ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 18 мая 1998 г. N 453
г. Москва
О Концепции реформирования российской науки
на период 1998-2000 годов
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить Концепцию реформирования российской науки на
период 1998-2000 годов (прилагается).
2. Министерству науки и технологий Российской Федерации,
Министерству экономики Российской Федерации, Министерству общего и
профессионального образования Российской Федерации, Российской
академии наук и отраслевым академиям наук, имеющим государственный
статус, организовать работу по реализации Концепции реформирования
российской науки на период 1998-2000 годов.
Председатель Правительства
Российской Федерации С.Кириенко
__________________________
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 1998 г.
N 453
К О Н Ц Е П Ц И Я
реформирования российской науки на период 1998-2000 годов
1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного
обновления России
К концу ХХ века человечество пришло с большими научными и
технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад
жизни. Именно в этом веке освоены источники энергии, сопоставимые
по мощности с природными явлениями, созданы вычислительные машины,
позволяющие расширить интеллектуальные возможности людей,
осуществлено искусственное воспроизводство биологических особей,
созданы системы связи и транспорта, сблизившие людей и континенты,
начато освоение внеземного пространства.
Мы являемся свидетелями и участниками бурного развития науки
и техники. Новые технологические возможности реально влияют на ход
эволюционного развития Земли. Это накладывает на человечество
огромную ответственность, связанную с опасностью усиления
негативного антропогенного воздействия на природу. Однако данное
обстоятельство неспособно остановить или замедлить
научно-технический прогресс: наука стала мощной производительной
силой, а научно-технический потенциал - решающим фактором
конкурентоспособности стран на мировом рынке. Сложились
качественно новые политические, социальные и экономические
механизмы, стимулирующие инновационное, поступательное развитие
общества, его гармоничное взаимодействие с природой. Именно
поэтому эффективное и целенаправленное использование научных
разработок является важнейшим фактором устойчивого развития
человечества в третьем тысячелетии. Тем самым в повестке дня -
разработка и реализация курса на превращение отечественной науки в
важнейший фактор обновления и развития России, укрепления и
наращивания ее интеллектуального, социально-экономического
потенциала, обеспечения национальной безопасности.
Обладая исключительно высокой экономической
результативностью, современные научные исследования становятся все
более дорогими. И это объективный процесс, так как уровень и
сложность решаемых научных проблем постоянно повышаются. Высокая
стоимость научных исследований заставляет все индустриальные
страны самым внимательным образом относиться к выбору научных
приоритетов и механизмов их реализации. С одной стороны, в области
фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация,
а с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми
и их результаты рассматриваются как национальное достояние,
имеющее стратегическое значение.
Наука в СССР занимала весьма привилегированное положение и
достаточно хорошо финансировалась. В целях обеспечения военной и
технологической безопасности страны исследования велись по всем
направлениям фундаментальных и прикладных наук и дали немало
выдающихся открытий. Вместе с тем стремление сохранить паритет с
другими странами по всем направлениям научно-технического развития
реализовывалось путем образования большого числа научных
учреждений, не всегда имевших нужный кадровый и технический
потенциал и в силу этого не достигших мирового уровня
исследований.
Недостаточное внимание к использованию лучших научных
достижений в гражданских областях и неэффективность механизма
внедрения технологий в практику привели к тому, что, имея мощный
научно-образовательный потенциал, СССР в последнее десятилетие
своего существования утратил передовые позиции по ряду важных для
развития страны направлений.
В России реформирование научной сферы пришлось на
исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Наука
оказалась одной из тех областей деятельности, для которых
последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный
характер. Так, ассигнования на науку из федерального бюджета в
течение 1991-1996 годов реально сократились в 6 раз, а
среднемесячная заработная плата - почти в 3 раза. Численность
занятых в науке уменьшилась за этот период в 2 раза. В том, что в
нынешних тяжелых условиях российская наука еще достаточно активно
функционирует, главную роль играет преданность своему делу
большинства ученых старшего и среднего возраста.
Значительное уменьшение объемов финансирования создало
ситуацию, при которой реформирование науки сочетается с решением
проблем выживания и сохранения активной части научно-технического
потенциала страны. В этой сложной ситуации предпринятые
государственными органами управления меры позволили в определенной
степени смягчить последствия кризиса, сохранить существенную часть
накопленного научно-технического потенциала, а также остаться на
передовых позициях по ряду важных направлений развития современной
науки и техники.
Следует признать, что, хотя кризисные явления в
научно-технической сфере весьма остры, налицо и первые успешные
примеры адаптации научных учреждений к новым условиям
хозяйствования. Российская наука стала более открытой и
демократичной, расширилось участие российских ученых, а также
научных организаций в различных международных программах и
проектах, исчезли идеологические ограничения и жесткий
административный контроль.
Естественным шагом явилось развитие в России механизмов
функционирования научной сферы, характерных для рыночной
экономики. К ним относятся, прежде всего, финансирование
исследований и разработок на конкурсной основе через бюджетные и
внебюджетные фонды, формирование и реализация целевых программ.
С учетом исторической специфики российской науки были
предприняты меры по сохранению ведущих научных школ и преодолению
разобщенности науки, образования и производства.
Однако научно-техническая сфера до сих пор не стала базовым
элементом социально-экономического прогресса российского общества,
как это определено Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической политике" и указами Президента Российской
Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию", от 13 июня 1996 г.
N 884 "О доктрине развития российской науки", от 15 апреля 1996 г.
N 558 "О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской
Федерации и статусе Российской академии наук". Одновременно
предстоит реализовать провозглашенную в этих основополагающих
документах поддержку развития науки в качестве приоритетной задачи
государства.
Формирование динамично развивающегося научно-технического
потенциала, отвечающего современным требованиям и ресурсным
возможностям страны, повышение эффективности его использования в
целях обеспечения духовного и физического здоровья нации,
конкурентоспособности экономики и обороны государства являются
стратегическими целями реформирования научно-технической сферы.
Основная задача ближайших лет - создание необходимых условий
для сохранения и развития наиболее перспективной части российской
науки и системы подготовки научных кадров, определение
приоритетных направлений в научно-технической сфере и концентрация
на этих направлениях имеющихся ресурсов, реформирование
научно-технического комплекса, создание технологической базы
перехода на путь экономического роста и повышения благосостояния
населения.
На основе данной Концепции должна быть сформирована
государственная программа реформирования науки, содержащая план
действий на каждый год.
2. Активизация государственной научно-технической политики
Разработка новых приоритетов в развитии науки будет
базироваться на современных общенациональных
социально-экономических целях развития страны с учетом мировых
тенденций, историко-культурных и научных традиций России. При этом
особое внимание следует уделить согласованности научной,
образовательной, промышленной и оборонной концепций развития
страны.
Определение стратегических направлений фундаментальной науки
должно проводиться исходя из оценки возможности получения новых
знаний и наличия в стране ученых, способных решать поставленные
проблемы. Прикладная наука призвана ориентироваться на
практическую реализацию новых знаний в целях повышения уровня
жизни населения, обеспечения конкурентоспособности экономики,
охраны окружающей среды и укрепления оборонного потенциала страны.
Формирование государственного заказа науке, определяемого
стратегией развития общества, составляет главное звено проводимой
научной политики и системы ее реализации. Основным механизмом при
этом является конкурсный отбор предложений ученых,
товаропроизводителей и потребителей продукции.
Конкурсный отбор производится открыто, на основе
государственной экспертизы, определяющей обоснованность
предложений и их соответствие следующим критериям: перспективность
исследований, обеспечение экономической и оборонной безопасности,
развитие интеллектуального потенциала общества, эффективность
использования бюджетных ассигнований, потребности рынка и др. В
области прикладных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ основным должен быть принцип
межотраслевого решения задач в рамках проектов, ориентированных на
использование результатов исследований в экономике.
В рамках государственной программы реформирования науки
следует предусмотреть выделение целевых бюджетных ассигнований на
реструктуризацию научно-технической сферы и развитие ее рыночной
инфраструктуры, обновление технической базы научных организаций, а
также на поддержку ведущих научных школ, содержание уникальных
научных установок. Срочного решения требуют вопросы строительства
и ремонта объектов научной сферы.
Учитывая общемировоззренческую роль фундаментальной науки и
ее значение как базиса для прикладных исследований и разработок,
следует сделать особый акцент на государственной поддержке
фундаментальных исследований. Это важно не только в целях создания
задела на будущее, но и для сохранения уникальной научной культуры
России, являющейся мировым достоянием.
В области фундаментальных исследований выбор направлений
определяется как потребностями общества, так и закономерностями
развития самой науки. Поэтому с учетом социальных мотивов
использования научных результатов, ориентируясь на стратегические
цели, следует обеспечивать свободу научного поиска, сохранять
завоеванные научные позиции, соразмерять объемы
естественно-научных и гуманитарных исследований, стремиться к
сбалансированному развитию смежных научных направлений.
Особую роль в решении этих задач призван сыграть
академический сектор науки, и в первую очередь - Российская
академия наук, которая является общепризнанным лидером в
проведении фундаментальных исследований. Важный вклад в развитие
соответствующих областей знаний должны внести отраслевые академии,
имеющие государственный статус. Инициатива научного сообщества в
развитии научно-исследовательской сферы будет проявляться, в
частности, в деятельности наряду с государственным
негосударственного сектора науки, включающего академии, научные
общества, ассоциации и т. д.
Новый импульс следует придать развитию системы
государственных научных центров, объединяющих основной
научно-технический потенциал страны в области прикладных
исследований. Необходимо более жестко связать объемы их
государственного финансирования с уровнем и объемом выполняемых по
государственному заказу работ. Огромная экспериментальная база,
сосредоточенная в государственных научных центрах, должна при
поддержке государства стать полигоном для активной инновационной
деятельности, способным привлекать соизмеримые с государственными
внебюджетные средства.
Основным инструментом реализации приоритетов
научно-технического развития является программно-целевой метод.
Его стержень составляют научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках федеральных
целевых программ.
Министерство науки и технологий Российской Федерации при
разработке проектов федерального бюджета на предстоящий период
должно совместно с координационными советами по приоритетным
направлениям развития науки и техники обеспечить концентрацию
средств на наиболее актуальных и близких к завершению темах,
исключить дублирование проектов, поддерживаемых научными фондами, и
на этой основе определить объемы финансирования фундаментальных
исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных
направлений научно-технического прогресса.
В ходе реформы необходимо усилить процесс интеграции науки и
образования, превращения вузов в мощные центры
научно-инновационного развития. Ориентиром могут стать вузы, в
которых ведущие научные сотрудники научно-исследовательских
институтов участвуют в подготовке научных кадров, а преподаватели
и студенты активно работают над современными научными проблемами в
академических и отраслевых лабораториях, в
научно-исследовательских институтах при вузах. Реализацию
президентской программы "Государственная поддержка интеграции
высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы"
следует рассматривать как важный шаг в этом направлении.
Действенным механизмом реализации государственного заказа
науке будет являться федеральная контрактная система в сфере
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Она
основана на системе публичных конкурсов, предметом которых станет
право заключения контракта на выполнение работ по заданию
заказчика. Реализация этой системы будет способствовать решению
задач использования результатов исследований в интересах общества,
защиты интеллектуальной собственности, отработки механизма
привлечения внебюджетных средств для финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на долевой
основе.
Перестройка российских вооруженных сил должна способствовать
распространению в гражданском секторе технологий двойного
назначения. Вместе с тем многие гражданские исследования и
разработки могут найти достойное применение в оборонном комплексе.
Следует ликвидировать наметившийся в последнее время разрыв между
гражданским и оборонным научно-техническим комплексом и
активизировать процессы интеграции усилий научно-исследовательских
организаций гражданской и военной науки в области проведения
фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ,
разработки перспективных технологий, в том числе двойного
назначения. В обозримой перспективе военно-техническая сфера
останется одним из ключевых факторов присутствия России на мировых
рынках наукоемкой продукции.
Специфика развития общественных наук в России определяется
особенностями перехода на новые экономические и социальные
отношения. Необходимо изучение общих законов рыночной экономики с
учетом специфики России как страны с высоким
интеллектуально-технологическим потенциалом и богатыми природными
ресурсами, изучение проблем федерализма и укрепления российской
государственности, развития демократических начал, поддержки и
защиты прав человека.
Следует сосредоточить усилия на таких вопросах, как способы
формирования менталитета гражданского общества в условиях
российской действительности, научные основы борьбы с
преступностью, в первую очередь с организованной, борьбы с
пороками современного общества - алкоголизмом, наркоманией и
проституцией, проблемы формирования морали и нравственности,
гражданской позиции и причастности к судьбе отечества.
Выработка, реализация и корректировка научно-технической
политики должны проводиться с широким участием всех
заинтересованных сторон - государственных структур, крупных
промышленных формирований, банковского капитала, представителей
малого бизнеса, различных слоев общества. Свою роль здесь призваны
сыграть научные союзы и ассоциации, в том числе общественные
академии.
3. Укрепление взаимосвязи науки и общества
Тенденцией исторического развития человечества является
повышение общественной значимости науки. Будучи неотъемлемой
составляющей общественного воспроизводства, наука должна
рассматриваться как полноправная часть экономики. Вместе с тем
следует учитывать, что научные знания непосредственно воздействуют
на общественную, духовную и политическую жизнь страны. В
постиндустриальном обществе наука, сохранив эту важную роль,
усилит свое воздействие на систему государственного управления.
Уже сейчас успех политических, управленческих и организационных
решений во многом зависит от того, насколько они опираются на
научную методологию и экономический расчет.
Формирование стратегии развития общества должно исходить из
научно обоснованного прогноза, позволяющего на системной основе
обеспечивать интеграцию научно-технической и промышленной
политики, определять общенациональные технологические приоритеты,
учитывающие национальные особенности и глобальные тенденции. В
условиях современной кризисной ситуации в экономике России
составление научного прогноза является исключительно сложной
задачей, которая может быть решена только при участии широкого
круга ученых, занятых как фундаментальными, так и прикладными
исследованиями. Организация этой деятельности должна стать одной
из важных функций Министерства науки и технологий Российской
Федерации.
Постоянно увеличивающийся разрыв в уровне образования разных
слоев общества может стать дестабилизирующим фактором развития
нашей страны. Образовательная и просветительская функции науки в
условиях ускоряющегося научно-технического прогресса должны
непременно расширяться. Происходящее сейчас беспрецедентное
распространение паранауки и мистицизма - свидетельство
неблагополучия в деле формирования научного мировоззрения.
Наша наука обязана в доступной форме популяризировать свои
достижения в средствах массовой информации, показывая обществу
эффективность проведенных научных исследований и соответствующих
затрат, а также те выгоды, которые общество получит при реализации
результатов этих исследований.
Министерству науки и технологий Российской Федерации
совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями и
федеральными органами исполнительной власти, ответственными за
формирование и реализацию государственной научно-технической
политики, следует выработать систему согласованных действий по
пропаганде научно-технических знаний и достижений отечественной и
мировой науки.
4. Реструктуризация сети научных организаций
Принципиальной основой организации научной деятельности в
стране должен стать учет новых экономических отношений. Одной из
важнейших задач новой государственной политики в
научно-технической сфере является формирование государственного
сектора науки с учетом имеющихся финансовых и кадровых
возможностей.
Государственный сектор должен объединить
научно-исследовательские организации, имеющие крупные научные
достижения и способные по своему оснащению и кадровому потенциалу
обеспечить их продвижение на отечественный и мировой рынок
научно-технической продукции. Такие научные организации могли бы
стать не только основным исполнителем, но и координатором
фундаментальных и поисковых исследований, а также
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках
федеральных целевых программ, крупных межрегиональных и
межгосударственных проектов.
Ограниченность бюджетных средств требует пересмотра
приоритетов финансирования, ликвидации организаций, утративших
свой научный потенциал. При этом простое сокращение количества
научных организаций и численности исследователей до уровня,
обеспечиваемого бюджетными ассигнованиями, является недопустимым,
фактически лишает Россию перспектив развития. Задача
преобразований состоит в том, чтобы добиться повышения
эффективности научных исследований и привлечения на этой основе
средств из новых финансовых источников. Целесообразно рассмотреть
возможность объединения в межотраслевые центры государственных
научных организаций, занимающихся схожими исследованиями,
требующими дорогостоящей экспериментальной и испытательной базы.
Следует возложить на них ответственность за проведение работ по
важнейшим направлениям исследований и практическое использование
полученных результатов.
Формирование интеграционных научно-образовательных комплексов
должно стать одним из важных направлений реализации взаимосвязей
между наукой и высшим образованием, рационализации их структуры,
функционирования и взаимодействия.
Эффективным инструментом, позволяющим осуществлять
скоординированную научно-техническую политику по отношению к
государственному и негосударственному секторам научно-технического
комплекса страны, призвана стать государственная аккредитация,
предоставляющая научной организации независимо от формы
собственности установленные законодательством льготы и проводимая
на добровольной основе.
Рестуктуризация сети научных организаций будет основываться
на анализе и оценке их деятельности, проводимой федеральными
органами исполнительной власти. По ее итогам эти органы принимают
решение о сохранении и месте научной организации в государственном
секторе.
Реструктуризация государственного сектора науки может
осуществляться путем передачи части организаций, находящихся в
федеральной собственности, в собственность субъектов Российской
Федерации. В последнем случае представляется перспективным
объединение научных организаций с финансово-промышленными группами,
все более нуждающимися в ускорении инновационных процессов.
В реформировании нуждается академическая наука. Учитывая
специфику фундаментальных исследований, традиции творческого
поиска, сложность формирования государственных приоритетов в этой
области, в основу преобразований научных организаций Российской
академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный
статус, следует положить тщательно взвешенные и учитывающие
позицию научной общественности критерии оценки качества и уровня
научных работ. Необходимо детально изучить и распространить опыт
институтов и отдельных научных коллективов, успешно работающих в
современных условиях.
Важно иметь в виду, что реструктуризация сети научных
организаций потребует средств на их реорганизацию и возможную
ликвидацию. Процесс реструктуризации должен сочетаться с
мероприятиями по социальной защите высвобождаемых
научно-технических кадров, их переподготовке, трудоустройству и
достойному пенсионному обеспечению, что должно быть отражено в
государственной программе реформирования науки.
Залогом успеха реструктуризации сети научных организаций
является стабильное и своевременное выполнение государством
финансовых обязательств.
5. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере
Хорошо развитая система подготовки научных кадров - основа
воспроизводства научно-технического потенциала нашей страны.
Однако наблюдающийся в последние годы отток молодежи из научной
сферы серьезно изменил кадровый состав российской науки и привел к
его заметному старению.
Необходимым условием улучшения кадровой ситуации является
восстановление в обществе престижности научного труда и
соответствующая его оплата. Только решив данную проблему, можно
привлечь в науку талантливую молодежь и способствовать возвращению
в Россию уехавших за рубеж ученых. Как показывает опыт многих
стран, в том числе и России, этот аспект имеет исключительно
важное значение для повышения эффективности научных исследований в
новых экономических условиях.
В качестве первоочередных мер, способных смягчить кадровые
проблемы, следует считать активизацию процесса интеграции вузов и
организаций академической и прикладной науки, введение бронирования
от призыва в армию молодых специалистов научных организаций,
получивших государственную аккредитацию, строительство жилья для
молодых специалистов. Существенное значение для закрепления в науке
молодежи имеют программа поддержки ведущих научных школ и гранты
Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований
молодых ученых - докторов наук. Необходимо восстановить в полном
объеме их финансирование, уменьшенное в результате секвестра
федерального бюджета в 1997 году.
Существование научных школ является уникальной особенностью
российской науки, в силу чего они должны стать самостоятельным
объектом кадровой политики. При этом будут обеспечиваться
преемственность поколений в науке, развиваться такие важные
элементы научного потенциала, как традиции, нормы, неформальные
знания и т. д. Таким образом, появится возможность сохранения
научной интеллектуальной среды в условиях реформирования научной
сферы.
Действенным механизмом кадровой политики призвана стать
контрактная система, введение которой целесообразно начинать с
молодых специалистов. Она позволит отбирать для конкретной научной
работы наиболее подходящих кандидатов и повышать мобильность
научных кадров.
Система подготовки научных кадров должна быть согласована с
потребностями и приоритетами развития научно-технической сферы.
Большое внимание следует уделить подготовке научных кадров высшей
квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы, а также
академических институтов и государственных научных центров,
включая разработку единой программы подготовки кадров высшей
квалификации. Кроме того, необходимо расширить подготовку
специалистов, владеющих новыми социальными и экономическими
технологиями, а также управленческого персонала для сферы науки.
Ядром научных коллективов являются специалисты высшей
квалификации - доктора наук, профессора, возглавляющие научные
школы или имеющие перспективных учеников. Поэтому при
распределении базового финансирования между организациями следует
учитывать долю этих категорий сотрудников. Одновременно следует
принимать во внимание наличие в организациях талантливой молодежи.
В условиях дефицита ресурсов резко возрастает роль аттестации
научных кадров, которая призвана содействовать выявлению наиболее
продуктивных исследователей.
Особой заботой государства и общества должна стать
систематическая работа со школьниками в целях выявления и
подготовки к творческой работе одаренных подростков. Следует
возродить практику создания профильных школ, научных обществ
учащихся, разветвленной системы конкурсов научных проектов,
олимпиад всех уровней и организации научно-популярных лекций
ведущих ученых для учителей и школьников. Большая часть этих
мероприятий должна быть выполнена Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации, Российской
академией наук, Российской академией образования и обществом
"Знание" России.
6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация
использования ресурсов
Первоочередная задача совершенствования системы
финансирования науки в условиях реформирования научно-технической
сферы заключается в обеспечении ее реструктуризации и развития в
условиях ограниченных денежных ресурсов. Бюджетная политика должна
быть ориентирована на максимальное удовлетворение потребностей
государства и общества в этой сфере. В целях повышения
эффективности использования бюджетных средств необходимо отойти от
постатейного финансирования науки.
Значительного улучшения финансовой ситуации в науке можно
добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных средств
на приоритетных направлениях, селективной поддержки ведущих
отраслевых научных организаций, а также привлечения средств
внебюджетных источников и частного капитала.
Для реализации поставленной цели необходимо при разработке
проектов федерального бюджета на 1999 год и 2000 год
руководствоваться уровнем государственного финансирования
научно-технической сферы, определенным Федеральным законом "О
науке и государственной научно-технической политике". При этом
требуется обеспечить стабильность выделения средств и безусловное
исполнение плановых назначений. В дальнейшем, по мере развития
экономики, следует довести долю расходов на науку в валовом
внутреннем продукте до уровня развитых стран.
В условиях ограниченности бюджетных средств необходимо
рационализировать их распределение между федеральными органами
исполнительной власти с учетом изменения количества научных
организаций и численности работающих, а также общей ситуации в
экономике страны. В частности, это перераспределение должно
учитывать такие факторы, как резкое сокращение государственного
оборонного заказа, существенно возросшую зависимость спроса на
научные исследования и разработки от конъюнктуры на мировых рынках
высоких технологий, изменение места российской науки в
международном разделении труда и усиление конкуренции в этой
сфере.
Следует разработать и внедрить в практику механизмы
финансирования прикладных исследований на возвратной основе. С
этой целью необходимо в законодательном порядке разрешить
финансировать из федерального бюджета расходы на выполнение
высокоэффективных прикладных исследований и разработок, имеющих
коммерческое значение, на условиях частичного или полного
возврата, а также определить размер средств, направляемых на эти
цели.
Для прикладной науки исключительно важное значение имеют
отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Именно они
могут и должны стать стимуляторами развития внутреннего рынка
технологий, и поэтому необходимо принять меры по их
целенаправленному формированию.
В условиях недостатка средств на закупку оборудования и
приборов необходимо обеспечить функционирование действенного
механизма передачи высвобождаемого в процессе реорганизации
научно-технической сферы научного, технологического,
испытательного оборудования и приборов в заинтересованные
научно-исследовательские организации.
Хорошо зарекомендовала себя введенная несколько лет назад
конкурсная система финансирования научных проектов через
Российский фонд фундаментальных исследований, Российский
гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере, Фонд технологического
развития, ряд специализированных и региональных фондов. Эта важная
форма поддержки конкурсных начал в распределении финансов для
проведения научных исследований и разработок должна развиваться
наряду с государственной финансовой поддержкой научных
организаций. Следует обеспечить максимальную объективность при
проведении конкурсных отборов проектов в фондах путем привлечения
независимых экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование
методики экспертизы.
Наряду с прямой государственной поддержкой науки и инноваций
необходимо разработать комплекс косвенных методов стимулирования,
включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации,
льготные тарифы и т. д. Из широкого арсенала мер, выработанных в
этой области мировой практикой, нужно выбрать наиболее адекватные
нынешней ситуации и российской специфике, с тем чтобы
способствовать углублению взаимодействия науки с частным сектором,
росту масштабов финансовых поступлений в науку за счет оплаты
исследований и разработок коммерческими структурами.
В условиях достигнутой в стране финансовой и экономической
стабилизации необходимо искать новые источники и формы
внебюджетной финансовой поддержки исследований и разработок. В
частности, следует активнее переходить от прямого кредитования
инновационных проектов к практике компенсации ставки банковских
кредитов и предоставления гарантийных обязательств. Эти меры
позволят в рамках выделяемых средств поддержать большее число
проектов путем привлечения частных инвестиций, которые могут стать
основой для развертывания сети венчурных фондов поддержки науки и
инноваций.
Перспективным является совместное финансирование важнейших
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
государственным и негосударственным секторами экономики,
позволяющее приводить в соответствие общественные и частные
интересы, объединять государственные приоритеты с
предпринимательской инициативой.
Вся система государственного финансирования
научно-исследовательских разработок и расходования организациями
выделенных ассигнований должна быть "прозрачной", для того чтобы
исключить злоупотребления и обеспечить эффективность использования
бюджетных средств.
7. Укрепление научно-технического потенциала регионов
Неотъемлемой частью государственной научно-технической
политики должно являться содействие укреплению научно-технического
потенциала регионов, который по целому ряду объективных причин
оказался более жизнестойким, чем в научных мегаполисах. Решение
общих вопросов науки находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. Между тем, за
исключением нескольких положительных примеров (г. Москва,
Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан и др.), доля
бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемая на науку и
технику, редко превышает десятые доли процента. Предстоит
разработать четкий механизм взаимодействия органов государственной
власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской
Федерации с целью согласования общенациональных и региональных
интересов в области научно-технического развития.
В рамках реализации региональной составляющей государственной
научно-технической политики на ближайшую перспективу особое
внимание будет уделено решению проблем наукоградов,
академгородков, развитию информационной сети на базе
телекоммуникаций и созданию инфраструктуры инновационной
деятельности, в первую очередь в регионах с высокой концентрацией
научно-технического потенциала.
Решение проблемы наукоградов потребует соответствующего
законодательного обеспечения, отработки форм и методов
государственной поддержки, а также механизмов бездотационного
развития градообразующих научно-производственных комплексов.
Следует учитывать особые условия создания и функционирования
наукоградов как уникальных образований с исключительно высоким
научным и инновационным потенциалом. Определенную часть нагрузки
по финансированию исследований и разработок в наукоградах должны
нести субъекты Российской Федерации, на территориях которых они
расположены, особенно в отношении работ, выполняемых в интересах
самих субъектов Российской Федерации. При этом важным
катализатором может стать реформирование системы местного
налогообложения и самоуправления, наделяющее значительными правами
ученых и научные организации.
В основу развития инновационной инфраструктуры будет положено
создание в регионах научных и технологических парков,
инновационно-технологических центров с последующим объединением их
в сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на
всей территории России. Важную роль в активизации этой
деятельности могут и должны сыграть вузы.
В ходе реструктуризации сети научных организаций
предполагается совместно с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможной
передаче части организаций, находящихся в федеральной
собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
При долевом финансировании научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках федеральных
целевых программ и региональных научно-технических программ,
направленных на решение важнейших проблем субъектов Российской
Федерации, особое внимание будет уделено усилению конкурсных начал
при отборе проектов и использованию контрактной системы как
основного организационного механизма их выполнения.
Необходимо в полной мере использовать потенциал вузовской
науки с целью усиления ее влияния на процессы преобразования в
экономической и социальной сфере субъектов Российской Федерации.
8. Повышение инновационной активности
Проблема повышения эффективности использования научных
разработок - важный аспект государственной политики всех
индустриальных стран. Для России она имеет особое значение,
поскольку наиболее слабым звеном является взаимодействие
фундаментальной науки со сферой прикладных исследований и
разработок, а также внедрение их результатов в производство.
В условиях дефицита собственных денежных средств у
предприятий, а также ограниченности государственной поддержки
важнейшим условием активизации инновационной деятельности
выступает привлечение финансов из негосударственных источников для
целей коммерциализации технологий. Отечественный
научно-технический потенциал обладает большими возможностями для
разработки коммерчески ценных технологий и при создании
благоприятной организационно-экономической среды может стать для
инвесторов выгодной сферой вложения средств. Большие перспективы
привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывает
формирование отечественной системы венчурного и лизингового
финансирования технологических проектов. Для снижения рисков
частных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в
венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.
Как показывает мировой опыт, решающее значение для
активизации инновационной деятельности приобретает создание
разветвленной инновационной инфраструктуры. Наиболее эффективный
путь внедрения научных разработок лежит через сеть малых и средних
инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными
затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию.
Широкое развитие инновационного предпринимательства в России
позволит вовлечь в процесс рыночных преобразований и оживления
отечественной экономики большой научно-технический потенциал.
К числу очередных задач относятся также развитие системы
подготовки специалистов в области инновационного менеджмента,
создание специализированных учебных центров на базе вузов,
технопарков, бизнес-инкубаторов.
Необходима координация деятельности федеральных органов
исполнительной власти и организаций, в том числе зарубежных
партнеров, осуществляющих в регионах поддержку малого
инновационного предпринимательства.
Развитие инновационной деятельности невозможно без
постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и
защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный
оборот, приведения норм, стандартов и систем сертификации
продукции в соответствие с мировыми подходами в этой области.
Значительная часть этих вопросов решается в рамках
межведомственной и отраслевых программ активизации инновационной
деятельности в научно-технической сфере.
Стратегическим направлением государственной политики должно
стать формирование и защита отечественного рынка
научно-технической продукции. Подавляющее большинство российских
производств связывает свое будущее с развитием новых технологий и
выпуском конкурентоспособной продукции. Этот огромный рынок может
стать мощнейшим двигателем прогресса как в отечественной
научно-технической и образовательной сферах, так и во всей
экономике Российской Федерации. Незамедлительная разработка
национальных приоритетов технологической политики и концентрация
средств и ресурсов, направленных на обеспечение качества
продукции, не уступающего мировым стандартам, в сочетании с
государственным протекционизмом в отношении российской продукции -
важнейшие факторы для подъема отечественного высокотехнологичного
производства.
Государству необходимо незамедлительно принять действенные
меры по защите своего патентного пространства и поддержке за
рубежом отечественных патентообладателей.
Мероприятия по активизации разработок и производства
высококачественной, экономичной продукции должны быть дополнены
системой мер государственного стимулирования ее применения,
включая поощрение лизинга, с тем чтобы обеспечить действенную
обратную связь, при которой доходы от производства отечественной
продукции и ее применения позволят финансировать инновационные
разработки и освоение производства новой продукции.
9. Развитие информационного обеспечения
Интенсивное использование информационных технологий в
различных сферах жизнедеятельности существенно изменили
представление о месте и роли информации в современном обществе.
Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория -
национальные информационные ресурсы, которые становятся одним из
важных факторов развития постиндустриального мира.
Эффективность научной деятельности в решающей степени
определяется возможностью доступа к научно-технической информации.
Развитие процессов разделения научного труда привело к резкой
интенсификации информационного обмена, превратило
научно-информационную деятельность в один из важнейших элементов
научной инфраструктуры.
Значение этой сферы для российских ученых сейчас стало
особенно важным. Это связано с возросшей открытостью нашего
общества, бурным развитием информационных телекоммуникационных
технологий, качественно изменивших скорость и характер
информационного обмена. Современные глобальные информационные сети
и включенные в них базы данных представляют своим пользователям
широчайшие возможности. Однако затянувшийся экономический кризис и
вызванные им финансовые ограничения не позволяют реализовать новые
возможности в полной мере. Более того, существовавшая прежде
система информационного обеспечения науки по целому ряду причин
попала в крайне тяжелое положение, многие научные библиотеки
лишились поступлений зарубежных изданий, сократилось число
отечественных научных публикаций. Необходимо принять меры по
восстановлению притока отечественных и зарубежных научных изданий
в научно-технические библиотеки, выделять в государственном заказе
на науку средства на приобретение необходимой научной литературы.
Важно предусмотреть специальный комплекс мероприятий для поддержки
ведущих российских научных журналов и увеличения их доли в
международных потоках научно-технической информации.
При реализации государственной научно-информационной политики
основное внимание должно быть уделено созданию
телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией,
поддержке существующих информационных сетей и их совместимости с
глобальными сетями, обеспечению доступа российских ученых к
мировому богатству научных знаний.
Следует всемерно поддерживать новые формы научной
деятельности, предусматривающие использование современных
информационных технологий, - электронные журналы, дистанционный
доступ к базам данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые
предпосылки для структурной перестройки научных организаций,
совершенствования методологии проведения исследований и
разработок.
Внедрение новых информационных технологий позволит
организовать непрерывный мониторинг научно-технического
потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и
инноваций, реструктуризация системы научных организаций,
финансирование науки, интеграция высшего образования и науки,
оценка результатов реформ как на федеральном, так и на
региональном уровнях.
Использование информационных технологий в науке должно, с
одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с
другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой,
образованием, промышленностью и социальной сферой, повысить
качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов.
10. Международное научно-техническое сотрудничество
Следует признать, что международные связи российской науки,
несмотря на их кажущуюся обширность, недостаточно эффективны.
Предстоит выработать государственную политику в области
международного научно-технического сотрудничества в полном
соответствии с национальными интересами и реальной геополитической
ситуацией в мире, ориентируясь прежде всего на совместные
конкурентоспособные разработки и продвижение российской
высокотехнологичной продукции на мировой рынок. В условиях
расширения научно-технических связей с ведущими государствами и
международными организациями следует ускорить процесс кооперации с
новыми индустриальными странами. Значительную роль должно играть
сотрудничество со странами СНГ, налаживание научных связей и
кооперации в области наукоемких технологий с целью обеспечения
единого научного и экономического пространства СНГ.
При осуществлении государственного регулирования
международного научно-технического сотрудничества необходимо
максимально учитывать интересы научного сообщества, обеспечивая
свободу выбора партнеров, направлений и форм кооперации, общения с
зарубежными коллегами и т. п. Предстоящие годы будут
характеризоваться переходом от преимущественно чисто гуманитарных
программ международной помощи российской науке к проектам,
приносящим обоюдную выгоду, в том числе на базе использования
уникальных отечественных научных установок. Следует способствовать
созданию у нас в стране совместных научных организаций и
одновременно с этим активизировать присутствие России в
международных организациях, выделить на эти цели необходимые
средства и обеспечить их эффективное использование.
Важным аспектом международного сотрудничества является
информационная деятельность. Ряд научных проектов по своей сути
глобальны и требуют активного сотрудничества ученых разных стран.
При этом на повестку дня в международных организациях и на
двустороннем уровне выходят вопросы использования полученных
результатов и распределения прав на интеллектуальную
собственность.
Реформирование международного научно-технического
сотрудничества должно содействовать дальнейшей интеграции России в
мировую систему разделения труда в сфере науки и техники и
возрастанию ее роли в решении проблем современной цивилизации.
11. Совершенствование нормативно-правовой базы науки
Разработка и принятие доктрины развития российской науки,
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической
политике" и постановления Правительства Российской Федерации от
7 мая 1997 г. N 543 "О неотложных мерах по усилению
государственной поддержки науки в Российской Федерации" обозначили
основные ориентиры для совершенствования научной сферы страны. При
этом вполне естественно, что развитие социально-политической и
экономической ситуации в России требует корректировки
нормативно-правовой базы науки.
Основная задача совершенствования законодательства в области
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ -
обеспечение адаптации науки (с учетом ее специфики и общественной
значимости) к развивающимся рыночным отношениям.
Нормативно-правовая база должна способствовать созданию
необходимых условий существования и развития науки, в том числе
путем превращения ее в привлекательный объект для инвесторов.
В качестве основных шагов в этом направлении следует назвать
подготовку и принятие в установленном порядке нормативно-правовых
документов, позволяющих определять:
конкретные меры государственного протекционизма в отношении
разработки, освоения производства и применения (в том числе
посредством лизинга) высококачественной, экономичной отечественной
наукоемкой продукции;
специфику финансирования научной и научно-технической
деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
порядок владения, пользования и распоряжения имуществом
научных организаций;
сохранение и эффективное функционирование наукоградов и
академгородков;
порядок реализации прав научных сотрудников на результаты
своего труда и получение доходов от их практического
использования;
порядок введения результатов научно-технической деятельности
в хозяйственный оборот;
права интеллектуальной собственности, в том числе вопросы
вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
условия владения, пользования и распоряжения результатами
научно-технической деятельности;
формы поддержки государством инновационной деятельности;
участие научных организаций в международном
научно-техническом сотрудничестве и внешнеэкономической
деятельности;
особенности деятельности на территории Российской Федерации
международных научных центров;
условия для привлечения инвестиций в научно-техническую и
инновационную сферы;
порядок пенсионного обеспечения и предоставления социальных
льгот научным работникам.
Перечисленные направления реформирования научной сферы
являются наиболее существенными. Их реализация способна
значительно усилить роль науки в обществе и активно содействовать
переходу страны в фазу устойчивого экономического развития.
____________