ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 5 сентября 1998 г. N 1042
г. Москва
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о
подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой
Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Одобрить представленный Министерством экономики Российской
Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской
Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти предварительно проработанный с Казахстанской
Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой
Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы
(прилагается ).
Представить Президенту Российской Федерации предложение о
подписании указанного Договора.
И. о. Председателя Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
________________________________
Проект
Д О Г О В О Р
между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы
Российская Федерация и Республика Казахстан, далее именуемые
Высокими Договаривающимися Сторонами,
руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от
25 мая 1992 года, Декларацией между Российской Федерацией и
Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве,
ориентированном в ХХI столетие, и Совместным заявлением Президента
Российской Федерации и Президента Республики Казахстан от 6 июля
1998 года,
учитывая, что межгосударственная интеграция является одним из
важнейших элементов экономического развития,
используя преимущества международного разделения труда,
специализации и кооперирования производства, взаимовыгодной
торговли для достижения целей социально-экономического развития
своих стран,
исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития
равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и
производственных отношений, придания им долгосрочного и
устойчивого характера, эффективного использования экономического
потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,
придавая важное значение гармонизации осуществления
экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к
свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
учитывая практическое взаимодействие на основе
договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств и
Таможенного союза,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют Программу
экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики
Казахстан на 1998 - 2007 годы (далее именуется - Программа),
являющуюся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 2
Экономическое сотрудничество Высоких Договаривающихся Сторон
осуществляется путем взаимовыгодного взаимодействия между
хозяйствующими субъектами обоих государств независимо от форм
собственности и подчиненности, в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными
договорами, в которых участвуют Российская Федерация и Республика
Казахстан, и положениями национального законодательства.
Признавая необходимость поэтапного формирования и развития
общего экономического пространства, Высокие Договаривающиеся
Стороны будут создавать благоприятные условия для согласования
основных направлений социально-экономических преобразований,
сближения нормативно-правовой базы в области экономики, оказания
содействия развитию кооперации и инвесторам в осуществлении
инвестиционных проектов на территории обоих государств, созданию
совместных производственных структур, взаимному участию в
приватизации в соответствии с национальным законодательством
Высоких Договаривающихся Сторон.
Статья 3
Правительства Высоких Договаривающихся Сторон будут
координировать выполнение Программы, осуществлять поэтапный
контроль ее реализации и в случае необходимости вносить в нее
коррективы.
Статья 4
Ход выполнения Программы не реже одного раза в год
рассматривается на уровне Глав Правительств Высоких
Договаривающихся Сторон.
Статья 5
Споры относительно толкования и применения положений
настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и
переговоров.
Статья 6
В Программу могут вноситься изменения и дополнения, которые
оформляются межправительственными протоколами, являющимися
неотъемлемой частью Программы и вступающими в силу в том же
порядке, что и настоящий Договор.
Статья 7
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств,
вытекающих из иных международных договоров Высоких Договаривающихся
Сторон.
Статья 8
Настоящий Договор вступает в силу с даты последнего
письменного уведомления, подтверждающего выполнение Высокими
Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур,
необходимых для вступления Договора в силу, и действует до
31 декабря 2007 года.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может прекратить
действие настоящего Договора путем письменного уведомления другой
Высокой Договаривающейся Стороны. В этом случае Договор прекращает
свое действие через шесть месяцев с даты такого уведомления.
Прекращение действия настоящего Договора не затрагивает
осуществления проектов, реализуемых в соответствии с Программой.
Совершено в г._______________ "____" ___________1998 г. в
двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба
текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию За Республику Казахстан
______________
Проект
П Р О Г Р А М М А
экономического сотрудничества Российской Федерации
и Республики Казахстан на 1998-2007 годы
Взаимные экономические интересы Российской Федерации и
Республики Казахстан обусловлены исторически сложившимися между
многими отраслями экономики двух государств производственными и
научно-техническими связями и объективной необходимостью их
сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной
основе.
Ряд совместных экономических проблем Российской Федерации и
Республики Казахстан решается государствами в рамках их участия в
Таможенном союзе. Вместе с тем требуется активизировать и углубить
этот процесс путем развития двусторонних экономических отношений.
Основой для совместного проведения этой работы являются
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между
Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г.,
Совместная Российско-Казахстанская (Алмаатинская) Декларация от
27 апреля 1996 г., Декларация между Российской Федерацией и
Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве,
ориентированном в ХХI столетие, от 6 июля 1998 г. и Совместное
заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики
Казахстан от 6 июля 1998 г. Исходя из положений указанных
документов и разработана настоящая Программа.
I. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В последние годы радикальные изменения в экономике Российской
Федерации и Республики Казахстан сопровождались ослаблением
хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов
производства и глубоким сокращением взаимного товарооборота.
В условиях финансового кризиса, охватившего многие
предприятия, несовершенства системы взаиморасчетов,
несимметричности систем налогообложения ухудшилась структура
товарооборота и возросло применение бартера при осуществлении
экспортно-импортных операций.
В двустороннем экономическом сотрудничестве слабо
используется сложившаяся ранее специализация предприятий в области
топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов,
машиностроения и химической промышленности, а также мобилизация
финансовых и инвестиционных ресурсов, возможности создания
совместных производственных структур.
Не получает развития при проявлении взаимного интереса
участие российских и казахстанских хозяйствующих субъектов в
акционировании предприятий, расположенных на территориях обоих
государств, и прежде всего в таких областях, как нефтепереработка,
энергетика, черная и цветная металлургия.
Не используются возможности, связанные с разработкой и
реализацией межгосударственных целевых программ, направленных на
решение представляющих взаимный интерес проблем в области
производства различных видов продукции, в том числе технически
сложной и наукоемкой, в проведении фундаментальных исследований.
Не полностью урегулированы проблемы, связанные с
согласованием транзитных режимов, системы взимания налогов,
сборов. Недостаточно используются возможности взаимовыгодного
сотрудничества в области трубопроводного транспорта и межсистемных
линий электропередач.
Проблемы, существующие в экономических отношениях между
Российской Федерацией и Республикой Казахстан, требуют своего
решения, выработки долгосрочной стратегии взаимовыгодного
экономического сотрудничества, на что направлена настоящая
Программа.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Настоящая Программа разработана в целях обеспечения
осуществления Российской Федерацией и Республикой Казахстан на
долгосрочной основе согласованного комплекса мер по развитию
взаимовыгодных экономических связей, достижению существенного
прогресса в производственном сотрудничестве предприятий ведущих
отраслей экономики двух стран и роста на этой основе взаимного
товарооборота.
Основными целями настоящей Программы являются повышение
уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Казахстан
и удовлетворение культурных потребностей народов обоих государств.
Для реализации этих целей предстоит решать следующие задачи:
обеспечение стабильного развития экономического
сотрудничества, направленного на подъем экономики обоих государств;
взаимодействие в осуществлении институциональных
преобразований, обеспечении равных возможностей и гарантий для
всех хозяйствующих субъектов, создании условий для добросовестной
конкуренции, регулировании деятельности естественных монополий;
сближение концептуальных подходов в отношении структурной
перестройки экономики обоих государств, создание стимулов для
роста производства, вложения инвестиций в его развитие, внедрения
новейших достижений науки и передовых технологий, повышения
качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
создание системы государственной поддержки приоритетных
направлений развития межгосударственного и межрегионального
сотрудничества, решение проблемы неплатежей и обеспечение
сбалансированности торгово-платежных отношений между
государствами;
формирование целевых межгосударственных проектов и программ
экономического сотрудничества, создание совместных интегрированных
структур, межгосударственных (транснациональных)
финансово-промышленных групп;
сохранение и развитие трудового и интеллектуального
потенциала;
создание систем поддержки взаимовыгодного и эффективного
использования имеющейся инфраструктуры в области транспортных
коммуникаций и связи и дальнейшее ее развитие;
взаимодействие по вопросам развития фондовых рынков и рынка
страховых услуг;
формирование и совершенствование общего информационного
пространства.
III. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Реализация настоящей Программы позволит обеспечить дальнейшее
развитие экономической интеграции государств, что будет
способствовать также повышению эффективности деятельности
Таможенного союза и Содружества Независимых Государств в целом.
Программные мероприятия предлагается осуществлять по
следующим направлениям: общие вопросы экономического
сотрудничества и сотрудничество в отдельных областях деятельности.
К общим вопросам экономического сотрудничества, по которым
предусматривается координировать действия Сторон, относятся:
гармонизация и унификация нормативно-правовой базы в области
создания совместных хозяйствующих структур, проведения
согласованной ценовой политики;
углубление взаимодействия в вопросах денежно-кредитной
политики, инвестиций, фондового рынка, защиты прав потребителей;
сближение концептуальных подходов в отношении структурной
перестройки экономики обоих государств.
Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской
Федерации и Республике Казахстан в рамках проведения согласованной
структурной политики, связаны с глубокой качественной перестройкой
имеющегося производственного потенциала и затрагивают интересы
обоих государств.
В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о
совместном создании и развитии структурообразующих производств, о
путях и формах долевого участия в обеспечении этих производств
необходимыми ресурсами и развитии взаимовыгодных производственных
прямых связей между предприятиями Российской Федерации и
Республики Казахстан.
Для практического осуществления согласованной структурной
политики предполагается вести разработку и реализацию
межгосударственных (совместных) проектов и программ.
Основными направлениями сотрудничества в отдельных областях
деятельности являются межотраслевое сотрудничество в области
топливно-энергетического и агропромышленного комплексов,
металлургии, машиностроения, транспорта.
Предусматривается военно-экономическое сотрудничество,
взаимодействие в области исследования космического пространства, а
также использования космодрома Байконур и военно-испытательных
полигонов.
Важным направлением является осуществление координации
деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических
организаций с целью эффективного использования научного потенциала
Российской Федерации и Республики Казахстан.
Будет осуществляться координация усилий в развитии
взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и
улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства
лекарственных препаратов и медицинской техники.
Осуществление торгово-экономического сотрудничества
предполагает активный обмен необходимой статистической
информацией. Предусматривается обмен статистическими изданиями и
публикациями, методологическими материалами, согласование
принципов формирования статистики внешней торговли.
Планируется подготовить предложения по созданию совместной
информационной системы Российской Федерации и Республики Казахстан
о состоянии спроса и предложений на рынках товаров и услуг.
Предусматривается дальнейшее совершенствование
нормативно-правовой базы для решения совместных проблем в области
социального обеспечения граждан, занятости, условий труда,
подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей,
обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и
студентами, а также взаимодействия в сфере культуры и искусства,
физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество в области защиты и
улучшения состояния окружающей среды, предотвращения
трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего
природопользования.
Развитие должно получить межрегиональное сотрудничество, в
том числе приграничных областей Российской Федерации и Республики
Казахстан, важнейшим направлением которого станет создание
благоприятных условий для социально-экономического подъема этих
территорий с учетом сложившихся межрегиональных хозяйственных
связей, обычаев и духовных ценностей проживающего в них населения.
IV. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
С целью координации реализации настоящей Программы в рамках
Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между
Российской Федерацией и Республикой Казахстан создаются
координационный совет по реализации Программы (далее именуется -
координационный совет) и рабочие группы по реализации основных
разделов Программы.
Координационный совет состоит из Российской и Казахстанской
частей, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым
главой правительства соответствующей Стороны.
В состав координационного совета входят руководители рабочих
групп от Российской и Казахстанской Сторон.
Заседания координационного совета проводятся по мере
необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в
Российской Федерации и Республике Казахстан. Председательствует на
заседании координационного совета председатель от принимающей
Стороны.
Основными функциями координационного совета являются:
координация деятельности по реализации настоящей Программы в
рамках национальных частей;
организация подготовки ежегодного плана мероприятий по
реализации настоящей Программы и докладов о ходе выполнения
Программы, которые выносятся на заседания Совместной
межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан;
организация подготовки проектов межправительственных
соглашений по вопросам, связанным с реализацией и координацией
выполнения настоящей Программы;
подготовка для рассмотрения на заседаниях Совместной
межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан отдельных проблем, связанных с
реализацией настоящей Программы;
иные функции, определяемые регламентом координационного
совета.
Регламент координационного совета рассматривается и
утверждается на заседании координационного совета не позднее 60
дней с даты вступления в силу Договора между Российской Федерацией
и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на
1998-2007 годы.
_____________