П Р И К А З
Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
от 4 июля 1997 г. N 312
Утратил силу - Приказ Министерства
природных ресурсов Российской
Федерации от 15.01.2008 г. N 2
Об утверждении Правил ведения государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
28 июля 1997 г. Регистрационный N 1361
(В редакции Приказа Государственного комитета по охране окружающей
среды Российской Федерации от 31.03.98 г. N 185)
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного
кадастра особо охраняемых природных территорий" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного
кадастра особо охраняемых природных территорий.
2. Управлению правового обеспечения и кадров (Дымов)
обеспечить регистрацию указанных Правил в Минюсте России.
3. Управлению заповедного дела (Степаницкий) довести
зарегистрированные в Минюсте России Правила до сведения
территориальных органов Госкомэкологии России.
4. Управлению заповедного дела (Степаницкий) в рамках
Федеральной целевой программы государственной поддержки
государственных природных заповедников и национальных парков на
период до 2000 года обеспечить разработку, согласование и
утверждение в IV квартале 1997 года перечня базовых кадастровых
показателей и унифицированных форм учетной документации по особо
охраняемым природным территориям федерального, регионального и
местного значения, необходимых для ведения государственного
кадастра особо охраняемых природных территорий, методических
указаний по заполнению этих форм, определить сроки представления и
обновления кадастровых сведений.
5. Государственным территориальным природоохранным органам
Госкомэкологии России в срок до 15 августа 1997 г. представить в
Управление заповедного дела (Степаницкий) в соответствии с запросом
этого управления информацию о существующих кадастрах и базы данных
по особо охраняемым природным территориям регионального и местного
значения.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Председателя А.М.Амирханова.
____________
Приложение
к приказу Госкомэкологии России
от 4 июля 1997 г.
N 312
П Р А В И Л А
ведения государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий
(В редакции Приказа Государственного комитета по охране окружающей
среды Российской Федерации от 31.03.98 г. N 185)
I. Общие положения
1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря
1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды" и
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях", а также на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября
1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо
охраняемых природных территорий" в Российской Федерации формируется
государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
2. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий (далее - Кадастр) представляет собой государственный
свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых
для управления особо охраняемыми природными территориями (далее -
ООПТ) и обеспечения экологически безопасного развития регионов
Российской Федерации.
3. Кадастр является официальным документом, содержащим
информацию обо всех установленных Федеральным законом "Об особо
охраняемых природных территориях" категориях ООПТ федерального,
регионального и местного значения.
4. Сведения Кадастра служат основанием для принятия
управленческих и иных решений в области природопользования и охраны
окружающей природной среды, подлежат обязательному учету при
разработке планов экономического и социального развития территорий,
схем землеустройства и районной планировки, градостроительной
документации, при проведении государственной экологической
экспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к
использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую
природную среду.
5. Кадастр на всех уровнях формируется и ведется с соблюдением
принципов совместимости и сопоставимости с государственными
кадастрами природных ресурсов.
6. Все работы, связанные с ведением Кадастра, осуществляются
уполномоченными на то учреждениями и организациями за счет и в
пределах выделяемых им средств федерального и региональных
бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников
финансирования.
II. Цели и задачи государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий
7. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий ведется в целях учета и оценки состояния
природно-заповедного фонда Российской Федерации и ООПТ разного
ранга, определения перспектив развития системы таких территорий,
повышения эффективности функционирования системы ООПТ по
поддержанию экологического баланса регионов, усиления
государственного контроля за соблюдением соответствующего режима
охраны, а также в целях учета кадастровой информации при
планировании социально-экономического развития регионов и
осуществлении хозяйственной деятельности.
8. Кадастр решает задачи:
накопления и систематизации данных о существующих и
перспективных ООПТ, мониторинга ООПТ;
анализа состояния и эффективности функционирования разных
категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
обеспечения информацией об ООПТ органов государственной власти
федерального и регионального уровней, органов местного
самоуправления, министерств и ведомств, государственных и
общественных организаций, частных лиц.
III. Содержание и структура государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий
9. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий содержит сведения о:
правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования
ООПТ,
географическом положении, границах и площади ООПТ,
административной и ведомственной подчиненности,
задачах, возложенных на конкретные ООПТ,
режиме и способах особой охраны этих территорий,
охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим),
экологической, научной, просветительской, рекреационной,
экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов,
степени изученности и местах хранения информации о
качественных и количественных характеристиках охраняемых природных
комплексов и их элементов,
собственниках, владельцах, природопользователях,
землепользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ,
способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ
и их охранных зон,
степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной
нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов,
мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству
растительного и животного мира конкретных ООПТ,
структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как
государственных природоохранных учреждений,
юридических или физических лицах, взявших на себя
обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства,
сроки, штаты),
финансировании и материально-технической базе ООПТ,
последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ),
лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве
экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее,
источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.
10. Кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об
особо охраняемых природных территориях федерального, регионального
и местного значения.
В разделе Кадастра "Особо охраняемые природные территории
федерального значения" содержатся сведения о:
государственных природных заповедниках,
национальных парках,
государственных природных заказниках,
памятниках природы,
дендрологических парках и ботанических садах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах,
иных, установленных Правительством Российской Федерации
категориях ООПТ федерального значения.
В разделе Кадастра "Особо охраняемые природные территории
регионального значения" содержатся сведения о:
государственных природных заказниках,
памятниках природы,
природных парках,
дендрологических парках и ботанических садах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах,
иных, установленных органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации категориях ООПТ регионального значения.
В разделе Кадастра "Особо охраняемые природные территории
местного значения" содержатся сведения о:
лечебно-оздоровительных местностях и курортах,
иных, установленных органами местного самоуправления
категориях ООПТ местного значения.
11. Учетными единицами Кадастра являются отдельные ООПТ.
12. Информация для Кадастра подготавливается на основе единых
методических подходов и представляется по унифицированным формам на
бумажных и электронных носителях в виде картографических материалов
(географических карт, топографических планов, электронных карт),
таблиц (электронных таблиц), описаний, электронных банков данных.
13. Сведения об ООПТ собираются и обновляются на основе
нормативных документов органов государственной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и
инвентаризационных материалов, результатов специальных
обследований, данных мониторинга, а также иных источников
информации, содержащих достоверные данные об ООПТ федерального,
регионального и местного значения.
14. За состоянием информации, содержащейся в Кадастре,
осуществляется текущий контроль. По мере поступления новой
информации или данных об изменении уже имеющихся сведений в Кадастр
вносятся необходимые дополнения и изменения. При обновлении
кадастровых данных предыдущие сведения архивируются и подлежат
постоянному хранению. В Кадастре должны содержаться ссылки об
устаревшей информации и сведения о датах поступления или изменения
информации.
IV. Порядок ведения государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий
15. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий ведется:
по особо охраняемым природным территориям федерального
значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными
органами исполнительной власти и организациями, в ведении и
управлении которых находятся такие природные территории;
по особо охраняемым природным территориям регионального
значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации,
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
по особо охраняемым природным территориям местного значения,
являющимся собственностью муниципальных образований, - органами
местного самоуправления.
16. Государственный комитет Российской Федерации по охране
окружающей среды (Госкомэкология России) осуществляет свод
кадастровых данных по субъектам Российской Федерации и в целом по
Российской Федерации на основании материалов, представляемых
специально уполномоченными государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды,
министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими
государственное управление и контроль за функционированием особо
охраняемых природных территорий федерального, регионального и
местного значения.
17. Госкомэкология России:
организует и координирует работу по сбору, хранению и
обновлению базовой информации, включаемой в Кадастр, обеспечивает
анализ данных и оценку состояния системы ООПТ федерального
значения;
осуществляет свод и обобщает базовые кадастровые сведения по
всем ООПТ в целом по Российской Федерации;
разрабатывает при участии заинтересованных министерств и
ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и утверждает перечни унифицированных базовых показателей
по каждой категории ООПТ, унифицированные формы хранения и
представления информации, сроки представления данных, а также
нормативные документы, необходимые для ведения Кадастра;
разрабатывает методические документы по вопросам ведения
Кадастра;
определяет в своей структуре подразделения, ответственные за
ведение Кадастра особо охраняемых природных территорий федерального
значения, ежегодный свод и периодическое издание материалов
Кадастра, формирование ежегодных отчетов о состоянии федеральной и
региональных сетей ООПТ, подготовку информации для составления
соответствующего раздела государственного доклада о состоянии
окружающей природной среды Российской Федерации;
согласовывает формы учетной документации и перечни
дополнительных кадастровых показателей, необходимые для ведения
кадастров ООПТ регионального и местного значения и решения задач
управления ООПТ на региональном и местном уровнях;
принимает меры по совершенствованию ведения Кадастра, в том
числе разрабатывает и внедряет унифицированные
программно-технические средства (системы управления базами данных,
геоинформационные системы и т. п.) с использованием современных
компьютерных технологий и методические рекомендации по их
использованию.
18. Территориальные органы Госкомэкологии России на основании
материалов, получаемых от территориальных подразделений специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды, региональных
подразделений министерств и ведомств, учреждений и организаций,
осуществляющих государственное управление и контроль за
функционированием особо охраняемых природных территорий
регионального и местного значения, а также органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления либо в соответствии с переданными им этими органами
полномочиями:
обеспечивают ведение кадастров ООПТ регионального и местного
значения, осуществляют свод и обобщение кадастровых сведений на
уровне субъектов Российской Федерации, а также ведут кадастровую
документацию по объектам федерального значения, находящимся в их
оперативном управлении;
формируют ежегодные отчеты о состоянии сети ООПТ регионального
и местного уровня;
разрабатывают, согласовывают в Госкомэкологии России и
утверждают в органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органах местного самоуправления перечни кадастровых
показателей, формы учетной документации, перечни кадастровых
показателей, методические указания, нормативные документы,
необходимые для ведения кадастров ООПТ регионального и местного
значения и решения задач управления ООПТ на местном и региональном
уровне;
предоставляют Госкомэкологии России по утвержденным формам
базовую кадастровую информацию об ООПТ федерального, регионального
и местного значения;
предоставляют органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую
им кадастровую информацию;
осуществляют периодическое издание регионального кадастра
особо охраняемых природных территорий.
19. Федеральные органы исполнительной власти, учреждения и
организации, имеющие в управлении особо охраняемые природные
территории:
организуют работу по сбору данных, хранению, обновлению,
обобщению и анализу информации о состоянии находящихся в их
подчинении особо охраняемых природных территорий федерального,
регионального и местного значения;
утверждают в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 ноября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения
государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" и
настоящими Правилами ведомственный порядок подготовки и
предоставления кадастровой информации на федеральном и региональном
уровнях;
разрабатывают для своих подведомственных подразделений,
утверждают перечни кадастровых показателей, учетные формы,
методические рекомендации, иные нормативно-методические документы,
необходимые для подготовки ведомственной кадастровой информации и
ведения соответствующих кадастров, и направляют их для сведения в
Госкомэкологию России;
формируют и направляют в установленные сроки в Госкомэкологию
России или в определенные им организации, ответственные за ведение
Кадастра, кадастровые сведения о подведомственных ООПТ федерального
значения, а их региональные органы и подразделения направляют
кадастровые сведения о подведомственных ООПТ регионального и
местного значения в территориальные органы Госкомэкологии России.
20. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации:
осуществляют непосредственно либо через территориальные органы
Госкомэкологии России ведение кадастров ООПТ регионального
значения, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации;
утверждают по согласованию с Госкомэкологией России и органами
местного самоуправления перечни кадастровых показателей, формы
учетной документации, порядок и сроки представления кадастровых
материалов, иные нормативные документы, необходимые для ведения
кадастров ООПТ регионального и местного значения;
утверждают содержание и сроки издания региональных кадастров
особо охраняемых природных территорий;
оказывают содействие территориальным органам Госкомэкологии
России по ведению кадастров ООПТ регионального значения.
21. Органы местного самоуправления:
осуществляют непосредственно либо через территориальные органы
Госкомэкологии России ведение кадастров ООПТ местного значения,
являющихся собственностью муниципальных образований;
согласовывают разрабатываемые территориальными органами
Госкомэкологии России перечни кадастровых показателей, формы
учетной документации, иные нормативные документы, необходимые для
ведения кадастров ООПТ местного значения;
обеспечивают своевременное поступление в территориальные
органы Госкомэкологии России сведений, необходимых для ведения
кадастров ООПТ местного значения.
22. Содержание и сроки периодического издания государственного
кадастра особо охраняемых природных территорий определяются
Госкомэкологией России по согласованию с заинтересованными
министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
23. Информация, содержащаяся в государственном кадастре особо
охраняемых природных территорий, находится на хранении в
организациях, уполномоченных на ведение Кадастра, и предоставляется
заинтересованным юридическим и физическим лицам в соответствии с
Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации", законодательством о защите
авторского права и интеллектуальной собственности, а также
нормативно-правовыми документами, определяющими ведомственный
порядок передачи информации.
24. Информация для государственного кадастра особо охраняемых
природных территорий подготавливается по каждой ООПТ в соответствии
с утвержденной Типовой формой учетной документации по особо
охраняемой природной территории и методическими указаниями по ее
заполнению (прилагается). Территориальные природоохранные органы
Госкомэкологии России формируют и утверждают в органах
исполнительной власти субъекта Российской Федерации единый пакет
кадастровых сведений и направляют его в Госкомэкологию России один
раз в пять лет к 1 марта года, следующего за отчетным периодом, на
бумажных и электронных носителях. (Дополнен - Приказ
Государственного комитета по охране окружающей среды Российской
Федерации от 31.03.98 г. N 185)
25. Ежегодно территориальные природоохранные органы
Госкомэкологии России формируют отчеты об изменениях количества
ООПТ в регионах, с указанием категорий ООПТ, образованных либо
ликвидированных в течение года, их названий, профиля, статуса,
площадей и выходных данных нормативных правовых актов, определяющих
эти изменения. Отчеты утверждаются в органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и представляются в Госкомэкологию
России к 1 марта года, следующего за отчетным. (Дополнен - Приказ
Государственного комитета по охране окружающей среды Российской
Федерации от 31.03.98 г. N 185)
___________