ОБРАЩЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину
в связи с кризисом в агропромышленном
комплексе страны
Уважаемый Борис Николаевич!
Многовековая история нашего государства свидетельствует о том,
что аграрный сектор всегда занимал одно из важных мест в экономике
страны. В аграрной сфере России занято более 10 процентов
трудоспособного населения, а в сельской местности проживает около
40 млн. человек.
Агропромышленный комплекс производит около 28 процентов
внутреннего валового продукта России. Он поставляет более 70
процентов потребительских товаров. Положение дел в агропромышленном
комплексе непосредственно влияет на социальную обстановку в
обществе и продовольственную безопасность государства. Именно
сельское население страны в годы тяжелейших испытаний являлось
опорой российского государства. Крестьяне России во все времена
укрепляли экономику страны и отстаивали свободу Отечества.
Вы знаете, уважаемый Борис Николаевич, что в настоящее время
сельское население активно включилось в реализацию реформ,
проводимых Правительством Российской Федерации, надеясь, что
результаты его нелегкого труда в новых экономических условиях
принесут счастье и благополучие народу.
Однако проводимые реформы не дали желаемых результатов. Более
того, по многим базовым отраслям сельское хозяйство оказалось
отброшенным на 25-30 лет назад. В 1997 году по сравнению с 1990
годом в хозяйствах всех категорий объем валовой
сельскохозяйственной продукции сократился почти на 40 процентов.
Снизилось плодородие почв. Большинство орошаемых и осушенных земель
пришло в негодность. Резко упала продуктивность скота и птицы.
Разрушается производственный потенциал. За последние годы
сократилось приобретение сельскохозяйственными
товаропроизводителями тракторов в 15 раз, зерноуборочных комбайнов
- в 14, грузовых автомобилей - в 26, доильных установок - в 118
раз. Имеющиеся мощности отечественного сельскохозяйственного
машиностроения используются на 8-12 процентов. Износ основных
производственных фондов в сельском хозяйстве достиг 45 процентов, в
том числе сельскохозяйственной техники - 70 процентов. Начиная с
1994 года выбытие фондов в 4-5 раз опережает их ввод.
В 1997 году по сравнению с 1990 годом капитальные вложения на
развитие сельского хозяйства сократились почти в 20 раз. Финансовые
потери отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей,
образовавшиеся вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную
продукцию и поставляемые им материально-технические ресурсы,
составляют 300 трлн. неденоминированных рублей. За последние 6 лет
цены на промышленные товары выросли в 8,4 тысячи раз, на
энергоносители - в 15 тысяч раз, а на сельскохозяйственную
продукцию - в 1,7 тысячи раз. Резко снизилась рентабельность
сельскохозяйственного производства, доля убыточных хозяйств
увеличилась с 3 до 81 процента. Сельскохозяйственные предприятия
завершили 1997 год с убытком в 22,5 трлн. рублей, в то время как
предприятия электроэнергетики и топливной промышленности получили
прибыль свыше 50 трлн. рублей.
Одновременно с этим растут закупки продовольствия за рубежом.
В 1997 году по сравнению с 1993 годом импорт мяса в Россию
увеличился в 13 раз, в том числе мяса птицы - в 15 раз, молока - в
6 раз, сахара - в 2,1 раза. Всего в минувшем году за рубежом
закуплено сельскохозяйственных продуктов и сырья на 13,7 млрд.
долларов. Удельный вес импортных продуктов в питании населения
составил: мяса и мясопродуктов - 34 процента, молока и молочных
продуктов - 18 процентов, сахара (включая сырец) - 73 процента,
масла растительного - 42 процента, рыбы и рыбопродуктов - 37
процентов. Страна утратила продовольственную независимость.
Крайне тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных
товаропроизводителей лишает их возможности осуществлять не только
расширенное, но и простое воспроизводство. Большинство программ
развития сельского хозяйства страны остаются невыполненными.
Разрушается социальная сфера села.
Все это свидетельствует о том, что курс реформ в
агропромышленном комплексе оказался ошибочным, реформы проводились
без продуманной концепции, без правовой, организационной,
экономической поддержки. Государство практически устранилось от
управления происходящими процессами в аграрной сфере. Это привело к
развалу производства и крайнему обнищанию сельских жителей.
В настоящее время агропромышленный комплекс находится в
состоянии глубочайшего кризиса, неплатежеспособности.
Дискредитирована сама идея проведения реформ в аграрной сфере.
Поспешная ломка сложившегося в агропромышленном комплексе
экономического механизма не только нарушила хозяйственные,
технологические связи и нанесла большой урон производству, но и
создала предпосылки деградации и вымирания сельского населения
страны.
В этих условиях Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации считает необходимым изменить курс реформ в
агропромышленном комплексе и в числе первоочередных мер
рекомендует:
совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации
ускорить разработку и принятие федеральных законов "О защите
отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной
продукции и продуктов питания", "О паритете цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию", "О едином
сельскохозяйственном налоге", "О социальном развитии села", "Об
инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса", пакета
федеральных законов по вопросам земельных отношений;
установить государственное регулирование процессами развития
агропромышленного комплекса, используя преимущественно
экономические методы;
пересмотреть финансово-экономическую политику по отношению к
агропромышленному комплексу как одному из приоритетных секторов
экономики страны; принять в 1998 году меры по преодолению
сложившихся диспропорций в товарообмене между сельским хозяйством и
другими отраслями экономики; обеспечить исполнение Федерального
закона "О государственном регулировании агропромышленного
производства" в части ограничения роста цен на
материально-технические, энергетические и другие ресурсы и услуги,
потребляемые предприятиями и организациями агропромышленного
комплекса;
принять меры по установлению эффективного контроля за
деятельностью естественных монополий, не допускать необоснованного
завышения цен на топливно-энергетические ресурсы и прежде всего на
природный газ, дискриминации сельских потребителей энергоресурсов;
обеспечить достаточную финансовую поддержку аграрного сектора
экономики за счет средств федерального бюджета;
разработать в этих целях эффективный механизм кредитования
сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающий сезонность
производства, медленный оборот капитала, повышенный
производственный риск и протекционизм иностранных государств,
способствующий увеличению импорта продовольствия в Российскую
Федерацию;
установить порядок распределения между субъектами Российской
Федерации части средств специального фонда для кредитования
организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в
целях компенсации (до ставки кредитования, соответствующей условиям
указанного фонда) платежей сельскохозяйственных
товаропроизводителей по процентным ставкам кредитов, получаемых ими
у коммерческих банков для финансирования сезонных затрат;
выделить в первом полугодии 1998 года для обеспечения
финансовыми ресурсами весенних полевых и других сезонных работ в
полном объеме средства, предусмотренные в федеральном бюджете на
1998 год на пополнение лизингового фонда и фонда льготного
кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
обеспечить реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных
товаропроизводителей, других предприятий и организаций
агропромышленного комплекса по платежам в федеральный бюджет и
внебюджетные фонды, переоформленным в государственный внутренний
долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в
1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, отсрочить
погашение задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей
по товарному кредиту, выданному в 1995 году;
разработать особый порядок расчетов по ценным бумагам
субъектов Российской Федерации, в которые переоформлена их
задолженность по товарному кредиту 1996 года, предполагающий
погашение указанных ценных бумаг за счет средств, предусмотренных
федеральным бюджетом на 1998 год на закупку сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Проводить взаиморасчеты субъектов Российской Федерации с
потребителями федерального продовольственного фонда путем поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечить в первом полугодии 1998 года погашение
задолженности федерального бюджета на 1997 год предприятиям и
организациям агропромышленного комплекса;
выработать механизм, обеспечивающий повышение эффективности
использования дотаций и компенсаций товаропроизводителям
агропромышленного комплекса за счет средств федерального бюджета;
изменить систему налогообложения, ввести единый земельный
налог, предусматривающий резкое снижение налогового бремени;
обеспечить закупки отечественной сельскохозяйственной
продукции в федеральный продовольственный фонд в объемах,
необходимых для снабжения армии, силовых структур и
спецпотребителей. Разработать в связи с этим систему балансов
производства и потребления основных продуктов питания, довести до
сельскохозяйственных товаропроизводителей государственные заказы
(квоты) на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в указанный фонд. Добиться исполнения Федерального
закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд";
обеспечить защиту отечественных сельскохозяйственных
товаропроизводителей путем применения мер таможенно-тарифного
регулирования и количественных ограничений внешней торговли
сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
Разработать механизм перераспределения части средств от взимания
таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и
продовольствие, импортируемые в Российскую Федерацию, для
реконструкции, перевооружения и государственной поддержки
соответствующих отечественных производств. Считать необходимым
условием вступления Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию сохранение на переходный период, который должен
обеспечить полную адаптацию отечественного агропромышленного
производства к интеграции в мировой рынок, достаточного уровня
бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и
принятие других мер, обеспечивающих конкурентоспособность
производимой ими продукции;
разработать программу развития отечественного
сельскохозяйственного машиностроения на основе принципиально новой
технической политики, включающей создание условий для привлечения в
Россию иностранных инвесторов и зарубежных технологических фирм, а
также создание совместных производств;
обеспечить проведение эффективной социальной политики,
предусматривающей сохранение и опережающее развитие социальной
сферы села;
разработать комплексную федеральную целевую программу
улучшения условий жизни сельского населения, включающую меры по
государственной поддержке строительства объектов жилищного и
культурно-бытового назначения, газификации, электрификации,
водоснабжения и по созданию производственных мощностей для
строительства жилья в сельской местности.
Выражая беспокойство за судьбу агропромышленного комплекса
России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
обращается к Вам, уважаемый Борис Николаевич, с просьбой
пересмотреть с учетом предложений Совета Федерации стратегический
курс проводимых в агропромышленном комплексе страны реформ и
поручить Правительству Российской Федерации разработать меры по его
реализации, а исполнение указанного поручения взять под личный
контроль.
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Москва
22 апреля 1998 года
N 175-СФ