Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания
Российской Федерации
Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года
(В редакции Федерального закона от 22.10.98 г. N 159-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок государственной
поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации
предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на
обеспечение конституционного права граждан на получение полной и
объективной информации.
Глава 1. Основные понятия
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона понимаются:
под государственной поддержкой средств массовой информации -
совокупность организационных, организационно-технических, правовых,
экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях
обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на
свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств
массовой информации;
под массовой информацией - предназначенные для неограниченного
круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и
материалы;
под средством массовой информации - периодическое печатное
издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная
форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием - газета, журнал,
альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название,
текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программой -
совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и
материалов (передач); имеет постоянное название и выходит в свет (в
эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации - тираж или часть
тиража отдельного номера периодического печатного издания,
отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж
или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации -
продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных
изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция теле-,
радиопрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
под редакцией средства массовой информации - организация
(независимо от формы собственности), осуществляющая производство и
выпуск средства массовой информации;
под издательством - предприятие государственной формы
собственности или организация иной формы собственности,
осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой
печатной продукции;
под полиграфическим предприятием - предприятие государственной
формы собственности или организация иной формы собственности,
осуществляющие материально-техническое обеспечение выпуска газетной
и книжно-журнальной продукции;
под организацией теле-, радиовещания (телерадиовещательной
компанией - ТРК) - организация, осуществляющая производство,
монтаж, расстановку во времени и распространение с использованием
электромагнитных волн (по эфирным, кабельным, проводным и иным
электромагнитным системам) звуковой (радиовещание), визуальной и
аудиовизуальной (телевещание) массовой информации и данных,
предназначенных для получения непосредственно телезрителями и
радиослушателями;
под передающим центром (ПЦ) - радиотелевизионные передающие
центры (РТПЦ), радиоцентры (РЦ) и иные организации электросвязи,
предоставляющие в том числе услуги по распространению теле- и (или)
радиопрограмм, подготовленных организациями теле-, радиовещания;
под информационным агентством - организация, осуществляющая
сбор и оперативное распространение информации;
под организацией по распространению периодических печатных
изданий - организация, осуществляющая реализацию периодических
печатных изданий как в Российской Федерации, так и в других
государствах;
под монополистом - предприятие, организация, признающиеся
таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством;
под средством массовой информации рекламного характера -
средство массовой информации, в котором реклама превышает 40
процентов объема отдельного номера периодического издания, а в
теле-, радиопрограммах - 25 процентов объема вещания;
под средством массовой информации эротического характера -
периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в
целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Глава 2. Налоговое, таможенное, валютное
и иное финансовое регулирование
Статья 2. Налоговое регулирование
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по
реализации продукции средств массовой информации, книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также
редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по
производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой, газетной и журнальной продукции.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги по
транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических
печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием,
наукой и культурой.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными
агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по
распространению периодических печатных изданий и книжной продукции,
передающими центрами от производства и распространения продукции
средств массовой информации и книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в
федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная
полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по
производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой, продукции средств массовой информации, в части,
зачисляемой в федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными
агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по
распространению периодических печатных изданий и книжной продукции
и направленная ими на финансирование капитальных вложений по их
основному профилю. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой
на эти цели, не ограничивается.
Статья 3. Таможенное регулирование
Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная
с образованием, наукой и культурой, ввозимые на таможенную
территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории
редакциями средств массовой информации и издательствами,
освобождаются от таможенной пошлины и сборов, связанных с импортом
и экспортом.
Бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители,
аудио- и видеоинформация, технологическое и инженерное
оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской
Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами,
информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями,
полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими
для производства продукции средств массовой информации и книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой,
освобождаются от таможенной пошлины.
Статья 4. Валютное регулирование
Редакции средств массовой информации, издательства,
полиграфические предприятия и организации, телерадиовещательные
компании, информационные агентства, организации по распространению
периодических печатных изданий освобождаются от обязательной
продажи валютной выручки, получаемой от экспорта книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой, газетной, журнальной,
аудио- и видеопродукции, если она используется на приобретение
оборудования и материалов, необходимых для производства продукции
средств массовой информации и книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, и его расширения.
Статья 5. Иное финансовое и хозяйственное регулирование
Редакции средств массовой информации, издательства,
информационные агентства, телерадиовещательные компании пользуются
услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи по
тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций.
Редакции средств массовой информации, издательства,
полиграфические предприятия и организации, информационные
агентства, телерадиовещательные компании, организации по
распространению периодических печатных изданий и передающие центры
оплачивают аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной
собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленные
для организаций сферы культуры.
Редакциям средств массовой информации, издательствам,
информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям
передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют
либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной
деятельности.
Статья 6. Особенности налогового, таможенного, валютного и
иного финансового регулирования
Льготы, предусмотренные статьями 2-5 настоящего Федерального
закона, не распространяются на книжные и периодические печатные
издания рекламного и эротического характера и средства массовой
информации рекламного и эротического характера.
Льготы, предусмотренные статьями 2-5 настоящего Федерального
закона, применяются в порядке и на условиях, которые определяются
соответствующими законодательными актами Российской Федерации по
налоговым, таможенным, валютным и бюджетным вопросам.
Глава 3. Особенности приватизации предприятий,
обеспечивающих выпуск газетной,
журнальной и книжной продукции
Приватизация предприятий, обеспечивающих выпуск газетной,
журнальной и книжной продукции, осуществляется в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации о приватизации с
учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
Статья 7. Ограничения на приватизацию
Не подлежат приватизации издательства и полиграфические
предприятия, отнесенные исключительно к объектам федеральной
собственности:
полиграфические предприятия, являющиеся монополистами на
общероссийском рынке товаров (услуг);
полиграфические предприятия, оснащенные высокими технологиями
для выпуска высокохудожественной и высококачественной печатной
продукции;
издательства - монополисты на общероссийском рынке товаров
(услуг);
предприятия-монополисты, обеспечивающие функционирование
полиграфической отрасли.
Издательства и полиграфические предприятия, подпадающие под
действие настоящей статьи, могут акционироваться в порядке,
предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона, только по
решению Правительства Российской Федерации не ранее чем по
истечении трех лет с момента вступления в силу настоящего
Федерального закона.
Статья 8. Особенности приватизации издательств и
полиграфических предприятий, относящихся
к объектам федеральной собственности
Полиграфические предприятия, расположенные на территориях
субъектов Российской Федерации, относящиеся к объектам федеральной
собственности и являющиеся монополистами по производству газетной,
журнальной и книжной продукции на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации, а также полиграфические предприятия,
входящие в систему децентрализованной печати газет и журналов,
преобразуются в акционерные общества.
25,5 процента акций закрепляется в федеральной собственности
сроком на три года.
24,5 процента обыкновенных акций передается акционируемым
полиграфическим предприятиям на безвозмездной основе.
50 процентов обыкновенных акций передается на безвозмездной
основе юридическим лицам - редакциям средств массовой информации и
издательствам, выпускающим продукцию на данном полиграфическом
предприятии и преобразующимся в акционерные общества открытого типа
или являющимся таковыми. Пакеты акций между ними распределяются
пропорционально объемам выпускаемой продукции в натуральном
выражении.
Редакции средств массовой информации, издательства,
полиграфические организации вправе продать часть акций, привлекая
инвесторов по своему выбору, при условии сохранения профиля их
деятельности.
К участию в распределении акций по закрытой подписке не
допускаются редакции средств массовой информации и издательства,
выпускающие продукцию рекламного и эротического характера.
Статья 9. Порядок приватизации издательств и полиграфических
предприятий, не являющихся монополистами или
переданными в собственность субъектов Российской
Федерации
Приватизация издательств и полиграфических предприятий,
находящихся в федеральной собственности и не являющихся
монополистами, а также издательств и полиграфических предприятий,
переданных в собственность субъектов Российской Федерации,
осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и
региональными программами приватизации.
Глава 4. О порядке вступления настоящего
Федерального закона в силу
Статья 10. Срок вступления в силу настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статьи 2, 3, 5 настоящего Федерального закона вступают в силу
с 1 января 1996 года и утрачивают силу с 1 января 2002 года. (В
редакции Федерального закона от 22.10.98 г. N 159-ФЗ)
Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1
января 1996 года и утрачивает силу с 1 января 1999 года. (Новая
часть третья дополнена - Федеральный закон от 22.10.98 г. N 159-ФЗ)
Статьи 7-9 настоящего Федерального закона вступают в силу со
дня его официального опубликования и действуют до утверждения
Федеральным Собранием Российской Федерации Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации.
Статья 11. О приведении в соответствие с настоящим
Федеральным законом правовых актов
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
1 декабря 1995 года
N 191-ФЗ