Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 09.07.1998 № 01-143/16-29

           О РЕЗУЛЬТАТАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "О
             БИБЛИОТЕЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
     Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
     09.07.98 N 01-143/16-29
 
     В соответствии с Приказом  Министра  культуры  Российской
Федерации "О  результатах парламентских слушаний "О библиотеч-
ном обслуживании населения Российской Федерации" от 09.06.98 N
316 направляем  вам для использования в работе Рекомендации по
результатам парламентских слушаний "О библиотечном  обслужива-
нии населения Российской Федерации",  принятые Советом Федера-
ции Федерального Собрания Российской Федерации 24 апреля  1998
г.
 
     Заместитель Министра                    В.П.Демин
 
                                           Приложение
                                 к ЦП Министерства культуры РФ
                                 от 09.07.98 N 01-143/16-29
 
                         РЕКОМЕНДАЦИИ
    по результатам парламентских слушаний "О библиотечном
         обслуживании населения Российской Федерации"
 
     Участники парламентских слушаний в Совете Федерации Феде-
рального Собрания Российской Федерации отмечают,  что в нынеш-
ний, переломный  для России момент как никогда прежде обществу
нужны достоверная,  оперативно  получаемая  информация,  новые
практические и фундаментальные знания.  Потребность в этом для
подавляющего большинства населения  может  быть  удовлетворена
только через  государственные  и  муниципальные  общедоступные
библиотеки, которые остались,  по сути, единственными учрежде-
ниями, бесплатно  предоставляющими  доступ  к информации.  При
значительном сокращении сети клубов, особенно на селе, библио-
теки приняли на себя функции культурных центров,  организующих
досуг людей. Все это привело к увеличению востребованности об-
щедоступных библиотек.
     При уменьшении числа общедоступных библиотек с 1985  года
на 15 процентов количество читателей возросло за тот же период
на 11 процентов.  Посещаемость самых насыщенных в информацион-
ном плане центральных библиотек субъектов Российской Федерации
только с 1993 по 1997 год увеличилась более чем на 30  процен-
тов.
     В то же время обострились проблемы комплектования библио-
тек. Приток новых изданий сократился по сравнению с 1993 годом
более чем в два раза. Особенно катастрофично выглядит ситуация
с пополнением фондов сельских библиотек. В целом до 80 процен-
тов российских изданий  не  попадает  в  библиотеки  субъектов
Российской Федерации,  так как нарушена целостная система кни-
гораспространения в стране.
     В этих условиях огромную роль начинает играть взаимообмен
документами, в том числе по компьютерным  каналам  связи.  Это
предусматривает впервые разработанная и утвержденная коллегией
Министерства культуры Российской Федерации по  согласованию  с
Миннауки России,  Минздравом  России,  Госкомпечатью  России и
другими ведомствами программа создания  Общероссийской  компь-
ютерной библиотечной   сети  "ЛИБНЕТ".  Назрела  необходимость
рассмотреть ее в Правительстве Российской Федерации  и  утвер-
дить как федеральную программу.
     Принятые в 1994 году федеральные законы  "О  библиотечном
деле" и  "Об обязательном экземпляре документов" стимулировали
разработку и утверждение  соответствующих  актов  в  субъектах
Российской Федерации.  На сегодняшний день их уже свыше 43. Во
многих законодательных актах значительно развиты положения фе-
деральных законов,  в  том числе предусмотрены правовые нормы,
направленные на сохранение сети общедоступных библиотек вплоть
до сельских  (Псковская область);  предусмотрены меры по соци-
альной защите  библиотечных  работников  (в  республиках  Саха
(Якутия) и  Башкортостан,  Брянской,  Тюменской  областях).  К
настоящему моменту региональный законотворческий  процесс  за-
медлился. В   результате   этого   большая   часть   субъектов
Российской Федерации не имеет законодательства,  регулирующего
правоотношения в библиотечном деле.
     Вопросы библиотечного обслуживания и использования огром-
ных библиотечных  ресурсов страны пока не отражены в законода-
тельных актах, касающихся образования, науки, здравоохранения,
информации и информатизации;  не учтены интересы пользователей
библиотек и в Законе Российской Федерации "О защите прав  пот-
ребителей". Требуют  внесения  изменений  и дополнений и феде-
ральные законы в области библиотечного дела,  принятые в  1994
году.
     В последние годы около 70 процентов общедоступных библио-
тек, которыми  пользуются  83,5 процента читателей,  перешли в
ведение органов местного самоуправления, но многие руководите-
ли муниципальных  образований не осознали роль и значение биб-
лиотек в жизни местных сообществ. Между тем эти библиотеки иг-
рают огромную  роль для населения как информационные центры по
многим вопросам жизнедеятельности субъектов Российской Федера-
ции и муниципальных образований.
     Расширение задач, стоящих перед библиотеками, и объектив-
ное усиление их роли в обществе недостаточно понимаются и оце-
ниваются властными структурами на всех уровнях.  В  результате
почти полного  прекращения финансирования текущей деятельности
библиотек в 1996-1997 годах (как правило,  средства в основном
выделялись на оплату труда библиотекарей и подписку на журналы
и газеты) сложилось крайне тяжелое,  подчас почти  катастрофи-
ческое положение  по  важнейшим  направления их работы,  в том
числе по обеспечению сохранности и  безопасности  библиотечных
фондов, а также их доступности пользователям.
     Кроме того,  у библиотечных работников недопустимо низкий
уровень оплаты труда, который, по данным 1996 года, ниже сред-
него уровня оплаты труда в России в два раза  и  находится  на
уровне официального  прожиточного  минимума,  а в 26 процентах
субъектов Федерации - ниже его.
     В результате  роста  почтовых  тарифов  почти прекратился
книгообмен между регионами России, странами СНГ и дальнего за-
рубежья, что  привело к гибели системы межбиблиотечного абоне-
мента, с помощью которого читатели  самых  отдаленных  районов
получали миллионы томов из крупнейших библиотек России и мира.
     Перечисленные негативные факторы ставят под  угрозу  воз-
можность реализации  конституционных  прав  граждан  России на
свободный доступ к информации,  образованию,  культурным  цен-
ностям, а также осуществление модернизации библиотек,  необхо-
димость которой подчеркнул в своем Послании Федеральному  Соб-
ранию Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин.
     Участники парламентских слушаний,  рассмотрев сложившуюся
в  стране  ситуацию  с  библиотечным  обслуживанием населения,
РЕКОМЕНДУЮТ:
 
     Федеральному Собранию Российской Федерации:
     1. Внести  в Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан,  законы Российской  Федерации  "Об
образовании", "О защите прав потребителей", федеральные законы
"О науке и государственной научно-технической  политике",  "Об
общих принципах    организации   местного   самоуправления   в
Российской Федерации" изменения,  предусматривающие  законода-
тельное обеспечение  прав граждан на библиотечное обслуживание
и развитие библиотечного дела как составной части информацион-
ной, научной, образовательной, просветительской деятельности.
     2. Внести изменения и дополнения в Федеральный  закон  "О
библиотечном деле",  усилив  нормы,  защищающие  права жителей
России на библиотечное обслуживание,  особенно интересы детей,
юношества, социально незащищенных слоев населения, а также ин-
тересы сферы образования, науки и культуры.
     3. Уточнить  и дополнить Федеральный закон "Об обязатель-
ном экземпляре  документов",  предусмотрев  отражение  в   нем
доставки обязательного  экземпляра документов на электронных и
других носителях информации.
     4. Предусмотрев  в Федеральном законе "О федеральном бюд-
жете на 1999 год" объемы бюджетных ассигнований на нужды куль-
туры в соответствии с нормами, установленными Основами законо-
дательства Российской Федерации о культуре.
     5. Предусмотреть  в  законодательных актах,  регулирующих
отношения в сфере информации,  информатизации и информационной
защиты, ответственность  федеральных  органов  государственной
власти за  предоставление  общедоступных  каналов  связи   для
обеспечения всеобщего доступа граждан к информации посредством
государственных и муниципальных библиотек к открытым  информа-
ционным ресурсам.
 
     Правительству Российской Федерации:
     1. Разработать и внести в  Государственную  Думу  проекты
федеральных законов   о  внесении  в  Основы  законодательства
Российской Федерации  об  охране  здоровья   граждан,   законы
Российской Федерации "Об образовании", "О защите прав потреби-
телей", федеральные законы "О науке  и  государственной  науч-
но-технической политике",   "Об  общих  принципах  организации
местного самоуправления  в  Российской  Федерации"  изменений,
предусматривающих законодательное  обеспечение прав граждан на
библиотечное обслуживание и развитие  библиотечного  дела  как
составной части   информационной,   научной,  образовательной,
просветительской деятельности.
     2. Рассмотреть   и  утвердить  программу  создания  обще-
российской информационно-библиотечной компьютерной сети  "ЛИБ-
НЕТ". обеспечив ее целевое финансирование с 1999 года.
     3. Взять на контроль финансирование строительства и  ввод
в эксплуатацию в 1988 году нового здания Российской националь-
ной библиотеки в г.Санкт-Петербурге.
     4. Рассмотреть  вопрос о выполнении Государственным коми-
тетом Российской Федерации по печати  требований  Федерального
закона "Об обязательном экземпляре документов" и Постановления
Правительства Российской Федерации "Об обязательных  экземпля-
рах изданий" от 24 июля 1995 года N 739.
     5. Внести  дополнение   к   постановлению   Правительства
Российской Федерации  от 24 июля 1997 года N 950 "Об утвержде-
нии Положения о государственной системе научно-технической ин-
формации", предусмотрев  включение  в пункт 4 Положения (пере-
чень федеральных   органов   научно-технической    информации)
Российской государственной  библиотеки  (Москва)  и Российской
национальной библиотеки (Санкт-Петербург),  а также в пункт  7
(перечень региональных  центров научно-технической информации)
- универсальных научных библиотек регионов,  обладающих  круп-
нейшими информационными ресурсами в своих территориях.
     6. Включать во все государственные программы по  вопросам
информации и  информатизации  библиотеки  и библиотечные фонды
как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов стра-
ны.
     7. Рассмотреть вопрос о выполнении Государственным  тамо-
женным комитетом Российской Федерации требований Постановления
Правительства Российской Федерации "О присоединении Российской
Федерации к  Соглашению  о  ввозе материалов образовательного,
научного и культурного характера и Протоколу к нему" от 6 июля
1994 года N 795 (с изменениями от 17 июля 1996 года, внесенны-
ми постановлением Правительства Российской Федерации N 821).
     8. Предусмотреть  повышение заработной платы библиотечных
работников и приведение ее в соответствие с  оплатой  труда  в
системе образования, включая введение доплат за стаж работы.
     9. Отнести финансирование комплектования библиотек и под-
писки на  периодические издания к защищенным статьям федераль-
ного бюджета.
     10. Включить  в государственную статистическую отчетность
наряду с данными об общедоступных  библиотеках  статистические
сведения о  специальных,  учебных,  научно-технических  и иных
библиотеках всех ведомств.
 
     Министерству культуры Российской Федерации:
     1. Внести  в Правительство Российской Федерации предложе-
ния о включении в Государственный свод особо  ценных  объектов
культурного наследия   народов   Российской   Федерации  Госу-
дарственную публичную  историческую  библиотеку  и  Библиотеку
Российской академии наук, обладающие уникальными и крупнейшими
по своему профилю библиотечными фондами и справочно-библиогра-
фическими ресурсами.
     2. Совместно с Минобразованием России рассмотреть пробле-
му библиотечного  обслуживания учащихся и студентов и разрабо-
тать согласованные меры по библиотечно-информационному обеспе-
чению их  образовательных потребностей.  Внести предложения по
решению данной проблемы в Правительство Российской Федерации.
     3. Совместно  с Госкомсвязи России внести в Правительство
Российской Федерации предложения по установлению льготных поч-
товых тарифов на пересылку библиотечных книг,  других материа-
лов, а также по предоставлению библиотекам права  подписки  на
периодические издания  по ценам,  установленным для физических
лиц.
     4. Совместно с МВД России и Росархивом разработать и при-
нять специальную программу обеспечения безопасности и  сохран-
ности национальных библиотечных фондов, в первую очередь руко-
писных, редких и особо ценных коллекций.
 
     Органам законодательной и исполнительской власти  субъек-
тов Российской Федерации:
     1. В связи с тем,  что  в  значительной  части  субъектов
Российской Федерации  не  приняты нормативные правовые акты по
вопросам библиотечного обслуживания населения, продолжить раз-
работку и  принятие  законов  субъектов Российской Федерации и
подзаконных актов,  детализирующих и развивающих положения фе-
деральных законов "О библиотечном деле",  "Об обязательном эк-
земпляре документов"   и   нормативных   актов   Правительства
Российской Федерации.
     2. Обеспечить в полном объеме финансирование библиотек  и
региональных программ,  направленных  на сохранение и развитие
библиотечного дела в регионе.
     3. Включать  во  все  региональные программы по проблемам
информации и информатизации библиотеки  и  библиотечные  фонды
как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов реги-
она.
     4. Предусмотреть  повышение заработной платы библиотечных
работников и приведение ее в соответствие с  оплатой  труда  в
системе образования, включая введение доплат за стаж работы.
     5. Способствовать сохранению централизованных  библиотеч-
ных систем  в  качестве основной формы современной организации
информационно-библиотечного обслуживания населения территории.
     6. Отнести финансирование комплектования библиотек и под-
писки на периодические издания к защищенным статьям бюджетов.
     7. Считать одной из важнейших задач социокультурной поли-
тики регионов сохранение и  развитие  сети  специализированных
детских и  юношеских  библиотек,  а также системы обслуживания
детей и юношества всеми общедоступными библиотеками.  Рекомен-
довать к разработке и реализации региональные проекты "Детская
(юношеская) библиотека - центр культуры,  информации, досуга и
общения детей и молодежи".  Предусмотреть в региональных прог-
раммах автоматизации учреждений культуры оснащение  детских  и
юношеских библиотек  новыми  технологиями и современной техни-
кой.
     Органам местного самоуправления:
 
     1. Обеспечить  в полном объеме финансирование библиотек и
муниципальных программ,  направленных на сохранение и развитие
библиотек муниципального образования.
     2. Включать во все муниципальные программы  по  проблемам
информации и  информатизации  библиотеки  и библиотечные фонды
как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов муни-
ципального образования.
     3. Отнести  финансирование  комплектования  муниципальных
библиотек и  подписки  на  периодические  издания к защищенным
статьям местных бюджетов.
     4. Предусмотреть  повышение заработной платы библиотечных
работников и приведение ее в соответствие с  оплатой  труда  в
системе образования, включая введение доплат за стаж работы.
     5. Создать на базе муниципальных общедоступных  библиотек
центры муниципальной информации и информации по вопросам мест-
ного самоуправления для населения и местных органов власти.
 
     Парламентской делегации Российской Федерации в  Межпарла-
ментской Ассамблее  государств  - участников Содружества Неза-
висимых Государств  внести  на  рассмотрение  Межпарламентской
Ассамблеи государств   -  участников  Содружества  Независимых
Государств следующие предложения:
     1. Предусмотреть  в модельных законах государств - участ-
ников Содружества Независимых Государств отражение  правоотно-
шений, связанных   с  библиотечно-информационным  обеспечением
жизни и деятельности населения этих государств и  их  междуна-
родных взаимосвязей.
     2. Обратиться к Правительствам  государств  -  участников
Содружества Независимых  Государств  с  предложением заключить
Соглашение о  создании   межбиблиотечного   абонемента   госу-
дарств-участников Содружества Независимых Государств, разрабо-
танное Советом по культурному сотрудничеству, Межгосударствен-
ным Координационным Советом по научно-технической информации и
одобренное Межгосударственным научно-техническим советом 21-22
января 1997 года.
 
 
     Председатель Комитета Совета
     Федерации по науке, культуре,
     образованию, здравоохранению
     и экологии                             В.В.Сударенков

1998-07-09
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест