О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грищенко
Адели Викторовны как не соответствующей требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации"
город Москва 19 марта 1997 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова,
Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина,
А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданки А.В.Грищенко требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
у с т а н о в и л:
1. Гражданка А.В.Грищенко обратилась в Конституционный Суд
Российской Федерации с требованием признать неконституционными
положения пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации". На основании этих норм Конституционный Суд
Российской Федерации своим определением от 2 ноября 1995 года
отказал в принятии к рассмотрению ее жалобы, в которой ставился
вопрос о проверке конституционности постановления Совета Министров
СССР от 28 августа 1986 года N 1064, регулирующего правила выезда
из страны и въезда в страну. По мнению А.В.Грищенко, положения
Федерального конституционного закона, не допускающие обращение в
Конституционный Суд Российской Федерации граждан, их объединений с
жалобами на нарушение конституционных прав и свобод иными, кроме
закона, нормативными актами, ограничивают конституционное право на
судебную защиту прав и свобод, гарантированное статьями 46 (части 1
и 2), 47 (часть 1), 53 и 56 (часть 3) Конституции Российской
Федерации.
2. Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя
каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает
возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия)
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц. При этом право на
судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми
судами в предусмотренных статьей 118 (часть 2) Конституции
Российской Федерации формах, а именно посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность
закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Такая проверка составляет исключительную компетенцию
Конституционного Суда Российской Федерации.
Из сопоставления статей 46 (часть 2), 118 (часть 2), 120
(часть 2) и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации следует,
что иные акты, кроме законов, подлежат обжалованию в других судах в
соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией
Российской Федерации и законами. Из этого исходит статья 3 Закона
Российской Федерации от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно
которой суды рассматривают жалобы на любые действия (решения),
нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений),
проверка которых отнесена законодательством к исключительной
компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, и действий
(решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной
порядок судебного обжалования.
Проверка по жалобам граждан нормативных и ненормативных актов
федеральных органов государственной власти отнесена согласно
гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному
законодательству к компетенции, соответственно, Верховного Суда
Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. Те же нормативные акты, оспаривание которых в судах
указанным процессуальным законодательством не предусмотрено,
согласно статье 3 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" должны
рассматриваться судами в процедуре, установленной этим Законом.
Указанные правовые предписания в их совокупности обеспечивают
вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право
гражданина обжаловать в суд любой - как ненормативный, так и
нормативный - правовой акт.
Оспариваемые А.В.Грищенко положения пункта 3 части первой
статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", основанные на
совокупности конституционных норм, включая статью 46 в ее
соотношении с указанными выше другими статьями Конституции
Российской Федерации, только воспроизводят и конкретизируют
закрепленное в ее статье 125 (часть 4) право граждан обжаловать в
Конституционный Суд Российской Федерации законы, нарушающие их
конституционные права и свободы.
Таким образом, в жалобе, по существу, ставится вопрос о
проверке соответствия статье 46 Конституции Российской Федерации
других ее норм, в частности статей 118, 120 и 125, лежащих в основе
распределения компетенции между Конституционным Судом Российской
Федерации и другими судами. Однако оценивать соответствие одних
конституционных норм другим Конституционный Суд Российской
Федерации не вправе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Грищенко Адели Викторовны как не являющейся допустимой в
соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" ввиду
неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному
Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе подлежит опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации", а также в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Баглай
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации Т.Г.Морщакова
N 56-О