Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12.07.1994 № 157-I СФ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

              СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                   О проекте федерального закона
              "О науке и научно-технической политике"

     В соответствии  с  частью  1 статьи 104 Конституции Российской
Федерации Совет Федерации постановляет:

     Внести на  рассмотрение  Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О науке и
научно-технической политике" (прилагается).

     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                      В.Ф.ШУМЕЙКО

     Москва
     12 июля 1994 года
     N 157-I СФ
     _________________

     Приложение
     к постановлению
     Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации
     от 12 июля 1994 года
     N 157-I СФ

     Проект

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
              "О НАУКЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"

                          Р А З Д Е Л  I

                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Предмет и сфера действия настоящего Федерального
               закона

     1. Законодательство  о  науке  и  научно-технической  политике
состоит  из настоящего Федерального закона,  других законодательных
актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     2. Настоящий    Федеральный    закон   регулирует   отношения,
возникающие между  органами  государственной власти  и  участниками
научной  и научно-технической деятельности,  между участниками этих
видов деятельности,  а также отношения между участниками научной  и
научно-технической  деятельности  и потребителями научной продукции
(работ и услуг).
     3. Законодательные    и   иные   нормативные   акты   (включая
законодательные  и  иные  нормативные  акты  субъектов   Российской
Федерации,  принятые ими в пределах их компетенции),  затрагивающие
сферу   действия   настоящего   Федерального закона,    не    могут
противоречить его положениям.

     Статья 2. Основные понятия

     Основные понятия,  принимаемые  настоящим Федеральным законом:
наука - интеллектуальная деятельность, содержанием которой является
познание  свойств  и  закономерностей  развития природы,  общества,
человека.  Она включает в себя как  деятельность,  направленную  на
получение  новых  знаний,  так  и  ее  результат  -  сумму  знаний,
составляющих основу научной картины мира и  отражающих  законы  его
развития;
     научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность
в   сфере  науки,  направленная  на  получение,  распространение  и
применение новых знаний, в том числе:
     а) фундаментальные  научные  исследования  - экспериментальная
или теоретическая деятельность,  направленная  на  получение  новых
знаний  об  основных  закономерностях  развития природы,  общества,
человека;
     б) прикладные    научные    исследования    -    исследования,
направленные преимущественно на  достижение  практических  целей  и
решений конкретных задач;
     научно-техническая деятельность -  деятельность,  направленная
на  получение,  распространение  и  применение новых знаний в сфере
решения технологических,  инженерных,  экономических,  социальных и
гуманитарных   проблем,   на  обеспечение  функционирования  науки,
техники и производства как единой системы;
     экспериментальные разработки    -    систематическая   работа,
основанная  на  знаниях,  приобретенных  в  результате   проведения
научных   исследований   или   на  основе  практического  опыта,  и
направленная на обеспечение жизни и  здоровья  человека,  получение
новых материалов, продуктов и приборов, введение новых технологий и
их дальнейшее усовершенствование;
     инновационная деятельность  -  деятельность,  направленная  на
использование научных знаний с целью получения нового или улучшения
производимого     продукта,     способа    его    производства    и
совершенствования социального обслуживания;
     научный и  научно-технический  потенциал  (ресурсы  научной  и
научно-технической деятельности) - совокупность накопленных  знаний
(информации),  людей, владеющих этими знаниями, а также пополняющих
их и использующих  в  практических  целях,  материально-технической
базы, организационных форм и методов;
     научный и    научно-технический    результат     -     продукт
интеллектуальной    деятельности,   на   который   распространяются
авторские и смежные права, оформленные в установленном порядке.

                          Р А З Д Е Л  II

       ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 3. Участники научной и научно-технической деятельности

     1. Научная    и    научно-техническая    деятельность    может
осуществляться   в  порядке,  установленном  настоящим  Федеральным
законом:
     гражданами Российской Федерации;
     гражданами иностранных государств;
     лицами без  гражданства  в  пределах прав,  предоставленных им
законодательством Российской Федерации;
     научными организациями,     вузами,     временными    научными
коллективами,       объединениями        научных        работников,
научно-исследовательскими     подразделениями     предприятий     и
организаций, самостоятельными лабораториями и отделами.
     2. Организации  и вузы,  не являющиеся научными организациями,
но имеющие статус юридического лица,  могут осуществлять научную  и
(или)  научно-техническую деятельность при условии ее закрепления в
их уставах.
     3. Граждане, занимающиеся  научной  и (или) научно-технической
деятельностью,  обязаны руководствоваться  требованиями  настоящего
Федерального закона, предъявляемыми к научному работнику.

     Статья 4. Научный работник, специалист научной организации
               и работник сферы научного обслуживания

     1. Научным работником является  лицо,  обладающее  необходимой
квалификацией   и  профессионально  занимающееся  научной  и  (или)
научно-технической деятельностью.
     Квалификация научного   работника   определяется  результатами
аттестации и выражается:
     в назначении на должность,  в установленном порядке отнесенную
к категории "научные сотрудники";
     в присвоении  ученого звания,  присуждении ученой степени либо
наличии специального образования,  подтвержденных  соответствующими
свидетельствами;
     в присвоении почетных званий,  присуждении наград и  премий  в
области  науки,  в  том  числе иностранными научными учреждениями и
организациями.
     Результаты аттестации могут быть обжалованы в квалификационную
комиссию более высокой инстанции и изменены (отменены) ею.
     2. Специалистом   научной  организации  (инженерно-техническим
работником) является лицо,  имеющее законченное среднее или  высшее
профессиональное  образование  и  способствующее получению научного
результата или его применению.
     3. Работником   сферы  научного  обслуживания  является  лицо,
обеспечивающее  создание  необходимых   условий   для   научной   и
научно-технической деятельности.

     Статья 5. Статус научного работника

     1. Научный работник имеет право:
     на признание его автором научных результатов  в  установленном
порядке;
     на объективную  оценку  своего  научного  труда  и   получение
вознаграждения, равнозначного этой оценке;
     на получение  доходов  от  реализации   научных   результатов,
автором  которых  он  является  (включая  коммерческое применение с
целью  превращения   научных   результатов   в   источник   личного
благосостояния);
     на повышение научной квалификации;
     на участие в научных дискуссиях,  конференциях,  симпозиумах и
иных   коллективных   обсуждениях   по   профилю   своей    научной
деятельности;
     на участие в обсуждении тематики научных исследований  научной
организации, являющейся местом его работы;
     на получение необходимой для научных исследований информации;
     на выбор метода решения избранной научной проблемы;
     на отказ  от  участия  в  научных   исследованиях,   негативно
влияющих на природу человека;
     на участие  в  конкурсе  на   финансирование   своих   научных
исследований   за   счет  федерального  бюджета,  фондов,  из  иных
источников (в том числе в конкурсе на получение грантов);
     на объединение   в   научные   ассоциации,   союзы   и  другие
добровольные научные общественные организации;
     на участие   в   международном  научном  и  научно-техническом
сотрудничестве (стажировки,  командировки,  публикации за рубежом и
прочее).
     2. Научный работник обязан:
     руководствоваться нормами научной  этики  и нести нравственную
ответственность за экономические,  экологические и  иные  социально
значимые результаты своего научного труда;
     объективно осуществлять    экспертизу    представленных    ему
прогнозов, проектов, результатов научных исследований и разработок.
     3. Научному   работнику   научной   организации    или    вуза
федерального  уровня  выплачивается  надбавка к заработной плате за
ученую степень:  доктору наук - в размере 70 процентов должностного
оклада;  кандидату  наук  -  в  размере  50  процентов должностного
оклада.
     Органы государственной  власти  субъектов Российской Федерации
могут устанавливать аналогичную надбавку  к  заработной  плате  для
научных  работников  научных организаций и вузов,  находящихся в их
ведении.
     Указанная надбавка   не   включается   в   совокупный   доход,
облагаемый налогом.

     Статья 6. Научная организация

     1. Научная организация является юридическим лицом любой  формы
собственности,    осуществляющим   научную   и   научно-техническую
деятельность, подготовку и аттестацию научных кадров.
     Научные организации              подразделяются             на
научно-исследовательские,                   опытно-конструкторские,
опытно-технические, проектные, изыскательские и иные категории.
     2. Государственная  научная  организация  федерального  уровня
создается,  реорганизуется и упраздняется в порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.
     Государственная научная   организация   регионального   уровня
создается,  реорганизуется и упраздняется соответствующими органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     3. Правительство Российской Федерации организует  сертификацию
научных организаций для присвоения статуса "государственной научной
организации" и выдает им государственный сертификат.
     Государственный сертификат  служит  основанием  для  получения
льгот, установленных для научных организаций.
     4. Научная   организация   действует   на   основании  устава,
утверждаемого в установленном порядке.
     5. В  соответствии  с гражданским законодательством Российской
Федерации  научные  организации  подразделяются  на  учреждения   и
предприятия.
     6. Научной  организации,  обладающей  высококвалифицированными
научными    кадрами,    а    также   уникальным   экспериментальным
оборудованием и получившей международное признание, в установленном
порядке  может  быть  присвоен  статус  "государственного  научного
центра".
     Правительство Российской    Федерации    присваивает    статус
"академгородка" существующим и  вновь  создаваемым  государственным
научным  центрам  в  случае  их  территориальной  обособленности  и
наличия собственной инфраструктуры.
     7. Научные   организации   вправе   в   установленном  порядке
объединяться в научные  ассоциации,  союзы  и  другие  добровольные
научные общественные объединения (включая международные).

     Статья 7. Временный научный коллектив

     1. Временным  научным  коллективом  является  группа научных и
других работников,  объединившихся на основе договора о  совместной
научной  и  научно-технической  деятельности для получения научного
результата на срок,  необходимый для решения  поставленной  задачи.
Временный     научный     коллектив    не     пользуется    правами
юридического лица.
     2. Взаимоотношения участников временного научного коллектива с
заказчиками и потребителями научной и научно-технической  продукции
регулируются  договорами  (контрактами) в порядке,  предусмотренном
гражданским законодательством Российской Федерации.

     Статья 8. Объединения научных работников

     1. Научные работники  вправе  создавать  добровольные  научные
общественные объединения (научные ассоциации,  союзы,  общественные
академии   наук,   научно-технические   и   научно-просветительские
общества и другие) в порядке,  предусмотренном законодательством об
общественных объединениях.
     Общественные академии    наук    создаются    по    инициативе
учредителей.   Их    деятельность    организуется    на    принципе
самофинансирования   и   на  основе  уставов,  утверждаемых  общими
собраниями этих академий наук и зарегистрированных в  установленном
порядке.   Общественные  академии  наук  координируют  деятельность
научных    работников    для    более     полного     использования
интеллектуального потенциала Российской Федерации.
     2. Органы   государственной   власти   могут   привлекать   на
конкурсной  основе  добровольные научные общественные объединения к
выполнению федеральных программ и проектов,  подготовке  решений  в
сфере науки и техники, проведению экспертиз.

     Статья 9. Академия наук в Российской Федерации

     1. В  Российской  Федерации имеются и осуществляют   научную и
научно-техническую    деятельность   Российская    академия   наук,
отраслевые академии наук субъектов Российской Федерации.
     2. Российская  академия  наук  имеет  государственный  статус,
является    научной    самоуправляемой   организацией,   проводящей
фундаментальные и  прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
проблемам   естественных,   технических   и   гуманитарных  наук  и
обеспечивающей координацию  фундаментальных  и  прикладных  научных
исследований,   выполняемых   научными   учреждениями   и   вузами,
финансируемыми из  федерального  бюджета.  Порядок  деятельности  и
финансирования     входящих     в     ее     состав    научных    и
научно-вспомогательных организаций определяется Уставом  Российской
академии наук.
     3. Отраслевые    академии    наук     (Российская     академия
сельскохозяйственных  наук,  Российская  академия медицинских наук,
Российская академия образования,  Российская академия архитектуры и
строительных наук) имеют государственный статус и являются научными
самоуправляемыми  организациями,  проводящими   и   координирующими
фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих
областях науки,  техники  и  образования.  Порядок  деятельности  и
финансирования     входящих     в     их     состав    научных    и
научно-вспомогательных  организаций  определяется   уставами   этих
академий  наук.  Новые  отраслевые академии наук создаются органами
государственной власти Российской Федерации.
     4. Российская   академия   наук  и  отраслевые  академии  наук
владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом (землей,
зданиями,  сооружениями,  судами,  научным  оборудованием и др.) на
основе права оперативного  управления  или  полного  хозяйственного
ведения.
     Вопросы управления  имуществом  Российской  академии  наук   и
отраслевых    академий    наук,   а   также   вопросы   научных   и
научно-вспомогательных организаций из  состава  указанных  академий
наук   решаются   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации и уставами академий наук.
     Приватизация предприятий,  учреждений  и  организаций  научной
сферы деятельности,  входящих в состав Российской академии  наук  и
отраслевых академий наук, запрещена.
     Приватизация находящихся в ведении академий  наук  объектов  и
предприятий  социальной  инфраструктуры  (за  исключением жилищного
фонда),   а   также   предприятий   по   обслуживанию   научной   и
научно-технической   деятельности  может  осуществляться  только  с
согласия  руководящего  органа   соответствующей   академии   наук.
Жилищный фонд, находящийся в ведении академии наук, приватизируется
в  соответствии  с  законодательством  Российской   Федерации,   за
исключением   той  его  части,  которая  находится  на  территориях
академгородков, объектов научной сферы деятельности или  социальной
инфраструктуры.  Эта часть жилищного фонда приватизируется только с
согласия руководящего органа соответствующей академии наук.
     Изъятие или  изменение назначения основных фондов предприятий,
учреждений и организаций,  находящихся в ведении академий наук,  не
допускается  без согласования с руководящим органом соответствующей
академии наук.
     За учреждениями   академий   наук   в   бессрочное  бесплатное
пользование закрепляются земельные участки,  ранее выделенные им  в
установленном порядке.
     Научно-исследовательские учреждения   академий   наук    могут
сдавать  в  аренду  без  права  выкупа или во временное пользование
закрепленные  за  ними  земельные  участки.  Полученные  за  аренду
средства  направляются  на  развитие  научной  и научно-технической
деятельности.
     Научно-исследовательские учреждения        академий       наук
самостоятельно используют имущество,  переданное им  в  оперативное
управление,  в  том  числе  для ведения коммерческой деятельности и
сдачи его в аренду без права выкупа.
     5. Финансирование   Российской   академии  наук  и  отраслевых
академий наук осуществляется за счет средств федерального  бюджета,
указываемых  отдельной строкой,  средств академии наук (собственных
или привлеченных),  добровольных взносов,  средств,  получаемых  по
договорам   (контрактам),   из  Российского  фонда  фундаментальных
исследований, других фондов и иных источников.
     6. В  Российской  академии  наук,  отраслевых  академиях  наук
оплата за академическое звание выплачиваются независимо  от  других
выплат и надбавок в следующем размере:
     для действительных  членов  Российской  академии  наук  -   20
установленных  законодательством  Российской  Федерации минимальных
размеров оплаты труда;
     для действительных   членов   отраслевых   академий   наук   и
членов-корреспондентов Российской академии наук - 15  установленных
законодательством  Российской Федерации минимальных размеров оплаты
труда;
     для членов-корреспондентов   отраслевых  академий  наук  -  15
установленных законодательством  Российской  Федерации  минимальных
размеров оплаты труда.
     Установленная оплата  не  включается   в   совокупный   доход,
облагаемый налогом.
     7. Академии наук субъектов Российской  Федерации  создаются  в
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
     Финансирование, пользование и распоряжение имуществом академий
наук субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с
законодательными актами субъектов Российской Федерации.
     Органы государственной  власти  субъектов Российской Федерации
могут устанавливать аналогичные оплаты за  академическое  звание  в
академиях наук субъектов Российской Федерации.

                         Р А З Д Е Л  III

 ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 10. Управление и самоуправление научной
                и научно-технической деятельности

     1. Управление  научной  и   научно-технической   деятельностью
осуществляется   на  основе  сочетания  принципов  государственного
регулирования,      составляющих       основу       государственной
научно-технической  политики,  разрабатываемой с учетом предложений
научной  общественности,  и  самоуправления   коллективов   научных
работников, научных организаций и их объединений.
     2. Государственное  управление  научной  и  научно-технической
деятельностью  осуществляется  в  пределах,  не  нарушающих свободы
научного творчества.
     Государственные органы,        уполномоченные        создавать
государственные научные организации:
     утверждают уставы научных организаций;
     назначают руководителей научных организаций с согласия  ученых
(научных, технических, научно-технических) советов;
     осуществляют контроль   за   эффективным   использованием    и
сохранностью предоставляемого научным организациям государственного
имущества;
     осуществляют другие полномочия в пределах их компетенции.
     3. Ученые   советы   государственных    научных    организаций
определяют  планы  научных  работ  и  развития этих государственных
научных организаций  гласно   исходя  из  государственных  заданий,
научных и экономических интересов,  профиля соответствующей научной
организации.

     Статья 11. Свобода научного и технического творчества

     1. Органы  государственной  власти  Российской   Федерации   в
соответствии   с  Конституцией  Российской  Федерации  и  настоящим
Федеральным законом:
     гарантируют участникам     научной     и    научно-технической
деятельности свободу творчества,  предоставляя им право формировать
тематику  научных  исследований,  выбирать  методы  и  средства для
решения поставленных задач,  претендовать на  финансирование  своих
фундаментальных  и  прикладных научных исследований в установленном
порядке,  заключать договоры на создание,  передачу и использование
научных  результатов,  включая  их  публикацию  любым незапрещенным
способом;
     признают право    на    обоснованный    риск   в   научной   и
научно-технической деятельности,  связанный с вероятным  характером
получения научных результатов;
     обеспечивают свободу       использования       научной       и
научно-технической информации.
     Участники научной  и  научно-технической  деятельности   имеют
право  на  беспрепятственный  обмен информацией,  кроме информации,
содержащей   не   подлежащие   разглашению   в    соответствии    с
законодательством   Российской  Федерации  сведения,  в  том  числе
связанные с охраной прав интеллектуальной собственности.

     Статья 12. Ограничения научной и научно-технической
                деятельности

     1. Правительство Российской Федерации вправе:
     вводить специальные правила на проведение научных исследований
и   использование  научных  результатов,  отнесенных  к  источникам
повышенной опасности;
     лицензировать отдельные   виды  научной  и  научно-технической
деятельности;
     вводить в     предусмотренных     законодательством    случаях
ограничения на право использования отдельных  научных  результатов,
распространяя  на них режим секретности и осуществляя надзор за его
соблюдением;
     вводить сертификационные   и   метрологические   требования  к
результатам научной и научно-технической деятельности.
     2. Негосударственные  научные  организации,  а также отдельные
лица,  занимающиеся  изучением  здоровья  человека  и   разработкой
методов   лечения,   должны   иметь  соответствующие  сертификат  и
лицензию, выдаваемые Правительством Российской Федерации.
     3. Научные испытания средств и методов медицинского назначения
на человеке  осуществляются  только  на  добровольной  основе.  При
проведении  научных исследований исключается негативное воздействие
на психическое и физическое здоровье человека.
     4. Научные медико-биологические опыты на животных проводятся в
соответствии с законодательством Российской Федерации  и  принятыми
нормами международного права и этики.

     Статья 13. Свобода конкуренции

     Правительство Российской Федерации:
     поощряет конкуренцию    между    участниками     научной     и
научно-технической  деятельности  путем проведения целенаправленной
кредитно-финансовой, ценовой, налоговой и антимонопольной политики;
     стимулирует создание  и  деятельность  различных видов научных
организаций;
     осуществляет защиту  от недобросовестной конкуренции в научной
и научно-технической деятельности.

     Статья 14. Отношения собственности в сфере научной и
                научно-технической деятельности

     1. Научной  организации  передается  в оперативное управление,
полное хозяйственное ведение либо собственность  имущество  (земля,
здания,  сооружения, имущественные комплексы, научное оборудование,
нематериальные активы) и денежные средства.
     2. Научной организации принадлежит право собственности:
     на имущество и денежные средства,  в том числе  нематериальные
активы,  перешедшие  к  ней  от физических и юридических лиц в виде
дара, пожертвования или по праву наследования;
     на продукты интеллектуального и творческого труда,  являющиеся
результатом деятельности ее работников, если в договоре (контракте)
на   создание   научной   или  научно-технической  продукции  между
заказчиком и исполнителем не оговорено иное;
     на доходы   от   собственной   хозяйственной   деятельности  и
приобретенное на эти доходы имущество.
     3. Научная   организация   отвечает  по  своим  обязательствам
находящимися в ее распоряжении денежными средствами и принадлежащим
ей имуществом в порядке,  определяемом законодательством Российской
Федерации.
     4. Научная  организация вправе выступать в качестве арендатора
и  арендодателя  имущества,  находящегося на ее  балансе.  Сдача  в
аренду  закрепленного за научной организацией имущества допускается
только с согласия ее учредителя на условиях, определенных договором
(контрактом)   между   собственником   этого  имущества  и  научной
организацией или  между  учредителем  и  собственником.  Полученные
научной   организацией   денежные   средства   от  сдачи  в  аренду
закрепленного за ней имущества могут быть использованы на  развитие
собственной  материально-технической  базы  и  повышение заработной
платы научных работников.
     5. Государственная или муниципальная научная организация может
быть приватизирована по решению учредителя в порядке, установленном
законодательством.  Учредитель  в  этом  случае  вправе  определить
условия,  связанные   с   профилем   и   дальнейшей   деятельностью
приватизируемой  научной  организации,  что  в обязательном порядке
должно быть закреплено в новом уставе научной организации.
     При реорганизации   государственной  научной  организации  для
сохранения        технологического        единства         научной,
опытно-производственной,  учебной  и  клинической  деятельности  не
допускается     выделение     из     ее      состава      опытного,
опытно-экспериментального,         опытно-учебного,        опытного
фармацевтического производства и клинических баз.

                          Р А З Д Е Л  IV

             ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

     Статья 15. Основные цели и принципы государственной
                научно-технической политики в Российской
                Федерации

     1. Государственная научно-техническая  политика  в  Российской
Федерации   определяет   цели,   направления,   формы  деятельности
государства  в  сфере  науки  и  техники,  реализации   научных   и
научно-технических  достижений.  Государство  содействует  развитию
науки и техники путем создания  необходимых  правовых,  социальных,
экономических  условий,  способствующих увеличению научных знаний и
практическому   использованию    научных    и    научно-технических
достижений.
     2. Целью   государственной   научно-технической   политики   в
Российской Федерации являются:
     увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны,
реализацию важнейших социальных задач;
     обеспечение прогрессивных структурных преобразований  в  сфере
материального   производства,   повышении   его   эффективности   и
конкурентоспособности;
     улучшение экологической обстановки;
     укрепление обороноспособности и безопасности государства;
     культурное развитие общества;
     эффективное использование научно-технического потенциала;
     сохранение и     развитие     сложившихся     научных    школ,
конструкторских коллективов.
     3. Государственная  научно-техническая  политика  в Российской
Федерации осуществляется на следующих основных принципах:
     свобода научного    и   научного-технического   творчества   в
сочетании с ответственностью научного работника за  результаты  его
деятельности;
     гласность и широкое  привлечение  на  профессиональной  основе
научной  общественности  при выборе приоритетов в науке и технике и
экспертизе  проектов,  состязательность  и  конкурсность   при   их
реализации;
     гарантии приоритетного развития фундаментальных  исследований,
поддержка  Российской  академии  наук,  отраслевых  академий  наук,
академий наук субъектов Российской Федерации;
     правовая охрана интеллектуальной собственности;
     интеграция научной,    научно-технической    деятельности    и
образования;
     поддержка конкуренции и предпринимательства в  сфере  науки  и
техники;
     сочетание управления    и    самоуправления    в   научной   и
научно-технической деятельности;
     концентрация ресурсов     на     приоритетных     направлениях
научно-технического развития;
     стимулирование деловой    активности    в    сфере    научной,
научно-технической  и  инновационной  деятельности  через   систему
налоговых,   кредитных,   амортизационных,   таможенных   и  других
экономических льгот;
     сохранение научно-технического    потенциала   при   конверсии
оборонной промышленности;
     развитие научной,     научно-технической    и    инновационной
деятельности  путем  формирования  сети   государственных   научных
центров, технополисов, технопарков и других научных структур;
     стимулирование научной,  научно-технической  и   инновационной
деятельности   в   регионах  и  интеграция  их  научно-технического
потенциала;
     развитие международного научного-технического сотрудничества.

     Статья 16. Полномочия органов государственной власти
                Российской Федерации, субъектов Российской
                Федерации и органов местного самоуправления
                по формированию и реализации государственной
                научно-технической политики

     1. К ведению Российской Федерации относятся:
     разработка и      проведение      единой       государственной
научно-технической политики;
     выбор приоритетных направлений развития науки и техники;
     формирование федеральных   органов   государственной   власти,
осуществляющих  и  обеспечивающих  управление  в  сфере  научной  и
научно-технической деятельности;
     формирование федеральных   научно-технических    программ    и
механизма их реализации;
     финансирование научной и  научно-технической  деятельности  из
федерального бюджета;
     управление научными организациями федерального уровня, включая
их создание, реорганизацию и ликвидацию;
     реализация обязательств  по   научным   и   научно-техническим
программам  и  проектам,  предусмотренным  соглашениями  Российской
Федерации с иностранными государствами;
     формирование и  управление  едиными  системами стандартизации,
научно-технической информации, патентно-лицензионного дела;
     формирование единой     системы     аттестации    научных    и
научно-педагогических кадров.
     Правительство Российской   Федерации  совместно  с  Российской
академией  наук  и   отраслевыми   академиями   наук   обеспечивает
формирование    и    практическое   осуществление   государственной
научно-технической политики на федеральном уровне.
     Правительство Российской   Федерации   определяет   полномочия
федеральных органов исполнительной власти в вопросах формирования и
реализации государственной научно-технической политики,  утверждает
федеральные программы по приоритетным направлениям развития науки и
техники.
     2. К совместному  ведению  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации относятся:
     формирование экономического      механизма       осуществления
государственной научно-технической политики;
     организация научно-технического прогнозирования;
     развитие научно-технического     потенциала     и     создание
инфраструктуры науки;
     формирование общероссийского рынка научной продукции;
     обеспечение прав   и    свобод    в    области    научной    и
научно-технической деятельности;
     охрана авторского права, прав интеллектуальной собственности и
других правовых институтов в сфере науки и техники;
     разработка и реализация мер,  обеспечивающих социальную защиту
научного   работника,   включая   материальную   обеспеченность   и
общественное признание значимости его труда;
     международные научные связи.
     3. К ведению субъектов Российской Федерации относятся:
     участие в     выработке     и    реализации    государственной
научно-технической политики;
     определение актуальных  для  региона  приоритетных направлений
развития науки и техники;
     формирование программ     работ     по    решению    важнейших
научно-технических проблем регионального значения;
     финансирование научной  и  научно-технической  деятельности из
бюджетов субъектов Российской Федерации;
     управление научными   организациями   регионального    уровня,
включая их создание, реорганизацию и ликвидацию;
     контроль за  деятельностью  научных  организаций  федерального
уровня   по   вопросам,   относящимся   к    компетенции    органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     координация действий   расположенных   в    регионе    научных
организаций  независимо от их подчиненности и формы собственности в
части   использования   имеющихся   материальных  и  информационных
ресурсов;
     формирование региональных органов управления в сфере научной и
научно-технической деятельности;
     формирование региональных фондов научного  и  технологического
развития;
     создание академий наук субъектов Российской Федерации.
     4. К ведению органов местного самоуправления относятся:
     контроль и принятие мер для исполнения на подведомственных  им
территориях  законов  и  других нормативных актов в сфере научной и
научно-технической деятельности;
     финансирование научной  и  научно-технической  деятельности из
местного бюджета,  в том числе  путем  формирования  предложений  и
заказов на условиях договора (контракта);
     управление муниципальными научными организациями;
     контроль экологической  безопасности   научных   исследований,
проводимых на их территориях, а также внедряемых новых технологий и
видов продукции;
     формирование предложений  и  заказов  на   условиях   договора
(контракта) для проведения участниками научной и научно-технической
деятельности научных исследований и разработок.

     Статья 17. Формирование государственной научно-
                технической политики

     1. Правительство  Российской  Федерации  ежегодно представляет
федеральному законодательному органу в форме  специального  доклада
предложения     по     основным     направлениям    государственной
научно-технической политики.
     2. Федеральный законодательный орган:
     ежегодно рассматривает и конкретизирует  основные  направления
государственной научно-технической политики;
     уточняет при      необходимости      перечень      федеральных
научно-технических программ;
     устанавливает систему   экономических   льгот,   стимулирующих
научную   и  научно-техническую  деятельность  и  использование  ее
результатов.
     3. Определение     основных     направлений    государственной
научно-технической  политики,  научно-техническое  прогнозирование,
разработка     рекомендаций    и    предложений    по    реализации
научно-технических    программ    и     проектов,     использованию
научно-технических  достижений осуществляется в условиях гласности,
с проведением различных форм общественного обсуждения, экспертизы и
конкурсов.
     4. Органы   государственной   власти   Российской    Федерации
обеспечивают   сохранение   высокого   уровня   научно-технического
потенциала оборонных и других отраслей  промышленности  в  условиях
конверсии,  оказывают экономическую,  организационную,  социальную,
правовую и иную поддержку сложившимся научным коллективам.
     Федеральный орган   исполнительной  власти,  ответственный  за
проведение работ по  соответствующему  направлению  государственной
научно-технической    политики,   осуществляет   по   отношению   к
конверсируемым оборонным  предприятиям,  работающим  по  указанному
направлению,  функции  государственного  заказчика  и  обеспечивает
необходимые меры государственной поддержки.

     Статья 18. Организация и проведение экспертизы

     1. Органы   государственной   власти   Российской    Федерации
организуют   проведение   экспертиз  научных  и  научно-технических
программ и проектов, финансируемых из федерального бюджета.
     2. Экспертиза проводится учреждениями независимой  экспертизы,
другими   учреждениями,   а   также   отдельными    экспертами    с
участием        заинтересованных       органов   и     организаций,
финансирующих        научную        и            научно-техническую
деятельность:
     при выборе      основных      направлений      государственной
научно-технической политики;
     при формировании научно-технических программ и проектов;
     при проведении    конкурсов    на    участие   в   научных   и
научно-технических  программах   и   проектах,   контроле   за   их
осуществлением  и  использованием полученных результатов в народном
хозяйстве.
     3. В  экспертизе  не  может  участвовать  специалист,  имеющий
личную заинтересованность в ее результатах.
     4. По  результатам  экспертизы  научно-технических  проектов и
программ органы исполнительной власти Российской Федерации в тесном
взаимодействии     с     научными    общественными    объединениями
заблаговременно информируют население о безопасности, экологической
чистоте,   экономической   и   социальной   значимости  создаваемых
производств и объектов,  использующих новейшие достижения  науки  и
техники.
     5. В  случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации,   в   установленном   порядке   проводится  обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
     6. Клинические  испытания  средств  и методов лечения проходят
обязательную государственную экспертизу и допускаются к  применению
в установленном порядке.

     Статья 19. Финансирование научной и научно-технической
                деятельности

     1. Финансирование научной  и  научно-технической  деятельности
осуществляется   из   федерального   бюджета,   бюджетов  субъектов
Российской Федерации,  за счет внебюджетных источников (собственных
или  привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений,
а  также  средств  заказчиков  работ),   из   иных   источников   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Ассигнования на финансирование научно-исследовательских  работ
гражданского   назначения  выделяются  из  федерального  бюджета  в
размере не менее 4  процентов  от  расходов  годового  федерального
бюджета.
     2. Правительство Российской Федерации организует разработку  и
исполнение    федерального    бюджета    в    части   расходов   на
научно-исследовательские работы, определяет порядок создания фондов
для  финансирования  фундаментальных  и  прикладных  исследований и
разработок,  утверждает распределение  предусмотренных  федеральным
бюджетом   ассигнований   на   эти   цели   между  государственными
заказчиками    федеральных    программ,    федеральными    органами
исполнительной  власти,  научными  организациями,  государственными
фондами.
     3. Фундаментальные   научные   исследования  финансируются  из
федерального бюджета,  а  также  из  федеральных  и  других  фондов
поддержки научной и научно-технической деятельности.
     4. Государственные научно-технические программы,  приоритетные
прикладные  научные  исследования  и  разработки  финансируются  из
федерального бюджета, фондов поддержки научной и научно-технической
деятельности  и  в  порядке долевого участия из фондов предприятий,
объединений, банков и других хозяйственных субъектов.
     В порядке   долевого   участия   могут  финансироваться  также
научно-технические  программы,  сформированные  и  реализуемые   на
основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений,
в том числе научные  и  научно-технические  программы  по  созданию
новой техники и технологии двойного применения.
     5. Работы регионального  значения  финансируются  из  бюджетов
субъектов  Российской  Федерации,  местных  бюджетов,  региональных
фондов поддержки научной и  научно-технической  деятельности  и,  в
порядке  долевого  участия,  из  фондов  предприятий,  объединений,
банков и других хозяйствующих субъектов.
     Из федерального бюджета могут финансироваться, в том числе и в
порядке долевого  участия,  наиболее  важные  работы  регионального
значения,  результаты  которых  могут  быть использованы и в других
регионах.
     Совместное использование  средств,  выделенных из федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
для     финансирования     научных     исследований    федерального
уровня, осуществляется на  долевых началах  по  согласованию  между
соответствующими    органами    Российской   Федерации,   субъектов
Российской Федерации,   и  органами исполнительской власти местного
самоуправления.
     6. Финансирование научной  и  научно-технической  деятельности
осуществляется  государством на основе сочетания прямого (базового)
и целевого финансирования.
     Базовое финансирование  предоставляется учреждениям Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  государственным  научным
центрам,    научным    организациям    министерств    и   ведомств,
государственным   вузам   и   другим   научным   организациям   для
осуществления научной и научно-технической деятельности.
     Средства в   порядке   целевого   финансирования    выделяются
участникам  государственных научно-технических программ и проектов.
Целевые  средства  направляются  исполнителям  непосредственно  или
через   специальные   фонды.   Средства   выделяются  на  основании
экспертных заключений по результатам конкурсов.
     7. В министерствах и ведомствах могут создаваться внебюджетные
фонды за счет отчислений предприятий,  относимых  на  себестоимость
производимой    продукции,    для    финансирования    научной    и
научно-технической деятельности научных организаций.
     Для финансирования научной и научно-технической деятельности в
области медицины и медицинской техники используются также  средства
фондов медицинского страхования.
     8. Научные организации, финансируемые из федерального бюджета,
бюджетных и внебюджетных фондов,  а также организации, привлекаемые
к выполнению работ на условиях субподряда, осуществляют учет затрат
по  работам,  финансируемым за счет указанных средств,  отдельно от
учета затрат по работам, финансируемым из иных источников. При этом
научные  организации вправе применять условия оплаты труда и методы
определения себестоимости научной и научно-технической продукции по
правилам,   установленным   для  бюджетных  организаций.  Средства,
сэкономленные научной организацией при выполнении работ, изъятию не
подлежат и могут быть использованы на социальные и производственные
нужды научной организации.
     9. Органы    государственной   власти   Российской   Федерации
осуществляют  контроль  за  расходованием средств,  выделенных   из
федерального  бюджета  или  государственных  внебюджетных фондов на
научную  и  научно-техническую  деятельность,  определяют  формы  и
способы использования ее результатов.

     Статья 20. Гранты

     Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться
за счет грантов - денежных и иных средств,  выделяемых безвозмездно
российскими  и  иностранными  юридическими и физическими лицами,  а
также международными организациями.
     Гранты выделяются  научным  работникам,  научным организациям,
вузам, другим юридическим и физическим лицам.
     Получатели грантов   распоряжаются   ими   в   соответствии  с
законодательством    Российской    Федерации    или    иностранного
государства,  выделившего гранты,  а также на условиях,  на которых
эти гранты выделяются.

     Статья 21. Информационное обеспечение научной
                и научно-технической деятельности

     1. Правительство  Российской  Федерации  обеспечивает создание
федеральных информационных фондов  и  сетей  по  науке  и  технике,
осуществляющей  сбор,  государственную  регистрацию,  аналитическую
обработку,  хранение и доведение до потребителя  научной  и  другой
информации,  содействует  изданию  научной продукции,  приобретению
научных журналов,  книг,  иных источников о результатах  научной  и
научно-технической деятельности за рубежом.
     2. Правительство     Российской     Федерации      гарантирует
исследователям   доступ   к   указанной  информации,  право  на  ее
приобретение   и   обеспечивает   их   участие   в    международных
информационных фондах и сетях.
     3. Федеральные     фонды     российской      и      зарубежной
научно-технической информации (в том числе патентной и содержащейся
в банках и базах данных) являются общенациональным достоянием.
     4. В случае ликвидации предприятий и организаций,  при которых
функционируют банки и базы  данных  научно-технической  информации,
обеспечиваются   их   сохранность   и  передача  правопреемникам  в
установленном порядке.
     5. Ограничение  распространения и доступа к научно-технической
информации,  являющейся государственной, служебной или коммерческой
тайной, определяется законодательством Российской Федерации.

     Статья 22. Подготовка и аттестация научных кадров

     1. В  соответствии с законодательством Российской Федерации об
образовании   Правительство   Российской   Федерации    и    органы
исполнительной    власти    гарантируют    подготовку,    повышение
квалификации и переподготовку  научных  работников  и  специалистов
государственных   и  муниципальных  научных  организаций  и  высших
учебных заведений,  выделяют для этих целей  необходимые  бюджетные
ассигнования.
     2. Правительство  Российской  Федерации   в   соответствии   с
законодательством     Российской    Федерации    создает    систему
аттестационных органов и устанавливает  порядок  присвоения  ученых
званий и присуждения ученых степеней.

     Статья 23. Интеграция научной, научно-технической
                деятельности и образования

     Интеграция научной,    научно-технической    деятельности    и
образования    осуществляется    путем   различных   форм   участия
преподавателей  и  студентов  вузов  в  научных   исследованиях   и
разработках,  а  также через систему организации учебного процесса,
поиска,   отбора   и   государственной   поддержки   молодежи,   ее
целенаправленной  подготовки  к  творческой  работе,  создания сети
специализированных вузов,  учебно-научных и учебно-производственных
комплексов  на  базе  вузов,  академических  и  отраслевых  научных
организаций,  предприятий,  научных центров. Для повышения качества
подготовки   научных  кадров  привлекаются  высококвалифицированные
научные работники и специалисты, в том числе на контрактной основе.

                          Р А З Д Е Л  V

      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

     Статья 24. Научная, научно-техническая продукция и
                договорные (контрактные) формы ее
                использования

     1. Научно и научно-технической продукцией признается научный и
научно-технический результат, предназначенный для товарного обмена.
     2. Основной   правовой    формой    взаимоотношений    научных
организаций,    заказчиков    и   иных   потребителей   научной   и
научно-технической продукции,  включая  министерства  и  ведомства,
является  договор (контракт) на создание,  передачу и использование
научной   и   научно-технической   продукции,   научно-технических,
инженерно-консультационных  и  иных  услуг,  а также лицензионные и
другие    соглашения,    включая    соглашения     о     совместной
научно-производственной деятельности и об участии в прибылях.
     3. Виды   договоров   (контрактов)   на   оказание    научных,
научно-технических   и  инженерно-консультационных  услуг,  порядок
заключения,  исполнения и  обеспечения  договоров  (контрактов)  на
создание,  передачу  и  использование  научной и научно-технической
продукции,  лицензионных  и   иных   соглашений   предусматриваются
гражданским законодательством Российской Федерации.
     4. На  договорной  (контрактной)  основе   могут   выполняться
научные исследования и разработки для государственных нужд.  В этом
случае договор (контракт) заключается между государственным органом
- заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации вправе вводить обязательное
заключение  договоров  (контрактов)  на  выполнение  исследований и
разработок для государственных организаций.
     5. Условия  владения,  пользования и распоряжения результатами
научной    и    научно-технической    деятельности     определяются
законодательством Российской Федерации,  а также не противоречащими
ему договорами  (контрактами,  соглашениями)  сторон  -  участников
научной  и  научно-технической деятельности.  Лицо,  которое в ходе
проведения    научной    или    научно-технической    деятельности,
предусмотренной  договором (контрактом),  служебным или специальным
заданием,    является    разработчиком    (создателем)     объектов
интеллектуальной   собственности,   право  на  которые  возникло  у
государства либо научной организации,  имеет право на авторство,  а
также  на  соразмерное  своему  творческому вкладу вознаграждение в
соответствии  с  условиями  договора  (контракта),  если  иное   не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     Статья 25. Правовая охрана научных результатов

     1. Государство     обеспечивает     охрану    интеллектуальной
собственности в форме науки  и  техники.  Использование  научной  и
научно-технической продукции без согласия ее разработчика (автора),
собственника либо  законного  владельца  влечет  ответственность  в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     2. Некоммерческое использование научной  и  научно-технической
продукции без согласия ее разработчика (автора),  собственника либо
законного   владельца   допускается   в   порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации.
     3. Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за
передачей  научных  и  научно-технических  достижений  за  рубеж  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          Р А З Д Е Л  VI

     МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья 26. Формы и правовые основы международного научного
                и научно-технического сотрудничества
                Российской Федерации

     1. Государство,   признавая,   что   международное  научное  и
научно-техническое  сотрудничество  Российской  Федерации  является
важнейшим направлением государственной научно-технической политики,
создает  необходимые   политические,   материальные,   правовые   и
организационные условия для такого сотрудничества.  Каждый участник
научной и  научно-технической  деятельности  вправе  участвовать  в
международном   и   научно-техническом   сотрудничестве  Российской
Федерации  и  вступать  в  международные  научные   организации   и
объединения.  На  территории  Российской  Федерации в установленном
законодательством порядке могут  создаваться  научные  организации,
центры и объединения с участием иностранных членов.
     2. Участники  научной  и  научно-технической  деятельности   в
Российской  Федерации имеют право на получение финансовой поддержки
от международных организаций,  изъятие которой в федеральный бюджет
не допускается.
     Иностранные инвестиции в сфере науки и техники  осуществляются
в  порядке  и формах,  предусмотренных законодательством Российской
Федерации об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях.
     3. Российская     Федерация     поддерживает     научное     и
научно-техническое сотрудничество с другими государствами на основе
соответствующих межправительственных договоров, а также содействует
расширению  непосредственных  научно-технических  контрактов  между
учеными, специалистами и коллективами научных и иных организаций.

     Статья 27. Научная и научно-техническая деятельность
                иностранных граждан в Российской Федерации

     1. Иностранные  граждане  вправе   заниматься   в   Российской
Федерации  всеми  видами  научной и научно-технической деятельности
наравне с гражданами Российской Федерации,  за исключением случаев,
установленных законодательством Российской Федерации.
     2. В отношении граждан  иностранных  государств,  установивших
ограничения  правоспособности  граждан Российской Федерации в сфере
научной и научно-технической деятельности,  в Российской  Федерации
могут быть установлены соответствующие ограничения.
     3. Положения настоящей статьи применяются  также  в  отношении
лиц без гражданства, в установленном порядке занимающихся научной и
научно-технической   деятельностью   на    территории    Российской
Федерации.

     Статья 28. Экспорт научной и научно-технической продукции

     Научная и научно-техническая продукция, созданная в Российской
Федерации  (в  том  числе  в  оборонных  отраслях  промышленности),
экспортируется    в    порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации.

                         Р А З Д Е Л  VII

                     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
официального опубликования.

     Статья 30. Приведение нормативных правовых актов в
                соответствие с настоящим Федеральным законом

     1. Нормативные правовые акты Президента Российской  Федерации,
Правительства   Российской   Федерации,  ведомственные  нормативные
правовые  акты,  правовые  акты  органов   государственной   власти
субъектов   Российской   Федерации   приводятся  в  соответствие  с
настоящим Федеральным законом в течение двух  месяцев  со  дня  его
вступления в силу.
     2. Правительство Российской Федерации в трехмесячный  срок  со
дня  вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона вносит в
установленном порядке в Государственную Думу Федерального  Собрания
Российской   Федерации   предложения   о   приведении  федерального
законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     Президент
     Российской Федерации

                          _______________

1994-07-12
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест