ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 5 сентября 1998 г. N 1046
г. Москва
Об утверждении Типового положения об общеобразовательной
школе-интернате с первоначальной летной подготовкой
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 23.12.2002 г. N 919; от 30.12.2003 г. N 797;
от 01.02.2005 г. N 49; от 10.03.2009 г. N 216)
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной
школе-интернате с первоначальной летной подготовкой.
И. о. Председателя Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
________________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 1998 г.
N 1046
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной
летной подготовкой
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 23.12.2002 г. N 919; от 30.12.2003 г. N 797;
от 01.02.2005 г. N 49; от 10.03.2009 г. N 216)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Типовое положение регламентирует образовательную,
воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность
государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов
с первоначальной летной подготовкой (далее именуется -
школа-интернат).
2. Школа-интернат создается в целях обеспечения возможности
получения воспитанниками среднего (полного) общего образования в
пределах государственных образовательных стандартов,
интеллектуального, культурного, физического и нравственного
развития, адаптации к жизни, служению Отечеству на военном и
гражданском поприще.
3. Школа-интернат реализует общеобразовательные программы
среднего (полного) общего образования и дополнительные
образовательные программы, имеющие целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан, получение ими знаний и навыков
первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки.
4. Школа-интернат в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, Типовым положением об
общеобразовательной школе-интернате, настоящим Типовым положением
и уставом школы-интерната.
5. Школа-интернат создается учредителем (учредителями) при
наличии необходимых условий для обучения, воспитания, военной и
летной подготовки, проживания, охраны жизни и здоровья
воспитанников.
6. Порядок открытия, регистрации, реорганизации и ликвидации
школы-интерната определяется законодательством Российской
Федерации.
7. Учредителями государственной школы-интерната могут быть
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципальной школы-интерната являются органы
местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство школы-интерната.
Учредительными документами школы-интерната являются решение
учредителя или договор учредителей о ее создании, а также устав
школы-интерната.
8. Отношения между учредителем и школой-интернатом
определяются договором.
9. Школа-интернат получает права юридического лица в части
ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности,
направленной на подготовку образовательного процесса, с момента ее
государственной регистрации, а право на ведение образовательной
деятельности и льготы, установленные законодательством Российской
Федерации для образовательных учреждений, - с момента выдачи ей
лицензии (разрешения).
10. Школа-интернат как юридическое лицо имеет расчетный,
текущий и иные счета в банковских учреждениях, печать
установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ
БЫТА ВОСПИТАННИКОВ
11. Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в
соответствии с уровнем общеобразовательных программ 3-й ступени
общего образования - среднего (полного) общего образования. Срок
обучения два года.
Продолжительность учебного года - не менее 34 недель без учета
времени, отводимого на первоначальную летную
(инженерно-техническую) подготовку.
По окончании учебного года для воспитанников 10 класса
проводятся практические занятия в рамках дополнительных
образовательных программ, имеющих целью военную подготовку.
12. Количество воспитанников школы-интерната составляет, как
правило, не более 300 человек.
Все воспитанники параллельных классов сводятся в роту,
численностью до 150 человек. Рота состоит из взводов (классов),
взвод (класс) - из 3 отделений.
Количество воспитанников во взводе (классе) не должно
превышать 25 человек. При численности воспитанников
школы-интерната не более 150 человек воспитанники 10 и 11 классов
сводятся в одну роту.
13. На занятиях по физической подготовке, иностранному языку,
а также во время практических занятий по информатике,
вычислительной технике, физике и химии взвод (класс) делится на две
группы.
14. Командирами отделений и заместителями
воспитателей-командиров взводов (классов) приказом директора
школы-интерната назначаются лучшие по успеваемости и поведению
воспитанники.
15. Военная подготовка воспитанников школы-интерната включает
подготовку по основам военной службы и первоначальную летную
(инженерно-техническую) подготовку. Занятия по основам военной
службы (в том числе факультативные) проводят лица, имеющие опыт
военно-педагогической работы.
16. Первоначальная летная (инженерно-техническая) подготовка
воспитанников школы-интерната включает теоретическую подготовку по
специальным дисциплинам (аэродинамике, авиатехнике, воздушной
навигации, авиационной метеорологии и др.) и летную
(инженерно-техническую) практику.
Теоретическая подготовка и летная (инженерно-техническая)
практика осуществляются в объеме программы первоначальной летной
(инженерно-технической) подготовки Российской оборонной
спортивно-технической организации (РОСТО), согласованной с отделом
военного образования Военно-воздушных сил. Качество и методика
проведения занятий по теоретической подготовке и организации
летной (инженерно-технической) практики контролируется
заместителем директора школы-интерната по военно-специальной
(летной) подготовке по согласованию с начальниками авиационных
организаций РОСТО, в которых обучаются воспитанники
школы-интерната.
17. Занятия по теоретической подготовке проводятся в составе
взвода (класса) в специально оборудованных кабинетах
преподавателями специальных дисциплин, военными специалистами
школы-интерната, авиационных воинских частей, учреждений, военных
авиационных образовательных учреждений профессионального
образования.
Летная (инженерно-техническая) практика воспитанников
школы-интерната проводится в авиационных организациях РОСТО в
соответствии с договором в составе эскадрильи (взвода), звеньев
(отделений), летных (технических) экипажей (3-4 воспитанника) в
специально оборудованных учебных местах и на аэродромах. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 30.12.2003 г. N 797)
18. В период летной (инженерно-технической) практики в
авиационных организациях РОСТО воспитатели-командиры взводов
(классов) или старшие воспитатели-командиры рот обязаны находиться
с воспитанниками первые 7 дней для согласования вопросов
организации быта и досуга воспитанников с начальником авиационной
организации РОСТО.
Проезд воспитанников к месту проведения летной
(инженерно-технической) практики и обратно производится за счет
средств школы-интерната.
По окончании летной (инженерно-технической) практики
администрация школы-интерната организует отправку воспитанников из
места ее проведения на каникулы или к месту учебы.
III. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
19. Участниками образовательного процесса в школе-интернате
являются воспитанники, преподаватели общеобразовательных предметов
и специальных дисциплин, старшие воспитатели-командиры рот,
воспитатели-командиры взводов (классов), старшины рот,
руководители кружков, родители (законные представители)
воспитанников.
20. В школу-интернат принимаются юноши, имеющие основное
общее образование, которым на 1 июля года поступления исполнилось
не менее 15 лет, годные по состоянию здоровья к летному обучению.
21. Юноши, желающие поступить в школу-интернат, прибывают в
военный комиссариат района или города (без районного деления) с
направлением государственного или муниципального органа управления
образованием.
Военные комиссариаты районов или городов (без районного
деления) на договорных условиях с органом управления (учреждением)
здравоохранения субъекта Российской Федерации запрашивают из
медицинских учреждений документы, характеризующие состояние
здоровья юношей, и направляют юношей в государственные или
муниципальные медицинские учреждения для выполнения обязательных
диагностических исследований, определяемых Министерством обороны
Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование при отборе юношей для
обучения в школах-интернатах проводится военно-врачебными
комиссиями военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по
месту жительства юношей. При отсутствии в военно-врачебных
комиссиях необходимых специалистов, освидетельствование юношей
проводится в учреждениях здравоохранения на договорных условиях с
органом управления (учреждением) здравоохранения. Юноши,
поступающие в школы-интернаты, по состоянию здоровья должны
соответствовать требованиям, предъявляемым для курсантов военных
авиационных образовательных учреждений профессионального
образования.
Медицинское освидетельствование в военных комиссариатах
субъектов Российской Федерации проводят врачи-специалисты: хирург,
терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог,
стоматолог, дерматовенеролог и в случае необходимости врачи других
специальностей.
22. Для отбора юношей в школе-интернате приказом
соответствующего органа управления образованием создается приемная
комиссия во главе с директором школы-интерната с участием
представителей военного комиссариата, офицеров авиационных
воинских частей, учреждений, военных авиационных образовательных
учреждений профессионального образования и представителя
медицинской службы Военно-воздушных сил.
23. Школа-интернат посылает кандидату вызов с указанием даты
прибытия для прохождения тестирования на профессиональную
пригодность к первоначальной летной подготовке (далее именуется -
профессиональный отбор).
24. Кандидаты прибывают в школу-интернат за свой счет. В
период прохождения профессионального отбора они обеспечиваются
жильем (бесплатно) и питанием (за плату). Кандидаты из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечиваются жильем и питанием за счет средств школы-интерната.
25. Преимущественным правом при зачислении в школу-интернат
при условии успешного прохождения профессионального отбора
пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и
дети, получившие предварительную авиационную подготовку в школах
юных летчиков и космонавтов и авиационных организациях РОСТО.
26. Порядок приема в школу-интернат в части, не
урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании",
определяется учредителем и закрепляется в уставе школы-интерната.
27. Выпускникам школы-интерната, имеющей государственную
аккредитацию, после прохождения ими государственной (итоговой)
аттестации выдается документ государственного образца о среднем
(полном) общем образовании.
Выпускникам, выполнившим в полном объеме программу
первоначальной летной подготовки Российским оборонным
спортивно-техническим обществом выдается свидетельство авиационного
спортсмена.
28. Выпускники, имеющие отличные и хорошие оценки по
профилирующим предметам (алгебре, геометрии, основам информатики и
вычислительной техники, физике, иностранному языку, физической
подготовке), получают направление в авиационные военные
образовательные учреждения профессионального образования.
29. За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей
(законных представителей) взимается плата в установленном порядке.
Стоимость первоначальной летной (инженерно-технической)
подготовки в стоимость содержания воспитанника в школе-интернате
не включается.
В исключительных случаях по решению учредителя родители
(законные представители) могут быть освобождены от платы за
содержание детей в школе-интернате полностью или частично.
30. Воспитанники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находятся на полном государственном
обеспечении и пользуются льготами, установленными
законодательством Российской Федерации для данной категории детей.
31. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в
соответствии с установленными для общеобразовательной
школы-интерната нормами мягким инвентарем, предметами личной
гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями,
хозяйственным инвентарем.
Кроме того, воспитанники школы-интерната обеспечиваются
форменной одеждой, установленной для воспитанников суворовских
военных училищ, с размещением на погонах букв "ПЛП" вместо "СВУ" и
заменой красного цвета погон, околыша фуражки и лампасов на брюках
на голубой.
Заявка на получение форменной одежды для воспитанников
ежегодно подается школой-интернатом командующему войсками военного
округа, на территории которого она расположена.
Воспитанники школы-интерната обеспечиваются питанием по
установленным Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации нормам. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
32. Перевод воспитанника в другую школу-интернат с
первоначальной летной подготовкой или в иные общеобразовательные
учреждения, реализующие общеобразовательные программы,
производится по желанию воспитанника, с согласия родителей
(законных представителей), по решению педагогического совета
школы-интерната при наличии согласия образовательного учреждения,
в которое желает перевестись воспитанник.
33. Порядок комплектования школы-интерната педагогическими и
другими работниками регламентируется его уставом, а в отношении
военных специалистов - законодательством о прохождении военной
службы.
34. Старший воспитатель-командир роты назначается в
соответствии с законодательством о прохождении военной службы из
числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по
одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило,
опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях
профессионального образования.
35. Старший воспитатель-командир роты ставится на все виды
довольствия в установленном порядке в авиационную воинскую часть,
учреждение или авиационное военное образовательное учреждение
профессионального образования, в районе дислокации которых
расположена школа-интернат.
Он подчиняется непосредственно заместителю директора
школы-интерната по военно-специальной (летной) подготовке, отвечает
за организацию начальной военной подготовки, использование и
сохранность учебного оружия, контролирует и анализирует ход летной
(инженерно-технической) практики, осуществляет работу по
военно-профессиональной ориентации воспитанников, ведению ротного
хозяйства, выполнению правил ношения установленной формы одежды,
руководит учебно-воспитательной работой в роте, проводит
учебно-методическую работу с воспитателями-командирами взводов
(классов) и старшинами рот.
36. Старшина роты содержится за счет численности и средств
Министерства обороны Российской Федерации. Он назначается в
соответствии с законодательством о прохождении военной службы из
числа прапорщиков (мичманов), имеющих среднее (полное) общее
образование, военную специальность, соответствующую должности,
подтвержденные соответствующими документами, и опыт воспитания
личного состава. Старшина роты подчиняется старшему
воспитателю-командиру роты и отвечает за поддержание дисциплины,
внутреннего распорядка, за сохранность военного имущества роты.
Старшина роты в установленном порядке ставится на все виды
довольствия в авиационную воинскую часть, учреждение или
авиационное военное образовательное учреждение профессионального
образования, в районе дислокации которых расположена
школа-интернат.
37. Старший воспитатель-командир роты и старшина роты
заключают (перезаключают) контракт о прохождении военной службы в
соответствии с законодательством о прохождении военной службы.
38. Воспитатель-командир взвода (класса) назначается
директором школы-интерната из числа офицеров запаса, проходивших
военную службу в авиационных воинских частях, учреждениях или
авиационных военных образовательных учреждениях профессионального
образования, имеющих военную (авиационную) специальность,
подтвержденную соответствующим документом. Воспитатель-командир
взвода (класса) ведет постоянный учет успеваемости по
общеобразовательным предметам и специальным дисциплинам, летной
(инженерно-технической) практике, всесторонне изучает
индивидуальные качества каждого воспитанника и осуществляет работу
по военно-профессиональной ориентации воспитанников.
39. Обязанности старшего воспитателя-командира роты, старшины
роты, воспитателя-командира взвода (класса) определяются уставом
школы-интерната.
40. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии
и льготы, предоставляемые работникам школы-интерната, определяются
законодательством Российской Федерации об образовании, Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым
положением, уставом школы-интерната, правилами внутреннего
распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками работников
образовательных учреждений, а также должностными инструкциями.
41. Медицинское обслуживание воспитанников школы-интерната
осуществляется штатными или специально закрепленными за
школой-интернатом органом здравоохранения медицинскими работниками,
которые наряду с администрацией школы-интерната несут
ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников,
контролируют соблюдение санитарно-гигиенических норм и
противоэпидемического режима, организацию и качество питания,
соблюдение рационального режима учебной и внеучебной деятельности
воспитанников.
42. Медицинское обеспечение офицеров и прапорщиков
(мичманов) - военных специалистов школы-интерната осуществляется
медицинской службой авиационной воинской части, учреждения,
авиационного военного образовательного учреждения профессионального
образования, в которые они поставлены на довольствие.
IV. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ-ИНТЕРНАТОМ
43. Управление школой-интернатом строится в соответствии с
уставом школы-интерната на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления школы-интерната являются совет
школы-интерната, попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления и их компетенция определяются уставом
школы-интерната.
44. Непосредственное управление школой-интернатом
осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора государственной школы-интерната
осуществляется в порядке, определяемом ее уставом, в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципальной школы-интерната назначается решением
органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен
другой порядок.
45. Заместитель директора школы-интерната по
военно-специальной (летной) подготовке содержится за счет
численности и средств Министерства обороны Российской Федерации.
Он назначается в соответствии с законодательством о прохождении
военной службы по согласованию с учредителем и директором
школы-интерната из числа наиболее подготовленных офицеров, имеющих
военно-учетную специальность летного состава и опыт командной или
педагогической работы в авиационных военных образовательных
учреждениях профессионального образования или авиационных воинских
частях.
46. Заместитель директора по военно-специальной (летной)
подготовке школы-интерната подчиняется директору и несет
ответственность за планирование, организацию и состояние начальной
военной подготовки, физического и военно-патриотического
воспитания, организацию внутреннего распорядка в школе-интернате,
совершенствование военной, специальной и методической подготовки
старших воспитателей-командиров рот и воспитателей-командиров
взводов (классов). Он обеспечивает взаимодействие школы-интерната
с авиационными организациями РОСТО, осуществляющими первоначальную
летную (инженерно-техническую) подготовку, и поддерживает
непосредственную связь с военными комиссариатами, с закрепленными
в порядке, определяемом Министерством обороны Российской
Федерации, за школой-интернатом авиационными воинскими частями,
учреждениями или авиационными военными образовательными
учреждениями профессионального образования.
V. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
47. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в
целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с
уставом школы-интерната закрепляет за ней объекты права
собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование,
а также другое необходимое имущество потребительского,
социального, культурного, медицинского и иного назначения).
Земельные участки закрепляются за школами-интернатами в
постоянное (бессрочное) пользование. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. N 919)
Объекты собственности, закрепленные за школой-интернатом,
находятся в ее оперативном управлении.
Школа-интернат владеет, пользуется и распоряжается
закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в
соответствии с назначением имущества, уставом и законодательством
Российской Федерации.
Школа-интернат несет ответственность перед собственником за
сохранность и эффективное использование закрепленной за ней
собственности. Контроль деятельности школы-интерната в этой части
осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным
собственником.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за
школой-интернатом, допускается в случаях и порядке,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
48. Для осуществления уставной деятельности школа-интернат
имеет военный кабинет, комнаты для хранения учебного оружия, плац
для проведения строевых занятий, площадку со специальной
тренировочной аппаратурой, парашютный городок, классы конструкции
самолета (вертолета), двигателя и оборудования самолета
(вертолета), тренажную площадку на четыре самолета (вертолета) для
проведения практических занятий.
Для проведения первоначальной летной (инженерно-технической)
подготовки могут использоваться аналогичные классы, площадки
авиационных частей, учреждений, авиационных военных
образовательных учреждений профессионального образования,
закрепленных за школой-интернатом.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса по общеобразовательной подготовке в
школе-интернате осуществляются за счет средств учредителя; по
первоначальной летной (инженерно-технической) подготовке - за счет
средств Министерства обороны Российской Федерации.
49. Деятельность школы-интерната финансируется ее учредителем
в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
школы-интерната являются:
собственные средства учредителя;
бюджетные и внебюджетные средства;
кредиты банков и других кредиторов;
имущество, закрепленное за школой-интернатом собственником
(уполномоченным им органом);
добровольные пожертвования и целевые взносы физических и
юридических лиц, в том числе иностранных;
иные источники, не запрещенные законодательством Российской
Федерации.
50. Финансирование школы-интерната осуществляется на основе
государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов,
определяемых в расчете на одного воспитанника.
Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не
влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров ее
финансирования за счет средств учредителя.
51. Финансирование расходов на первоначальную летную
(инженерно-техническую) подготовку воспитанников школ-интернатов и
их содержание в авиационных организациях РОСТО в период летной
(инженерно-технической) практики производится на основании
договора, заключаемого Министерством обороны Российской Федерации
с РОСТО, за счет средств федерального бюджета, выделяемых
Министерству обороны Российской Федерации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 30.12.2003 г. N 797)
52. Школа-интернат устанавливает заработную плату работников в
зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты
(доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные
поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью
школы-интерната, штатное расписание, распределение должностных
обязанностей. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 216)
53. Школа-интернат может осуществлять международное
сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
_____________