ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 2 августа 2010 г. N 588
МОСКВА
Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Российской Федерации
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемый Порядок разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 2010 г.
N 588
П О Р Я Д О К
разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила разработки,
реализации и оценки эффективности государственных программ
Российской Федерации (далее - государственные программы), а также
контроля за ходом их реализации.
Настоящий Порядок не распространяется на государственную
программу вооружения (федеральную программу разработки, создания и
производства вооружения и военной техники на десятилетний период),
предусмотренную Федеральным законом "О государственном оборонном
заказе".
2. Государственной программой является система мероприятий
(взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и
инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках
реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов
и целей государственной политики в сфере социально-экономического
развития и безопасности.
3. Государственная программа включает в себя федеральные
целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе
ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов
государственной власти (далее - подпрограммы).
4. Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в
рамках государственной программы.
Деление государственной программы на подпрограммы
осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в
рамках государственной программы задач.
5. Разработка и реализация государственной программы
осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
определенным Правительством Российской Федерации в качестве
ответственного исполнителя государственной программы (далее -
ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями
государственной программы (далее - соисполнители).
6. Государственные программы утверждаются актом Правительства
Российской Федерации.
Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем
внесения изменений в государственную программу.
II. Требования к содержанию государственной программы
7. Государственные программы разрабатываются исходя из
положений концепций долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации и основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на соответствующий период,
федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
8. Государственная программа содержит:
а) паспорт государственной программы по форме согласно
приложению;
б) характеристику текущего состояния соответствующей сферы
социально-экономического развития Российской Федерации, основные
показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих
рисков реализации государственной программы;
в) приоритеты и цели государственной политики в
соответствующей сфере социально-экономического развития, описание
основных целей и задач государственной программы, прогноз развития
соответствующей сферы социально-экономического развития и
планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации
государственной программы;
г) прогноз конечных результатов государственной программы,
характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и
качества жизни населения, социальной сферы, экономики,
общественной безопасности, государственных институтов, степени
реализации других общественно значимых интересов и потребностей в
соответствующей сфере;
д) сроки реализации государственной программы в целом,
контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных
показателей;
е) перечень основных мероприятий государственной программы с
указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также
иных сведений в соответствии с методическими указаниями по
разработке и реализации государственных программ, которые
утверждаются Министерством экономического развития Российской
Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации (далее - методические указания);
ж) основные меры правового регулирования в соответствующей
сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных
результатов государственной программы, с обоснованием основных
положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых
актов;
з) перечень и краткое описание федеральных целевых программ и
подпрограмм;
и) перечень целевых индикаторов и показателей государственной
программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации,
а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их
выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной
программы;
к) обоснование состава и значений соответствующих целевых
индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее
реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их
достижение;
л) информацию по ресурсному обеспечению за счет средств
федерального бюджета государственной программы (с расшифровкой по
главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным
целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по
годам реализации государственной программы);
м) описание мер государственного регулирования и управления
рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей
государственной программы;
н) методику оценки эффективности государственной программы.
9. Помимо информации, указанной в пункте 8 настоящего
Порядка, государственная программа может содержать:
а) в случае оказания федеральными государственными
учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим
лицам - прогноз сводных показателей государственных заданий по
этапам реализации государственной программы;
б) в случае использования налоговых, таможенных, тарифных,
кредитных и иных инструментов - обоснование необходимости их
применения для достижения цели и (или) конечных результатов
государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее
реализации;
в) в случае участия в разработке и реализации государственной
программы субъектов Российской Федерации - информацию о прогнозных
расходах субъектов Российской Федерации, а также перечень
реализуемых ими мероприятий;
г) в случае участия в реализации государственной программы
государственных корпораций, акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также
внебюджетных фондов - соответствующую информацию, включая данные о
прогнозных расходах указанных организаций на реализацию
государственной программы.
10. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации
федеральных целевых программ, включенных в государственную
программу, а также ведомственных целевых программ, включенных в
подпрограмму, определяются Правительством Российской Федерации.
11. Целевые индикаторы и показатели государственной программы
должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение
основных задач и достижение целей государственной программы, а
также:
а) отражать специфику развития конкретной области, проблем и
основных задач, на решение которых направлена реализация
государственной программы;
б) иметь количественное значение, измеряемое или
рассчитываемое по утвержденным методикам;
в) определяться на основе данных государственного
статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов
Российской Федерации;
г) непосредственно зависеть от решения основных задач и
реализации государственной программы;
д) отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с
методическими указаниями.
12. Отражение в государственной программе расходов на ее
реализацию осуществляется в соответствии с методическими
указаниями.
13. В случае если государственная программа направлена на
достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к
предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, в рамках государственной программы может
быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации в рамках федеральных целевых
программ осуществляется в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
14. В случае если государственная программа направлена на
достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
государственная программа также содержит:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и
индикаторов государственной программы, характеризующих достижение
конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов
Российской Федерации либо по группам субъектов Российской
Федерации;
б) обоснование мер по координации деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации для
достижения целей и конечных результатов государственной программы,
в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов
Российской Федерации;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на
реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации с
оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов
государственной программы.
15. Оценка планируемой эффективности государственной
программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее
разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада
результатов государственной программы в социально-экономическое
развитие и обеспечение национальной безопасности Российской
Федерации.
16. Обязательным условием оценки планируемой эффективности
государственной программы является успешное (полное) выполнение
запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и
показателей государственной программы, а также мероприятий в
установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой
эффективности реализации государственной программы применяются:
а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку
вклада государственной программы в экономическое развитие
Российской Федерации в целом, оценку влияния ожидаемых результатов
государственной программы на различные сферы экономики Российской
Федерации. Оценки могут включать как прямые (непосредственные)
эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные
(внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики
Российской Федерации;
б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый
вклад реализации государственной программы в социальное развитие,
показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
III. Основание и этапы разработки государственной программы
17. Разработка государственных программ осуществляется на
основании перечня государственных программ, утверждаемого
Правительством Российской Федерации.
Проект перечня государственных программ формируется
Министерством экономического развития Российской Федерации
совместно с Министерством финансов Российской Федерации на
основании положений федеральных законов, предусматривающих
реализацию государственных программ, во исполнение отдельных
решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, а также с учетом предложений федеральных органов
исполнительной власти.
Внесение изменений в перечень государственных программ
производится по решению Правительства Российской Федерации
до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, на
основании предложений Министерства экономического развития
Российской Федерации, подготовленных в соответствии с положениями
федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных
программ, а также во исполнение отдельных решений Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
18. Перечень государственных программ содержит:
а) наименования государственных программ;
б) наименования ответственных исполнителей и соисполнителей
государственных программ и подпрограмм;
в) основные направления реализации государственных программ.
19. Разработка проекта государственной программы производится
ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в
соответствии с методическими указаниями.
20. Проект государственной программы подлежит обязательному
согласованию с Министерством экономического развития Российской
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Состав материалов, представляемых с проектом государственной
программы, определяется в соответствии с методическими указаниями.
В Министерство экономического развития Российской Федерации и
Министерство финансов Российской Федерации направляется проект
государственной программы, согласованный всеми соисполнителями.
В случае если проект государственной программы не согласован
соисполнителями, к нему также прилагаются замечания соисполнителей
и протоколы согласительных совещаний.
21. Оценку проекта государственной программы осуществляют в
установленной сфере деятельности Министерство экономического
развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации.
22. Основные параметры утвержденных государственных программ
подлежат отражению в прогнозе социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный период.
IV. Финансовое обеспечение реализации государственных программ
23. Финансовое обеспечение реализации государственных
программ в части расходных обязательств Российской Федерации
осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
(далее - бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных
ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм)
утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый период.
24. Внесение изменений в государственные программы является
основанием для подготовки законопроекта о внесении изменений в
федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации.
25. Финансирование федеральных целевых программ, включенных в
состав государственной программы, а также ведомственных целевых
программ, включенных в состав подпрограмм, осуществляется в
порядке и за счет средств, которые предусмотрены соответственно
для федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.
Финансовое обеспечение строительства, реконструкции и
модернизации объектов капитального строительства, реализуемых в
рамках государственной программы, осуществляется за счет бюджетных
ассигнований в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации в отношении формирования и реализации федеральной
адресной инвестиционной программы.
26. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию
государственных программ в очередном году и плановом периоде
осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и
планирование бюджетных ассигнований.
V. Управление и контроль реализации государственной программы
27. Текущее управление реализацией и реализация федеральных
целевых программ, включенных в государственную программу, и
ведомственных целевых программ, включенных в подпрограмму,
осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации соответственно для федеральной целевой программы или
ведомственной целевой программы.
28. Реализация государственной программы осуществляется в
соответствии с планом реализации государственной программы
(далее - план реализации), содержащим перечень мероприятий
государственной программы, включая мероприятия подпрограмм и
ведомственных целевых программ, с указанием сроков их выполнения,
бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других
источников.
План реализации разрабатывается в соответствии с
методическими указаниями.
29. Ответственный исполнитель государственной программы
ежегодно, не позднее 15 декабря текущего финансового года,
утверждает согласованный с соисполнителями план реализации с
указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих
мероприятий, и направляет его в Министерство экономического
развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации.
30. В процессе реализации государственной программы
ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями
принимать решения о внесении изменений в перечни и состав
мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с
законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных
ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных
лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной
программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при
условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на
параметры государственной программы, утвержденные Правительством
Российской Федерации, и не приведут к ухудшению плановых значений
целевых индикаторов и показателей государственной программы, а
также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий
государственной программы.
В случае принятия решения о внесении изменений в план
реализации ответственный исполнитель в 10-дневный срок с момента
утверждения соответствующего решения уведомляет о нем Министерство
экономического развития Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации.
31. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности
государственной программы (далее - годовой отчет) подготавливается
ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта
года, следующего за отчетным, и направляется в Правительство
Российской Федерации, Министерство экономического развития
Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Подготовка годового отчета производится в соответствии с
методическими указаниями.
32. Годовой отчет содержит:
а) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
б) перечень мероприятий, выполненных и не выполненных
(с указанием причин) в установленные сроки;
в) анализ факторов, повлиявших на ход реализации
государственной программы;
г) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных
средств на выполнение мероприятий;
д) информацию о внесенных ответственным исполнителем
изменениях в государственную программу;
е) иную информацию в соответствии с методическими указаниями.
33. Форма годового отчета утверждается Министерством
экономического развития Российской Федерации.
34. Министерство экономического развития Российской Федерации
и Министерство финансов Российской Федерации в 20-дневный срок со
дня получения от ответственного исполнителя годового отчета
направляют свои заключения в Правительство Российской Федерации.
35. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации
государственной программы при необходимости заслушивается на
заседании Правительства Российской Федерации в соответствии с
решением Правительства Российской Федерации.
36. В месячный срок до дня рассмотрения доклада
ответственного исполнителя о ходе реализации государственной
программы в Правительстве Российской Федерации ответственный
исполнитель направляет соответствующие материалы в Правительство
Российской Федерации, Министерство экономического развития
Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Требования к указанным материалам определяются в соответствии
с методическими указаниями.
Министерство экономического развития Российской Федерации и
Министерство финансов Российской Федерации не позднее чем за
14 дней до дня рассмотрения вопроса представляют в Правительство
Российской Федерации заключения на материалы ответственного
исполнителя.
37. Министерство финансов Российской Федерации в срок до
1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в
Министерство экономического развития Российской Федерации
информацию о кассовых расходах федерального бюджета на реализацию
государственных программ.
38. Министерство экономического развития Российской Федерации
ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, разрабатывает
и представляет в Правительство Российской Федерации сводный
годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности
государственных программ, который содержит:
а) сведения об основных результатах реализации
государственных программ за отчетный период;
б) сведения о степени соответствия установленных и
достигнутых целевых индикаторов и показателей государственных
программ за отчетный год;
в) сведения о выполнении расходных обязательств Российской
Федерации, связанных с реализацией государственных программ;
г) оценку деятельности ответственных исполнителей в части,
касающейся реализации государственных программ;
д) при необходимости - предложения об изменении форм и
методов управления реализацией государственной программы, о
сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном
прекращении отдельных мероприятий или государственной программы в
целом.
39. Годовой отчет подлежит размещению на официальном сайте
ответственного исполнителя в сети Интернет.
Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке
эффективности государственных программ подлежит размещению на
официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети
Интернет.
40. В целях контроля реализации государственных программ
Министерство экономического развития Российской Федерации на
постоянной основе осуществляет мониторинг реализации
государственных программ ответственным исполнителем и
соисполнителями. Порядок проведения указанного мониторинга
определяется в соответствии с методическими указаниями.
41. Министерство финансов Российской Федерации представляет в
Министерство экономического развития Российской Федерации
информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации
государственных программ в части их финансового обеспечения.
42. Результаты мониторинга реализации государственной
программы рассматриваются на заседании Правительства Российской
Федерации не менее 2 раз в год.
43. Координация исполнения и предварительное рассмотрение
результатов мониторинга реализации государственных программ
осуществляются заместителями Председателя Правительства Российской
Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
44. По результатам оценки эффективности государственной
программы Правительство Российской Федерации может принять решение
о сокращении на очередной финансовый год и плановый период
бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном
прекращении реализации отдельных мероприятий или государственной
программы в целом начиная с очередного финансового года.
45. Внесение изменений в федеральные целевые программы,
включенные в государственную программу, или ведомственные целевые
программы, включенные в подпрограммы, осуществляется в порядке,
установленном для федеральных или ведомственных целевых программ.
Внесение изменений в отдельные мероприятия государственной
программы в части строек и объектов осуществляется при
необходимости соисполнителем, ответственным за реализацию
указанного мероприятия, в порядке, установленном для внесения
изменений в федеральную адресную инвестиционную программу.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального
бюджета в части расходов, направляемых на финансирование
государственных программ, осуществляется Министерством финансов
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
46. Внесение иных изменений в государственную программу,
оказывающих влияние на параметры государственной программы,
утвержденные Правительством Российской Федерации, осуществляется
по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение
поручений Правительства Российской Федерации, в том числе по
результатам мониторинга реализации государственных программ, в
порядке, предусмотренном для утверждения проектов государственных
программ (за исключением установленных для утверждения проектов
государственных программ сроков).
VI. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
при разработке и реализации государственных программ
47. Ответственный исполнитель:
а) обеспечивает разработку государственной программы, ее
согласование и внесение в установленном порядке в Правительство
Российской Федерации;
б) организует реализацию государственной программы, принимает
решение о внесении изменений в государственную программу в
соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и
несет ответственность за достижение целевых индикаторов и
показателей государственной программы, а также конечных
результатов ее реализации;
в) предоставляет по запросу Министерства экономического
развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской
Федерации сведения, необходимые для проведения мониторинга
реализации государственной программы;
г) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для
подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации;
д) проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых
соисполнителем, в соответствии с методическими указаниями;
е) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для
проведения оценки эффективности государственной программы и
подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности
государственной программы;
ж) рекомендует соисполнителям осуществить разработку
отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной
целевой программы;
з) подготавливает годовой отчет и представляет его в
Министерство экономического развития Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
48. Соисполнители:
а) участвуют в разработке и осуществляют реализацию
мероприятий государственной программы, в отношении которых они
являются соисполнителями;
б) представляют в установленный срок ответственному
исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на
запросы Министерства экономического развития Российской Федерации
и Министерства финансов Российской Федерации, а также отчет о ходе
реализации мероприятий государственной программы;
в) представляют ответственному исполнителю информацию,
необходимую для проведения оценки эффективности государственной
программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке
эффективности государственной программы;
г) представляют ответственному исполнителю копии актов,
подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов,
строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных
документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным
государственным контрактам в рамках реализации мероприятий
государственной программы.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку разработки, реализации и
оценки эффективности государственных
программ Российской Федерации
П А С П О Р Т
государственной программы Российской Федерации
Ответственный исполнитель программы
Соисполнители программы
Подпрограммы программы
Программно-целевые инструменты
программы
Цели программы
Задачи программы
Целевые индикаторы и показатели
программы
Этапы и сроки реализации программы
Объемы бюджетных ассигнований
программы
Ожидаемые результаты реализации
программы
____________