Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.1998 № 453

                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                      от 18 мая 1998 г. N 453
                             г. Москва

            О Концепции реформирования российской науки
                     на период 1998-2000 годов

     Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Одобрить   Концепцию  реформирования  российской  науки  на
период 1998-2000 годов (прилагается).
     2. Министерству   науки  и  технологий  Российской  Федерации,
Министерству  экономики Российской Федерации, Министерству общего и
профессионального   образования  Российской  Федерации,  Российской
академии  наук и отраслевым академиям наук, имеющим государственный
статус,  организовать работу по реализации Концепции реформирования
российской науки на период 1998-2000 годов.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                С.Кириенко
     __________________________

     ОДОБРЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 18 мая 1998 г.
     N 453

                         К О Н Ц Е П Ц И Я
     реформирования российской науки на период 1998-2000 годов

      1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного
                         обновления России

     К  концу  ХХ  века  человечество  пришло с большими научными и
технологическими  достижениями,  коренным образом изменившими уклад
жизни.  Именно  в этом веке освоены источники энергии, сопоставимые
по  мощности с природными явлениями, созданы вычислительные машины,
позволяющие    расширить    интеллектуальные   возможности   людей,
осуществлено  искусственное  воспроизводство  биологических особей,
созданы  системы связи и транспорта, сблизившие людей и континенты,
начато освоение внеземного пространства.
     Мы  являемся  свидетелями и участниками бурного развития науки
и  техники. Новые технологические возможности реально влияют на ход
эволюционного  развития  Земли.  Это  накладывает  на  человечество
огромную   ответственность,   связанную   с   опасностью   усиления
негативного  антропогенного  воздействия  на природу. Однако данное
обстоятельство      неспособно     остановить     или     замедлить
научно-технический  прогресс:  наука  стала мощной производительной
силой,   а   научно-технический   потенциал   -  решающим  фактором
конкурентоспособности    стран    на   мировом   рынке.   Сложились
качественно   новые   политические,   социальные   и  экономические
механизмы,  стимулирующие  инновационное,  поступательное  развитие
общества,   его   гармоничное  взаимодействие  с  природой.  Именно
поэтому   эффективное   и  целенаправленное  использование  научных
разработок   является   важнейшим   фактором  устойчивого  развития
человечества  в  третьем  тысячелетии.  Тем  самым в повестке дня -
разработка  и реализация курса на превращение отечественной науки в
важнейший   фактор  обновления  и  развития  России,  укрепления  и
наращивания    ее    интеллектуального,    социально-экономического
потенциала, обеспечения национальной безопасности.
     Обладая        исключительно       высокой       экономической
результативностью,  современные научные исследования становятся все
более  дорогими.  И  это  объективный  процесс,  так  как уровень и
сложность  решаемых  научных  проблем постоянно повышаются. Высокая
стоимость   научных   исследований  заставляет  все  индустриальные
страны  самым  внимательным  образом  относиться  к  выбору научных
приоритетов  и механизмов их реализации. С одной стороны, в области
фундаментальных  наук  быстро расширяется международная кооперация,
а  с  другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми
и   их   результаты  рассматриваются  как  национальное  достояние,
имеющее стратегическое значение.
     Наука  в  СССР  занимала  весьма привилегированное положение и
достаточно  хорошо  финансировалась.  В целях обеспечения военной и
технологической  безопасности  страны  исследования  велись по всем
направлениям  фундаментальных  и  прикладных  наук  и  дали  немало
выдающихся  открытий.  Вместе  с тем стремление сохранить паритет с
другими  странами по всем направлениям научно-технического развития
реализовывалось    путем   образования   большого   числа   научных
учреждений,   не  всегда  имевших  нужный  кадровый  и  технический
потенциал   и   в   силу   этого   не   достигших  мирового  уровня
исследований.
     Недостаточное   внимание   к   использованию   лучших  научных
достижений  в  гражданских  областях  и  неэффективность  механизма
внедрения  технологий  в  практику привели к тому, что, имея мощный
научно-образовательный  потенциал,  СССР  в  последнее  десятилетие
своего  существования  утратил передовые позиции по ряду важных для
развития страны направлений.
     В    России   реформирование   научной   сферы   пришлось   на
исключительно  сложный  период перехода к рыночной экономике. Наука
оказалась   одной   из   тех  областей  деятельности,  для  которых
последствия   перехода   к   рынку  носили  наиболее  деструктивный
характер.  Так,  ассигнования  на  науку  из федерального бюджета в
течение   1991-1996   годов   реально   сократились   в  6  раз,  а
среднемесячная  заработная  плата  -  почти  в  3 раза. Численность
занятых  в  науке уменьшилась за этот период в 2 раза. В том, что в
нынешних  тяжелых  условиях российская наука еще достаточно активно
функционирует,   главную   роль   играет  преданность  своему  делу
большинства ученых старшего и среднего возраста.
     Значительное   уменьшение   объемов   финансирования   создало
ситуацию,  при  которой  реформирование науки сочетается с решением
проблем  выживания  и сохранения активной части научно-технического
потенциала   страны.   В   этой   сложной   ситуации   предпринятые
государственными  органами управления меры позволили в определенной
степени  смягчить последствия кризиса, сохранить существенную часть
накопленного  научно-технического  потенциала,  а также остаться на
передовых  позициях по ряду важных направлений развития современной
науки и техники.
     Следует признать,    что,    хотя    кризисные    явления    в
научно-технической сфере весьма остры,  налицо  и  первые  успешные
примеры    адаптации    научных   учреждений   к   новым   условиям
хозяйствования.   Российская   наука   стала   более   открытой   и
демократичной,  расширилось  участие  российских  ученых,  а  также
научных  организаций  в  различных   международных   программах   и
проектах,    исчезли    идеологические    ограничения   и   жесткий
административный контроль.
     Естественным   шагом  явилось  развитие  в  России  механизмов
функционирования    научной   сферы,   характерных   для   рыночной
экономики.   К   ним   относятся,   прежде   всего,  финансирование
исследований  и  разработок  на конкурсной основе через бюджетные и
внебюджетные фонды, формирование и реализация целевых программ.
     С   учетом   исторической   специфики  российской  науки  были
предприняты  меры  по сохранению ведущих научных школ и преодолению
разобщенности науки, образования и производства.
     Однако  научно-техническая  сфера  до сих пор не стала базовым
элементом  социально-экономического прогресса российского общества,
как  это  определено Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической   политике"   и  указами  Президента  Российской
Федерации   от   1 апреля   1996 г.  N 440  "О  Концепции  перехода
Российской  Федерации  к  устойчивому развитию", от 13 июня 1996 г.
N 884  "О доктрине развития российской науки", от 15 апреля 1996 г.
N 558  "О мерах  по  развитию  фундаментальной  науки  в Российской
Федерации   и   статусе  Российской  академии  наук".  Одновременно
предстоит   реализовать  провозглашенную  в  этих  основополагающих
документах  поддержку развития науки в качестве приоритетной задачи
государства.
     Формирование   динамично   развивающегося  научно-технического
потенциала,   отвечающего   современным   требованиям  и  ресурсным
возможностям  страны,  повышение  эффективности его использования в
целях   обеспечения   духовного   и   физического  здоровья  нации,
конкурентоспособности  экономики  и  обороны  государства  являются
стратегическими целями реформирования научно-технической сферы.
     Основная  задача  ближайших лет - создание необходимых условий
для  сохранения  и развития наиболее перспективной части российской
науки    и   системы   подготовки   научных   кадров,   определение
приоритетных  направлений в научно-технической сфере и концентрация
на    этих    направлениях   имеющихся   ресурсов,   реформирование
научно-технического   комплекса,   создание   технологической  базы
перехода  на  путь  экономического роста и повышения благосостояния
населения.
     На   основе   данной   Концепции   должна   быть  сформирована
государственная  программа  реформирования  науки,  содержащая план
действий на каждый год.

    2. Активизация государственной научно-технической политики

     Разработка новых    приоритетов   в   развитии   науки   будет
базироваться        на         современных         общенациональных
социально-экономических  целях  развития  страны  с  учетом мировых
тенденций,  историко-культурных и научных традиций России. При этом
особое    внимание   следует   уделить   согласованности   научной,
образовательной,  промышленной  и  оборонной   концепций   развития
страны.
     Определение  стратегических  направлений фундаментальной науки
должно  проводиться  исходя  из  оценки возможности получения новых
знаний  и  наличия  в  стране ученых, способных решать поставленные
проблемы.    Прикладная    наука    призвана   ориентироваться   на
практическую  реализацию  новых  знаний  в  целях  повышения уровня
жизни   населения,   обеспечения  конкурентоспособности  экономики,
охраны окружающей среды и укрепления оборонного потенциала страны.
     Формирование   государственного  заказа  науке,  определяемого
стратегией  развития  общества, составляет главное звено проводимой
научной  политики  и системы ее реализации. Основным механизмом при
этом     является     конкурсный    отбор    предложений    ученых,
товаропроизводителей и потребителей продукции.
     Конкурсный    отбор    производится    открыто,    на   основе
государственной     экспертизы,     определяющей     обоснованность
предложений  и их соответствие следующим критериям: перспективность
исследований,  обеспечение  экономической и оборонной безопасности,
развитие   интеллектуального   потенциала  общества,  эффективность
использования  бюджетных  ассигнований,  потребности  рынка и др. В
области         прикладных        научно-исследовательских        и
опытно-конструкторских   работ   основным   должен   быть   принцип
межотраслевого  решения задач в рамках проектов, ориентированных на
использование результатов исследований в экономике.
     В   рамках   государственной  программы  реформирования  науки
следует  предусмотреть  выделение целевых бюджетных ассигнований на
реструктуризацию  научно-технической  сферы  и развитие ее рыночной
инфраструктуры,  обновление технической базы научных организаций, а
также  на  поддержку  ведущих  научных  школ, содержание уникальных
научных  установок.  Срочного решения требуют вопросы строительства
и ремонта объектов научной сферы.
     Учитывая  общемировоззренческую  роль  фундаментальной науки и
ее  значение  как  базиса для прикладных исследований и разработок,
следует   сделать   особый   акцент  на  государственной  поддержке
фундаментальных  исследований. Это важно не только в целях создания
задела  на будущее, но и для сохранения уникальной научной культуры
России, являющейся мировым достоянием.
     В   области  фундаментальных  исследований  выбор  направлений
определяется  как  потребностями  общества,  так и закономерностями
развития   самой   науки.   Поэтому  с  учетом  социальных  мотивов
использования  научных  результатов, ориентируясь на стратегические
цели,  следует  обеспечивать  свободу  научного  поиска,  сохранять
завоеванные      научные      позиции,      соразмерять      объемы
естественно-научных   и  гуманитарных  исследований,  стремиться  к
сбалансированному развитию смежных научных направлений.
     Особую   роль   в   решении   этих   задач   призван   сыграть
академический   сектор  науки,  и  в  первую  очередь -  Российская
академия   наук,   которая   является   общепризнанным   лидером  в
проведении  фундаментальных  исследований.  Важный вклад в развитие
соответствующих  областей знаний должны внести отраслевые академии,
имеющие  государственный  статус.  Инициатива научного сообщества в
развитии   научно-исследовательской   сферы  будет  проявляться,  в
частности,     в     деятельности    наряду    с    государственным
негосударственного  сектора  науки,  включающего  академии, научные
общества, ассоциации и т. д.
     Новый     импульс    следует    придать    развитию    системы
государственных     научных    центров,    объединяющих    основной
научно-технический    потенциал   страны   в   области   прикладных
исследований.   Необходимо   более   жестко   связать   объемы   их
государственного  финансирования с уровнем и объемом выполняемых по
государственному  заказу  работ.  Огромная  экспериментальная база,
сосредоточенная  в  государственных  научных  центрах,  должна  при
поддержке  государства  стать  полигоном для активной инновационной
деятельности,  способным  привлекать соизмеримые с государственными
внебюджетные средства.
     Основным       инструментом       реализации       приоритетов
научно-технического  развития  является  программно-целевой  метод.
Его      стержень     составляют     научно-исследовательские     и
опытно-конструкторские  работы,  выполняемые  в  рамках федеральных
целевых программ.
     Министерство науки  и  технологий  Российской  Федерации   при
разработке  проектов  федерального  бюджета  на  предстоящий период
должно  совместно  с  координационными  советами  по   приоритетным
направлениям  развития  науки  и  техники  обеспечить  концентрацию
средств на  наиболее  актуальных  и  близких  к  завершению  темах,
исключить дублирование проектов, поддерживаемых научными фондами, и
на этой основе  определить  объемы  финансирования  фундаментальных
исследований,  разработки  перспективных  технологий и приоритетных
направлений научно-технического прогресса.
     В  ходе  реформы необходимо усилить процесс интеграции науки и
образования,      превращения     вузов     в     мощные     центры
научно-инновационного  развития.  Ориентиром  могут  стать  вузы, в
которых   ведущие   научные   сотрудники   научно-исследовательских
институтов  участвуют  в подготовке научных кадров, а преподаватели
и  студенты активно работают над современными научными проблемами в
академических        и       отраслевых       лабораториях,       в
научно-исследовательских    институтах    при   вузах.   Реализацию
президентской   программы   "Государственная  поддержка  интеграции
высшего  образования  и  фундаментальной  науки  на 1997-2000 годы"
следует рассматривать как важный шаг в этом направлении.
     Действенным   механизмом  реализации  государственного  заказа
науке  будет  являться  федеральная  контрактная  система  в  сфере
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   работ.  Она
основана  на  системе публичных конкурсов, предметом которых станет
право   заключения   контракта   на  выполнение  работ  по  заданию
заказчика.  Реализация  этой  системы  будет способствовать решению
задач  использования результатов исследований в интересах общества,
защиты    интеллектуальной   собственности,   отработки   механизма
привлечения     внебюджетных     средств     для     финансирования
научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ на долевой
основе.
     Перестройка  российских  вооруженных сил должна способствовать
распространению   в   гражданском   секторе   технологий   двойного
назначения.   Вместе   с  тем  многие  гражданские  исследования  и
разработки  могут найти достойное применение в оборонном комплексе.
Следует  ликвидировать  наметившийся в последнее время разрыв между
гражданским    и    оборонным   научно-техническим   комплексом   и
активизировать  процессы интеграции усилий научно-исследовательских
организаций  гражданской  и  военной  науки  в  области  проведения
фундаментальных   и   прикладных   научно-исследовательских  работ,
разработки   перспективных   технологий,   в   том  числе  двойного
назначения.   В   обозримой  перспективе  военно-техническая  сфера
останется  одним из ключевых факторов присутствия России на мировых
рынках наукоемкой продукции.
     Специфика  развития  общественных  наук  в России определяется
особенностями   перехода   на   новые  экономические  и  социальные
отношения.  Необходимо  изучение общих законов рыночной экономики с
учетом     специфики     России     как     страны     с    высоким
интеллектуально-технологическим  потенциалом  и богатыми природными
ресурсами,  изучение  проблем  федерализма  и укрепления российской
государственности,  развития  демократических  начал,  поддержки  и
защиты прав человека.
     Следует  сосредоточить  усилия  на таких вопросах, как способы
формирования   менталитета   гражданского   общества   в   условиях
российской    действительности,    научные    основы    борьбы    с
преступностью,   в   первую  очередь  с  организованной,  борьбы  с
пороками   современного  общества  -  алкоголизмом,  наркоманией  и
проституцией,   проблемы   формирования  морали  и  нравственности,
гражданской позиции и причастности к судьбе отечества.
     Выработка,   реализация   и  корректировка  научно-технической
политики    должны    проводиться    с    широким   участием   всех
заинтересованных   сторон   -   государственных  структур,  крупных
промышленных  формирований,  банковского  капитала,  представителей
малого  бизнеса, различных слоев общества. Свою роль здесь призваны
сыграть  научные  союзы  и  ассоциации,  в  том  числе общественные
академии.

            3. Укрепление взаимосвязи науки и общества

     Тенденцией   исторического   развития   человечества  является
повышение   общественной   значимости  науки.  Будучи  неотъемлемой
составляющей    общественного    воспроизводства,    наука   должна
рассматриваться  как  полноправная  часть  экономики.  Вместе с тем
следует  учитывать, что научные знания непосредственно воздействуют
на   общественную,   духовную   и   политическую  жизнь  страны.  В
постиндустриальном   обществе  наука,  сохранив  эту  важную  роль,
усилит  свое  воздействие  на  систему государственного управления.
Уже  сейчас  успех  политических,  управленческих и организационных
решений  во  многом  зависит  от  того,  насколько они опираются на
научную методологию и экономический расчет.
     Формирование  стратегии  развития  общества должно исходить из
научно  обоснованного  прогноза,  позволяющего  на системной основе
обеспечивать    интеграцию    научно-технической   и   промышленной
политики,  определять  общенациональные технологические приоритеты,
учитывающие  национальные  особенности  и  глобальные  тенденции. В
условиях   современной   кризисной   ситуации  в  экономике  России
составление   научного   прогноза  является  исключительно  сложной
задачей,  которая  может  быть  решена  только при участии широкого
круга  ученых,  занятых  как  фундаментальными,  так  и прикладными
исследованиями.  Организация  этой  деятельности должна стать одной
из  важных  функций  Министерства  науки  и  технологий  Российской
Федерации.
     Постоянно  увеличивающийся  разрыв в уровне образования разных
слоев  общества  может  стать  дестабилизирующим  фактором развития
нашей  страны.  Образовательная  и просветительская функции науки в
условиях   ускоряющегося   научно-технического   прогресса   должны
непременно   расширяться.   Происходящее   сейчас   беспрецедентное
распространение    паранауки    и    мистицизма   -   свидетельство
неблагополучия в деле формирования научного мировоззрения.
     Наша  наука  обязана  в  доступной форме популяризировать свои
достижения  в  средствах  массовой  информации,  показывая обществу
эффективность  проведенных  научных  исследований и соответствующих
затрат,  а также те выгоды, которые общество получит при реализации
результатов этих исследований.
     Министерству   науки   и   технологий   Российской   Федерации
совместно  с  Российской  академией  наук, отраслевыми академиями и
федеральными  органами  исполнительной  власти,  ответственными  за
формирование   и   реализацию   государственной  научно-технической
политики,  следует  выработать  систему  согласованных  действий по
пропаганде  научно-технических  знаний и достижений отечественной и
мировой науки.

           4. Реструктуризация сети научных организаций

     Принципиальной  основой  организации  научной  деятельности  в
стране  должен  стать  учет новых экономических отношений. Одной из
важнейших     задач     новой     государственной     политики    в
научно-технической  сфере  является  формирование  государственного
сектора   науки   с   учетом   имеющихся   финансовых   и  кадровых
возможностей.
     Государственный сектор            должен            объединить
научно-исследовательские   организации,   имеющие  крупные  научные
достижения и способные по своему оснащению и  кадровому  потенциалу
обеспечить   их   продвижение  на  отечественный  и  мировой  рынок
научно-технической продукции.  Такие научные организации  могли  бы
стать   не   только   основным  исполнителем,  но  и  координатором
фундаментальных    и    поисковых     исследований,     а     также
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ в рамках
федеральных   целевых   программ,   крупных    межрегиональных    и
межгосударственных проектов.
     Ограниченность    бюджетных    средств    требует   пересмотра
приоритетов   финансирования,  ликвидации  организаций,  утративших
свой  научный  потенциал.  При  этом  простое сокращение количества
научных   организаций   и  численности  исследователей  до  уровня,
обеспечиваемого  бюджетными  ассигнованиями, является недопустимым,
фактически    лишает    Россию    перспектив    развития.    Задача
преобразований    состоит   в   том,   чтобы   добиться   повышения
эффективности  научных  исследований  и  привлечения на этой основе
средств  из  новых финансовых источников. Целесообразно рассмотреть
возможность  объединения  в  межотраслевые  центры  государственных
научных    организаций,    занимающихся   схожими   исследованиями,
требующими  дорогостоящей  экспериментальной  и испытательной базы.
Следует  возложить  на  них  ответственность за проведение работ по
важнейшим  направлениям  исследований  и практическое использование
полученных результатов.
     Формирование  интеграционных научно-образовательных комплексов
должно  стать  одним  из важных направлений реализации взаимосвязей
между  наукой  и  высшим образованием, рационализации их структуры,
функционирования и взаимодействия.
     Эффективным     инструментом,     позволяющим     осуществлять
скоординированную   научно-техническую   политику  по  отношению  к
государственному  и негосударственному секторам научно-технического
комплекса  страны,  призвана  стать  государственная  аккредитация,
предоставляющая    научной    организации   независимо   от   формы
собственности  установленные  законодательством льготы и проводимая
на добровольной основе.
     Рестуктуризация  сети  научных  организаций будет основываться
на  анализе  и  оценке  их  деятельности,  проводимой  федеральными
органами  исполнительной  власти. По ее итогам эти органы принимают
решение  о сохранении и месте научной организации в государственном
секторе.
     Реструктуризация государственного    сектора    науки    может
осуществляться путем  передачи  части  организаций,  находящихся  в
федеральной  собственности,  в  собственность  субъектов Российской
Федерации.  В   последнем   случае   представляется   перспективным
объединение научных организаций с финансово-промышленными группами,
все более нуждающимися в ускорении инновационных процессов.
     В   реформировании  нуждается  академическая  наука.  Учитывая
специфику   фундаментальных   исследований,   традиции  творческого
поиска,  сложность  формирования государственных приоритетов в этой
области,  в  основу  преобразований  научных организаций Российской
академии   наук  и  отраслевых  академий,  имеющих  государственный
статус,   следует   положить  тщательно  взвешенные  и  учитывающие
позицию  научной  общественности  критерии оценки качества и уровня
научных  работ.  Необходимо  детально изучить и распространить опыт
институтов  и  отдельных  научных коллективов, успешно работающих в
современных условиях.
     Важно иметь   в   виду,   что  реструктуризация  сети  научных
организаций потребует  средств  на  их  реорганизацию  и  возможную
ликвидацию.    Процесс   реструктуризации   должен   сочетаться   с
мероприятиями     по     социальной      защите      высвобождаемых
научно-технических  кадров,  их  переподготовке,  трудоустройству и
достойному пенсионному обеспечению,  что  должно  быть  отражено  в
государственной программе реформирования науки.
     Залогом   успеха  реструктуризации  сети  научных  организаций
является   стабильное   и   своевременное  выполнение  государством
финансовых обязательств.

   5. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере

     Хорошо  развитая  система  подготовки  научных кадров - основа
воспроизводства   научно-технического   потенциала   нашей  страны.
Однако  наблюдающийся  в  последние  годы отток молодежи из научной
сферы  серьезно изменил кадровый состав российской науки и привел к
его заметному старению.
     Необходимым  условием  улучшения  кадровой  ситуации  является
восстановление   в   обществе   престижности   научного   труда   и
соответствующая  его  оплата.  Только  решив данную проблему, можно
привлечь  в науку талантливую молодежь и способствовать возвращению
в  Россию  уехавших  за  рубеж  ученых.  Как показывает опыт многих
стран,  в  том  числе  и  России,  этот  аспект имеет исключительно
важное  значение для повышения эффективности научных исследований в
новых экономических условиях.
     В качестве  первоочередных  мер,  способных  смягчить кадровые
проблемы,  следует считать активизацию процесса интеграции вузов  и
организаций академической и прикладной науки, введение бронирования
от  призыва  в  армию  молодых  специалистов  научных  организаций,
получивших  государственную  аккредитацию,  строительство жилья для
молодых специалистов. Существенное значение для закрепления в науке
молодежи  имеют  программа  поддержки ведущих научных школ и гранты
Президента Российской Федерации для поддержки научных  исследований
молодых  ученых  - докторов наук.  Необходимо восстановить в полном
объеме  их  финансирование,  уменьшенное  в  результате   секвестра
федерального бюджета в 1997 году.
     Существование  научных  школ  является уникальной особенностью
российской  науки,  в  силу  чего  они должны стать самостоятельным
объектом   кадровой   политики.   При   этом  будут  обеспечиваться
преемственность   поколений   в  науке,  развиваться  такие  важные
элементы  научного  потенциала,  как  традиции, нормы, неформальные
знания  и т. д.  Таким  образом,  появится  возможность  сохранения
научной  интеллектуальной  среды  в условиях реформирования научной
сферы.
     Действенным   механизмом   кадровой  политики  призвана  стать
контрактная  система,  введение  которой  целесообразно  начинать с
молодых  специалистов. Она позволит отбирать для конкретной научной
работы   наиболее  подходящих  кандидатов  и  повышать  мобильность
научных кадров.
     Система  подготовки  научных  кадров должна быть согласована с
потребностями  и  приоритетами  развития  научно-технической сферы.
Большое  внимание  следует уделить подготовке научных кадров высшей
квалификации  в  аспирантурах и докторантурах высшей школы, а также
академических   институтов   и   государственных  научных  центров,
включая   разработку  единой  программы  подготовки  кадров  высшей
квалификации.   Кроме   того,   необходимо   расширить   подготовку
специалистов,   владеющих   новыми   социальными  и  экономическими
технологиями, а также управленческого персонала для сферы науки.
     Ядром   научных   коллективов   являются   специалисты  высшей
квалификации -  доктора  наук,  профессора,  возглавляющие  научные
школы    или    имеющие   перспективных   учеников.   Поэтому   при
распределении  базового  финансирования между организациями следует
учитывать  долю  этих  категорий  сотрудников. Одновременно следует
принимать  во внимание наличие в организациях талантливой молодежи.
В  условиях  дефицита  ресурсов  резко  возрастает  роль аттестации
научных  кадров,  которая призвана содействовать выявлению наиболее
продуктивных исследователей.
     Особой заботой    государства    и   общества   должна   стать
систематическая  работа  со  школьниками  в   целях   выявления   и
подготовки   к  творческой  работе  одаренных  подростков.  Следует
возродить  практику  создания  профильных  школ,  научных   обществ
учащихся,   разветвленной   системы   конкурсов  научных  проектов,
олимпиад  всех  уровней  и  организации  научно-популярных   лекций
ведущих  ученых  для  учителей  и  школьников.  Большая  часть этих
мероприятий  должна   быть   выполнена   Министерством   общего   и
профессионального   образования  Российской  Федерации,  Российской
академией  наук,  Российской  академией  образования  и   обществом
"Знание" России.

         6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация
                      использования ресурсов

     Первоочередная      задача      совершенствования      системы
финансирования  науки  в условиях реформирования научно-технической
сферы  заключается  в  обеспечении ее реструктуризации и развития в
условиях  ограниченных денежных ресурсов. Бюджетная политика должна
быть  ориентирована  на  максимальное  удовлетворение  потребностей
государства   и   общества   в   этой   сфере.  В  целях  повышения
эффективности  использования бюджетных средств необходимо отойти от
постатейного финансирования науки.
     Значительного  улучшения  финансовой  ситуации  в  науке можно
добиться  путем  перераспределения и концентрации бюджетных средств
на   приоритетных   направлениях,   селективной  поддержки  ведущих
отраслевых   научных   организаций,  а  также  привлечения  средств
внебюджетных источников и частного капитала.
     Для  реализации  поставленной  цели  необходимо при разработке
проектов   федерального   бюджета   на   1999   год   и   2000  год
руководствоваться     уровнем    государственного    финансирования
научно-технической   сферы,  определенным  Федеральным  законом  "О
науке  и  государственной  научно-технической  политике".  При этом
требуется  обеспечить  стабильность выделения средств и безусловное
исполнение  плановых  назначений.  В  дальнейшем,  по мере развития
экономики,  следует  довести  долю  расходов  на  науку  в  валовом
внутреннем продукте до уровня развитых стран.
     В   условиях   ограниченности   бюджетных  средств  необходимо
рационализировать  их  распределение  между  федеральными  органами
исполнительной   власти   с  учетом  изменения  количества  научных
организаций  и  численности  работающих,  а  также общей ситуации в
экономике   страны.   В  частности,  это  перераспределение  должно
учитывать  такие  факторы,  как  резкое сокращение государственного
оборонного  заказа,  существенно  возросшую  зависимость  спроса на
научные  исследования и разработки от конъюнктуры на мировых рынках
высоких    технологий,   изменение   места   российской   науки   в
международном  разделении  труда  и  усиление  конкуренции  в  этой
сфере.
     Следует   разработать   и   внедрить   в   практику  механизмы
финансирования  прикладных  исследований  на  возвратной  основе. С
этой   целью   необходимо   в   законодательном  порядке  разрешить
финансировать   из   федерального  бюджета  расходы  на  выполнение
высокоэффективных  прикладных  исследований  и  разработок, имеющих
коммерческое   значение,   на   условиях   частичного  или  полного
возврата,  а  также  определить размер средств, направляемых на эти
цели.
     Для прикладной   науки  исключительно  важное  значение  имеют
отраслевые      и      межотраслевые       внебюджетные       фонды
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Именно они
могут и  должны  стать  стимуляторами  развития  внутреннего  рынка
технологий,    и    поэтому   необходимо   принять   меры   по   их
целенаправленному формированию.
     В  условиях  недостатка  средств  на  закупку  оборудования  и
приборов   необходимо   обеспечить   функционирование  действенного
механизма   передачи   высвобождаемого   в  процессе  реорганизации
научно-технической      сферы      научного,      технологического,
испытательного   оборудования   и   приборов   в   заинтересованные
научно-исследовательские организации.
     Хорошо  зарекомендовала  себя  введенная  несколько  лет назад
конкурсная    система   финансирования   научных   проектов   через
Российский    фонд    фундаментальных    исследований,   Российский
гуманитарный  научный  фонд,  Фонд  содействия  развитию малых форм
предприятий   в  научно-технической  сфере,  Фонд  технологического
развития,  ряд специализированных и региональных фондов. Эта важная
форма  поддержки  конкурсных  начал  в  распределении  финансов для
проведения  научных  исследований  и  разработок должна развиваться
наряду    с    государственной    финансовой   поддержкой   научных
организаций.  Следует  обеспечить  максимальную  объективность  при
проведении  конкурсных  отборов проектов в фондах путем привлечения
независимых  экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование
методики экспертизы.
     Наряду  с  прямой государственной поддержкой науки и инноваций
необходимо  разработать  комплекс косвенных методов стимулирования,
включающий  налоговые  льготы,  механизмы  ускоренной  амортизации,
льготные  тарифы  и т. д.  Из широкого арсенала мер, выработанных в
этой  области  мировой практикой, нужно выбрать наиболее адекватные
нынешней   ситуации   и   российской   специфике,   с   тем   чтобы
способствовать  углублению взаимодействия науки с частным сектором,
росту  масштабов  финансовых  поступлений  в  науку  за счет оплаты
исследований и разработок коммерческими структурами.
     В  условиях  достигнутой  в  стране финансовой и экономической
стабилизации    необходимо   искать   новые   источники   и   формы
внебюджетной  финансовой  поддержки  исследований  и  разработок. В
частности,  следует  активнее  переходить  от  прямого кредитования
инновационных  проектов  к  практике  компенсации ставки банковских
кредитов   и  предоставления  гарантийных  обязательств.  Эти  меры
позволят  в  рамках  выделяемых  средств  поддержать  большее число
проектов  путем привлечения частных инвестиций, которые могут стать
основой  для  развертывания сети венчурных фондов поддержки науки и
инноваций.
     Перспективным является   совместное  финансирование  важнейших
научно-исследовательских     и     опытно-конструкторских     работ
государственным    и    негосударственным    секторами   экономики,
позволяющее  приводить  в  соответствие  общественные   и   частные
интересы,      объединять      государственные     приоритеты     с
предпринимательской инициативой.
     Вся        система       государственного       финансирования
научно-исследовательских  разработок  и  расходования организациями
выделенных  ассигнований  должна  быть "прозрачной", для того чтобы
исключить  злоупотребления и обеспечить эффективность использования
бюджетных средств.

       7. Укрепление научно-технического потенциала регионов

     Неотъемлемой    частью    государственной   научно-технической
политики  должно являться содействие укреплению научно-технического
потенциала  регионов,  который  по  целому  ряду объективных причин
оказался  более  жизнестойким,  чем  в научных мегаполисах. Решение
общих  вопросов  науки  находится  в  совместном ведении Российской
Федерации   и   субъектов   Российской  Федерации.  Между  тем,  за
исключением   нескольких   положительных   примеров   (г.   Москва,
Республика  Саха  (Якутия),  Республика  Башкортостан  и др.), доля
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации, направляемая на науку и
технику,   редко   превышает   десятые   доли  процента.  Предстоит
разработать  четкий механизм взаимодействия органов государственной
власти  на  федеральном  уровне  и  на  уровне субъектов Российской
Федерации  с  целью  согласования  общенациональных  и региональных
интересов в области научно-технического развития.
     В  рамках реализации региональной составляющей государственной
научно-технической   политики   на   ближайшую  перспективу  особое
внимание     будет    уделено    решению    проблем    наукоградов,
академгородков,    развитию    информационной    сети    на    базе
телекоммуникаций    и    созданию    инфраструктуры   инновационной
деятельности,  в  первую очередь в регионах с высокой концентрацией
научно-технического потенциала.
     Решение   проблемы   наукоградов   потребует  соответствующего
законодательного    обеспечения,    отработки    форм   и   методов
государственной   поддержки,  а  также  механизмов  бездотационного
развития градообразующих научно-производственных комплексов.
     Следует  учитывать  особые условия создания и функционирования
наукоградов  как  уникальных  образований  с  исключительно высоким
научным  и  инновационным  потенциалом. Определенную часть нагрузки
по  финансированию  исследований  и разработок в наукоградах должны
нести  субъекты  Российской  Федерации,  на территориях которых они
расположены,  особенно  в  отношении работ, выполняемых в интересах
самих    субъектов    Российской   Федерации.   При   этом   важным
катализатором   может   стать   реформирование   системы   местного
налогообложения  и самоуправления, наделяющее значительными правами
ученых и научные организации.
     В  основу развития инновационной инфраструктуры будет положено
создание    в    регионах   научных   и   технологических   парков,
инновационно-технологических  центров с последующим объединением их
в  сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на
всей   территории   России.   Важную   роль   в   активизации  этой
деятельности могут и должны сыграть вузы.
     В    ходе    реструктуризации    сети    научных   организаций
предполагается   совместно   с   органами   государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  рассмотреть  вопрос  о  возможной
передаче    части    организаций,    находящихся    в   федеральной
собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
     При    долевом   финансировании   научно-исследовательских   и
опытно-конструкторских  работ,  выполняемых  в  рамках  федеральных
целевых   программ   и  региональных  научно-технических  программ,
направленных  на  решение  важнейших  проблем  субъектов Российской
Федерации,  особое внимание будет уделено усилению конкурсных начал
при   отборе  проектов  и  использованию  контрактной  системы  как
основного организационного механизма их выполнения.
     Необходимо  в  полной  мере  использовать  потенциал вузовской
науки  с  целью  усиления  ее  влияния на процессы преобразования в
экономической и социальной сфере субъектов Российской Федерации.

               8. Повышение инновационной активности

     Проблема   повышения   эффективности   использования   научных
разработок   -   важный   аспект   государственной   политики  всех
индустриальных   стран.  Для  России  она  имеет  особое  значение,
поскольку    наиболее   слабым   звеном   является   взаимодействие
фундаментальной   науки   со   сферой   прикладных  исследований  и
разработок, а также внедрение их результатов в производство.
     В   условиях   дефицита   собственных   денежных   средств   у
предприятий,   а  также  ограниченности  государственной  поддержки
важнейшим    условием    активизации   инновационной   деятельности
выступает  привлечение финансов из негосударственных источников для
целей        коммерциализации       технологий.       Отечественный
научно-технический  потенциал  обладает  большими возможностями для
разработки   коммерчески   ценных   технологий   и   при   создании
благоприятной  организационно-экономической  среды  может стать для
инвесторов  выгодной  сферой  вложения средств. Большие перспективы
привлечения  частного капитала в научно-техническую сферу открывает
формирование   отечественной   системы   венчурного  и  лизингового
финансирования   технологических   проектов.  Для  снижения  рисков
частных  инвесторов  необходимо предусмотреть участие государства в
венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.
     Как   показывает   мировой   опыт,   решающее   значение   для
активизации   инновационной   деятельности   приобретает   создание
разветвленной  инновационной  инфраструктуры.  Наиболее эффективный
путь  внедрения научных разработок лежит через сеть малых и средних
инновационных  фирм,  способных  в  короткие сроки и с минимальными
затратами  разрабатывать  конкурентоспособную наукоемкую продукцию.
Широкое   развитие   инновационного  предпринимательства  в  России
позволит  вовлечь  в  процесс  рыночных  преобразований и оживления
отечественной экономики большой научно-технический потенциал.
     К  числу  очередных  задач  относятся  также  развитие системы
подготовки   специалистов  в  области  инновационного  менеджмента,
создание   специализированных   учебных   центров  на  базе  вузов,
технопарков, бизнес-инкубаторов.
     Необходима   координация   деятельности   федеральных  органов
исполнительной   власти  и  организаций,  в  том  числе  зарубежных
партнеров,    осуществляющих    в    регионах    поддержку   малого
инновационного предпринимательства.
     Развитие    инновационной    деятельности    невозможно    без
постоянного  совершенствования нормативно-правовой базы по охране и
защите  интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный
оборот,   приведения   норм,   стандартов   и  систем  сертификации
продукции  в  соответствие  с  мировыми  подходами  в этой области.
Значительная    часть    этих    вопросов    решается    в   рамках
межведомственной  и  отраслевых  программ активизации инновационной
деятельности в научно-технической сфере.
     Стратегическим  направлением  государственной  политики должно
стать     формирование     и     защита     отечественного    рынка
научно-технической  продукции.  Подавляющее  большинство российских
производств  связывает  свое будущее с развитием новых технологий и
выпуском  конкурентоспособной  продукции. Этот огромный рынок может
стать   мощнейшим   двигателем   прогресса   как   в  отечественной
научно-технической   и   образовательной  сферах,  так  и  во  всей
экономике   Российской   Федерации.   Незамедлительная   разработка
национальных  приоритетов  технологической  политики и концентрация
средств   и   ресурсов,   направленных   на   обеспечение  качества
продукции,   не  уступающего  мировым  стандартам,  в  сочетании  с
государственным  протекционизмом в отношении российской продукции -
важнейшие  факторы  для подъема отечественного высокотехнологичного
производства.
     Государству  необходимо  незамедлительно  принять  действенные
меры  по  защите  своего  патентного  пространства  и  поддержке за
рубежом отечественных патентообладателей.
     Мероприятия   по   активизации   разработок   и   производства
высококачественной,  экономичной  продукции  должны  быть дополнены
системой   мер   государственного   стимулирования  ее  применения,
включая  поощрение  лизинга,  с  тем  чтобы  обеспечить действенную
обратную  связь,  при  которой доходы от производства отечественной
продукции  и  ее  применения  позволят  финансировать инновационные
разработки и освоение производства новой продукции.

              9. Развитие информационного обеспечения

     Интенсивное    использование   информационных   технологий   в
различных    сферах    жизнедеятельности    существенно    изменили
представление  о  месте  и  роли информации в современном обществе.
Все  отчетливее  проявляет  себя  новая  экономическая  категория -
национальные  информационные  ресурсы,  которые становятся одним из
важных факторов развития постиндустриального мира.
     Эффективность   научной   деятельности   в   решающей  степени
определяется  возможностью доступа к научно-технической информации.
Развитие  процессов  разделения  научного  труда  привело  к резкой
интенсификации       информационного       обмена,       превратило
научно-информационную  деятельность  в  один из важнейших элементов
научной инфраструктуры.
     Значение   этой  сферы  для  российских  ученых  сейчас  стало
особенно   важным.  Это  связано  с  возросшей  открытостью  нашего
общества,   бурным  развитием  информационных  телекоммуникационных
технологий,    качественно    изменивших    скорость   и   характер
информационного  обмена. Современные глобальные информационные сети
и  включенные  в  них  базы данных представляют своим пользователям
широчайшие  возможности. Однако затянувшийся экономический кризис и
вызванные  им финансовые ограничения не позволяют реализовать новые
возможности  в  полной  мере.  Более  того,  существовавшая  прежде
система  информационного  обеспечения  науки  по целому ряду причин
попала  в  крайне  тяжелое  положение,  многие  научные  библиотеки
лишились   поступлений   зарубежных   изданий,   сократилось  число
отечественных   научных  публикаций.  Необходимо  принять  меры  по
восстановлению  притока  отечественных и зарубежных научных изданий
в  научно-технические библиотеки, выделять в государственном заказе
на  науку  средства на приобретение необходимой научной литературы.
Важно  предусмотреть специальный комплекс мероприятий для поддержки
ведущих   российских  научных  журналов  и  увеличения  их  доли  в
международных потоках научно-технической информации.
     При  реализации государственной научно-информационной политики
основное      внимание     должно     быть     уделено     созданию
телекоммуникационной   инфраструктуры   для   обмена   информацией,
поддержке  существующих  информационных  сетей и их совместимости с
глобальными   сетями,   обеспечению  доступа  российских  ученых  к
мировому богатству научных знаний.
     Следует    всемерно    поддерживать    новые   формы   научной
деятельности,     предусматривающие    использование    современных
информационных  технологий, -  электронные  журналы,  дистанционный
доступ  к  базам  данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые
предпосылки   для   структурной  перестройки  научных  организаций,
совершенствования    методологии    проведения    исследований    и
разработок.
     Внедрение    новых    информационных    технологий    позволит
организовать     непрерывный     мониторинг     научно-технического
потенциала,  включая  такие  его  аспекты,  как  статистика науки и
инноваций,    реструктуризация    системы    научных   организаций,
финансирование  науки,  интеграция  высшего  образования  и  науки,
оценка   результатов   реформ   как   на   федеральном,  так  и  на
региональном уровнях.
     Использование  информационных  технологий  в  науке  должно, с
одной  стороны,  развиваться  в  рамках  информатизации страны, а с
другой  -  обеспечивать  более  тесное взаимодействие между наукой,
образованием,   промышленностью   и   социальной  сферой,  повысить
качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов.

        10. Международное научно-техническое сотрудничество

     Следует  признать,  что  международные связи российской науки,
несмотря на их кажущуюся обширность, недостаточно эффективны.
     Предстоит   выработать   государственную  политику  в  области
международного    научно-технического   сотрудничества   в   полном
соответствии  с национальными интересами и реальной геополитической
ситуацией   в   мире,   ориентируясь  прежде  всего  на  совместные
конкурентоспособные    разработки    и    продвижение    российской
высокотехнологичной   продукции   на   мировой  рынок.  В  условиях
расширения  научно-технических  связей  с  ведущими государствами и
международными  организациями следует ускорить процесс кооперации с
новыми  индустриальными  странами.  Значительную роль должно играть
сотрудничество  со  странами  СНГ,  налаживание  научных  связей  и
кооперации  в  области  наукоемких  технологий  с целью обеспечения
единого научного и экономического пространства СНГ.
     При      осуществлении      государственного     регулирования
международного    научно-технического   сотрудничества   необходимо
максимально  учитывать  интересы  научного  сообщества, обеспечивая
свободу  выбора партнеров, направлений и форм кооперации, общения с
зарубежными    коллегами    и   т. п.    Предстоящие   годы   будут
характеризоваться  переходом  от преимущественно чисто гуманитарных
программ   международной   помощи   российской  науке  к  проектам,
приносящим  обоюдную  выгоду,  в  том  числе  на базе использования
уникальных  отечественных научных установок. Следует способствовать
созданию   у   нас   в  стране  совместных  научных  организаций  и
одновременно   с   этим   активизировать   присутствие   России   в
международных   организациях,  выделить  на  эти  цели  необходимые
средства и обеспечить их эффективное использование.
     Важным   аспектом   международного   сотрудничества   является
информационная  деятельность.  Ряд  научных  проектов по своей сути
глобальны  и  требуют активного сотрудничества ученых разных стран.
При  этом  на  повестку  дня  в  международных  организациях  и  на
двустороннем   уровне   выходят  вопросы  использования  полученных
результатов    и    распределения    прав    на    интеллектуальную
собственность.
     Реформирование        международного       научно-технического
сотрудничества  должно содействовать дальнейшей интеграции России в
мировую  систему  разделения  труда  в  сфере  науки  и  техники  и
возрастанию ее роли в решении проблем современной цивилизации.

       11. Совершенствование нормативно-правовой базы науки

     Разработка  и  принятие  доктрины  развития  российской науки,
Федерального  закона  "О науке и государственной научно-технической
политике"  и  постановления  Правительства  Российской Федерации от
7 мая   1997 г.   N   543   "О   неотложных   мерах   по   усилению
государственной  поддержки науки в Российской Федерации" обозначили
основные  ориентиры для совершенствования научной сферы страны. При
этом  вполне  естественно,  что  развитие  социально-политической и
экономической    ситуации    в    России    требует   корректировки
нормативно-правовой базы науки.
     Основная  задача  совершенствования законодательства в области
научно-исследовательских    и    опытно-конструкторских   работ   -
обеспечение  адаптации  науки (с учетом ее специфики и общественной
значимости)      к      развивающимся      рыночным     отношениям.
Нормативно-правовая    база    должна    способствовать    созданию
необходимых  условий  существования  и  развития науки, в том числе
путем превращения ее в привлекательный объект для инвесторов.
     В  качестве  основных шагов в этом направлении следует назвать
подготовку  и  принятие в установленном порядке нормативно-правовых
документов, позволяющих определять:
     конкретные  меры  государственного  протекционизма в отношении
разработки,   освоения  производства  и  применения  (в  том  числе
посредством  лизинга) высококачественной, экономичной отечественной
наукоемкой продукции;
     специфику    финансирования   научной   и   научно-технической
деятельности   за   счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
     порядок   владения,   пользования  и  распоряжения  имуществом
научных организаций;
     сохранение   и   эффективное  функционирование  наукоградов  и
академгородков;
     порядок  реализации  прав  научных  сотрудников  на результаты
своего    труда   и   получение   доходов   от   их   практического
использования;
     порядок  введения  результатов научно-технической деятельности
в хозяйственный оборот;
     права  интеллектуальной  собственности,  в  том  числе вопросы
вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
     условия  владения,  пользования  и  распоряжения  результатами
научно-технической деятельности;
     формы поддержки государством инновационной деятельности;
     участие      научных      организаций      в     международном
научно-техническом     сотрудничестве     и     внешнеэкономической
деятельности;
     особенности  деятельности  на  территории Российской Федерации
международных научных центров;
     условия  для  привлечения  инвестиций  в  научно-техническую и
инновационную сферы;
     порядок  пенсионного  обеспечения  и предоставления социальных
льгот научным работникам.
     Перечисленные   направления   реформирования   научной   сферы
являются    наиболее    существенными.   Их   реализация   способна
значительно  усилить  роль науки в обществе и активно содействовать
переходу страны в фазу устойчивого экономического развития.

                           ____________

1998-05-18
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест