ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О кризисном положении в российской науке
В условиях общего кризиса в стране, сопровождающегося резким
сокращением масштабов государственной поддержки науки, значительным
уменьшением объемов бюджетного финансирования фундаментальных и
приоритетных прикладных исследований в научных учреждениях
Российской академии наук (РАН), отраслевых академий, министерств,
ведомств и в вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой.
Из науки ушли в иные сферы деятельности, уехали за рубеж
многие высококвалифицированные ученые и талантливая молодежь.
Закрываются лаборатории и сокращаются исследования по приоритетным
направлениям математики, физики, химии, биологии, экологии, наук о
Земле и по ряду направлений гуманитарных наук. Значительно
уменьшились объемы исследований по созданию новой техники и
технологий, масштабы строительства институтов и оснащения их
оборудованием, приборами и реактивами. Заработная плата ученых -
докторов и кандидатов наук - в настоящее время существенно ниже
среднего ее уровня по стране. Создавшаяся в науке ситуация грозит
непоправимыми последствиями для государства, вызывает повышенную
социальную напряженность в коллективах научных учреждений и высших
учебных заведений и требует принятия неотложных мер.
Учитывая приоритетность науки в обеспечении устойчивого
экономического развития страны и дальнейшем формировании ее
экономического потенциала и в целях выхода науки из кризиса
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть
вопросы:
об обеспечении сохранения и развития научного потенциала
страны на основе приоритетного финансирования фундаментальных и
перспективных прикладных исследований за счет увеличения расходов
бюджетов всех уровней на эти цели путем соответствующего расширения
доходной базы федерального бюджета прежде всего за счет сокращения
расходов на содержание государственного аппарата и масштаба
субвенций территориям, обеспечив покрытие многократно возросших
расходов на электроэнергию и коммунальные услуги, повышение уровня
заработной платы ученых, укрепление материально-технической базы
науки, закупку специальной литературы за рубежом, содержание и
развитие научных библиотек;
о включении затрат на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) в состав затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме.
2. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке провести парламентские слушания с участием представителей
РАН, отраслевых академий, министерств, ведомств и вузов страны,
союзов ученых и других общественных объединений о положении в
российской науке, программе реформирования системы организации и
координации научных исследований в стране, об источниках, способах
и объемах финансирования научных исследований.
3. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке и Комитету Государственной Думы по экономической политике
подготовить и представить в 1994 году на рассмотрение
Государственной Думы проекты федеральных законов о науке и
научно-технической политике, о Российской академии наук и
отраслевых академиях наук и их научных учреждениях.
4. При рассмотрении федерального бюджета на 1994 год считать
недопустимым передачу расходов по финансированию высшего
образования бюджетам субъектов Российской Федерации до проведения
аттестации высших учебных заведений и предусмотреть в 1994 году
финансирование системы высшего образования за счет средств
федерального бюджета.
5. Предложить Правительству Российской Федерации создать
комиссию с привлечением специалистов Контрольно-бюджетного
комитета, аудиторских фирм, представителей научных коллективов для
анализа эффективности расходования средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации Министерством науки и
технической политики Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Российским
фондом фундаментальных исследований, Российским фондом
технологического развития, отраслевыми бюджетными фондами на цели
НИОКР, поддержание научных организаций, а результаты работы
комиссии и предложения по совершенствованию механизма
финансирования науки направить на рассмотрение Государственной Думы
к 15 мая 1994 года.
6. Признать целесообразным предоставление налоговых льгот
научным, проектным, конструкторским, образовательным учреждениям, а
также иным организациям в части затрат на финансирование НИОКР,
техническое перевооружение, модернизацию и обновление производств.
Комитету Государственной Думы по экономической политике,
Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам и Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке подготовить необходимые законодательные предложения.
7. Считать недопустимым изъятие основных фондов и имущества
научно-исследовательских организаций, а также изменение профиля их
деятельности в ходе и в результате приватизации.
Комитету Государственной Думы по собственности, приватизации и
хозяйственной деятельности совместно с Комитетом Государственной
Думы по образованию, культуре и науке внести соответствующие
предложения на рассмотрение Государственной Думы.
8. Предложить Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о создании специального фонда для
финансирования расходов по патентованию за рубежом отечественных
разработок и открытий;
разработать программу государственной поддержки продвижения
отечественных разработок, научно-технических и образовательных
услуг на мировых рынках.
9. Признать необходимым осуществление государственного
контроля за экспортом результатов НИОКР.
Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке
совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической
политике провести анализ форм, методов и экономической
эффективности заключения институтами, отдельными научными
коллективами и учеными контрактов на проведение исследований и
разработок по зарубежным программам и заказам, продажу за рубеж
оригинальных научных результатов, "ноу-хау", уникальных изобретений
и конструкций. Разработать законопроекты, регламентирующие экспорт
научно-технических услуг и разработок в направлении, не допускающем
демпинговую распродажу накопленного научно-технического потенциала
и обеспечивающем соблюдение прав авторов на интеллектуальную
собственность.
10. Предложить Правительству Российской Федерации разработать
программу мер по сохранению кадрового потенциала науки, а также
поддержки наукоградов (научных городков).
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации И.П.Рыбкин
Москва
25 марта 1994 года
N 77-I ГД