Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

               Об оперативно-розыскной деятельности

      Принят Государственной Думой           5 июля 1995 года

     (В редакции федеральных законов от 18.07.97 г. N 101-ФЗ;
          от 21.07.98 г. N 117-ФЗ; от 05.01.99 г. N 6-ФЗ;
        от 30.12.99 г. N 225-ФЗ; от 20.03.2001 г. N 26-ФЗ;
        от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ;
       от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ;
       от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ; от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ;
       от 24.07.2007 г. N 214-ФЗ; от 29.04.2008 г. N 58-ФЗ;
       от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ; от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ;
       от 26.12.2008 г. N 293-ФЗ; от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ)

     Настоящий Федеральный      закон     определяет     содержание
оперативно-розыскной  деятельности,  осуществляемой  на  территории
Российской Федерации,  и закрепляет систему гарантий законности при
проведении оперативно-розыскных мероприятий.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         С т а т ь я  1. Оперативно-розыскная деятельность

     Оперативно-розыскная деятельность    -    вид    деятельности,
осуществляемой  гласно  и  негласно  оперативными   подразделениями
государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным
законом   (далее - органы,   осуществляющие    оперативно-розыскную
деятельность),  в  пределах  их  полномочий  посредством проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях  защиты  жизни,  здоровья,
прав  и  свобод человека и гражданина,  собственности,  обеспечения
безопасности общества и государства от преступных посягательств.

     С т а т ь я  2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

     Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
     выявление, предупреждение,      пресечение     и     раскрытие
преступлении,  а   также   выявление   и   установление   лиц,   их
подготавливающих, совершающих или совершивших;
     осуществление розыска лиц,  скрывающихся от органов  дознания,
следствия  и  суда,  уклоняющихся от уголовного наказания,  а также
розыска без вести пропавших;
     добывание  информации  о событиях или действиях (бездействии),
создающих   угрозу   государственной,  военной,  экономической  или
экологической безопасности Российской Федерации; (В        редакции
Федерального закона от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ)
     установление имущества, подлежащего конфискации.        (Абзац
дополнен - Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ)

    С т а т ь я  3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

     Оперативно-розыскная деятельность        основывается       на
конституционных принципах законности,  уважения и соблюдения прав и
свобод  человека  и  гражданина,  а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов и средств.

        С т а т ь я  4. Правовая основа оперативно-розыскной
                           деятельности

     Правовую основу  оперативно-розыскной  деятельности составляют
Конституция  Российской  Федерации,  настоящий  Федеральный  закон,
другие  Федеральные  законы  и  принятые в соответствии с ними иные
нормативные  правовые  акты  Федеральных  органов   государственной
власти.
     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную    деятельность,
издают    в    пределах   своих   полномочий   в   соответствии   с
законодательством   Российской    Федерации    нормативные    акты,
регламентирующие      организацию      и     тактику     проведения
оперативно-розыскных мероприятий.

   С т а т ь я  5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
              при осуществлении оперативно-розыскной
                           деятельности

     Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность,   при   проведении  оперативно-розыскных  мероприятий
должны  обеспечивать  соблюдение  прав  человека  и  гражданина  на
неприкосновенность   частной   жизни,   личную  и  семейную  тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.(Новая      часть
первая дополнена - Федеральный закон от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
     Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
для достижения целей и решения задач,  не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
     Лицо, полагающее,   что   действия   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,  привели к нарушению его прав  и
свобод,   вправе  обжаловать  эти  действия  в  вышестоящий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,  прокурору или  в
суд.
     Лицо, виновность  которого  в   совершении   преступления   не
доказана  в  установленном  законом  порядке,  то  есть в отношении
которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело
прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с
отсутствием в деянии состава преступления,  и  которое  располагает
фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий
и  полагает,  что  при  этом  были  нарушены  его   права,   вправе
истребовать   от   органа,   осуществляющего   оперативно-розыскную
деятельность,  сведения о полученной о нем информации  в  пределах,
допускаемых  требованиями  конспирации  и  исключающих  возможность
разглашения государственной тайны.  В случае, если будет отказано в
предоставлении   запрошенных   сведений  или  если  указанное  лицо
полагает,  что сведения получены не в  полном  объеме,  оно  вправе
обжаловать  это в судебном порядке.  В процессе рассмотрения дела в
суде обязанность доказывать обоснованность отказа в  предоставлении
этому  лицу сведений,  в том числе в полном объеме,  возлагается на
соответствующий    орган,    осуществляющий    оперативно-розыскную
деятельность.
     В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган,  осуществляющий  оперативно-розыскную  деятельность,  обязан
предоставить   судье   по   его   требованию   оперативно-служебные
документы,  содержащие  информацию  о  сведениях,  в предоставлении
которых было отказано заявителю,  за исключением сведений о  лицах,
внедренных в организованные преступные группы,  о штатных негласных
сотрудниках    органов,     осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность,   и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
конфиденциальной основе.
     В случае     признания    необоснованным    решения    органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  об  отказе  в
предоставлении  необходимых  сведений заявителю судья может обязать
указанный орган предоставить  заявителю  сведения,  предусмотренные
частью четвертой настоящей статьи. (В  редакции Федерального закона
от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ)
     Полученные   в   результате   проведения  оперативно-розыскных
мероприятий   материалы  в  отношении  лиц,  виновность  которых  в
совершении   преступления   не  доказана  в  установленном  законом
порядке,  хранятся  один  год, а затем уничтожаются, если служебные
интересы  или  правосудие  не  требуют  иного.  Фонограммы и другие
материалы,  полученные в результате прослушивания телефонных и иных
переговоров  лиц,  в отношении которых не было возбуждено уголовное
дело,  уничтожаются  в  течение шести месяцев с момента прекращения
прослушивания,  о чем составляется соответствующий протокол. За три
месяца   до   дня  уничтожения  материалов,  отражающих  результаты
оперативно-розыскных    мероприятий,   проведенных   на   основании
судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.   (В
редакции Федерального закона от 20.03.2001 г. N 26-ФЗ)
     Органам (должностным          лицам),           осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
     проводить оперативно-розыскные   мероприятия    в    интересах
какой-либо   политической   партии,  общественного  и  религиозного
объединения;
     принимать негласное   участие  в  работе  федеральных  органов
государственной власти,  органов государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации и органов местного самоуправления,  а также в
деятельности   зарегистрированных   в   установленном   порядке   и
незапрещенных   политических  партий,  общественных  и  религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
     разглашать сведения,  которые  затрагивают  неприкосновенность
частной жизни,  личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
и     которые    стали    известными    в    процессе    проведения
оперативно-розыскных  мероприятий,   без   согласия   граждан,   за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
     подстрекать,  склонять, побуждать в прямой или косвенной форме
к совершению противоправных действий (провокация); (Абзац  дополнен
- Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ)
     фальсифицировать результаты               оперативно-розыскной
деятельности. (Абзац      дополнен      -     Федеральный     закон
от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ)
     При нарушении  органом  (должностным  лицом),   осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   прав  и  законных  интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья
в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации обязаны
принять меры по восстановлению  этих  прав  и  законных  интересов,
возмещению причиненного вреда.
     Нарушения настоящего  Федерального  закона  при  осуществлении
оперативно-розыскной     деятельности    влекут    ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
     (Части  первую - девятую считать соответственно частями второй
- десятой в редакции Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)

       ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

         С т а т ь я  6. Оперативно-розыскные мероприятия

     При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:

     1. Опрос. (В        редакции        Федерального        закона
от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
     2. Наведение справок.
     3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
     4. Проверочная закупка.
     5. Исследование предметов и документов.
     6. Наблюдение.
     7. Отождествление личности.
     8. Обследование   помещений,   зданий,   сооружений,  участков
местности и транспортных средств.
     9. Контроль   почтовых   отправлений,   телеграфных   и   иных
сообщений.
     10. Прослушивание телефонных переговоров.
     11. Снятие информации с технических каналов связи.
     12. Оперативное внедрение.
     13. Контролируемая поставка.
     14. Оперативный эксперимент.

     Приведенный перечень  оперативно-розыскных  мероприятий  может
быть изменен или дополнен только федеральным законом.
     В ходе     проведения     оперативно-розыскных     мероприятий
используются информационные системы,  видео- и аудиозапись, кино- и
фотосъемка,  а  также  другие  технические  и  иные  средства,   не
наносящие  ущерб  жизни  и  здоровью  людей  и  не причиняющие вред
окружающей среде.
     Оперативно-розыскные   мероприятия,   связанные   с  контролем
почтовых  отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
телефонных  переговоров  с  подключением  к  станционной аппаратуре
предприятий,   учреждений   и   организаций   независимо   от  форм
собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги
и  средства  связи,  со  снятием  информации  с технических каналов
связи,  проводятся  с  использованием  оперативно-технических сил и
средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних
дел  и,  органов  по  контролю  за оборотом наркотических средств и
психотропных  веществ  в  порядке,  определяемом  межведомственными
нормативными    актами    или    соглашениями    между    органами,
осуществляющими   оперативно-розыскную  деятельность. (В   редакции
федеральных             законов            от 30.12.99 г. N 225-ФЗ;
от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
     Должностные лица органов,  осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность,  решают  ее  задачи  посредством  личного  участия  в
организации    и   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий,
используя  помощь  должностных  лиц  и   специалистов,   обладающих
научными,  техническими  и  иными  специальными  знаниями,  а также
отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
     Запрещается проведение   оперативно-розыскных   мероприятий  и
использование   специальных    и    иных    технических    средств,
предназначенных           (разработанных,          приспособленных,
запрограммированных)  для  негласного  получения   информации,   не
уполномоченными  на  то настоящим Федеральным законом физическими и
юридическими лицами.
     Ввоз  в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных
технических   средств,  предназначенных  для  негласного  получения
информации,      не      уполномоченными      на      осуществление
оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами
подлежат  лицензированию  в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации. (В      редакции      Федерального     закона
от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)
     Перечень видов      специальных      технических      средств,
предназначенных  для  негласного  получения  информации  в процессе
осуществления  оперативно-розыскной  деятельности,  устанавливается
Правительством Российской Федерации.
     Разработка,  производство,  реализация  и приобретение в целях
продажи   специальных   технических  средств,  предназначенных  для
негласного  получения информации, индивидуальными предпринимателями
и    юридическими   лицами,   осуществляющими   предпринимательскую
деятельность,    подлежат    лицензированию    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации. (Часть      дополнена     -
Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)

   С т а т ь я  7. Основания для проведения оперативно-розыскных
                            мероприятий

     Основаниями для  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий
являются:
     1. Наличие возбужденного уголовного дела.
     2. Ставшие       известными       органам,      осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
     1) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного
противоправного деяния,  а также  о  лицах,  его  подготавливающих,
совершающих  или  совершивших,  если  нет  достаточных  данных  для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
     2)  событиях  или  действиях  (бездействии),  создающих угрозу
государственной,    военной,    экономической   или   экологической
безопасности Российской Федерации; (В  редакции Федерального закона
от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ)
     3) лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
     4) лицах,  без вести пропавших,  и об обнаружении неопознанных
трупов.
     3.  Поручения  следователя, руководителя следственного органа,
органа   дознания   или  определения  суда  по  уголовным  делам  и
материалам  проверки  сообщений  о  преступлении,  находящимся в их
производстве.  (В        редакции        федеральных        законов
от 24.07.2007 г. N 214-ФЗ; от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ)
     4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
     5. Постановление  о  применении  мер  безопасности в отношении
защищаемых    лиц,    осуществляемых    уполномоченными    на    то
государственными     органами     в     порядке,    предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
     6. Запросы   международных  правоохранительных  организаций  и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии  с
международными договорами Российской Федерации.
     Органы, осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  в
пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые
для принятия решений:
     1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
     2. О допуске к работам,  связанным с  эксплуатацией  объектов,
представляющих  повышенную опасность для жизни и здоровья людей,  а
также для окружающей среды.
     3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
     4. Об   установлении  или  о  поддержании  с  лицом  отношений
сотрудничества при  подготовке  и  проведении  оперативно-розыскных
мероприятии.
     5. По   обеспечению   безопасности   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     6.   О   предоставлении  либо  об  аннулировании  лицензии  на
осуществление  частной  детективной  или  охранной  деятельности, о
переоформлении   документов,  подтверждающих  наличие  лицензии,  о
выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения
частного охранника. (В       редакции      Федерального      закона
от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ)
     7.   О   достоверности   представленных   государственным  или
муниципальным  служащим либо гражданином, претендующим на должность
судьи,  предусмотренных  федеральными законами сведений при наличии
запроса,   направленного   в   порядке,   определяемом  Президентом
Российской Федерации. (Пункт    дополнен    -   Федеральный   закон
от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ)

      С т а т ь я  8. Условия проведения оперативно-розыскных
                            мероприятий

     Гражданство, национальность,    пол,     место     жительства,
имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к
общественным  объединениям,  отношение  к  религии  и  политические
убеждения  отдельных  лиц не являются препятствием для проведения в
отношении  их  оперативно-розыскных   мероприятий   на   территории
Российской   Федерации,  если  иное  не  предусмотрено  федеральным
законом.
     Проведение     оперативно-розыскных    мероприятий,    которые
ограничивают  конституционные  права человека и гражданина на тайну
переписки,  телефонных  переговоров,  почтовых,  телеграфных и иных
сообщений,  передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а
также  право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
судебного решения и при наличии информации: (В             редакции
Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
     1. О    признаках    подготавливаемого,    совершаемого    или
совершенного  противоправного  деяния,  по  которому   производство
предварительного следствия обязательно.
     2. О  лицах,  подготавливающих,  совершающих  или  совершивших
противоправное  деяние,  по  которому производство предварительного
следствия обязательно.
     3.  О  событиях  или действиях (бездействии), создающих угрозу
государственной,    военной,    экономической   или   экологической
безопасности Российской Федерации. (В  редакции Федерального закона
от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ)
     В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
совершению  тяжкого  или  особо  тяжкого  преступления, а также при
наличии  данных  о  событиях  и  действиях (бездействии), создающих
угрозу  государственной,  военной,  экономической или экологической
безопасности  Российской  Федерации,  на  основании мотивированного
постановления   одного  из  руководителей  органа,  осуществляющего
оперативно-розыскную     деятельность,    допускается    проведение
оперативно-розыскных  мероприятий,  предусмотренных  частью  второй
настоящей  статьи,  с  обязательным  уведомлением  суда  (судьи)  в
течение  24  часов.  В течение 48 часов с момента начала проведения
оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан
получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного
мероприятия либо прекратить его проведение. (В             редакции
Федерального закона от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ)
     Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только
в   отношении   лиц,  подозреваемых  или  обвиняемых  в  совершении
преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений,
а  также  лиц,  которые  могут  располагать сведениями об указанных
преступлениях.  Фонограммы,  полученные  в результате прослушивания
телефонных  и  иных  переговоров,  хранятся  в  опечатанном  виде в
условиях,  исключающих возможность их прослушивания и тиражирования
посторонними лицами. (Новая часть четвертая дополнена - Федеральный
закон от 20.03.2001 г. N 26-ФЗ; в   редакции   Федерального  закона
от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ)
     В случае  возбуждения  уголовного  дела  в   отношении   лица,
телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии
с настоящим Федеральным законом,  фонограмма  и  бумажный  носитель
записи   переговоров   передаются   следователю  для  приобщения  к
уголовному делу в качестве вещественных  доказательств.  Дальнейший
порядок   их   использования  определяется  уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации.(Новая часть пятая дополнена
- Федеральный закон от 20.03.2001 г. N 26-ФЗ)
     В случае возникновения угрозы жизни,  здоровью,  собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной  форме
разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на
основании  постановления,   утвержденного   руководителем   органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность,  с обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
     Проверочная закупка  или  контролируемая  поставка  предметов,
веществ и продукции,  свободная реализация которых  запрещена  либо
оборот  которых  ограничен,  а  также  оперативный  эксперимент или
оперативное  внедрение  должностных  лиц  органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  а  равно  лиц,  оказывающих им
содействие,  проводятся на основании  постановления,  утвержденного
руководителем    органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную
деятельность.
     Проведение  оперативного  эксперимента  допускается  только  в
целях    выявления,    предупреждения,   пресечения   и   раскрытия
преступлений   средней   тяжести,   тяжкого   или   особо   тяжкого
преступления,  а  также  в  целях  выявления и установления лиц, их
подготавливающих,   совершающих   или   совершивших.  (В   редакции
федеральных            законов           от 02.12.2005 г. N 150-ФЗ;
от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ)
     При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям,
предусмотренным   пунктами  1-4,  6  и  7  части  второй  статьи  7
настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий,
указанных   в   пунктах  8-11  части  первой  статьи  6  настоящего
Федерального закона. (В      редакции      Федерального      закона
от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ)
     Оперативно-розыскные мероприятия,  обеспечивающие безопасность
органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную    деятельность,
проводятся  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом   и
исключительно    в    пределах    полномочий   указанных   органов,
установленных соответствующими законодательными  актами  Российской
Федерации.  По  основаниям,  предусмотренным пунктом 5 части второй
статьи 7 настоящего Федерального закона,  разрешается  осуществлять
действия,  указанные  в  пунктах  8-11  части первой статьи 6,  без
судебного решения при  наличии  согласия  гражданина  в  письменной
форме.
     (Части  четвертую  -  восьмую  считать  соответственно частями
шестой     -     десятой    в    редакции    Федерального    закона
от 20.03.2001 г. N 26-ФЗ)

     Статья 8-1. Особенности проведения оперативными
                  подразделениями органов федеральной службы
                  безопасности оперативно-розыскных мероприятий в
                  сфере осуществления иностранных инвестиций в
                  хозяйственные общества, имеющие стратегическое
                  значение для обеспечения обороны страны и
                  безопасности государства

     В целях определения факта установления иностранным  инвестором
или  группой лиц,  в которую входит иностранный инвестор,  контроля
над хозяйственным обществом,  имеющим стратегическое  значение  для
обеспечения  обороны  страны  и  безопасности государства,  а также
факта  наличия  между  иностранным  инвестором  и  третьими  лицами
соглашения  и  (или)  их  согласованных  действий,  направленных на
установление такого  контроля,  оперативные  подразделения  органов
федеральной  службы  безопасности  вправе проводить предусмотренные
статьей  6  настоящего  Федерального  закона   оперативно-розыскные
мероприятия.     Результаты    оперативно-розыскной    деятельности
оперативных подразделений органов федеральной  службы  безопасности
могут  использоваться  в  доказывании  по  указанным  в  статье  15
Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций
в  хозяйственные  общества,  имеющие  стратегическое  значение  для
обеспечения обороны страны  и  безопасности  государства"  судебным
искам. (Статья       дополнена       -       Федеральный      закон
от 29.04.2008 г. N 58-ФЗ)

    С т а т ь я  9. Основания и порядок судебного рассмотрения
             материалов об ограничении конституционных
                    прав граждан при проведении
                 оперативно-розыскных мероприятий

     Рассмотрение материалов об  ограничении  конституционных  прав
граждан  на  тайну  переписки,  телефонных  переговоров,  почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и
почтовой   связи,   на  неприкосновенность  жилища  при  проведении
оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило,
по  месту  проведения  таких  мероприятий  или  по месту нахождения
органа,  ходатайствующего об  их  проведении.  Указанные  материалы
рассматриваются   уполномоченным   на   то   судьей   единолично  и
незамедлительно.  Судья не вправе  отказать  в  рассмотрении  таких
материалов в случае их представления.
     Основанием для   решения   судьей   вопроса    о    проведении
оперативно-розыскного мероприятия,  ограничивающего конституционные
права граждан,  указанные в части первой настоящей статьи, является
мотивированное   постановление   одного  из  руководителей  органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную    деятельность.    Перечень
категорий   таких   руководителей   устанавливается  ведомственными
нормативными актами.
     По требованию   судьи  ему  могут  представляться  также  иные
материалы,      касающиеся      оснований      для       проведения
оперативно-розыскного  мероприятия,  за исключением данных о лицах,
внедренных в организованные преступные группы,  о штатных негласных
сотрудниках     органов,     осуществляющих    оперативно-розыскную
деятельность,   и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
конфиденциальной  основе,  об  организации  и  о тактике проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
     По результатам   рассмотрения   указанных   материалов   судья
разрешает   проведение    соответствующего    оперативно-розыскного
мероприятия,  которое  ограничивает  конституционные права граждан,
указанные в части первой настоящей статьи,  либо отказывает  в  его
проведении,    о    чем   выносит   мотивированное   постановление.
Постановление,  заверенное печатью,  выдается инициатору проведения
оперативно-розыскного   мероприятия   одновременно  с  возвращением
представленных им материалов.
     Срок действия  вынесенного  судьей постановления исчисляется в
сутках со дня его вынесения и не  может  превышать  шести  месяцев,
если иное не указано в самом постановлении,  при этом течение срока
не  прерывается.  При  необходимости   продления   срока   действия
постановления  судья  выносит  судебное  решение на основании вновь
представленных материалов.
     В случае,      если     судья     отказал     в     проведении
оперативно-розыскного     мероприятия,     которое     ограничивает
конституционные  права граждан,  указанные в части первой настоящей
статьи,  орган,  осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность,
вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
     Руководители судебных органов создают условия,  обеспечивающие
защиту   сведении,   которые   содержатся  в  представляемых  судье
оперативно-служебных документах.

  С т а т ь я  10. Информационное обеспечение и документирование
                   оперативно-розыскной деятельности

     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  для
решения задач,  возложенных на них настоящим  Федеральным  законом,
могут  создавать  и  использовать  информационные системы,  а также
заводить дела оперативного учета.
     Дела оперативного   учета  заводятся  при  наличии  оснований,
предусмотренных  пунктами  1-6 части  первой  статьи  7  настоящего
Федерального  закона,  в целях собирания и систематизации сведений,
проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности,  а
также  принятия  на  их  основе  соответствующих  решений органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
     Факт заведения  дела оперативного учета не является основанием
для ограничения конституционных прав и  свобод,  а  также  законных
интересов человека и гражданина.
     Дело оперативного  учета  прекращается   в   случаях   решения
конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных
статьей 2 настоящего  Федерального  закона,  а  также  установления
обстоятельств,   свидетельствующих   об  объективной  невозможности
решения этих задач.
     Перечень дел   оперативного   учета   и   порядок  их  ведения
определяются   нормативными    актами    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.

  С т а т ь я  11. Использование результатов оперативно-розыскной
                           деятельности

     Результаты   оперативно-розыскной   деятельности   могут  быть
использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных
действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,
предупреждению,  пресечению  и  раскрытию преступлений, выявлению и
установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших,
а  также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших,
имущества,   подлежащего   конфискации,   для  принятия  решений  о
достоверности   представленных  государственным  или  муниципальным
служащим   либо   гражданином,  претендующим  на  должность  судьи,
предусмотренных федеральными законами сведений. (В         редакции
Федерального закона от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ)
     Результаты  оперативно-розыскной  деятельности  могут  служить
поводом    и    основанием   для   возбуждения   уголовного   дела,
представляться   в   орган  дознания,  следователю  или  в  суд,  в
производстве   которого  находится  уголовное  дело  или  материалы
проверки   сообщения  о  преступлении,  а  также  использоваться  в
доказывании   по  уголовным  делам  в  соответствии  с  положениями
уголовно-процессуального   законодательства  Российской  Федерации,
регламентирующими  собирание,  проверку и оценку доказательств, и в
иных  случаях,  установленных  настоящим  Федеральным  законом.  (В
редакции      федеральных     законов     от 29.04.2008 г. N 58-ФЗ;
от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ)
     Представление результатов   оперативно-розыскной  деятельности
органу дознания,  следователю или в суд осуществляется на основании
постановления       руководителя       органа,      осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,  в   порядке,   предусмотренном
ведомственными нормативными актами.
     Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении  лиц,
перечисленных  в пунктах  1-4  и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона,  учитываются при решении вопроса об их допуске
к указанным видам деятельности.

    С т а т ь я 12. Защита сведений об органах, осуществляющих
                 оперативно-розыскную деятельность

     Сведения об используемых  или  использованных  при  проведении
негласных   оперативно-розыскных   мероприятий   силах,  средствах,
источниках,  методах,  планах  и  результатах  оперативно-розыскной
деятельности,  о  лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
группы,  о штатных негласных  сотрудниках  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,  и  о  лицах,  оказывающих  им
содействие на конфиденциальной основе,  а также об организации и  о
тактике   проведения  оперативно-розыскных  мероприятий  составляют
государственную  тайну  и  подлежат   рассекречиванию   только   на
основании   постановления   руководителя   органа,  осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
     Предание гласности    сведений    о    лицах,   внедренных   в
организованные преступные группы,  о штатных негласных  сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
о   лицах,   оказывающих   или   оказывавших   им   содействие   на
конфиденциальной   основе,   допускается   лишь  с  их  согласия  в
письменной  форме  и  в   случаях,   предусмотренных   федеральными
законами.
     Судебное решение  на  право  проведения  оперативно-розыскного
мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого
решения,    хранятся    только    в     органах,     осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     Оперативно-служебные    документы,    отражающие    результаты
оперативно-розыскной  деятельности,  представляются  суду  (судье),
прокурору,      осуществляющему      надзор      за     законностью
оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в
производстве   которых   находится  уголовное  дело  или  материалы
проверки  сообщения  о преступлении, другим органам, осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность,  в  порядке  и случаях, которые
установлены настоящим Федеральным законом.  (В редакции федеральных
законов от 05.01.99 г. N 6-ФЗ; от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ)

      ГЛАВА III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
                           ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    С т а т ь я  13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                           деятельность

     На территории    Российской   Федерации   право   осуществлять
оперативно-розыскную   деятельность   предоставляется   оперативным
подразделениям:
     1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
     2. Органов федеральной службы безопасности.
     3.(Утратил силу - Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
     4.(Утратил силу - Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
     5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
     6. Таможенных органов Российской Федерации.
     7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
     8.  Федеральной службы исполнения наказаний. (Пункт дополнен -
Федеральный  закон от 21.07.98 г. N 117-ФЗ; в редакции Федерального
закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
     9.  Органов  по  контролю  за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ. (Пункт    дополнен    -   Федеральный   закон
от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
     Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства
обороны    Российской   Федерации   проводит   оперативно-розыскные
мероприятия  только  в  целях  обеспечения  безопасности указанного
органа   внешней   разведки   и  в  случае,  если  проведение  этих
мероприятий  не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах
1, 2, 4, 6-9 части первой настоящей статьи. (В             редакции
Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
     Перечень органов,      осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность,  может быть изменен или дополнен  только  федеральным
законом.   Руководители   указанных   органов  определяют  перечень
оперативных      подразделении,      правомочных       осуществлять
оперативно-розыскную   деятельность,  их  полномочия,  структуру  и
организацию работы.
     Органы, осуществляющие    оперативно-розыскную   деятельность,
решают   определенные   настоящим   Федеральным   законом    задачи
исключительно    в   пределах   своих   полномочий,   установленных
соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
     Оперативные      подразделения     органов,     осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  проводить  совместно с
работниками  уголовно-исполнительной  системы  оперативно-розыскные
мероприятия   в   следственных  изоляторах  уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской Федерации. (Часть дополнена
-   Федеральный   закон   от  21.07.98  г.  N  117-ФЗ;  в  редакции
Федерального закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)

       С т а т ь я  14. Обязанности органов, осуществляющих
                 оперативно-розыскную деятельность

     При решении  определенных  настоящим Федеральным законом задач
оперативно-розыскной   деятельности   органы,   уполномоченные   ее
осуществлять, обязаны:
     1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые  меры
по  защите  конституционных  прав  и  свобод человека и гражданина,
собственности,  а также  по  обеспечению  безопасности  общества  и
государства.
     2.   Исполнять   в   пределах  своих  полномочий  поручения  в
письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора о
проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  по уголовным делам и
материалам  проверки  сообщений  о  преступлении,  принятым  ими  к
производству, а также решения суда по уголовным делам. (В  редакции
Федерального закона от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ)
     3. Выполнять  на   основе   и   в   порядке,   предусмотренных
международными    договорами    Российской    Федерации,    запросы
соответствующих   международных   правоохранительных   организаций,
правоохранительных   органов   и   специальных   служб  иностранных
государств.
     4. Информировать       другие      органы,      осуществляющие
оперативно-розыскную   деятельность   на   территории    Российской
Федерации,   о   ставших   им   известными    актах  противоправной
деятельности,  относящихся к компетенции этих органов,  и оказывать
этим органам необходимую помощь.
     5. Соблюдать    правила    конспирации    при    осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
     6. Содействовать   обеспечению   в   порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации,  безопасности и сохранности
имущества своих сотрудников,  лиц,  оказывающих содействие органам,
осуществляющим    оперативно-розыскную   деятельность,   участников
уголовного  судопроизводства,  а  также  членов  семей  и   близких
указанных лиц от преступных посягательств.

          С т а т ь я  15. Права органов, осуществляющих
                 оперативно-розыскную деятельность

     При решении  задач  оперативно-розыскной  деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1.    Проводить   гласно   и   негласно   оперативно-розыскные
мероприятия,  перечисленные  в  статье  6  настоящего  Федерального
закона,   производить   при   их   проведении  изъятие  документов,
предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление
услуг  связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и
здоровью   лица,   а   также   угрозы   государственной,   военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
     В случае   изъятия   документов,   предметов,  материалов  при
проведении  гласных  оперативно-розыскных  мероприятий  должностное
лицо,  осуществившее изъятие,  составляет протокол в соответствии с
требованиями уголовно-процессуального  законодательства  Российской
Федерации.
     Если при проведении гласных  оперативно-розыскных  мероприятий
изымаются  документы,  то  с  них  изготавливаются  копии,  которые
заверяются должностным  лицом,  изъявшим  документы,  и  передаются
лицу,  у  которого  изымаются  документы,  о  чем делается запись в
протоколе.  В случае, если невозможно изготовить копии или передать
их  одновременно с изъятием документов,  указанное должностное лицо
передает заверенные копии документов лицу,  у которого были  изъяты
документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись
в протоколе.
     В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов
заверенные копии документов  не  были  переданы  лицу,  у  которого
изъяты  документы,  заверенные копии документов в течение трех дней
должны быть направлены по почте заказным почтовым  отправлением,  о
чем  делается  запись  в  протоколе  с  указанием  номера почтового
отправления.
     Копии документов   направляются  по  адресу  места  нахождения
юридического лица или адресу  места  жительства  физического  лица,
указанному в протоколе.
     (Пункт        в       редакции       Федерального       закона
от 26.12.2008 г. N 293-ФЗ)
     2. Устанавливать  на  безвозмездной  либо  возмездной   основе
отношения  сотрудничества с лицами,  изъявившими согласие оказывать
содействие  на  конфиденциальной  основе  органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
     3. Использовать   в   ходе   проведения   оперативно-розыскных
мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения,
имущество предприятий,  учреждений, организаций, воинских частей, а
также  жилые  и  нежилые  помещения,  транспортные  средства и иное
имущество частных лиц.
     4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий,
учреждений,  организаций,  подразделений,  помещений и транспортных
средств органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
а   также   личность   граждан,   оказывающих   им   содействие  на
конфиденциальной основе.
     5. Создавать   в  установленном  законодательством  Российской
Федерации   порядке   предприятия,   учреждения,   организации    и
подразделения,   необходимые  для  решения  задач,  предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
     Законные требования  должностных  лиц органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  обязательны   для   исполнения
физическими  и  юридическими  лицами,  к  которым  такие требования
предъявлены.
     Неисполнение законных   требований  должностных  лиц  органов,
осуществляющих     оперативно-розыскную     деятельность,      либо
воспрепятствование     ее     законному     осуществлению    влекут
ответственность,   предусмотренную   законодательством   Российской
Федерации.

   С т а т ь я  16. Социальная и правовая защита должностных лиц
           органов, осуществляющих оперативно-розыскную
                           деятельность

     На должностных        лиц        органов,       осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   распространяются    гарантии
социальной  и  правовой  защиты  сотрудников  тех органов,  в штаты
которых указанные лица входят.
     Никто не  вправе  вмешиваться  в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за
исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
     Должностное лицо,     уполномоченное     на      осуществление
оперативно-розыскной     деятельности,     в     ходе    проведения
оперативно-розыскных      мероприятий      подчиняется       только
непосредственному  и прямому начальнику.  При получении приказа или
указания,  противоречащего  закону,  указанное   должностное   лицо
обязано руководствоваться законом.
     При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и
законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и
государства от  преступных  посягательств  допускается  вынужденное
причинение   вреда   правоохраняемым  интересам  должностным  лицом
органа,  осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  либо
лицом,  оказывающим  ему  содействие,  совершаемое  при правомерном
выполнении указанным  лицом  своего  служебного  или  общественного
долга.
     Время выполнения должностными лицами  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную    деятельность,    специальных    заданий   в
организованных преступных  группах,  а  также  время  их  службы  в
должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит
зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении  в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы  местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для должностных лиц органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.

       ГЛАВА IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    С т а т ь я  17. Содействие граждан органам, осуществляющим
                 оперативно-розыскную деятельность

     Отдельные лица могут с их согласия привлекаться  к  подготовке
или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их
желанию  конфиденциальности  содействия   органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность,  в том числе по контракту.  Эти
лица обязаны сохранять в тайне сведения,  ставшие им  известными  в
ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий,  и
не  вправе  предоставлять  заведомо  ложную  информацию   указанным
органам.
     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную    деятельность,
могут  заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного,
должностного и социального положения, образования, принадлежности к
общественным  объединениям,  отношения  к  религии  и  политических
убеждений.
     Органам, осуществляющим   оперативно-розыскную   деятельность,
запрещается  использовать  конфиденциальное содействие по контракту
депутатов,  судей,  прокуроров,  адвокатов,  священнослужителей   и
полномочных     представителей     официально    зарегистрированных
религиозных объединений.

     С т а т ь я  18. Социальная  и  правовая защита граждан,
               содействующих органам, осуществляющим
                 оперативно-розыскную деятельность

     Лица, содействующие          органам,           осуществляющим
оперативно-розыскную    деятельность,    находятся    под   защитой
государства.
     Государство гарантирует     лицам,     изъявившим     согласие
содействовать     по     контракту     органам,      осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность,  выполнение своих обязательств,
предусмотренных  контрактом,  в  том  числе  гарантирует   правовую
защиту,  связанную  с  правомерным  выполнением  указанными  лицами
общественного долга или возложенных на них обязанностей.
     При возникновении      реальной     угрозы     противоправного
посягательства на жизнь,  здоровье или имущество  отдельных  лиц  в
связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность,  а равно членов их семей и близких эти органы обязаны
принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий,
установлению  виновных  и   привлечению   их   к   ответственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     Лицо из   числа   членов   преступной   группы,    совершившее
противоправное   деяние,   не   повлекшее   тяжких  последствии,  и
привлеченное   к   сотрудничеству   с    органом,    осуществляющим
оперативно-розыскную    деятельность,    активно   способствовавшее
раскрытию преступлений,  возместившее  нанесенный  ущерб  или  иным
образом  загладившее  причиненный вред,  освобождается от уголовной
ответственности  в  соответствии  с  законодательством   Российской
Федерации.
     Лица, сотрудничающие     с      органами,      осуществляющими
оперативно-розыскную  деятельность,  либо  оказавшие  им  помощь  в
раскрытии преступления или установлении лиц,  их совершивших, могут
получать  вознаграждения  и  другие выплаты.  Полученные указанными
лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются
и в декларациях о доходах не указываются.
     Период сотрудничества  граждан  по   контракту   с   органами,
осуществляющими   оперативно-розыскную   деятельность,  в  качестве
основного  рода  занятий  включается  в  трудовой   стаж   граждан.
Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
     В целях   обеспечения   безопасности   лиц,  сотрудничающих  с
органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   и
членов  их  семей допускается проведение специальных мероприятий по
их  защите  в  порядке,  определяемом  законодательными   и   иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  в связи с его
участием   в   проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  семье
пострадавшего  и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается
единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания
погибшего  и в установленном законодательством Российской Федерации
порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. (В  редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     При  получении  лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения,
контузии,  увечья,  наступивших в связи с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность
дальнейшего     сотрудничества    с    органами,    осуществляющими
оперативно-розыскную  деятельность,  указанному  лицу выплачивается
единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и
в  установленном  законодательством  Российской  Федерации  порядке
назначается пенсия по инвалидности. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     При    одновременном    возникновении    в    соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации  нескольких  оснований для
указанных  единовременных выплат в случаях, установленных настоящей
статьей,  выплаты  осуществляются  по  одному  основанию  по выбору
получателя. (Часть      дополнена      -      Федеральный     закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)

       ГЛАВА V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
                           ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   С т а т ь я  19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                           деятельности

     Обеспечение  оперативно-розыскной  деятельности,  в  том числе
социальной   и  правовой  защиты  граждан,  содействующих  органам,
осуществляющим  оперативно-розыскную  деятельность в соответствии с
настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам
Российской  Федерации  и  осуществляется в порядке, устанавливаемом
руководителями  государственных  органов, оперативные подразделения
которых уполномочены осуществлять эту деятельность. (В     редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     (Часть    вторая    утратила    силу   -   Федеральный   закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     Контроль за  расходованием  финансовых средств,  выделенных на
оперативно-розыскную  деятельность,  осуществляется  руководителями
государственных   органов,  в  состав  которых  входят  оперативные
подразделения,  осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а
также специально уполномоченными на то представителями Министерства
финансов Российской Федерации.

        ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
                           ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

  С т а т ь я  20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

     Контроль за  оперативно-розыскной  деятельностью  осуществляют
Президент  Российской  Федерации,  Федеральное  Собрание Российской
Федерации,   Правительство   Российской   Федерации   в    пределах
полномочий,   определяемых   Конституцией   Российской   Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.

     Статья 21. Прокурорский надзор
                за оперативно-розыскной деятельностью

     Прокурорский надзор  за  исполнением  настоящего  Федерального
закона  осуществляют  Генеральный  прокурор  Российской Федерации и
уполномоченные им прокуроры.
     По требованию   указанных   прокуроров  руководители  органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,  представляют  им
оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного
учета,  материалы о проведении оперативно-розыскных  мероприятий  с
использованием     оперативно-технических    средств,    а    также
учетно-регистрационную документацию  и  ведомственные   нормативные
правовые      акты,     регламентирующие     порядок     проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
     Сведения о   лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
группы,  о штатных негласных  сотрудниках  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  а  также о лицах,  оказывающих
содействие этим органам на конфиденциальной основе,  представляются
соответствующим    прокурорам   только   с   письменного   согласия
перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения
к уголовной ответственности.
     Прокуроры, указанные  в   части   первой   настоящей   статьи,
обеспечивают   защиту   сведений,   содержащихся  в  представленных
документах и материалах.
     Неисполнение законных требований прокурора,  вытекающих из его
полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет
за собой установленную законом ответственность.
     (Статья в редакции Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)

              С т а т ь я  22. Ведомственный контроль

     Руководители органов,    осуществляющих   оперативно-розыскную
деятельность,  несут  персональную  ответственность  за  соблюдение
законности   при   организации  и  проведении  оперативно-розыскных
мероприятий.

     С т а т ь я  23. Вступление в силу настоящего Федерального
                              закона

     Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.
     Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего
Федерального    закона    Закон    Российской     Федерации     "Об
оперативно-розыскной    деятельности    в   Российской   Федерации"
(Ведомости,  Съезда  народных  депутатов  Российской  Федерации   и
Верховного Совета Российской Федерации,  1992, N 17, ст. 892; N 33,
ст. 1912).
     Предложить Президенту    Российской   Федерации   и   поручить
Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

     Москва, Кремль
     12 августа 1995 года
     N 144-ФЗ

1995-08-12
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест