Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 16.10.1996 № 01-226/16-12

       О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"

     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     16.10.96 N 01-226/16-12

     Направляем Вам для сведения и руководства Федеральный за-
кон Российской  Федерации  "О  науке  и  государственной науч-
но-технической политике",  утвержденный Президентом Российской
Федерации 23 августа 1996 г.

     Заместитель Министра                      В.П.Демин
                                           Приложение
                                   к циркулярному письму МК РФ
                                   от 16.10.96 N 01-226/16-12

     Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа
     1996 года N 127-ФЗ

         О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
                           ПОЛИТИКЕ

     Принят Государственной Думой          12 июля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации             7 августа 1996 года

     Настоящий Федеральный  закон  регулирует  отношения между
субъектами научной и  (или)  научно-технической  деятельности,
органами государственной  власти  и  потребителями  научной  и
(или) научно-технической продукции (работ и услуг).

     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Законодательство о науке и государственной
               научно-технической политике

     Законодательство о  науке и государственной научно-техни-
ческой политике состоит из настоящего  Федерального  закона  и
принимаемых в  соответствии  с  ним законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,  а также законов  и  иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем
               Федеральном законе

     Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее  -
научная деятельность) - деятельность,  направленная на получе-
ние и применение новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные  исследования - экспериментальная
или теоретическая деятельность,  направленная на получение но-
вых знаний об основных закономерностях строения,  функциониро-
вания и развития человека, общества, окружающей природной сре-
ды;
     прикладные научные исследования -  исследования,  направ-
ленные преимущественно на применение новых знаний для достиже-
ния практических целей и решения конкретных задач.
     Научно-техническая деятельность  - деятельность,  направ-
ленная на получение,  применение новых знаний для решения тех-
нологических, инженерных,  экономических,  социальных, гумани-
тарных и иных  проблем,  обеспечение  функционирования  науки,
техники и производства как единой системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность,  которая ос-
нована на знаниях, приобретенных в результате проведения науч-
ных исследований или на основе практического опыта,  и направ-
лена на  сохранение жизни и здоровья человека,  создание новых
материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или
методов и их дальнейшее совершенствование.
     Государственная научно-техническая политика  -  составная
часть социально-экономической политики, которая выражает отно-
шение государства к научной и научно-технической деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности органов госу-
дарственной власти Российской Федерации в области науки,  тех-
ники и реализации достижений науки и техники.
     Научный и (или) научно-технический  результат  -  продукт
научной и  (или)  научно-технической деятельности,  содержащий
новые знания или решения и зафиксированный на любом информаци-
онном носителе.
     Научная и (или) научно-техническая продукция - научный  и
(или) научно-технический результат,  в том числе результат ин-
теллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты -  денежные и иные средства,  передаваемые безвоз-
мездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами,  в том
числе иностранными  гражданами и иностранными юридическими ли-
цами, а также международными организациями,  получившими право
на предоставление грантов на территории Российской Федерации в
установленном Правительством Российской Федерации порядке,  на
проведение конкретных  научных исследований на условиях,  пре-
дусмотренных грантодателями.

     Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
               ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или)
               научно-технической деятельности

     1. Научная и (или) научно-техническая  деятельность  осу-
ществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным за-
коном, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а
также иностранными гражданами, лицами без гражданства в преде-
лах прав, установленных законодательством Российской Федерации
и законодательством  субъектов Российской Федерации,  и юриди-
ческими лицами при условии, если научная и (или) научно-техни-
ческая деятельность предусмотрена их учредительными документа-
ми.
     2. Органы  государственной  власти Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам  научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества,  предоставляя им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и экспе-
риментальных разработок;
     гарантируют субъектам  научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право на обоснованный риск в научной и (или) на-
учно-технической деятельности;
     обеспечивают свободу доступа к научной и научно-техничес-
кой информации,  за исключением случаев, предусмотренных зако-
нодательством Российской  Федерации  в отношении государствен-
ной, служебной или коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку, повышение квалификации и перепод-
готовку научных работников и специалистов государственных  на-
учных организаций;
     гарантируют финансирование проектов, выполняемых по госу-
дарственным заказам.

     Статья 4. Научный работник,  специалист  научной
               организации и работник сферы  научного
               обслуживания. Общественные объединения
               научных работников

     1. Научным работником (исследователем)  является  гражда-
нин, обладающий  необходимой  квалификацией  и профессионально
занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
     Правовые основы  оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации и критерии этой оценки  опре-
деляются в порядке,  устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, и обеспечиваются государственной системой  аттеста-
ции.
     Результаты аттестации могут быть  обжалованы  и  отменены
вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения по-
рядка или критериев оценки квалификации научных  работников  и
специалистов научной  организации  результаты аттестации могут
быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
     2. Специалистом  научной организации (инженерно-техничес-
ким работником) является гражданин, имеющий среднее профессио-
нальное или высшее профессиональное образование и способствую-
щий получению научного и (или) научно-технического  результата
или его реализации.
     3. Работником сферы научного обслуживания является  граж-
данин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной
и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
     4. Научный работник имеет право на:
     признание его автором научных и (или)  научно-технических
результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты
интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательст-
вом Российской Федерации;
     получение в соответствии с  законодательством  Российской
Федерации доходов  от реализации научных и (или) научно-техни-
ческих результатов, автором которых он является;
     объективную оценку своей научной и (или) научно-техничес-
кой деятельности и получение вознаграждений,  поощрений и  ль-
гот, соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской деятельности в  области
науки и  техники,  не запрещенной законодательством Российской
Федерации:
     подачу заявок на участие в научных дискуссиях,  конферен-
циях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований
за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки на-
учной и  (или) научно-технической деятельности и иных источни-
ков, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок  на участие в международном научном и науч-
но-техническом сотрудничестве (стажировки,  командировки, пуб-
ликации научных и (или) научно-технических результатов за пре-
делами территории Российской Федерации);
     доступ к  информации  о  научных и научно-технических ре-
зультатах, если она не содержит сведений,  относящихся к госу-
дарственной, служебной или коммерческой тайне;
     публикацию в открытой печати научных и (или)  научно-тех-
нических результатов,  если они не содержат сведений,  относя-
щихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ  от участия в научных исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека, общество и ок-
ружающую природную среду;
     повышение научной квалификации.
     5. Научный работник обязан:
     осуществлять научную,  научно-техническую деятельность  и
(или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы
человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью,  а также ок-
ружающей природной среде;
     объективно осуществлять экспертизы представленных ему на-
учных и  научно-технических  программ  и  проектов,  научных и
(или) научно-технических результатов и экспериментальных  раз-
работок.
     6. Научные работники могут заключать договоры о  совмест-
ной научной  и  (или)  научно-технической деятельности в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
     7. Научные работники вправе создавать на добровольной ос-
нове общественные объединения  (в  том  числе  научные,  науч-
но-технические и научно-просветительские общества,  обществен-
ные академии наук) в порядке,  предусмотренном законодательст-
вом Российской Федерации об общественных объединениях.
     Общественные академии наук участвуют в координации  науч-
ной и  (или) научно-технической деятельности и действуют в со-
ответствии со своими уставами и  законодательством  Российской
Федерации.
     Органы государственной власти Российской Федерации и  ор-
ганы государственной власти субъектов Российской Федерации мо-
гут привлекать на добровольной основе общественные объединения
научных работников к подготовке проектов решений в области на-
уки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкур-
сов к  выполнению научных и научно-технических программ и про-
ектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

     Статья 5. Научная организация

     1. Научной организацией признается юридическое лицо неза-
висимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
а также общественное объединение научных работников,  осущест-
вляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую
деятельность, подготовку научных работников  и  действующие  в
соответствии с учредительными документами научной организации.
     Научные организации подразделяются  на  научно-исследова-
тельские организации,  научные организации образовательных уч-
реждений высшего профессионального  образования,  опытно-конс-
трукторские, проектно-конструкторские,  проектно-технологичес-
кие и иные организации,  осуществляющие научную и (или)  науч-
но-техническую деятельность.
     2. Правительство Российской Федерации и  органы  исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации организуют в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации  государс-
твенную аккредитацию  научных  организаций  и выдают им свиде-
тельства о государственной аккредитации. Порядок государствен-
ной аккредитации  определяется Правительством Российской Феде-
рации.
     Свидетельство о государственной аккредитации выдается на-
учной организации,  объем научной и  (или)  научно-технической
деятельности которой  составляет не менее семидесяти процентов
общего объема выполняемых указанной организацией работ и уста-
вом которой предусмотрен ученый (научный,  технический,  науч-
но-технический) совет в качестве одного из органов управления.
     Свидетельство о государственной аккредитации является ос-
нованием для предоставления научной организации льгот на упла-
ту налогов,  предусмотренных  налоговым законодательством Рос-
сийской Федерации,  и других льгот,  установленных для научных
организаций законодательством Российской Федерации.
     Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экс-
периментальное оборудование,  располагает научными работниками
и специалистами высокой квалификации и научная и  (или)  науч-
но-техническая деятельность   которой  получила  международное
признание  Правительством Российской Федерации может  присваи-
ваться статус государственного научного центра.
     Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредита-
ции научной  организации не может являться препятствием к осу-
ществлению научной и (или) научно-технической деятельности.
     3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжает-
ся имуществом,  передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования и распоряжения  имуществом
научной организации  определяется законодательством Российской
Федерации.
     4. Научная  организация  обязана поддерживать и развивать
свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу,
обновлять производственные фонды.
     5. Научная организация осуществляет научное и научно-тех-
ническое сотрудничество  с  иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в  соответствии  с  законода-
тельством Российской  Федерации  и  международными  договорами
Российской Федерации.
     6. Научная организация создается, реорганизуется и ликви-
дируется в порядке, предусмотренном законодательством Российс-
кой Федерации.
     При реорганизации  государственной  научной   организации
должно обеспечиваться сохранение технологического единства на-
учной и (или) научно-технической деятельности.  Не допускается
выделение из  состава  указанной научной организации опытного,
опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевти-
ческого производства и лечебных баз.
     Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредив-
шие государственную  научную   организацию,   могут   выделять
средства на  возобновление, капитальный  и текущий ремонт иму-
щества данной организации и при недостаточности средств у дан-
ной организации  несут субсидиарную ответственность по ее обя-
зательствам в случае, если государственная научная организация
создана в  форме учреждения или унитарного предприятия,  осно-
ванных на праве оперативного управления.
     7. За государственными научными организациями закрепляют-
ся в бессрочное безвозмездное пользование  земельные  участки,
выделенные в установленном порядке.

     Статья 6. Академии наук в Российской Федерации

     1. Российская академия  наук,  отраслевые  академии  наук
(Российская академия   сельскохозяйственных  наук,  Российская
академия медицинских наук,  Российская  академия  образования,
Российская академия архитектуры и строительных наук,  Российс-
кая академия художеств) имеют государственный статус: учрежда-
ются федеральными органами государственной власти,  финансиру-
ются за счет средств федерального бюджета,  наделяются правами
управления своими деятельностью и имуществом.
     Академии наук создаются,  реорганизуются и  ликвидируются
федеральным законом по представлению Президента Российской Фе-
дерации или Правительства Российской Федерации.
     В Российскую академию наук, отраслевые академии наук вхо-
дят научные организации  научного  обслуживания  и  социальной
сферы.
     Структура Российской академии наук и отраслевых  академий
наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их сос-
тав организаций научного обслуживания и социальной сферы опре-
деляются уставами указанных академий наук.
     2. Российская академия наук является самоуправляемой  ор-
ганизацией, действующей  на основе законодательства Российской
Федерации и своего устава.  Российская академия наук  проводит
фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим
проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и при-
нимает участие  в координации фундаментальных научных исследо-
ваний, выполняемых научными организациями  и  образовательными
учреждениями высшего  профессионального образования и финанси-
руемых за счет средств федерального бюджета.
     3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми ор-
ганизациями, проводят  фундаментальные  и  прикладные  научные
исследования в  соответствующих  областях  науки  и  техники и
участвуют в координации данных научных исследований.
     4. Финансирование  Российской  академии наук и отраслевых
академий наук осуществляется за счет средств федерального бюд-
жета, указываемых в нем отдельной строкой,  и иных источников,
не запрещенных законодательством Российской Федерации.
     Результаты выполненных с использованием средств федераль-
ного бюджета научных исследований Российской академии  наук  и
отраслевых академий наук передаются государству в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
     Академии наук ежегодно представляют Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской Федерации отчеты о прове-
денных научных  исследованиях  и научных и (или) научно-техни-
ческих результатах.
     5. Российская  академия  наук и отраслевые академии наук,
их научные организации и организации научного  обслуживания  и
социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются федераль-
ным имуществом,  переданным им в оперативное управление или  в
хозяйственное ведение  в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.  Реестры имущества,  переданного  академиям
наук в оперативное управление или в хозяйственное ведение, ут-
верждаются Правительством Российской Федерации.
     6. За академиями наук,  их научными организациями и орга-
низациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляют-
ся в  бессрочное  безвозмездное пользование земельные участки,
выделенные им в установленном порядке.

     Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
                И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
               деятельностью

     1. Управление научной и (или) научно-технической деятель-
ностью осуществляется  на основе сочетания принципов государс-
твенного регулирования и самоуправления.
     2. Органы  государственной  власти  Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской  Федерации,
научные организации  и организации научного обслуживания и со-
циальной сферы в пределах своих  полномочий  определяют  соот-
ветствующие приоритетные направления развития науки и техники,
обеспечивают формирование системы  научных  организаций,  осу-
ществление межотраслевой  координации  научной  и  (или) науч-
но-технической деятельности, разработку и реализацию научных и
научно-технических программ и проектов, развитие форм интегра-
ции науки и производства, реализацию достижений науки и техни-
ки.
     3. Управление научной и (или) научно-технической деятель-
ностью осуществляется в пределах,  не нарушающих свободу науч-
ного творчества.
     Органы государственной власти,  учреждающие государствен-
ные научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль  за  эффективным  использованием  и
сохранностью предоставленного  государственным научным органи-
зациям имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных научных организаций и  науч-
ных организаций академий наук, а также негосударственных науч-
ных организаций назначаются (избираются) в соответствии с  за-
конодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые советы государственных научных организаций раз-
рабатывают и  утверждают  планы научных работ и развития госу-
дарственных заданий, профиля государственных научных организа-
ций, их научных и экономических интересов.

     Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
               использование научной и (или) научно-
               технической продукции

     1. Основной правовой формой отношений между научной орга-
низацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) на-
учно-технической продукции, в том числе министерствами и иными
федеральными органами исполнительной власти, являются договоры
(контракты) на  создание,  передачу  и использование научной и
(или) научно-технической продукции,  оказание  научных,  науч-
но-технических, инженерно-консультационных  и  иных  услуг,  а
также другие договоры, в том числе договоры о совместной науч-
ной и  (или)  научно-технической  деятельности и распределении
прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются
научные исследования и экспериментальные разработки для  госу-
дарственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключа-
ются между государственным органом - заказчиком и  организаци-
ей-исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы  исполнитель-
ной власти  субъектов  Российской Федерации,  учредившие госу-
дарственные научные организации,  вправе устанавливать для го-
сударственных научных организаций обязательный государственный
заказ на выполнение научных исследований  и  экспериментальных
разработок.
     3. Условия владения,  пользования и распоряжения научными
и (или)  научно-техническими результатами определяются законо-
дательством Российской Федерации,  а также не  противоречащими
ему договорами  (контрактами)  сторон  -  субъектов  научной и
(или) научно-технической деятельности и потребителей научной и
(или) научно-технической продукции.

     Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или)
               научно-технической деятельности

     1. Субъекты научной и (или)  научно-технической  деятель-
ности имеют право на обмен информацией,  за исключением инфор-
мации, содержащей  сведения,  относящиеся  к  государственной,
служебной или коммерческой тайне.
     2. Правительство Российской Федерации обеспечивает созда-
ние федеральных информационных фондов и систем в области науки
и техники,  осуществляющих сбор,  государственную регистрацию,
аналитическую обработку,  хранение и доведение до потребителей
научной и технической информации,  содействует изданию научной
и научно-технической продукции, приобретению научных журналов,
книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-техничес-
ких результатах за пределами территории Российской Федерации.
     Правительство Российской Федерации гарантирует  субъектам
научной и  (или) научно-технической деятельности доступ к ука-
занной информации,  право на ее приобретение и обеспечивает им
доступ в международные информационные фонды и системы в облас-
ти науки и техники.
     3. В случае государственных научных организаций,  при ко-
торых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечиваются сохранность ука-
занных банков данных и баз данных и передача их  правопреемни-
кам в установленном порядке.

     Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов
                научной и (или) научно-технической
                деятельности

     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок проведения научных  исследований  и
использования научных  и (или) научно-технических результатов,
которые могут создать угрозу безопасности  Российской  Федера-
ции, здоровью граждан, окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные виды научной и (или)  научно-тех-
нической деятельности;
     вводить в  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации случаях ограничения на право использования отдельных
научных и (или) научно-технических результатов,  распространяя
на них  режим секретности и осуществления надзор за его соблю-
дение;
     вводить сертификационные  и  метрологические требования к
отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельнос-
ти.

     Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
               НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

     Статья 11. Основные цели и принципы государственной
                научно-технической политики

     1. Основными  целями  государственной  научно-технической
политики являются  развитие,  рациональное размещение и эффек-
тивное использование научно-технического потенциала,  увеличе-
ние вклада  науки  и техники в развитие экономики государства,
реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессив-
ных структурных  преобразований в области материального произ-
водства, повышение его  эффективности и  конкурентоспособности
продукции, улучшение  экологической обстановки и защиты инфор-
мационных ресурсов государства,  укрепление обороноспособности
государства и  безопасности личности,  общества и государства,
упрочнение взаимосвязи науки и образования.
     2. Государственная  научно-техническая  политика осущест-
вляется исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производительных сил государства;
     гласность и  использование  различных  форм  общественных
обсуждений при выборе приоритетных направлений развития  науки
и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и
проектов, реализация  которых осуществляется  на  основе  кон-
курсов:
     гарантия приоритетного развития  фундаментальных  научных
исследований;
     интеграция научной,  научно-технической и образовательной
деятельности на  основе  различных  форм  участия  работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего про-
фессионального образования  в научных исследованиях и экспери-
ментальных разработках  посредством  создания   учебно-научных
комплексов на  базе  образовательных  учреждений  высшего про-
фессионального образования, научных организаций академий наук,
имеющих государственный  статус,  а  также научных организаций
министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
     поддержка конкуренции  и предпринимательской деятельности
в области науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях разви-
тия науки и техники:
     стимулирование научной,  научно-технической и инновацион-
ной деятельности через систему экономических и иных льгот:
     развитие научной, научно-технической и инновационной дея-
тельности посредством создания системы государственных научных
центров и других структур;
     стимулирование научной,  научно-технической и инновацион-
ной деятельности  субъектов  Российской Федерации и интеграция
их научно-технического потенциала;
     развитие международного  научного  и  научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.

     Статья 12. Полномочия   органов   государственной  власти
                Российской Федерации и органов государственной
                власти субъектов Российской Федерации в
                области  формирования и реализации
                государственной научно-технической
                политики

     1. К  ведению  органов  государственной власти Российской
Федерации относятся:
     разработка и   проведение  единой  государственной  науч-
но-технической политики;
     выбор приоритетных направлений развития науки и техники в
Российской Федерации;
     формирование и  реализация  федеральных  научных  и науч-
но-технических программ и проектов,  а также определение феде-
ральных органов исполнительной власти, ответственных за их вы-
полнение;
     финансирование научной  и  (или)  научно-технической дея-
тельности за счет средств федерального бюджета;
     установление системы  экономических  и иных льгот в целях
стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности
и использование ее результатов;
     содействие развитию научной, научно-технической и иннова-
ционной деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление государственными научными организациями  феде-
рального значения,  в  том числе их создание,  реорганизация и
ликвидация;
     ликвидация обязательств  по  научным и научно-технических
программам и проектам,  предусмотренным международными догово-
рами Российской Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование единых  систем  стандартизации,  обеспечения
единства измерений,  сертификации, научно-технической информа-
ции, патентно-лицензионного дела и управление ими;
     установление государственной системы аттестации научных и
научно-технических работников.
     Правительство Российской Федерации определяет  полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области формирова-
ния и реализации единой государственной научно-технической по-
литики, утверждает  федеральные  научные  и научно-технические
программы и проекты по приоритетным направлениям развития нау-
ки и техники.
     Формирование и практическое осуществление государственной
научно-технической политики  гражданского назначения обеспечи-
вают Министерство науки и технической политики Российской  Фе-
дерации или его правопреемник совместно с Российской академией
наук,  отраслевыми  академиями  наук,  федеральными   органами
исполнительной власти.
     Формирование и практическое осуществление государственной
политики поддержки  приоритетных направлений оборонной промыш-
ленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними нау-
ки и  образования  обеспечивают  органы исполнительной власти,
ведущие государственные оборонные заказы.
     2. К  совместному  ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти  субъек-
тов Российской Федерации относятся:
     формирование экономического механизма осуществления госу-
дарственной научно-технической политики;
     организация научно-технического прогнозирования;
     размещение объектов научно-технического потенциала и соз-
дание инфраструктуры научно-технической и  инновационной  дея-
тельности;
     формирование рынков научной  и  (или)  научно-технической
продукции Российской  Федерации и субъектов Российской Федера-
ции;
     формирование научно-технической  базы научных организаций
федерального значения,  находящихся на  территориях  субъектов
Российской Федерации;
     разработка и реализация мер по социальной защите  научных
и научно-технических  работников,  в том числе их материальное
обеспечение;
     формирование совместных  фондов  научного,  научно-техни-
ческого и технологического развития;
     международные научные связи.
     3. К ведению  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации относятся:
     участие в выработке и  реализации  государственной  науч-
но-технической политики;
     определение приоритетных  направлений  развития  науки  и
техники в субъектах Российской Федерации;
     формирование научных и научно-технических программ и про-
ектов субъектов Российской Федерации;
     финансирование научной и научно-технической  деятельности
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации:
     формирование органов управления в сфере научной  и  науч-
но-технической деятельности  субъектов  Российской Федерации и
межрегиональных органов;
     управление государственными научными организациями регио-
нального значения,  в том числе их создание,  реорганизация  и
ликвидация;
     контроль за деятельностью государственных научных органи-
заций федерального значения по вопросам,  относящимся к полно-
мочиям органов государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации;
     создание условий  для  более  эффективного  использования
имеющихся материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных и региональных фондов  науч-
ного, научно-технического и технологического развития;
     осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными
законами к  ведению  органов государственной власти Российской
Федерации.
     4. По вопросам совместного ведения органы государственной
власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий
взаимодействуют с  соответствующими  органами  государственной
власти субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных предложений о совершенствовании ор-
ганизационно-экономического механизма научной и  инновационной
деятельности;
     участия представителей  соответствующих   органов   госу-
дарственной власти  субъектов  Российской Федерации в составах
научных и координационных советов по проблемам науки и  техни-
ки, научно-технических  комиссий,  экспертных и рабочих групп,
создаваемых органами государственной власти Российской Федера-
ции;
     взаимной передачи отдельных полномочий на координацию на-
учно-технической деятельности,  затрагивающей совместные инте-
ресы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и  реализации  совместных  мер по содержанию и
развитию социальной сферы научных организаций.

     Статья 13. Порядок формирования государственной
                научно-технической политики

     1. Направления государственной научно-технической полити-
ки на среднесрочной и долгосрочной периоды определяются Прези-
дентом Российской  Федерации  на  основе  специального доклада
Правительства Российской  Федерации,  формируемого  с   учетом
предложений субъектов Российской Федерации.
     2. Законодательный    орган    государственной     власти
Российской Федерации  ежегодно в соответствии с посланием Пре-
зидента Российской Федерации о положении в Российской  Федера-
ции и предложениями Правительства Российской Федерации опреде-
ляет при  утверждении  федерального  бюджета  годовые   объемы
средств, выделяемых  для  выполнения федеральных научно-техни-
ческих программ и проектов, объем финансирования научных орга-
низаций и  размер  средств,  направляемых  в федеральные фонды
поддержки научной и (или) научно-технической  деятельности,  а
также систему экономических льгот,  стимулирующих эту деятель-
ность.
     3. Определение основных направлений государственной науч-
но-технической политики,  научно-техническое  прогнозирование,
выбор приоритетных направлений развития науки и техники,  раз-
работка рекомендаций и предложений о реализации научных и  на-
учно-технических программ и проектов,  об использовании дости-
жений науки и техники осуществляются в условиях  гласности,  с
использованием различных форм общественных обсуждений, экспер-
тиз и конкурсов.
     Государственная научно-техническая  политика  в отношении
отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими  орга-
нами исполнительной  власти с привлечением хозяйствующих субъ-
ектов и их объединений с учетом единой  государственной  науч-
но-технической политики.
     4. Государственная научно-техническая политика  субъектов
Российской Федерации  формируется  и  проводится  при  взаимо-
действии органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно-техническая политика на региональ-
ном уровне   разрабатывается   и  реализуется  органами  госу-
дарственной власти субъектов  Российской  Федерации  с  учетом
единой государственной научно-технической политики и интересов
регионов.
     5. Органы  государственной  власти содействуют сохранению
высокого уровня  научно-технического  потенциала  организаций,
выпускающих продукцию оборонного назначения,  и других органи-
заций в условиях конверсии,  оказывают экономическую,  органи-
зационную, социальную и иную поддержку их научных коллективам.
     Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за
выполнение работ  по федеральной научной и (или) научно-техни-
ческой программе,  осуществляет по  отношению  к  организациям
оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции
государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры  по
их государственной поддержке.

     Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной
                и научно-технической деятельности

     1. Органы государственной власти Российской  Федерации  и
органы государственной  власти  субъектов Российской Федерации
организуют проведение экспертиз научных  и  научно-технических
программ и  проектов,  финансируемых  за  счет  средств  соот-
ветствующего бюджета.
     2. Экспертиза  проводится организациями,  осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспер-
тами с участием представителей субъектов Российской Федерации,
организаций, финансирующих научную и (или)  научно-техническую
деятельность, при:
     выборе приоритетных  направлений  государственной   науч-
но-технической политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно-технических программ и про-
ектов;
     проведении конкурсов на участие в научных и научно-техни-
ческих программах и проектах,  контроле за их осуществлением и
использованием полученных научных и  (или)  научно-технических
результатов в экономике государства.
     3. В экспертизе научной и (или)  научно-технической  дея-
тельности не может участвовать специалист,  имеющий личную за-
интересованность в ее результатах.
     4. По  результатам экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов органы  исполнительной  власти  Российской
Федерации и  органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации обязаны заблаговременно  информировать  население  о
безопасности, в том числе экологической,  об экономической и о
социальной значимости  создаваемых  производств  и   объектов,
использующих достижения науки и техники.
     5. В    случаях,    предусмотренных     законодательством
Российской Федерации,  в установленном порядке проводится обя-
зательная государственная экспертиза научно-технических  прог-
рамм и проектов.

     Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-
                технической деятельности

     1. Финансовое обеспечение научной и  (или)  научно-техни-
ческой деятельности  основывается  на его целевой ориентации и
множественности источников финансирования. Финансирование этой
деятельности осуществляется  за счет средств федерального бюд-
жета, бюджетов субъектов  Российской  Федерации,  внебюджетных
источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих
субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ),
иных источников  в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     Средства на  финансирование научных исследований и экспе-
риментальных разработок гражданского назначения выделяются  из
федерального бюджета  в  размере  не  менее  четырех процентов
расходной части федерального бюджета.
     2. Правительство  Российской  Федерации организует разра-
ботку и исполнение федерального бюджета в  части  расходов  на
научные исследований и экспериментальные разработки, определя-
ет порядок создания государственных фондов поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности,  утверждает распределе-
ние предусмотренных федеральным бюджетом средств на  эти  цели
между государственными  заказчиками  федеральных целевых прог-
рамм, федеральными органами  исполнительной  власти,  научными
организациями и указанными государственными фондами.
     3. Фундаментальные  научные  исследования   финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета.  В целях
содействия инициативным   проектам   фундаментальных   научных
исследований, отбираемым на основе конкурса,  в порядке, уста-
навливаемом Правительством  Российской  Федерации,   создаются
фонды поддержки  научной  и  (или) научно-технической деятель-
ности.
     4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за  счет  средств  федерального бюджета,  фондов
поддержки научной и (или)  научно-технической  деятельности  в
порядке долевого участия за счет средств организаций,  объеди-
нений, банков и других хозяйствующих субъектов.  В порядке до-
левого участия  могут финансироваться также научно-технические
программы, сформированные и реализуемые на основе  международ-
ных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-тех-
нические программы создания новых техники и технологии двойно-
го применения.
     5. Работы регионального значения могут финансироваться за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,  местных
бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или)  науч-
но-технической деятельности в порядке долевого участия за счет
средств организаций,  объединений, банков и других хозяйствую-
щих субъектов.
     За счет средств  федерального  бюджета  могут  финансиро-
ваться, в том числе в порядке долевого участия,  наиболее важ-
ные региональные научные и научно-технические программы и про-
екты, результаты осуществления которых могут быть использованы
и в других регионах.
     Совместное использование средств, выделенных из федераль-
ного бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации и мест-
ных бюджетов  на финансирование научных исследований федераль-
ного значения, осуществляется на долевых началах по согласова-
нию между   соответствующими  органами  Российской  Федерации,
субъектов Российской Федерации и органами местного  самоуправ-
ления.
     6. Финансирование научной и (или) научно-технической дея-
тельности осуществляется  государством на основе сочетания фи-
нансовой поддержки научных организаций и целевого финансирова-
ния конкретных  научных и научно-технических программ и проек-
тов.
     7. В Российской Федерации действуют государственные,  не-
государственные и  международные  фонды  поддержки  научной  и
(или) научно-технической деятельности.
     Органы государственной власти Российской Федерации и  ор-
ганы государственной  власти  субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
создают государственные  фонды поддержки научной и (или) науч-
но-технической деятельности  как  некоммерческие  организации,
деятельность которых   финансируется  за  счет  средств  соот-
ветствующего бюджета или иных источников, не запрещающих зако-
нодательством Российской Федерации.  Государственный фонд под-
держки научной и (или) научно-технической  деятельности  явля-
ется самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятель-
ность в соответствии с законодательством Российской  Федерации
и уставом.
     Государственные фонды поддержки  научной  и  (или)  науч-
но-технической деятельности  организуют независимую экспертизу
научных и научно-технических программ и проектов, представляе-
мых субъектами  научной  и  (или)  научно-технической деятель-
ности, и на основе конкурса выделяют средства на  финансирова-
ние указанных программ и проектов.  Государственные фонды под-
держки научной и (или) научно-технической  деятельности  ведут
раздельный учет  средств,  выделяемых  на  реализацию деятель-
ности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.
     8. В  органах государственной власти Российской Федерации
(министерствах и ведомствах) коммерческих организациях, а так-
же в органах государственной власти субъектов Российской Феде-
рации в установленном порядке могут  создаваться  внебюджетные
фонды за  счет относимых на себестоимость производимой продук-
ции отчислений организаций для финансирования научных исследо-
ваний и экспериментальных разработок.
     9. Органы государственной власти Российской  Федерации  и
органы государственной  власти  субъектов Российской Федерации
осуществляют контроль за расходованием средств,  выделенных из
соответствующих бюджетов  из  внебюджетных фондов на научную и
(или) научно-техническую  деятельность,  определяют  формы   и
способы использования ее результатов.
     10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
     Гранты передаются научным работникам, научным организаци-
ям, образовательным  учреждениям высшего профессионального об-
разования, другим юридическим лицам и гражданам.
     Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации или в случае их использо-
вания на  территории иностранного государства в соответствии с
законодательством этого государства,  а также на условиях,  на
которых эти гранты выделяются.

     Статья 16. Международные научные и научно-техническое
                сотрудничество Российской Федерации

     1. Органы  государственной  власти  Российской  Федерации
создают необходимые  условия для международного научного и на-
учно-технического сотрудничества.
     Субъект научной  и  (или) научно-технической деятельности
вправе вступать в международные научные  и  научно-технические
организации и  объединения,  участвовать в международных науч-
ных и научно-технических программах и проектах,  научных и на-
учно-технических программах и проектах иностранных государств,
заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранны-
ми юридическими  лицами  на работу как в Российской Федерации,
так и за пределами территории Российской Федерации в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     На территории Российской Федерации в установленном поряд-
ке могут  создаваться  научные  организации и научные центры с
участием иностранных граждан,  лиц без гражданства и иностран-
ных юридических лиц.
     2. Иностранные инвестиции в область науки и техники  осу-
ществляются в порядке и в формах,  которые предусмотрены зако-
нодательством Российской Федерации.
     3. Российская  Федерация  поддерживает  научное  и  науч-
но-техническое сотрудничество с иностранными государствами  на
основе соответствующих  международных договоров Российской Фе-
дерации, международных научных и научно-технических программ и
проектов, а  также  содействует расширению научно-технического
сотрудничества научных работников и научных и  иных  организа-
ций.
     Органы государственной власти Российской Федерации,  учи-
тывая наличие  высокоинтегрированного  научно-технического по-
тенциала Содружества Независимых  Государств  и  других  госу-
дарств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические
связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества
на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними.
     4. Органы  государственной  власти  Российской  Федерации
осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-тех-
нических результатов,  а также научной и  (или)  научно-техни-
ческой продукции  за пределы территории Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом законодательством Российской  Федера-
ции.
     
     Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 17. О приведении  нормативных  правовых  актов в
                соответствии с настоящим Федеральным законом

     Президенту Российской    Федерации    и     Правительству
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.

     Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального
                закона
     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в силу со дня его
официального опубликования.

     Президент Российской Федерации               Б.Ельцин

1996-10-16
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест