П Р И К А З
Министерства внутренних дел Российской Федерации
от 6 января 1994 г. N 5
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(РАБОТ, УСЛУГ) В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
18 января 1994 г. Регистрационный N 464
(И з в л е ч е н и е)
Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы
обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и
организации Государственной противопожарной службы Министерства
внутренних дел Российской Федерации" - приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 1994 г. Положение о
порядке лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области
пожарной безопасности (прилагается).
__________________
Приложение
к приказу МВД России
от 6 января 1994 г.
N 5
П О Л О Ж Е Н И Е
О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(РАБОТ, УСЛУГ) В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования
видов деятельности (работ, услуг) юридических и физических лиц в
области пожарной безопасности, согласно перечню (приложение 1),
утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы
обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и
организации Государственной противопожарной службы Министерства
внутренних дел Российской Федерации".
1.2. Предусмотренный порядок лицензирования обязателен для
субъектов предпринимательской деятельности, предприятий, учреждений
и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм
собственности, включая юридических лиц иностранных государств,
осуществляющих (или имеющих намерение начать) работы, услуги в
области пожарной безопасности.
Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности
субъектов предпринимательской деятельности, удовлетворяющая их
собственные потребности, не подлежит лицензированию в соответствии
с настоящим Положением.
1.3. Лицензирование видов деятельности (работ, услуг) в
области пожарной безопасности осуществляют:
Главное управление Государственной противопожарной службы МВД
России (ГУГПС МВД России - центральный орган лицензирования);
Управления (отделы) Государственной противопожарной службы
министерств внутренних дел республик, управлений (главных
управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и
ленинградской области (УГПС, ОГПС МВД, ГУВД, УВД - территориальные
органы лицензирования).
1.4. Подразделения УГПС, ОГПС МВД, ГУВД, УВД и иные органы
управления Государственной противопожарной службы МВД России (ГПС
МВД России) осуществляют лицензирование видов деятельности (работ,
услуг) в области пожарной безопасности при делегировании им
полномочий руководителями центрального и территориальных органов
лицензирования (в дальнейшем - уполномоченные органы
лицензирования).
1.5. Центральный орган лицензирования, территориальные органы
лицензирования и уполномоченные ими органы лицензирования образуют
на территории Российской Федерации систему органов лицензирования
(в дальнейшем - орган лицензирования) в области пожарной
безопасности.
1.6. ГУГПС МВД России обладает исключительным правом выдачи
лицензий на производство, проведение испытаний, поставку пожарной
техники и огнетушащих средств, а также на другие виды деятельности
(работ, услуг) в области пожарной безопасности, осуществляемые на
территории двух и более субъектов Федерации.
1.7. На ГУГПС МВД России возлагается:
организационно-методическое руководство лицензионной
деятельностью в области пожарной безопасности;
разработка и утверждение нормативно-правовых документов,
методических рекомендаций по вопросам лицензионной деятельности в
области пожарной безопасности;
организация информационно-справочного обеспечения,
консультационного обслуживания и координации деятельности органов
лицензирования на всех уровнях;
контроль за соблюдением порядка лицензирования в области
пожарной безопасности на территории Российской Федерации;
ведение центрального реестра выданных, приостановленных,
аннулированных и изъятых лицензий в области пожарной безопасности;
рассмотрение спорных вопросов и принятие по ним решений, в том
числе связанных с отказом в выдаче лицензий;
взаимодействие с органами, осуществляющими лицензирование
других видов деятельности.
1.8. Территориальные органы лицензирования и уполномоченные
органы лицензирования в области пожарной безопасности имеют право
выдавать лицензии на виды деятельности (работ, услуг), кроме
отнесенных к исключительной компетенции ГУГПС МВД России и обязаны
вести территориальные реестры выданных, приостановленных,
аннулированных и изъятых лицензий;
2. Порядок и условия выдачи лицензий
2.1. Лицензия выдается на основании заявления (форма 1)*,
поданного юридическим и физическим лицом (в дальнейшем -
соискатель) в орган лицензирования в области пожарной безопасности.
К заявлению соискателя прилагаются:
копии учредительных документов предприятия, учреждения или
организации, а также документа, удостоверяющего государственную
регистрацию предприятия и субъекта предпринимательской
деятельности;
копия документа, подтверждающего профессиональную пригодность
руководители предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем -
предприятие), субъекта предпринимательской деятельности или лиц,
уполномоченных ими для ведения лицензируемой деятельности;
копия платежного поручения или квитанция об уплате
единовременного лицензионного сбора за выдачу лицензии;
доверенность от предприятии на получение лицензии;
данные об организационно-технических и финансовых возможностях
соискателя для выполнения лицензируемой деятельности.
По требованию органа лицензирования к заявлению должны
прилагаться другие материалы, подтверждающие возможность и
готовность соискателя осуществлять лицензируемую деятельность
(работы, услуги).
Соискатель несет ответственность за достоверность
представляемых сведений.
_______________
* Форма 1 и форма 2 не приводятся.
2.2. Заявление на получение лицензии принимается на
регистрацию органом лицензирования только при наличии всех
необходимых материалов и рассматривается в течение двух месяцев со
дня его подачи.
2.3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему материалов
заключается в оценке полноты и достоверности представленных
материалов, возможности соблюдения соискателем требований (условий)
лицензирования и актов законодательства, действующих стандартов,
норм и правил в лицензируемом виде деятельности.
2.4. Для подготовки заключений о возможности выдачи лицензий в
соответствующем органе лицензирования создаются экспертные комиссии
(группы).
2.5. При рассмотрении заявления орган лицензирования имеет
право:
назначать экспертизы по оценке возможностей соискателя
осуществлять лицензируемую деятельность;
обследовать оборудование, помещения и территории;
знакомиться с технологической и иной документацией, касающейся
видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
изучать организацию учета производимой, поставляемой продукции
и контроля за ее качеством;
проверять уровень специальных знаний и проводить при
необходимости квалификационные испытания в лицензируемом виде
деятельности;
проверять достоверность сведений в представленных документах,
необходимых для принятия решения о выдаче лицензии.
2.6. Решение о выдаче (или отказе в выдаче) лицензий принимает
руководитель соответствующего органа лицензирования, который
подписывает лицензию (форма 2) на вид (виды) деятельности (работ,
услуг) и заверяет ее печатью.
2.7. В лицензии указываются условия осуществления
лицензируемой деятельности, которые являются обязательными для
владельца лицензии.
Условия могут указываться в специальном приложении к лицензии,
которое подписывается руководителем органа лицензирования и
заверяется печатью.
Изменения в лицензию могут быть внесены выдавшими их органами
лицензирования в области пожарной безопасности без взимания
лицензионного сбора.
2.8. Лицензия выдается на срок до трех лет. По окончании срока
действия лицензия подлежит возврату в орган лицензирования,
выдавший ее.
2.9. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности,
имеют учетную серию, номер и изготавливаются типографским способом.
2.10. Соискатель имеет право получать в установленном порядке
лицензии на один или несколько видов деятельности (работ, услуг).
2.11. Выданная лицензия заносится в специальный банк данных о
выданных лицензиях и регистрируется в реестре соответствующего
органа лицензирования. Копия лицензии хранится в течение трех лет
по истечении срока ее действия.
2.12. Выданные лицензии не подлежат передаче другим
юридическим и физическим лицам.
2.13. В случае утраты лицензии на основании нового заявления
выдается дубликат лицензии.
2.14. Лицензия теряет юридическую силу при ликвидации
предприятия, изменении состава учредителей, места деятельности
указанного в лицензии или организационно-правовой формы. В связи с
этим владелец лицензии должен получить новую лицензию в
установленном порядке.
2.15. Органы лицензирования вправе отказать в выдаче лицензии
в случаях:
подачи заявления на получение лицензии с нарушением
требований, установленных настоящим Положением;
представления соискателем недостоверных сведений;
если соискатель не представил доказательств того, что он
обладает необходимыми возможностями и средствами для выполнения
лицензируемой деятельности;
невозможности осуществления лицензируемой деятельности в
соответствии с законодательством и требованиями стандартов, норм и
правил пожарной безопасности;
несоответствия технического состояния предприятия и
представленной документации требованиям, обеспечивающим
лицензируемую деятельность;
несоответствия уровня специальных знаний и квалификации
соискателя.
При отказе в выдаче лицензии орган лицензирования сообщает
соискателю в письменной форме с указанием причин отказа. Принятое
решение может быть обжаловано в вышестоящем органе лицензирования.
3. Порядок взимания платы за выдачу лицензий
и расходования полученных средств
3.1. За выдачу лицензии на вид деятельности (работ, услуг) в
области пожарной безопасности взимается единовременный лицензионный
сбор. Оплата лицензионного сбора производится в установленном
порядке через учреждение банков Российской Федерации для зачисления
на бюджетные счета соответствующих органов управления ГПС МВД
России.
3.2. Лицензионный сбор взимается в следующих кратных размерах
к минимальной заработной плате, установленной законодательством
Российской Федерации:
Разработка мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности, научно-техническое консультирование по
по вопросам пожарной безопасности - 40
Проведение экспертизы организационных и технических
решений по обеспечению пожарной безопасности - 40
Организация и деятельность пожарной охраны
(пожарно-спасательных подразделений) населенных пунктов,
министерств, ведомств, а также предприятий (объединений),
учреждений, организаций независимо от их
организационно-правовых форм - 20
Проведение ведомственного контроля за обеспечением
пожарной безопасности - 40
Производство, проведение испытаний, поставка
пожарной техники и огнетушащих средств - 30
Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание
оборудования и систем противопожарной защиты (за
исключением отнесенных к строительной деятельности) - 30
Проведение испытаний веществ, материалов, изделий,
оборудования и конструкций на соответствие требованиям
пожарной безопасности - 40
Обучение мерам пожарной безопасности - 2
Примечание. Организациям и предприятиям системы Всероссийского
добровольного пожарного общества единовременный лицензионный сбор
уменьшается на 50 процентов.
Размеры платежей при выдаче лицензий согласованы с
Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 27 декабря
1993 г. N 13-4-9/2133)
3.3. Поступившие на бюджетные счета органов управления ГПС МВД
России денежные средства за выданные лицензии направляются:
центральным органом лицензирования в доход республиканского
бюджета Российской Федерации на раздел 12 параграфа 40 "Прочие
поступления";
территориальными органами лицензирования и уполномоченными
органами лицензирования, после восстановления ими расходов, в
бюджеты национально-государственных и
административно-территориальных образований Российской Федерации в
порядке, определяемом органами государственной власти.
3.4. Полученные денежные средства за выданные лицензии
органами управления ГПС МВД России используются на:
изготовление бланков строгой отчетности и другой документации,
связанной с обеспечением лицензионной деятельности;
опубликование реестра в средствах массовой информации;
информационно-справочное сопровождение процесса
лицензирования;
оплату деятельности привлекаемых специалистов (экспертов) при
разрешении спорных вопросов в области лицензирования;
проведение профилактических мероприятий по предотвращению
пожаров, улучшение материально-технического обеспечения ГПС МВД
России и социальной защиты личного состава этой службы.
3.5. Затраты (расходы) на проведение необходимых для получения
лицензии экспертиз, проводимых организациями, не входящими в состав
органов ГПС МВД России, не включаются в стоимость работ по выдаче
лицензий. Размер оплаты за проведение соответствующих экспертиз
определяется на договорной основе.
3.6. В случае отказа соискателя от оформления лицензии или
органа лицензирования в выдаче лицензии соискатель имеет право на
возврат внесенного им лицензионного сбора. Основанием для возврата
лицензионного сбора является документ о его уплате, на котором
делается отметка руководителя органа лицензирования: "Отказ от
оформления лицензии".
4. Контроль за соблюдением лицензионных условий
4.1. Контроль за лицензионной деятельностью в области пожарной
безопасности на территории Российской Федерации осуществляет ГУГПС
МВД России, а на соответствующих территориях субъектов Федерации -
УГПС, ОГПС МВД, ГУВД, УВД, а также уполномоченные ими органы ГПС
МВД России в части соблюдения лицензионных условий.
4.2. Контроль за соблюдением лицензионных условий
осуществляется по следующим направлениям:
соответствие деятельности (работ, услуг), осуществляемой
владельцем лицензии, указанной в лицензии;
соответствие выполняемой деятельности (работ, услуг),
изготовляемой, поставляемой пожарной техники и огнетушащих средств
требованиям стандартов, норм, правил пожарной безопасности,
технических условий и лицензионным условиям.
4.3. При выявлении нарушения лицензионных условий орган
лицензирования имеет право временно приостановить действие
лицензии, аннулировать или изъять ее в соответствии с порядком,
установленным разделом 5 настоящего Положения.
Решение о приостановлении действия, аннулировании и изъятии
лицензии может быть обжаловано в вышестоящий орган лицензирования.
4.4. При выявлении случаев осуществления деятельности (работ,
услуг) в области пожарной безопасности без лицензии орган
лицензирования вносит соответствующее представление в прокуратуру,
органы государственной регистрации субъектов предпринимательской
деятельности и использует при этом права, предоставленные органам
ГПС МВД России.
5. Порядок временного приостановления действия,
аннулирования н изъятия лицензии
5.1. Право временного приостановления действия, аннулирования
и изъятия лицензий предоставлено органам лицензирования.
Решение о временном приостановлении, аннулировании и изъятии
лицензии принимает руководитель органа лицензирования, выдавшего
ее, или вышестоящий орган лицензирования.
5.2. Решение о приостановлении действия лицензии принимается в
случаях:
нарушения лицензионных условий;
нарушения требований стандартов, технических условий, норм и
правил пожарной безопасности, проектной и конструкторской
документации при осуществлении деятельности и выполнении работ
(услуг), на которые получена лицензия.
Приостановление действия лицензии влечет за собой прекращение
деятельности юридического или физического лица по виду деятельности
(работ, услуг), указанному в лицензии до устранения выявленных
нарушений.
5.3. Аннулирование и изъятие лицензий производится органами
лицензирования при:
выдаче лицензии с нарушением порядка, установленного настоящим
Положением;
невозможности осуществления лицензируемой деятельности в
соответствии с действующим законодательством, требованиями
стандартов, норм и правил пожарной безопасности;
приостановлении действия лицензии более двух раз в течение
срока,на который выдана лицензия;
передаче лицензии другим юридическим и физическим лицам.
5.4. Основанием для рассмотрения вопроса о временном
приостановлении действия, аннулировании и изъятии лицензии
являются:
материалы проверок соответствующих органов лицензирования;
письменные заявления органов государственной власти и надзора,
общественных организаций потребителей, потребителя продукции или
уполномоченного им представителя.
Для проверки указанных фактов органами лицензирования могут
привлекаться специалисты органов надзора, вневедомственной
экспертизы, государственных и общественных организаций, а также
отдельные эксперты.
5.5. Рассмотрение вопроса о приостановлении, аннулировании и
изъятии лицензии осуществляется в присутствии владельца лицензии
или его законного представителя. В их отсутствие вопрос может быть
рассмотрен лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном их
извещении о месте и времени рассмотрения.
В иных случаях отсутствие владельца лицензии или его законного
представителя не является основанием для переноса срока
рассмотрения вопроса о приостановлении, аннулировании и изъятии
лицензии.
Решение о приостановлении, аннулировании и изъятии лицензии
утверждается руководителем соответствующего органа лицензирования и
вручается под роспись или высылается по почте владельцу лицензии в
недельный срок.
5.6. Информация о приостановленных, аннулированных и изъятых
лицензиях, а также о возобновлении действия приостановленных
лицензий публикуется в средствах массовой информации и вносится в
соответствующие Реестры.
5.7. Лицензия в 10-дневный срок после уведомления владельца
лицензии о ее аннулировании сдается им в орган, выдавший лицензию,
либо изымается.
_____________________
Приложение 1
к Положению о порядке лицензирования
видов деятельности (работ, услуг)
в области пожарной безопасности
П Е Р Е Ч Е Н Ь
видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается
лицензия Государственной противопожарной службой МВД России
(утвержден постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849)
1. Разработка мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности, научно-техническое консультирование по вопросам
пожарной безопасности.
2. Проведение экспертизы организационных и технических решений
по обеспечению пожарной безопасности.
3. Организация и деятельность пожарной охраны
(пожарно-спасательных подразделений) населенных пунктов,
министерств, ведомств, а также предприятий (объединений),
учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых
форм.
4. Проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной
безопасности.
5. Производство, проведение испытаний, поставка пожарной
техники и огнетушащих средств.
6. Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание
оборудования и систем противопожарной защиты (за исключением
отнесенных к строительной деятельности).
7. Проведение испытаний веществ, материалов, изделий,
оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной
безопасности.
8. Обучение мерам пожарной безопасности.
_______________