П О Л О Ж Е Н И Е
Министерства труда и социального развития
Российской Федерации
от 14 августа 1998 г.
Утратилo силу - Приказ
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
от 30.11.2000 г. N 274
О Департаменте федеральной государственной службы
занятости населения (территориальном органе Министерства
труда и социального развития Российской Федерации
по вопросам занятости населения)
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
6 октября 1998 г. Регистрационный N 1631
I. Общие положения
1.1. Департамент федеральной государственной службы занятости
населения<1> является территориальным органом Министерства труда и
социального развития Российской Федерации по вопросам занятости
населения, создается, реорганизуется и ликвидируется по его
распоряжению, согласованному с органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
1.2. Департамент является юридическим лицом, осуществляет
оперативное управление средствами Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации (далее - фонд занятости) по
территории в пределах утвержденного бюджета. Имеет самостоятельный
баланс, расчетный и валютный счета в организациях Центрального
банка Российской Федерации (при их отсутствии - в других банковских
организациях), печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и своим полным наименованием, а также
соответствующие печати и штампы (п. 14 Положения о федеральной
государственной службе занятости населения, утвержденного
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня
1993 г. N 5131-I)<2>.
1.3. В структуру Департамента на правах филиалов входят
городские и районные отделы занятости населения, расположенные на
территории субъекта Российской Федерации.
Департамент наделяет свои филиалы необходимыми функциями,
полномочиями и имуществом. Открытие (закрытие) текущих (расчетных)
счетов филиалов в организациях Центрального банка Российской
Федерации (при их отсутствии - в других банковских организациях)
осуществляется в установленном порядке.
1.4. Департамент координирует свою деятельность с
деятельностью органов государственной власти субъекта Российской
Федерации, органами местного самоуправления и в рамках
Координационного комитета содействия занятости населения субъекта
Российской Федерации, взаимодействует с профессиональными союзами,
иными представительными органами работников, работодателей и
другими заинтересованными государственными организациями,
общественными объединениями, представляющими интересы граждан,
особо нуждающихся в социальной защите.
1.5. Департамент в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Минтруда России, настоящим Положением, а также решениями органов
государственной власти субъекта Российской Федерации, принятыми в
пределах их компетенции.
____________
<1> Далее - Департамент.
<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 910.
II. Основные цели и задачи
Департамент совместно с органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (в
пределах их компетенции) осуществляет разработку и обеспечивает
реализацию государственной политики занятости населения с учетом
экономических и социальных особенностей субъекта Российской
Федерации.
Основными задачами Департамента являются:
разработка и финансирование территориальной программы
содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда,
экономического и социального развития;
определение основных направлений развития и совершенствования
профессиональной ориентации, профессионального обучения и
психологической поддержки безработных граждан в субъекте Российской
Федерации;
организация работы по содействию занятости населения в городах
и районах соответствующего субъекта Российской Федерации,
реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы;
осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде
пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению
органов службы занятости, а также оказание психологической,
материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей,
находящимся на их содержании (Федеральный закон от 20.04.96 г.
N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации")<1>.
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
N 17, ст. 1915.
III. Основные направления деятельности
3.1. Основными направлениями деятельности Департамента
являются:
анализ ситуации на территориальном рынке труда и
выработка мер по предупреждению или сокращению негативных
социально-экономических последствий массового высвобождения
работников;
формирование проекта бюджета фонда занятости субъекта
Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными
федеральным законодательством и иными нормативными правовыми
актами, постановлениями и приказами Минтруда России;
распределение и использование средств фонда занятости на
реализацию основных задач и направлений деятельности в соответствии
с утвержденными нормативными правовыми актами;
осуществление мероприятий по сбору страховых взносов в фонд
занятости, включая работу по реструктуризации задолженности по
отчислениям в фонд занятости;
организация работы по приему безработных граждан, их
регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве,
признанию их безработными, назначению, выплате пособий по
безработице, стипендий в период обучения по направлению органов
службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным
гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании, и снятию
их с регистрационного учета в соответствии с установленным
порядком;
обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в
установленном порядке безработными;
организация профессиональной ориентации безработных граждан и
незанятого населения;
организация работы городских и районных отделов занятости
населения по выполнению федеральных, межрегиональных,
территориальных, городских и районных программ содействия занятости
населения;
организация профессионального обучения, переподготовки,
повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его
филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров
службы занятости на территории субъекта Российской Федерации;
определение основных направлений профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с
учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынка рабочей силы,
формирование или использование имеющейся учебно-производственной
базы для реализации указанных целей;
заключение договоров с образовательными учреждениями на
профессиональное обучение безработных граждан;
изучение, обобщение и распространение отечественного и
международного опыта в области занятости;
содействие в опережающем профессиональном обучении
высвобождаемых работников;
содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации
предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости,
возрождении народных промыслов и прикладного искусства;
создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих
мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым
профессиям и специальностям;
осуществление специальных мероприятий, способствующих
обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие работодателям в подборе необходимых работников;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по
предупреждению массового высвобождения работников;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по
организации и проведению в целях обеспечения временной занятости
населения оплачиваемых общественных работ, организация временной
занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в
оплачиваемых общественных работах;
участие в межтерриториальном перераспределении трудовых
ресурсов совместно с заинтересованными организациями;
выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и
гражданской обороне, предусмотренных законодательством Российской
Федерации (Федеральные законы от 28.02.97 г. N 31-ФЗ "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"<1>
и от 12.02.98 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне")<2>;
организация связей с общественностью и средствами массовой
информации;
контроль за исполнением работодателями независимо от форм
собственности законов и других нормативных правовых актов по
вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости;
внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных
информационных систем в городских и районных отделах занятости
населения, создание единой информационной системы в субъекте
Российской Федерации;
организационно-методическое взаимодействие с
негосударственными организациями, оказывающими платные услуги,
связанными с трудоустройством, профессиональной подготовкой,
повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и
психологической поддержкой граждан; участие в работе экспертных
комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций (п. 7
Положения о лицензировании деятельности негосударственных
организаций по оказанию услуг в содействии занятости граждан,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
28.10.95 г. N 1046)<3>;
рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по
вопросам, относящимся к деятельности Департамента;
материально-техническое обеспечение деятельности структурных
подразделений Департамента и его филиалов (в том числе по вопросам
приобретения, аренды и ремонта служебных помещений, приобретения и
использования транспорта, компьютерной и другой оргтехники, мебели
и конторского оборудования).
___________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9,
ст. 1014.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7,
ст. 799.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 45, ст. 4321.
IV. Права Департамента
4.1. Департамент имеет право в порядке, определяемом законами
и иными нормативными правовыми актами о занятости населения:
вносить предложения по размерам минимальных и обязательных
нормативов экономической и социальной защищенности граждан от
безработицы;
запрашивать и получать в установленном порядке у
соответствующих исполнительных органов субъекта Российской
Федерации и органов местного самоуправления, юридических лиц
независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных
предпринимателей без образования юридического лица материалы,
необходимые для разработки программ занятости населения и
выполнения своих функций;
принимать участие в работе налоговых органов по обеспечению
своевременного и полного поступления страховых взносов в фонд
занятости населения;
посещать в установленном порядке организации для ознакомления
с условиями труда и соответствием уровня организации работы по
профессиональной подготовке и переподготовке работающих
потребностям рынка труда, участия в работе комиссий, создаваемых в
случае массового высвобождения работников, а также для решения
других вопросов, входящих в компетенцию Департамента (п. 13
Положения о федеральной государственной службе занятости населения,
утвержденного постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 8 июня 1993 г. N 5131-I);
финансировать мероприятия программы содействия занятости
населения на территории субъекта Российской Федерации в
соответствии с утвержденным бюджетом фонда занятости субъекта
Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Федерального закона от
20.04.96 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации"); до утверждения бюджета - в соответствии с
установленными контрольными цифрами по объемам доходов и расходов
фонда занятости;
вносить предложения в соответствующие органы государственной
власти субъекта Российской Федерации по объемам подготовки кадров в
образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального
образования в соответствии с расчетами перспективной потребности
рынка труда на основе оценки состояния и прогноза развития
занятости населения;
разрабатывать и вносить на рассмотрение соответствующих
органов государственной власти субъекта Российской Федерации
предложения об установлении организациям квоты приема на работу
выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования, а
также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских
домов, детей, оставшихся без попечения родителей);
принимать участие совместно с органами по труду, органами
управления образованием, образовательными учреждениями и иными
организациями субъекта Российской Федерации независимо от их форм
собственности в разработке и организации выполнения мероприятий по
профориентации и профобучению безработных граждан;
быть учредителем учебных и социально-деловых центров, центров
профориентации и психологической поддержки, а также других
организаций, способствующих содействию занятости населения;
вносить предложения о назначении на должность (освобождении от
занимаемой должности) руководителей учебных центров,
подведомственных Минтруду России;
осуществлять информационно-издательскую и рекламную
деятельность по вопросам занятости населения;
участвовать в подготовке, проведении и финансировании
семинаров, совещаний и других организационно-методических
мероприятий по вопросам занятости;
давать в пределах своей компетенции консультации организациям,
предпринимателям и гражданам по вопросам применения
законодательства о занятости населения;
участвовать в пределах своей компетенции в организации
международного сотрудничества по решению проблем занятости, включая
вопросы трудовой деятельности граждан Российской Федерации за
рубежом и иностранных граждан в России в соответствии с
международными соглашениями в рамках международных программ;
включать своих представителей в состав координационных
комитетов содействия занятости населения, других общественных и
консультативных органов, образованных в субъекте Российской
Федерации и связанных с деятельностью Департамента.
V. Организация управления
5.1. Департамент возглавляет руководитель. Назначение на
должность и освобождение от должности руководителя Департамента
производится Министерством труда и социального развития Российской
Федерации по согласованию с администрацией субъекта Российской
Федерации и полномочным представителем Президента Российской
Федерации.
Назначение на должность и освобождение от должности
заместителей руководителя Департамента и главного бухгалтера
производится руководителем Департамента по согласованию с
Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
5.2. Структура, численность работников, штатное расписание
Департамента утверждаются его руководителем в пределах утвержденных
Министерством труда и социального развития Российской Федерации
расходов на денежное содержание работников Департамента.
Руководитель Департамента в установленном порядке представляет
на утверждение в Министерство труда и социального развития
Российской Федерации смету расходов на содержание Департамента.
5.3. Руководитель Департамента утверждает положения о
структурных подразделениях (в том числе об отделах (филиалах)
Департамента в городах и районах субъекта Российской Федерации), их
структуру, штатную численность, фонд оплаты труда, смету расходов и
бюджет в пределах утвержденного бюджета, общей численности
работников и сметы расходов в целом по Департаменту.
Руководитель Департамента принимает решение об увеличении или
уменьшении количества филиалов по согласованию с Министерством
труда и социального развития Российской Федерации и с учетом мнения
соответствующего органа местного самоуправления.
5.4. Департамент имеет право создавать коллегию для принятия
обоснованных решений, возникающих по проблемам занятости населения.
5.5. Внесение изменений и дополнений в Положение о
Департаменте осуществляется Министерством труда и социального
развития Российской Федерации.
VI. Ответственность Департамента
Руководитель Департамента несет персональную ответственность
за:
выполнение соответствующих федеральных целевых,
межрегиональных и территориальных программ содействия занятости;
расходование средств фонда занятости в строгом соответствии с
утвержденным бюджетом фонда занятости субъекта Российской Федерации
(контрольными цифрами) и сметой расходов на содержание
Департамента;
результаты финансовой и хозяйственной деятельности;
подбор, расстановку и повышение квалификации работников,
соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка;
выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и
гражданской обороне, предусмотренных законодательной и нормативной
правовой базой;
сохранность документов (управленческих,
финансово-хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает
передачу на хранение документов, имеющих научно-историческую и
культурную ценность или практическое значение в территориальный
орган Государственного архива Российской Федерации в соответствии с
перечнем документов в установленном порядке.
__________