ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П о с т а н о в л е н и е
от 25 апреля 1995 г. N 418
г. Москва
О концепции государственной политики поддержки
партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и
зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 26.07.2004 г. N 380)
В целях совершенствования связей Российской Федерации с
зарубежными странами в области образования Правительство Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной политики
поддержки партнерства образовательных учреждений Российской
Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии
СССР (далее именуется - концепция партнерства).
2. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 26.07.2004 г. N 380)
3. Мероприятия, определенные концепцией партнерства,
осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в федеральном
бюджете на соответствующий год для Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию и Министерства
образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных
средств.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 апреля 1995 г.
N 418
КОНЦЕПЦИЯ
государственной политики поддержки партнерства образовательных
учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений,
созданных при содействии СССР
I. Общие положения
Концепция государственной политики поддержки партнерства
образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных
учебных заведений, созданных при содействии СССР (далее именуется -
концепция партнерства), строится исходя из геополитических и
экономических интересов Российской Федерации и устанавливает
приоритеты, цели и задачи международного сотрудничества в области
образования.
Основной целью государственной политики в сфере международного
сотрудничества в области образования является формирование новой,
сбалансированной системы взаимоотношений российских образовательных
учреждений и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии
СССР (далее именуются - зарубежные учебные заведения), которая
основана на принципах партнерства, взаимной выгоды и равноправия.
Стратегической задачей партнерства российских образовательных
учреждений и зарубежных учебных заведений является сохранение и
приумножение высокого научно-педагогического потенциала
образовательных учреждений Российской Федерации как национального
достояния страны.
Первоочередными задачами партнерства являются:
создание механизма разработки соответствующих международных
проектов и программ и участие в их реализации;
анализ состояния партнерства и выявление российских
образовательных учреждений и зарубежных учебных заведений, готовых
сотрудничать на принципах равноправия и взаимной выгоды;
обобщение опыта работы российских образовательных учреждений
высшего профессионального образования с зарубежными партнерами и
развитие контактов между ними;
проработка вопросов создания в зарубежных учебных заведениях
совместных образовательных и научно-методических центров;
анализ существующей нормативно-правовой базы сотрудничества
российских образовательных учреждений и зарубежных учебных
заведений и приведение ее в соответствие с требованиями
международной практики;
создание системы отбора и подготовки (профессиональной,
языковой и страноведческой) российских специалистов для работы в
зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям,
компьютеризация их учета;
создание условий для перехода российских образовательных
учреждений к обучению иностранных граждан на компенсационной основе
преимущественно по договорам и соглашениям, заключаемым
Государственным комитетом Российской Федерации по высшему
образованию и Министерством образования Российской Федерации с
государственными органами образования зарубежных стран.
Концепция партнерства рассчитана на перспективу (до 2000 года)
с ежегодным уточнением приоритетов.
II. Приоритеты государственной политики поддержки партнерства
образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных
учебных заведений на 1995 и 1996 годы
На ближайшие 2 года определяются следующие приоритетные
направления государственной политики поддержки партнерства в
области образования:
создание нормативно-правовой и организационной базы для
регулирования взаимоотношений между российскими и зарубежными
партнерами, согласование и подписание международных соглашений и
протоколов о сотрудничестве;
осуществление маркетинга образовательных услуг на
международном рынке и разработка первоочередных проектов развития
сотрудничества с конкретными учебными заведениями и странами;
выработка положений о создаваемых за рубежом совместных
образовательных и научно-методических центрах, а также оптимальных
моделей их функционирования, организация в них учебного процесса на
основе учебных планов и программ, базовых учебников и итоговых
контрольных материалов, подготовленных российскими образовательными
учреждениями;
согласование с иностранными партнерами заявок и заказов на
модернизацию материально-технической базы зарубежных учебных
заведений и экспортные поставки учебно-лабораторного оборудования
российского производства;
проведение организационных мероприятий, связанных с
привлечением развивающихся стран к разработке Конвенции об
академической мобильности и признании учебных курсов и свидетельств
о высшем образовании в соответствии с решением 27 сессии
Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г.;
обеспечение признания выдаваемых в Российской Федерации
документов об образовании, ученых степенях и званиях, а также
разработка механизма достижения эквивалентности структуры
российского профессионального образования и ее зарубежных аналогов;
создание централизованного резерва преподавателей и научных
работников со знанием иностранных языков, которых планируется
командировать для работы за рубежом по контрактам и соглашениям.
III. Организационное и кадровое обеспечение государственной
политики поддержки партнерства образовательных учреждений
Российской Федерации и зарубежных учебных заведений
Реализация мероприятий, предусмотренных концепцией
партнерства, возлагается на Государственный комитет Российской
Федерации по высшему образованию, Министерство образования
Российской Федерации и подведомственные им образовательные
учреждения.
На региональном уровне к решению практических вопросов
реализации концепции партнерства могут привлекаться соответствующие
органы управления образованием субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления, межвузовские и региональные центры
международного образования, различные общественные организации и
объединения системы профессионального образования (Российский союз
ректоров, Ассоциация российских вузов и другие).
Координацию действий министерств и ведомств Российской
Федерации по реализации концепции партнерства осуществляет
Межведомственная комиссия по международному партнерству в области
образования.
На этапе проработки и в процессе реализации концепции
партнерства предусматривается:
активное привлечение посольств, торговых и иных
представительств Российской Федерации за рубежом, национальных
ассоциаций иностранных выпускников российских (советских) учебных
заведений к разработке стратегии и тактики партнерских отношений и
согласованию их с государственными органами управления образованием
зарубежных стран;
проведение регулярных консультаций и обмен информацией как с
российскими, так и с иностранными субъектами партнерства в целях
выработки конкретных форм и методов реализации концепции
партнерства;
ознакомление с основными положениями и целями концепции
партнерства представителей заинтересованных министерств и ведомств
Российской Федерации, общественных организаций и фирм в целях
широкого привлечения спонсорских средств;
освещение в средствах массовой информации хода и результатов
проведения мероприятий, определенных концепцией партнерства.
В целях конкретизации вклада Российской Федерации в развитие
международного партнерства в области образования предусматривается:
ежегодное выделение Государственным комитетом Российской
Федерации по высшему образованию зарубежным образовательным
учреждениям до одной тысячи государственных стипендий для
подготовки магистров в российских образовательных учреждениях
высшего профессионального образования и для обучающихся в системе
послевузовского профессионального образования;
ежегодное командирование в зарубежные учебные
заведения-партнеры за счет Российской Федерации до 50
преподавателей русского языка и литературы для педагогической и
научно-методической работы в области русистики.
IV. Финансовое обеспечение государственной политики поддержки
партнерства образовательных учреждений Российской Федерации
и зарубежных учебных заведений
Мероприятия, определенные концепцией партнерства,
осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в федеральном
бюджете на соответствующий год для Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию и Министерства
образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных
средств.
Для стимулирования международного партнерства в области
образования могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые
в законодательном порядке.
___________