ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 16 января 1995 г. N 43
г. Москва
О федеральной целевой программе "Создание и развитие
Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях"
В целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера Правительство
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу
"Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях", представленную Министерством экономики
Российской Федерации.
2. Утвердить государственными заказчиками федеральной целевой
программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях" Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования
Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
экономики Российской Федерации при формировании проекта
федерального бюджета предусматривать выделение средств на
финансирование федеральной целевой программы "Создание и развитие
Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях".
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
--------------------
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 г.
N 43
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Создание и развитие Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (далее
именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 105 "О
плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на 1992 год".
Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях (РСЧС) создана в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года N 261.
В результате чрезмерной концентрации промышленности в
отдельных регионах, усложнения технологических процессов,
использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и
химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост
количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих
жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера. Велики социально-экономические последствия
природных чрезвычайных ситуаций.
Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных
бедствий показывает необходимость повышения оперативности
управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять
готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных
ситуациях. Требуют дальнейшего развития и оснащения современными
техническими средствами силы РСЧС. Постоянную опасность
представляют собой аварии и катастрофы на химически опасных
объектах, так как их высокая концентрация в городах и отдельных
регионах делает население особо уязвимым при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного характера и уменьшение их социально-экономических и
экологических последствий возможно только с осуществлением
комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
1. Технико-экономическое обоснование
Программа направлена на повышение эффективности мероприятий по
защите населения, предупреждению и обеспечению готовности к
действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Программой предусматривается осуществить на местном,
региональном и федеральном уровнях управления РСЧС комплекс мер по
предупреждению и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях
техногенного и природного характера.
Программа состоит из следующих подпрограмм:
создание автоматизированной информационно-управляющей системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС);
обучение населения, подготовка специалистов органов управления
РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оснащение техническими средствами сил РСЧС;
безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с
хранением, производством, применением, транспортированием и
утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.
Создание АИУС РСЧС направлено на расширение возможности
системы управления РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, выработку оптимальных решений на всех уровнях управления
РСЧС, а также повышение готовности систем связи и оповещения, сил и
средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления
РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает
создание новой государственной системы подготовки специалистов и
населения, основанной на применении новых учебных программ и
методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов
обучения.
Оснащение техническими средствами сил РСЧС предусматривает
разработку и поставку аварийно-спасательным формированиям
министерств, ведомств и организаций Российской Федерации
современных образцов специальной техники и снаряжения для
производства аварийно-спасательных и других неотложных работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных
ситуациях, связанных с хранением, производством, применением,
транспортированием и утилизацией химически опасных веществ,
предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее
опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их
химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и
управления риском химической опасности.
Реализация мероприятий Программы, по оценке экспертов,
позволит почти в 2 раза сократить человеческие жертвы и до 40
процентов снизить ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
При этом планируемые затраты на реализацию Программы составят не
более 5-7 процентов от ущерба, возможного в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
2. Этапы выполнения Программы
В рамках Программы предусматривается осуществить в 1993-1997
годах комплекс мероприятий, направленных на создание и дальнейшее
развитие РСЧС (приложение N 1).
Программа выполняется в два этапа.
Первый этап - 1993-1995 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает создание и
введение в опытную эксплуатацию основных звеньев автоматизированной
информационно-управляющей системы для решения первоочередных задач
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов
органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций"
включает в себя следующие мероприятия:
разработку учебных программ и нормативно-методических
документов для организации подготовки специалистов органов
управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработку учебных программ "Основы безопасности
жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" и организацию
обучения;
обновление учебно-материальной базы учебно-методических
центров.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС"
предусматривает:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по созданию семейства специализированных
поисково-спасательных автомобилей высокой проходимости, приборов
поиска пострадавших в завалах, универсального
аварийно-спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты
спасателей;
подготовку и освоение серийного производства
аварийно-спасательного инструмента, специальных транспортных
средств, эластомерных силовых конструкций;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений
гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований МЧС
России.
Второй этап - 1995-1997 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает:
создание местных звеньев АИУС РСЧС и организацию их
информационного взаимодействия с региональным и федеральным
уровнями управления РСЧС;
завершение работ по сопряжению АИУС РСЧС с автоматизированными
системами функциональных и ведомственных подсистем РСЧС;
внедрение видеоинформационного обеспечения и современных
средств связи.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов
органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций"
включает в себя:
внедрение в полном объеме в процесс обучения учащихся
общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего
профессионального образования программ обучения по специальностям
"Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность
жизнедеятельности";
подготовку специалистов органов управления РСЧС и сил
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение информационной и пропагандистской работы с
населением по защите от чрезвычайных ситуаций (создание
кинофильмов, специальных теле- и радиопрограмм, издание
литературы);
завершение работ по совершенствованию учебно-материальной базы
учебно-методических центров в регионах и в Академии гражданской
защиты МЧС России.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС"
предусматривает:
создание многоцелевых авиационных комплексов
аварийно-спасательных средств, машин разведки, мобильных
робототехнических комплексов;
создание учебно-испытательного центра МЧС России;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений
гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований
министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных
ситуациях, связанных с хранением, производством, применением,
транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и
изделий на их основе" включает в себя:
создание системы обеспечения химической безопасности населения
и территорий на региональном уровне РСЧС;
разработку проектов законов, государственных стандартов и
других нормативных документов, устанавливающих требования к
различным сферам и направлениям обеспечения химической
безопасности;
реализацию мероприятий по снижению уровня химической опасности
в отдельных видах производств;
совершенствование систем контроля и управления химической
опасностью;
разработку средств контроля и индикации различных видов
химически опасных веществ и организацию их серийного производства;
разработку средств защиты от химически опасных веществ и
организацию их серийного производства.
3. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется
министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации -
исполнителями Программы по согласованным с МЧС России планам, а по
подпрограмме "Обучение населения, подготовка специалистов органов
управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" работа
организуется на основе совместных приказов МЧС России,
Минобразования России и Госкомвуза России.
МЧС России, исходя из средств, выделяемых на каждый финансовый
год, утверждает по каждой подпрограмме планы реализации мероприятий
с указанием количественных показателей и финансовых затрат.
Выполнение мероприятий Программы ведется на основе договоров с
исполнителями.
Организация выполнения мероприятий Программы на
территориальном уровне управления РСЧС обеспечивается на основе
актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, начальников гражданской обороны
предприятий, учреждений и организаций. Контроль за ходом выполнения
мероприятий на территориальном уровне РСЧС возлагается на
региональные центры МЧС России и местные органы управления РСЧС.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом
инфляционных процессов за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
(приложение N 2).
Конечными результатами Программы являются:
создание АИУС РСЧС на федеральном, региональном и местном
уровнях управления РСЧС и ее сопряжение с функциональными и
ведомственными подсистемами РСЧС;
создание системы обучения в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях среднего и высшего профессионального образования по
программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность
жизнедеятельности";
подготовка населения, руководящего и командно-начальствующего
состава сил РСЧС, специалистов аварийно-спасательных формирований
министерств, ведомств и организаций Российской Федерации к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
освоение производства современных технических средств для
выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и оснащение сил РСЧС комплексами авиационных
средств экстренного реагирования, специальными
аварийно-спасательной техникой и транспортными средствами,
приборами разведки и контроля, механизированным
аварийно-спасательным инструментом, средствами защиты и оказания
помощи пострадавшим;
создание системы обеспечения химической безопасности населения
и территорий;
разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы
обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях,
связанных с хранением, производством, применением,
транспортированием и утилизацией химически опасных веществ;
совершенствование системы контроля и управления химической
опасностью;
разработка и производство средств защиты от химически опасных
веществ.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе "Создание и
развитие Российской системы предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях"
МЕРОПРИЯТИЯ
федеральной целевой программы "Создание и развитие
Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
1. Подпрограмма "Создание автоматизированной информационно- управляющей системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
млн.рублей
(в ценах января 1994 г.)
Финансирование В том числе
Наименование мероприятий за счет 1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год
федераль-ного
бюджета - всего
Создание АИУС на федеральном уровне управления 6272 200 1002 2030 2180 860
РСЧС (центр управления, главный и запасной
вычислительные центры, основной и запасной пункты
управления МЧС России,абонентские пункты штабов
управления силами РСЧС центрального подчинения)
Создание АИУС на региональном уровне управления 12400 30 980 1610 4610 5170
РСЧС (9 региональных информационно-управляющих
центров, абонентские пункты управления силами
РСЧС регионального подчинения, 9 мобильных
информационно-управляющих центров)
Создание АИУС на местном уровне управления РСЧС 170 30 140 - - -
(информационно-управляющие центры комиссий по 20920* - - 6100* 7700* 7120*
чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации, абонентские пункты штабов по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
органов местного самоуправления)
Создание опытной зоны АИУС РСЧС на базе 531 122 409 - - -
Северо-Западного региона
Сопряжение АИУС РСЧС с функциональными и 3078 60 40 1400 1476 102
ведомственными подсистемами РСЧС и необходимое
развитие этих подсистем
Разработка специального программного и 2199 70 329 400 700 700
информационного обеспечения АИУС РСЧС
2. Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов
органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных
ситуаций"
МЧС России
Совершенствование учебно-материальной базы 8296 105 1038 2313 2560 2280
Академии гражданской защиты МЧС России
Разработка и внедрение в процесс обучения 112 29 13 70 - -
учащихся общеобразовательных учреждений и
учреждений среднего и высшего профессионального
образования программ обучения "Основы
безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность
жизнедеятельности"
Создание и развитие на базе Тульского 923 - 123 400 200 200
объединенного учебно-методического центра
постоянно действующего детско-юношеского городка
"Остров безопасности"
Развитие и совершенствование учебно- методических 13116 - 3276 2400 4075 3365
центров по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям
Создание тренажера для подготовки руководящего, 104 4 100 - - -
командно-начальствующего состава и сил РСЧС и
освоение его опытного производства
Оснащение учебных центров ведомственных 4037 - 895 3142 - -
подсистем РСЧС автоматизированными обучающими
системами на базе видеокомпьютерной техники и
специального программного обеспечения
Разработка нормативно-методических документов по 54 52 2 - - -
организации подготовки специалистов органов
управления РСЧС, сил ликвидации чрезвычайных
ситуаций и населения
Организация и проведение работ по пропаганде и 1898 49 454 465 465 465
информированию населения о чрезвычайных ситуациях
(создание и тиражирование кино- и телефильмов,
радиопрограмм, издание литературы)
Обучение населения, не занятого в сфере 21600* - 5400* 5400* 5400* 5400*
производства и обслуживания (16,5 млн. человек)
Организация и проведение подготовки руководящего 64000* - 16000* 16000* 16000* 16000*
и командно-начальствующего состава и сил РСЧС
(950 тыс.человек)
Подготовка специалистов аварийно-спасательных 132400 - 34600 32600 32600 32600
формирований министерств, ведомств и организаций
Российской Федерации (58 тыс.человек)
Подготовка специалистов для территориальных 6000 - - 2000 2000 2000
органов управления МЧС России, других министерств
и ведомств Российской Федерации
Минобразование России
Организация и проведение обучения учащейся 38920 - 9580 9780 9780 9780
молодежи 368438* - 86438* 94000* 94000* 94000*
Переподготовка преподавателей в институтах 316* - 76* 80* 80* 80*
усовершенствования учителей и повышения
квалификации работников образования
Подготовка преподавателей на факультетах 490 - 100 130 130 130
повышения квалификации при педагогических вузах и
на базе Тульского объединенного
учебно-методического центра
Разработка и издание учебно-методических пособий 5901 - 1475 1476 1475 1475
и программ обучения студентов педагогических
вузов и слушателей факультетов повышения
квалификации при педагогических вузах
Госкомвуз России
Организация подготовки специалистов по программе 114560 - 28640 28640 28640 28640
"Безопасность жизнедеятельности"(1000 человек в
год)
Переподготовка и повышение квалификации 1040 - 260 260 260 260
преподавателей по программе "Безопасность
жизнедеятельности" (200 человек в год)
3. Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС"
Опытно-конструкторские работы по созданию новой 75280 410 14870 20000 20000 20000
аварийно-спасательной техники
в том числе:
многоцелевого комплекса авиационных средств 38760 - 2000 11500 13000 12260
учебно-испытательного центра МЧС России 5270 60 3010 600 600 1000
комплексов аварийно-спасательной техники 16640 120 4150 4590 3600 4180
специального механизированного 8560 90 4150 1810 1350 1160
аварийно-спасательного инструмента и средств
инженерной техники
средств индивидуальной защиты 3000 120 1180 500 500 700
разработка приборов поиска и контроля 3050 20 380 1000 950 700
Подготовка производства технических средств для 2300 1210 - 1090 - -
оснащения сил РСЧС
в том числе:
специальных автомобилей 310 310 - - - -
комплектов гидравлического инструмента 460 460 - - - -
комплектов электроинструмента 270 270 - - - -
прибора поиска и комплекта специального 70 70 - - - -
спасательного снаряжения
дизель-электрических агрегатов 280 100 - 180 - -
комплектов эластомерных силовых конструкций 350 - - 350 - -
комплектов механизированного инструмента 560 - - 560 - -
Закупка технических средств для оснащения сил 527110 890 40250 161220 162250 162500
РСЧС
в том числе:
специальной аварийно-спасательной техники 201960 - 10710 41250 75000 75000
комплекса авиационных средств экстренного 13800 - 7680 6120 - -
реагирования
специальных транспортных средств, оснащенных 69900 100 4700 44100 9000 12000
оборудованием для проведения
аварийно-спасательных работ
приборов поиска, разведки и контроля 64630 20 1610 15750 25750 21500
специального механизированного 78390 360 6030 24000 24000 24000
аварийно-спасательного инструмента
средств индивидуальной защиты и оказания помощи 47090 360 1730 13500 15000 16500
пострадавшим
медицинских средств и оборудования 7500 10 290 2400 2400 2400
вспомогательного оборудования и дополнительного 37930 40 4590 11100 11100 11100
имущества, в том числе мобильных быстровозводимых
модулей
перспективных аварийно-спасательных и других 5910 - 2910 3000 - -
технических средств для оснащения
учебно-испытательного центра МЧС России
4. Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с
хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией хими-
чески опасных веществ и изделий на их основе (Химическая безопасность)".
млн.рублей
(в ценах января 1994 г.)
Финансирование за счет федерального бюджета В том числе
Наименование мероприятий за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и 1995 год 1996 год 1997 год
местных бюджетов - всего
Создание системы органов обеспечения химической 4818 1854 2288 676
безопасности при возникновении чрезвычайных ---- ---- ---- ---
ситуаций и для их предупреждения 3692 1664 1664 364
Правовое и нормативно-техническое обеспечение 2953 1355 1136 462
химической безопасности при чрезвычайных ситуациях
Совершенствование системы надзора и контроля над 481 224 195 62
химической опасностью --- --- --- ---
260 - 130 130
Мероприятия по снижению уровня химической 7334 2649 2857 1828
опасности при хранении, производстве, применении, ---- ---- ---- ----
транспортировке и утилизации химически опасных 3796 572 910 2314
веществ и материалов
Разработка информационных и технических систем и 15087 6003 5582 3502
средств, обеспечивающих химическую безопасность
Мероприятия по предупреждению, защите населения и 6929 1126 4243 1560
повышению готовности сил к действиям в ---- ---- ---- ----
чрезвычайных ситуациях 6916 78 3718 3120
Международное сотрудничество в области 540 286 231 23
обеспечения химической безопасности
-------------------------------------------------
*Финансирование производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе "Создание и
развитие Российской системы предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях"
Объемы финансирования подпрограмм федеральной целевой программы
"Создание и развитие Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях"
млрд.рублей
(в ценах января 1994 г.)
Финансирование за счет В том числе
федерального
______бюджета_____
Наименование подпрограмм за счет бюджетов
субъектов Российской 1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год
Федерации и местных
бюджетов - всего
Создание автоматизи-рованной 24,65 0,51 2,9 5,44 8,97 6,83
информационно-управляющей ----- ---- --- ---- ---- ----
системы предупреждения и 20,92 - - 6,1 7,7 7,12
действий в чрезвычайных
ситуациях
Обучение населения, подготовка 327,85 0,24 80,55 83,68 82,18 81,2
специалистов органов управления ------ --- ----- ----- ----- ----- 115,48
РСЧС и сил ликвидации 454,35 - 107,91 115,48 115,48 115,48
чрезвычайных ситуаций
Оснащение техническими 604,69 2,51 55,12 182,31 182,25 182,5
средствами сил РСЧС
Безопасность населения при 38,14 - - 13,5 16,53 8,11
чрезвычайных ситуациях, ----- ---- ----- ----
связанных с хранением, производ- 14,66 2,31 6,42 5,93
ством, применением,
транспортированием и
утилизацией химически опасных
веществ и изделий на их основе
(Химическая безопасность)
Всего по программе "Создание и 995,33 3,26 138,57 284,93 289,93 278,64
развитие Российской системы ------ ---- ------ ------ ------ ------
предупреждения и действий в 488,93 - 107,91 123,89 129,6 128,53
чрезвычайных ситуациях на
1993-1997 годы"
____________