О РЕЗУЛЬТАТАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О
БИБЛИОТЕЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
09.07.98 N 01-143/16-29
В соответствии с Приказом Министра культуры Российской
Федерации "О результатах парламентских слушаний "О библиотеч-
ном обслуживании населения Российской Федерации" от 09.06.98 N
316 направляем вам для использования в работе Рекомендации по
результатам парламентских слушаний "О библиотечном обслужива-
нии населения Российской Федерации", принятые Советом Федера-
ции Федерального Собрания Российской Федерации 24 апреля 1998
г.
Заместитель Министра В.П.Демин
Приложение
к ЦП Министерства культуры РФ
от 09.07.98 N 01-143/16-29
РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам парламентских слушаний "О библиотечном
обслуживании населения Российской Федерации"
Участники парламентских слушаний в Совете Федерации Феде-
рального Собрания Российской Федерации отмечают, что в нынеш-
ний, переломный для России момент как никогда прежде обществу
нужны достоверная, оперативно получаемая информация, новые
практические и фундаментальные знания. Потребность в этом для
подавляющего большинства населения может быть удовлетворена
только через государственные и муниципальные общедоступные
библиотеки, которые остались, по сути, единственными учрежде-
ниями, бесплатно предоставляющими доступ к информации. При
значительном сокращении сети клубов, особенно на селе, библио-
теки приняли на себя функции культурных центров, организующих
досуг людей. Все это привело к увеличению востребованности об-
щедоступных библиотек.
При уменьшении числа общедоступных библиотек с 1985 года
на 15 процентов количество читателей возросло за тот же период
на 11 процентов. Посещаемость самых насыщенных в информацион-
ном плане центральных библиотек субъектов Российской Федерации
только с 1993 по 1997 год увеличилась более чем на 30 процен-
тов.
В то же время обострились проблемы комплектования библио-
тек. Приток новых изданий сократился по сравнению с 1993 годом
более чем в два раза. Особенно катастрофично выглядит ситуация
с пополнением фондов сельских библиотек. В целом до 80 процен-
тов российских изданий не попадает в библиотеки субъектов
Российской Федерации, так как нарушена целостная система кни-
гораспространения в стране.
В этих условиях огромную роль начинает играть взаимообмен
документами, в том числе по компьютерным каналам связи. Это
предусматривает впервые разработанная и утвержденная коллегией
Министерства культуры Российской Федерации по согласованию с
Миннауки России, Минздравом России, Госкомпечатью России и
другими ведомствами программа создания Общероссийской компь-
ютерной библиотечной сети "ЛИБНЕТ". Назрела необходимость
рассмотреть ее в Правительстве Российской Федерации и утвер-
дить как федеральную программу.
Принятые в 1994 году федеральные законы "О библиотечном
деле" и "Об обязательном экземпляре документов" стимулировали
разработку и утверждение соответствующих актов в субъектах
Российской Федерации. На сегодняшний день их уже свыше 43. Во
многих законодательных актах значительно развиты положения фе-
деральных законов, в том числе предусмотрены правовые нормы,
направленные на сохранение сети общедоступных библиотек вплоть
до сельских (Псковская область); предусмотрены меры по соци-
альной защите библиотечных работников (в республиках Саха
(Якутия) и Башкортостан, Брянской, Тюменской областях). К
настоящему моменту региональный законотворческий процесс за-
медлился. В результате этого большая часть субъектов
Российской Федерации не имеет законодательства, регулирующего
правоотношения в библиотечном деле.
Вопросы библиотечного обслуживания и использования огром-
ных библиотечных ресурсов страны пока не отражены в законода-
тельных актах, касающихся образования, науки, здравоохранения,
информации и информатизации; не учтены интересы пользователей
библиотек и в Законе Российской Федерации "О защите прав пот-
ребителей". Требуют внесения изменений и дополнений и феде-
ральные законы в области библиотечного дела, принятые в 1994
году.
В последние годы около 70 процентов общедоступных библио-
тек, которыми пользуются 83,5 процента читателей, перешли в
ведение органов местного самоуправления, но многие руководите-
ли муниципальных образований не осознали роль и значение биб-
лиотек в жизни местных сообществ. Между тем эти библиотеки иг-
рают огромную роль для населения как информационные центры по
многим вопросам жизнедеятельности субъектов Российской Федера-
ции и муниципальных образований.
Расширение задач, стоящих перед библиотеками, и объектив-
ное усиление их роли в обществе недостаточно понимаются и оце-
ниваются властными структурами на всех уровнях. В результате
почти полного прекращения финансирования текущей деятельности
библиотек в 1996-1997 годах (как правило, средства в основном
выделялись на оплату труда библиотекарей и подписку на журналы
и газеты) сложилось крайне тяжелое, подчас почти катастрофи-
ческое положение по важнейшим направления их работы, в том
числе по обеспечению сохранности и безопасности библиотечных
фондов, а также их доступности пользователям.
Кроме того, у библиотечных работников недопустимо низкий
уровень оплаты труда, который, по данным 1996 года, ниже сред-
него уровня оплаты труда в России в два раза и находится на
уровне официального прожиточного минимума, а в 26 процентах
субъектов Федерации - ниже его.
В результате роста почтовых тарифов почти прекратился
книгообмен между регионами России, странами СНГ и дальнего за-
рубежья, что привело к гибели системы межбиблиотечного абоне-
мента, с помощью которого читатели самых отдаленных районов
получали миллионы томов из крупнейших библиотек России и мира.
Перечисленные негативные факторы ставят под угрозу воз-
можность реализации конституционных прав граждан России на
свободный доступ к информации, образованию, культурным цен-
ностям, а также осуществление модернизации библиотек, необхо-
димость которой подчеркнул в своем Послании Федеральному Соб-
ранию Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин.
Участники парламентских слушаний, рассмотрев сложившуюся
в стране ситуацию с библиотечным обслуживанием населения,
РЕКОМЕНДУЮТ:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Внести в Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, законы Российской Федерации "Об
образовании", "О защите прав потребителей", федеральные законы
"О науке и государственной научно-технической политике", "Об
общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" изменения, предусматривающие законода-
тельное обеспечение прав граждан на библиотечное обслуживание
и развитие библиотечного дела как составной части информацион-
ной, научной, образовательной, просветительской деятельности.
2. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О
библиотечном деле", усилив нормы, защищающие права жителей
России на библиотечное обслуживание, особенно интересы детей,
юношества, социально незащищенных слоев населения, а также ин-
тересы сферы образования, науки и культуры.
3. Уточнить и дополнить Федеральный закон "Об обязатель-
ном экземпляре документов", предусмотрев отражение в нем
доставки обязательного экземпляра документов на электронных и
других носителях информации.
4. Предусмотрев в Федеральном законе "О федеральном бюд-
жете на 1999 год" объемы бюджетных ассигнований на нужды куль-
туры в соответствии с нормами, установленными Основами законо-
дательства Российской Федерации о культуре.
5. Предусмотреть в законодательных актах, регулирующих
отношения в сфере информации, информатизации и информационной
защиты, ответственность федеральных органов государственной
власти за предоставление общедоступных каналов связи для
обеспечения всеобщего доступа граждан к информации посредством
государственных и муниципальных библиотек к открытым информа-
ционным ресурсам.
Правительству Российской Федерации:
1. Разработать и внести в Государственную Думу проекты
федеральных законов о внесении в Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан, законы
Российской Федерации "Об образовании", "О защите прав потреби-
телей", федеральные законы "О науке и государственной науч-
но-технической политике", "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" изменений,
предусматривающих законодательное обеспечение прав граждан на
библиотечное обслуживание и развитие библиотечного дела как
составной части информационной, научной, образовательной,
просветительской деятельности.
2. Рассмотреть и утвердить программу создания обще-
российской информационно-библиотечной компьютерной сети "ЛИБ-
НЕТ". обеспечив ее целевое финансирование с 1999 года.
3. Взять на контроль финансирование строительства и ввод
в эксплуатацию в 1988 году нового здания Российской националь-
ной библиотеки в г.Санкт-Петербурге.
4. Рассмотреть вопрос о выполнении Государственным коми-
тетом Российской Федерации по печати требований Федерального
закона "Об обязательном экземпляре документов" и Постановления
Правительства Российской Федерации "Об обязательных экземпля-
рах изданий" от 24 июля 1995 года N 739.
5. Внести дополнение к постановлению Правительства
Российской Федерации от 24 июля 1997 года N 950 "Об утвержде-
нии Положения о государственной системе научно-технической ин-
формации", предусмотрев включение в пункт 4 Положения (пере-
чень федеральных органов научно-технической информации)
Российской государственной библиотеки (Москва) и Российской
национальной библиотеки (Санкт-Петербург), а также в пункт 7
(перечень региональных центров научно-технической информации)
- универсальных научных библиотек регионов, обладающих круп-
нейшими информационными ресурсами в своих территориях.
6. Включать во все государственные программы по вопросам
информации и информатизации библиотеки и библиотечные фонды
как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов стра-
ны.
7. Рассмотреть вопрос о выполнении Государственным тамо-
женным комитетом Российской Федерации требований Постановления
Правительства Российской Федерации "О присоединении Российской
Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного,
научного и культурного характера и Протоколу к нему" от 6 июля
1994 года N 795 (с изменениями от 17 июля 1996 года, внесенны-
ми постановлением Правительства Российской Федерации N 821).
8. Предусмотреть повышение заработной платы библиотечных
работников и приведение ее в соответствие с оплатой труда в
системе образования, включая введение доплат за стаж работы.
9. Отнести финансирование комплектования библиотек и под-
писки на периодические издания к защищенным статьям федераль-
ного бюджета.
10. Включить в государственную статистическую отчетность
наряду с данными об общедоступных библиотеках статистические
сведения о специальных, учебных, научно-технических и иных
библиотеках всех ведомств.
Министерству культуры Российской Федерации:
1. Внести в Правительство Российской Федерации предложе-
ния о включении в Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской Федерации Госу-
дарственную публичную историческую библиотеку и Библиотеку
Российской академии наук, обладающие уникальными и крупнейшими
по своему профилю библиотечными фондами и справочно-библиогра-
фическими ресурсами.
2. Совместно с Минобразованием России рассмотреть пробле-
му библиотечного обслуживания учащихся и студентов и разрабо-
тать согласованные меры по библиотечно-информационному обеспе-
чению их образовательных потребностей. Внести предложения по
решению данной проблемы в Правительство Российской Федерации.
3. Совместно с Госкомсвязи России внести в Правительство
Российской Федерации предложения по установлению льготных поч-
товых тарифов на пересылку библиотечных книг, других материа-
лов, а также по предоставлению библиотекам права подписки на
периодические издания по ценам, установленным для физических
лиц.
4. Совместно с МВД России и Росархивом разработать и при-
нять специальную программу обеспечения безопасности и сохран-
ности национальных библиотечных фондов, в первую очередь руко-
писных, редких и особо ценных коллекций.
Органам законодательной и исполнительской власти субъек-
тов Российской Федерации:
1. В связи с тем, что в значительной части субъектов
Российской Федерации не приняты нормативные правовые акты по
вопросам библиотечного обслуживания населения, продолжить раз-
работку и принятие законов субъектов Российской Федерации и
подзаконных актов, детализирующих и развивающих положения фе-
деральных законов "О библиотечном деле", "Об обязательном эк-
земпляре документов" и нормативных актов Правительства
Российской Федерации.
2. Обеспечить в полном объеме финансирование библиотек и
региональных программ, направленных на сохранение и развитие
библиотечного дела в регионе.
3. Включать во все региональные программы по проблемам
информации и информатизации библиотеки и библиотечные фонды
как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов реги-
она.
4. Предусмотреть повышение заработной платы библиотечных
работников и приведение ее в соответствие с оплатой труда в
системе образования, включая введение доплат за стаж работы.
5. Способствовать сохранению централизованных библиотеч-
ных систем в качестве основной формы современной организации
информационно-библиотечного обслуживания населения территории.
6. Отнести финансирование комплектования библиотек и под-
писки на периодические издания к защищенным статьям бюджетов.
7. Считать одной из важнейших задач социокультурной поли-
тики регионов сохранение и развитие сети специализированных
детских и юношеских библиотек, а также системы обслуживания
детей и юношества всеми общедоступными библиотеками. Рекомен-
довать к разработке и реализации региональные проекты "Детская
(юношеская) библиотека - центр культуры, информации, досуга и
общения детей и молодежи". Предусмотреть в региональных прог-
раммах автоматизации учреждений культуры оснащение детских и
юношеских библиотек новыми технологиями и современной техни-
кой.
Органам местного самоуправления:
1. Обеспечить в полном объеме финансирование библиотек и
муниципальных программ, направленных на сохранение и развитие
библиотек муниципального образования.
2. Включать во все муниципальные программы по проблемам
информации и информатизации библиотеки и библиотечные фонды
как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов муни-
ципального образования.
3. Отнести финансирование комплектования муниципальных
библиотек и подписки на периодические издания к защищенным
статьям местных бюджетов.
4. Предусмотреть повышение заработной платы библиотечных
работников и приведение ее в соответствие с оплатой труда в
системе образования, включая введение доплат за стаж работы.
5. Создать на базе муниципальных общедоступных библиотек
центры муниципальной информации и информации по вопросам мест-
ного самоуправления для населения и местных органов власти.
Парламентской делегации Российской Федерации в Межпарла-
ментской Ассамблее государств - участников Содружества Неза-
висимых Государств внести на рассмотрение Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых
Государств следующие предложения:
1. Предусмотреть в модельных законах государств - участ-
ников Содружества Независимых Государств отражение правоотно-
шений, связанных с библиотечно-информационным обеспечением
жизни и деятельности населения этих государств и их междуна-
родных взаимосвязей.
2. Обратиться к Правительствам государств - участников
Содружества Независимых Государств с предложением заключить
Соглашение о создании межбиблиотечного абонемента госу-
дарств-участников Содружества Независимых Государств, разрабо-
танное Советом по культурному сотрудничеству, Межгосударствен-
ным Координационным Советом по научно-технической информации и
одобренное Межгосударственным научно-техническим советом 21-22
января 1997 года.
Председатель Комитета Совета
Федерации по науке, культуре,
образованию, здравоохранению
и экологии В.В.Сударенков