскими
организациями, адвокатами, частными лицами, не наделенными
соответствующими компетентными органами принимающего государства
правом помещения детей в семьи и последующего контроля за условиями
жизни и воспитания детей.
Практикуется заключение прямых договоров между иностранными
организациями и территориальными органами исполнительной власти,
предметом которых является передача на усыновление детей,
оставшихся без попечения родителей, в обмен на предоставление
различных видов материальной или иной помощи, услуг. Размер
предоставляемой помощи, как правило, ставится в прямую зависимость
от количества переданных на усыновление детей.
Выявлены многочисленные факты нарушений требований российского
законодательства и законодательства принимающих стран при
оформлении документов кандидатов в усыновители. В ряде случаев
отсутствует разрешение компетентного органа принимающего
государства на помещение ребенка в данную семью. Вместо оригиналов
представляются копии заключений (homеstudу) о социально-бытовых
условиях семьи, медицинских и финансовых документов и даже
заявлений кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении.
Нередко представляемые документы не легализованы в установленном
законом порядке и перевод их нотариально не удостоверен, вследствие
чего они не имеют юридической силы на территории Российской
Федерации.
При решении вопроса о возможности передачи ребенка на
международное усыновление не всегда в полном объеме учитывается его
социально-правовой статус. В результате дети, имеющие все показания
к незамедлительной передаче их в семью, необоснованно задерживаются
в детских учреждениях, и в то же время имеет место передача детей
на усыновление без достаточных на то медицинских и правовых
оснований.
В целях предотвращения нарушений действующего законодательства
и оказания методической помощи и содействия органам, выполняющим
функции по опеке и попечительству:
до принятия новых законодательных актов по данному вопросу
следует руководствоваться постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 4132-I "О неотложных
мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами
Российской Федерации, гражданами других государств" и приказом
Министерства образования Российской Федерации и Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
от 31.08.94 N 342/184, предусматривающими порядок оформления
документов при передаче на усыновление российских детей в семьи
иностранных граждан; (В редакции Приказа Министерства образования
Российской Федерации от 31.08.94 г. N 342/184)
до оформления усыновления российских детей иностранными
гражданами Министерство образования Российской Федерации
осуществляет правовую оценку документов кандидатов в усыновители на
соответствие их требованиям законодательства по представлению
органами управления образованием, ходатайству кандидатов в
усыновители;
органам управления образованием необходимо создавать
региональные информационные банки данных о детях, подлежащих
передаче на усыновление под опеку, попечительство, упорядочить учет
этой категории детей, передавать детей на воспитание в семьи в
строгом соответствии с требованиями закона, ведомственных
нормативных актов;
администрации детских домов, школ-интернатов, других детских
учреждений, где содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без
попечения родителей, необходимо обеспечить своевременное сообщение
данных о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, в органы
управления образованием по месту нахождения учреждения. Только
органы управления образованием вправе информировать об этих детях
отдельных граждан, общественные и иные организации.
В случаях невозможности устройства вышеуказанных детей по
месту их постоянного жительства на воспитание в семью Министерство
образования Российской Федерации по представлению органами
управления образованием сведений о таких детях оказывает содействие
в их устройстве в семьи в других регионах Российской Федерации.
_______________