О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
16.10.96 N 01-226/16-12
Направляем Вам для сведения и руководства Федеральный за-
кон Российской Федерации "О науке и государственной науч-
но-технической политике", утвержденный Президентом Российской
Федерации 23 августа 1996 г.
Заместитель Министра В.П.Демин
Приложение
к циркулярному письму МК РФ
от 16.10.96 N 01-226/16-12
Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа
1996 года N 127-ФЗ
О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКЕ
Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между
субъектами научной и (или) научно-технической деятельности,
органами государственной власти и потребителями научной и
(или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о науке и государственной
научно-технической политике
Законодательство о науке и государственной научно-техни-
ческой политике состоит из настоящего Федерального закона и
принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем
Федеральном законе
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -
научная деятельность) - деятельность, направленная на получе-
ние и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная
или теоретическая деятельность, направленная на получение но-
вых знаний об основных закономерностях строения, функциониро-
вания и развития человека, общества, окружающей природной сре-
ды;
прикладные научные исследования - исследования, направ-
ленные преимущественно на применение новых знаний для достиже-
ния практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направ-
ленная на получение, применение новых знаний для решения тех-
нологических, инженерных, экономических, социальных, гумани-
тарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки,
техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая ос-
нована на знаниях, приобретенных в результате проведения науч-
ных исследований или на основе практического опыта, и направ-
лена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых
материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или
методов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная
часть социально-экономической политики, которая выражает отно-
шение государства к научной и научно-технической деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности органов госу-
дарственной власти Российской Федерации в области науки, тех-
ники и реализации достижений науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт
научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий
новые знания или решения и зафиксированный на любом информаци-
онном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и
(или) научно-технический результат, в том числе результат ин-
теллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвоз-
мездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том
числе иностранными гражданами и иностранными юридическими ли-
цами, а также международными организациями, получившими право
на предоставление грантов на территории Российской Федерации в
установленном Правительством Российской Федерации порядке, на
проведение конкретных научных исследований на условиях, пре-
дусмотренных грантодателями.
Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или)
научно-технической деятельности
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осу-
ществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным за-
коном, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а
также иностранными гражданами, лицами без гражданства в преде-
лах прав, установленных законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации, и юриди-
ческими лицами при условии, если научная и (или) научно-техни-
ческая деятельность предусмотрена их учредительными документа-
ми.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и экспе-
риментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) на-
учно-технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-техничес-
кой информации, за исключением случаев, предусмотренных зако-
нодательством Российской Федерации в отношении государствен-
ной, служебной или коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и перепод-
готовку научных работников и специалистов государственных на-
учных организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по госу-
дарственным заказам.
Статья 4. Научный работник, специалист научной
организации и работник сферы научного
обслуживания. Общественные объединения
научных работников
1. Научным работником (исследователем) является гражда-
нин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально
занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации и критерии этой оценки опре-
деляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттеста-
ции.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены
вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения по-
рядка или критериев оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации результаты аттестации могут
быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Специалистом научной организации (инженерно-техничес-
ким работником) является гражданин, имеющий среднее профессио-
нальное или высшее профессиональное образование и способствую-
щий получению научного и (или) научно-технического результата
или его реализации.
3. Работником сферы научного обслуживания является граж-
данин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной
и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
4. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических
результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты
интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательст-
вом Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской
Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-техни-
ческих результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-техничес-
кой деятельности и получение вознаграждений, поощрений и ль-
гот, соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области
науки и техники, не запрещенной законодательством Российской
Федерации:
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конферен-
циях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований
за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки на-
учной и (или) научно-технической деятельности и иных источни-
ков, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и науч-
но-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, пуб-
ликации научных и (или) научно-технических результатов за пре-
делами территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических ре-
зультатах, если она не содержит сведений, относящихся к госу-
дарственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-тех-
нических результатов, если они не содержат сведений, относя-
щихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека, общество и ок-
ружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
5. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельность и
(или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы
человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также ок-
ружающей природной среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему на-
учных и научно-технических программ и проектов, научных и
(или) научно-технических результатов и экспериментальных раз-
работок.
6. Научные работники могут заключать договоры о совмест-
ной научной и (или) научно-технической деятельности в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
7. Научные работники вправе создавать на добровольной ос-
нове общественные объединения (в том числе научные, науч-
но-технические и научно-просветительские общества, обществен-
ные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательст-
вом Российской Федерации об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации науч-
ной и (или) научно-технической деятельности и действуют в со-
ответствии со своими уставами и законодательством Российской
Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и ор-
ганы государственной власти субъектов Российской Федерации мо-
гут привлекать на добровольной основе общественные объединения
научных работников к подготовке проектов решений в области на-
уки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкур-
сов к выполнению научных и научно-технических программ и про-
ектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 5. Научная организация
1. Научной организацией признается юридическое лицо неза-
висимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
а также общественное объединение научных работников, осущест-
вляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую
деятельность, подготовку научных работников и действующие в
соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследова-
тельские организации, научные организации образовательных уч-
реждений высшего профессионального образования, опытно-конс-
трукторские, проектно-конструкторские, проектно-технологичес-
кие и иные организации, осуществляющие научную и (или) науч-
но-техническую деятельность.
2. Правительство Российской Федерации и органы исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации организуют в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации государс-
твенную аккредитацию научных организаций и выдают им свиде-
тельства о государственной аккредитации. Порядок государствен-
ной аккредитации определяется Правительством Российской Феде-
рации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается на-
учной организации, объем научной и (или) научно-технической
деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов
общего объема выполняемых указанной организацией работ и уста-
вом которой предусмотрен ученый (научный, технический, науч-
но-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является ос-
нованием для предоставления научной организации льгот на упла-
ту налогов, предусмотренных налоговым законодательством Рос-
сийской Федерации, и других льгот, установленных для научных
организаций законодательством Российской Федерации.
Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экс-
периментальное оборудование, располагает научными работниками
и специалистами высокой квалификации и научная и (или) науч-
но-техническая деятельность которой получила международное
признание Правительством Российской Федерации может присваи-
ваться статус государственного научного центра.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредита-
ции научной организации не может являться препятствием к осу-
ществлению научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжает-
ся имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом
научной организации определяется законодательством Российской
Федерации.
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать
свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу,
обновлять производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-тех-
ническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и ликви-
дируется в порядке, предусмотренном законодательством Российс-
кой Федерации.
При реорганизации государственной научной организации
должно обеспечиваться сохранение технологического единства на-
учной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается
выделение из состава указанной научной организации опытного,
опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевти-
ческого производства и лечебных баз.
Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредив-
шие государственную научную организацию, могут выделять
средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт иму-
щества данной организации и при недостаточности средств у дан-
ной организации несут субсидиарную ответственность по ее обя-
зательствам в случае, если государственная научная организация
создана в форме учреждения или унитарного предприятия, осно-
ванных на праве оперативного управления.
7. За государственными научными организациями закрепляют-
ся в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки,
выделенные в установленном порядке.
Статья 6. Академии наук в Российской Федерации
1. Российская академия наук, отраслевые академии наук
(Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская
академия медицинских наук, Российская академия образования,
Российская академия архитектуры и строительных наук, Российс-
кая академия художеств) имеют государственный статус: учрежда-
ются федеральными органами государственной власти, финансиру-
ются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами
управления своими деятельностью и имуществом.
Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются
федеральным законом по представлению Президента Российской Фе-
дерации или Правительства Российской Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук вхо-
дят научные организации научного обслуживания и социальной
сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий
наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их сос-
тав организаций научного обслуживания и социальной сферы опре-
деляются уставами указанных академий наук.
2. Российская академия наук является самоуправляемой ор-
ганизацией, действующей на основе законодательства Российской
Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит
фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим
проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и при-
нимает участие в координации фундаментальных научных исследо-
ваний, выполняемых научными организациями и образовательными
учреждениями высшего профессионального образования и финанси-
руемых за счет средств федерального бюджета.
3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми ор-
ганизациями, проводят фундаментальные и прикладные научные
исследования в соответствующих областях науки и техники и
участвуют в координации данных научных исследований.
4. Финансирование Российской академии наук и отраслевых
академий наук осуществляется за счет средств федерального бюд-
жета, указываемых в нем отдельной строкой, и иных источников,
не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Результаты выполненных с использованием средств федераль-
ного бюджета научных исследований Российской академии наук и
отраслевых академий наук передаются государству в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Академии наук ежегодно представляют Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской Федерации отчеты о прове-
денных научных исследованиях и научных и (или) научно-техни-
ческих результатах.
5. Российская академия наук и отраслевые академии наук,
их научные организации и организации научного обслуживания и
социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются федераль-
ным имуществом, переданным им в оперативное управление или в
хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации. Реестры имущества, переданного академиям
наук в оперативное управление или в хозяйственное ведение, ут-
верждаются Правительством Российской Федерации.
6. За академиями наук, их научными организациями и орга-
низациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляют-
ся в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки,
выделенные им в установленном порядке.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
1. Управление научной и (или) научно-технической деятель-
ностью осуществляется на основе сочетания принципов государс-
твенного регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
научные организации и организации научного обслуживания и со-
циальной сферы в пределах своих полномочий определяют соот-
ветствующие приоритетные направления развития науки и техники,
обеспечивают формирование системы научных организаций, осу-
ществление межотраслевой координации научной и (или) науч-
но-технической деятельности, разработку и реализацию научных и
научно-технических программ и проектов, развитие форм интегра-
ции науки и производства, реализацию достижений науки и техни-
ки.
3. Управление научной и (или) научно-технической деятель-
ностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу науч-
ного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государствен-
ные научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным органи-
зациям имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и науч-
ных организаций академий наук, а также негосударственных науч-
ных организаций назначаются (избираются) в соответствии с за-
конодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
4. Ученые советы государственных научных организаций раз-
рабатывают и утверждают планы научных работ и развития госу-
дарственных заданий, профиля государственных научных организа-
ций, их научных и экономических интересов.
Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной и (или) научно-
технической продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной орга-
низацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) на-
учно-технической продукции, в том числе министерствами и иными
федеральными органами исполнительной власти, являются договоры
(контракты) на создание, передачу и использование научной и
(или) научно-технической продукции, оказание научных, науч-
но-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а
также другие договоры, в том числе договоры о совместной науч-
ной и (или) научно-технической деятельности и распределении
прибыли.
2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются
научные исследования и экспериментальные разработки для госу-
дарственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключа-
ются между государственным органом - заказчиком и организаци-
ей-исполнителем.
Правительство Российской Федерации и органы исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации, учредившие госу-
дарственные научные организации, вправе устанавливать для го-
сударственных научных организаций обязательный государственный
заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных
разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными
и (или) научно-техническими результатами определяются законо-
дательством Российской Федерации, а также не противоречащими
ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и
(или) научно-технической деятельности и потребителей научной и
(или) научно-технической продукции.
Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или)
научно-технической деятельности
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятель-
ности имеют право на обмен информацией, за исключением инфор-
мации, содержащей сведения, относящиеся к государственной,
служебной или коммерческой тайне.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает созда-
ние федеральных информационных фондов и систем в области науки
и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию,
аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей
научной и технической информации, содействует изданию научной
и научно-технической продукции, приобретению научных журналов,
книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-техничес-
ких результатах за пределами территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам
научной и (или) научно-технической деятельности доступ к ука-
занной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им
доступ в международные информационные фонды и системы в облас-
ти науки и техники.
3. В случае государственных научных организаций, при ко-
торых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечиваются сохранность ука-
занных банков данных и баз данных и передача их правопреемни-
кам в установленном порядке.
Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов
научной и (или) научно-технической
деятельности
Правительство Российской Федерации вправе:
устанавливать порядок проведения научных исследований и
использования научных и (или) научно-технических результатов,
которые могут создать угрозу безопасности Российской Федера-
ции, здоровью граждан, окружающей природной среде;
лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-тех-
нической деятельности;
вводить в предусмотренных законодательством Российской
Федерации случаях ограничения на право использования отдельных
научных и (или) научно-технических результатов, распространяя
на них режим секретности и осуществления надзор за его соблю-
дение;
вводить сертификационные и метрологические требования к
отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельнос-
ти.
Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 11. Основные цели и принципы государственной
научно-технической политики
1. Основными целями государственной научно-технической
политики являются развитие, рациональное размещение и эффек-
тивное использование научно-технического потенциала, увеличе-
ние вклада науки и техники в развитие экономики государства,
реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессив-
ных структурных преобразований в области материального произ-
водства, повышение его эффективности и конкурентоспособности
продукции, улучшение экологической обстановки и защиты инфор-
мационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности
государства и безопасности личности, общества и государства,
упрочнение взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осущест-
вляется исходя из следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных
обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки
и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и
проектов, реализация которых осуществляется на основе кон-
курсов:
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных
исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего про-
фессионального образования в научных исследованиях и экспери-
ментальных разработках посредством создания учебно-научных
комплексов на базе образовательных учреждений высшего про-
фессионального образования, научных организаций академий наук,
имеющих государственный статус, а также научных организаций
министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности
в области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях разви-
тия науки и техники:
стимулирование научной, научно-технической и инновацион-
ной деятельности через систему экономических и иных льгот:
развитие научной, научно-технической и инновационной дея-
тельности посредством создания системы государственных научных
центров и других структур;
стимулирование научной, научно-технической и инновацион-
ной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция
их научно-технического потенциала;
развитие международного научного и научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в
области формирования и реализации
государственной научно-технической
политики
1. К ведению органов государственной власти Российской
Федерации относятся:
разработка и проведение единой государственной науч-
но-технической политики;
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в
Российской Федерации;
формирование и реализация федеральных научных и науч-
но-технических программ и проектов, а также определение феде-
ральных органов исполнительной власти, ответственных за их вы-
полнение;
финансирование научной и (или) научно-технической дея-
тельности за счет средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях
стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности
и использование ее результатов;
содействие развитию научной, научно-технической и иннова-
ционной деятельности субъектов Российской Федерации;
управление государственными научными организациями феде-
рального значения, в том числе их создание, реорганизация и
ликвидация;
ликвидация обязательств по научным и научно-технических
программам и проектам, предусмотренным международными догово-
рами Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения
единства измерений, сертификации, научно-технической информа-
ции, патентно-лицензионного дела и управление ими;
установление государственной системы аттестации научных и
научно-технических работников.
Правительство Российской Федерации определяет полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области формирова-
ния и реализации единой государственной научно-технической по-
литики, утверждает федеральные научные и научно-технические
программы и проекты по приоритетным направлениям развития нау-
ки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной
научно-технической политики гражданского назначения обеспечи-
вают Министерство науки и технической политики Российской Фе-
дерации или его правопреемник совместно с Российской академией
наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами
исполнительной власти.
Формирование и практическое осуществление государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной промыш-
ленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними нау-
ки и образования обеспечивают органы исполнительной власти,
ведущие государственные оборонные заказы.
2. К совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъек-
тов Российской Федерации относятся:
формирование экономического механизма осуществления госу-
дарственной научно-технической политики;
организация научно-технического прогнозирования;
размещение объектов научно-технического потенциала и соз-
дание инфраструктуры научно-технической и инновационной дея-
тельности;
формирование рынков научной и (или) научно-технической
продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федера-
ции;
формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов
Российской Федерации;
разработка и реализация мер по социальной защите научных
и научно-технических работников, в том числе их материальное
обеспечение;
формирование совместных фондов научного, научно-техни-
ческого и технологического развития;
международные научные связи.
3. К ведению органов государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся:
участие в выработке и реализации государственной науч-
но-технической политики;
определение приоритетных направлений развития науки и
техники в субъектах Российской Федерации;
формирование научных и научно-технических программ и про-
ектов субъектов Российской Федерации;
финансирование научной и научно-технической деятельности
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации:
формирование органов управления в сфере научной и науч-
но-технической деятельности субъектов Российской Федерации и
межрегиональных органов;
управление государственными научными организациями регио-
нального значения, в том числе их создание, реорганизация и
ликвидация;
контроль за деятельностью государственных научных органи-
заций федерального значения по вопросам, относящимся к полно-
мочиям органов государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации;
создание условий для более эффективного использования
имеющихся материальных и информационных ресурсов;
формирование межрегиональных и региональных фондов науч-
ного, научно-технического и технологического развития;
осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными
законами к ведению органов государственной власти Российской
Федерации.
4. По вопросам совместного ведения органы государственной
власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий
взаимодействуют с соответствующими органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в форме:
подготовки совместных предложений о совершенствовании ор-
ганизационно-экономического механизма научной и инновационной
деятельности;
участия представителей соответствующих органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации в составах
научных и координационных советов по проблемам науки и техни-
ки, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп,
создаваемых органами государственной власти Российской Федера-
ции;
взаимной передачи отдельных полномочий на координацию на-
учно-технической деятельности, затрагивающей совместные инте-
ресы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
подготовки и реализации совместных мер по содержанию и
развитию социальной сферы научных организаций.
Статья 13. Порядок формирования государственной
научно-технической политики
1. Направления государственной научно-технической полити-
ки на среднесрочной и долгосрочной периоды определяются Прези-
дентом Российской Федерации на основе специального доклада
Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом
предложений субъектов Российской Федерации.
2. Законодательный орган государственной власти
Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Пре-
зидента Российской Федерации о положении в Российской Федера-
ции и предложениями Правительства Российской Федерации опреде-
ляет при утверждении федерального бюджета годовые объемы
средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-техни-
ческих программ и проектов, объем финансирования научных орга-
низаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а
также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятель-
ность.
3. Определение основных направлений государственной науч-
но-технической политики, научно-техническое прогнозирование,
выбор приоритетных направлений развития науки и техники, раз-
работка рекомендаций и предложений о реализации научных и на-
учно-технических программ и проектов, об использовании дости-
жений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с
использованием различных форм общественных обсуждений, экспер-
тиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении
отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими орга-
нами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъ-
ектов и их объединений с учетом единой государственной науч-
но-технической политики.
4. Государственная научно-техническая политика субъектов
Российской Федерации формируется и проводится при взаимо-
действии органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная научно-техническая политика на региональ-
ном уровне разрабатывается и реализуется органами госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации с учетом
единой государственной научно-технической политики и интересов
регионов.
5. Органы государственной власти содействуют сохранению
высокого уровня научно-технического потенциала организаций,
выпускающих продукцию оборонного назначения, и других органи-
заций в условиях конверсии, оказывают экономическую, органи-
зационную, социальную и иную поддержку их научных коллективам.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за
выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-техни-
ческой программе, осуществляет по отношению к организациям
оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции
государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по
их государственной поддержке.
Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной
и научно-технической деятельности
1. Органы государственной власти Российской Федерации и
органы государственной власти субъектов Российской Федерации
организуют проведение экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов, финансируемых за счет средств соот-
ветствующего бюджета.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспер-
тами с участием представителей субъектов Российской Федерации,
организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую
деятельность, при:
выборе приоритетных направлений государственной науч-
но-технической политики, а также развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и про-
ектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-техни-
ческих программах и проектах, контроле за их осуществлением и
использованием полученных научных и (или) научно-технических
результатов в экономике государства.
3. В экспертизе научной и (или) научно-технической дея-
тельности не может участвовать специалист, имеющий личную за-
интересованность в ее результатах.
4. По результатам экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов органы исполнительной власти Российской
Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации обязаны заблаговременно информировать население о
безопасности, в том числе экологической, об экономической и о
социальной значимости создаваемых производств и объектов,
использующих достижения науки и техники.
5. В случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, в установленном порядке проводится обя-
зательная государственная экспертиза научно-технических прог-
рамм и проектов.
Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-
технической деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-техни-
ческой деятельности основывается на его целевой ориентации и
множественности источников финансирования. Финансирование этой
деятельности осуществляется за счет средств федерального бюд-
жета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных
источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих
субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ),
иных источников в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Средства на финансирование научных исследований и экспе-
риментальных разработок гражданского назначения выделяются из
федерального бюджета в размере не менее четырех процентов
расходной части федерального бюджета.
2. Правительство Российской Федерации организует разра-
ботку и исполнение федерального бюджета в части расходов на
научные исследований и экспериментальные разработки, определя-
ет порядок создания государственных фондов поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности, утверждает распределе-
ние предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели
между государственными заказчиками федеральных целевых прог-
рамм, федеральными органами исполнительной власти, научными
организациями и указанными государственными фондами.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных
исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, уста-
навливаемом Правительством Российской Федерации, создаются
фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятель-
ности.
4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в
порядке долевого участия за счет средств организаций, объеди-
нений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке до-
левого участия могут финансироваться также научно-технические
программы, сформированные и реализуемые на основе международ-
ных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-тех-
нические программы создания новых техники и технологии двойно-
го применения.
5. Работы регионального значения могут финансироваться за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) науч-
но-технической деятельности в порядке долевого участия за счет
средств организаций, объединений, банков и других хозяйствую-
щих субъектов.
За счет средств федерального бюджета могут финансиро-
ваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важ-
ные региональные научные и научно-технические программы и про-
екты, результаты осуществления которых могут быть использованы
и в других регионах.
Совместное использование средств, выделенных из федераль-
ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и мест-
ных бюджетов на финансирование научных исследований федераль-
ного значения, осуществляется на долевых началах по согласова-
нию между соответствующими органами Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправ-
ления.
6. Финансирование научной и (или) научно-технической дея-
тельности осуществляется государством на основе сочетания фи-
нансовой поддержки научных организаций и целевого финансирова-
ния конкретных научных и научно-технических программ и проек-
тов.
7. В Российской Федерации действуют государственные, не-
государственные и международные фонды поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности.
Органы государственной власти Российской Федерации и ор-
ганы государственной власти субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
создают государственные фонды поддержки научной и (или) науч-
но-технической деятельности как некоммерческие организации,
деятельность которых финансируется за счет средств соот-
ветствующего бюджета или иных источников, не запрещающих зако-
нодательством Российской Федерации. Государственный фонд под-
держки научной и (или) научно-технической деятельности явля-
ется самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятель-
ность в соответствии с законодательством Российской Федерации
и уставом.
Государственные фонды поддержки научной и (или) науч-
но-технической деятельности организуют независимую экспертизу
научных и научно-технических программ и проектов, представляе-
мых субъектами научной и (или) научно-технической деятель-
ности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирова-
ние указанных программ и проектов. Государственные фонды под-
держки научной и (или) научно-технической деятельности ведут
раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятель-
ности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.
8. В органах государственной власти Российской Федерации
(министерствах и ведомствах) коммерческих организациях, а так-
же в органах государственной власти субъектов Российской Феде-
рации в установленном порядке могут создаваться внебюджетные
фонды за счет относимых на себестоимость производимой продук-
ции отчислений организаций для финансирования научных исследо-
ваний и экспериментальных разработок.
9. Органы государственной власти Российской Федерации и
органы государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из
соответствующих бюджетов из внебюджетных фондов на научную и
(или) научно-техническую деятельность, определяют формы и
способы использования ее результатов.
10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организаци-
ям, образовательным учреждениям высшего профессионального об-
разования, другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации или в случае их использо-
вания на территории иностранного государства в соответствии с
законодательством этого государства, а также на условиях, на
которых эти гранты выделяются.
Статья 16. Международные научные и научно-техническое
сотрудничество Российской Федерации
1. Органы государственной власти Российской Федерации
создают необходимые условия для международного научного и на-
учно-технического сотрудничества.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности
вправе вступать в международные научные и научно-технические
организации и объединения, участвовать в международных науч-
ных и научно-технических программах и проектах, научных и на-
учно-технических программах и проектах иностранных государств,
заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранны-
ми юридическими лицами на работу как в Российской Федерации,
так и за пределами территории Российской Федерации в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации в установленном поряд-
ке могут создаваться научные организации и научные центры с
участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностран-
ных юридических лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осу-
ществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены зако-
нодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация поддерживает научное и науч-
но-техническое сотрудничество с иностранными государствами на
основе соответствующих международных договоров Российской Фе-
дерации, международных научных и научно-технических программ и
проектов, а также содействует расширению научно-технического
сотрудничества научных работников и научных и иных организа-
ций.
Органы государственной власти Российской Федерации, учи-
тывая наличие высокоинтегрированного научно-технического по-
тенциала Содружества Независимых Государств и других госу-
дарств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические
связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества
на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними.
4. Органы государственной власти Российской Федерации
осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-тех-
нических результатов, а также научной и (или) научно-техни-
ческой продукции за пределы территории Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федера-
ции.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в
соответствии с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин