П Р И К А З
Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Фонда социального страхования Российской Федерации
от 6 октября 1998 г. N 291/167
Об утверждении Инструкции о порядке осуществления
контроля за организацией экспертизы
временной нетрудоспособности
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
26 ноября 1998 г. Регистрационный N 1652
В целях совершенствования контроля за организацией экспертизы
временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
и у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, рационального
расходования средств государственного социального страхования на
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и
родам приказываем:
1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке
осуществления контроля за организацией экспертизы временной
нетрудоспособности (приложение).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, региональных и отраслевых отделений Фонда
социального страхования Российской Федерации:
2.1. Обеспечить проведение ведомственного и вневедомственного
(межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной
нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной
подчиненности и лицами, занимающимися частной медицинской
практикой, имеющих лицензию на право проведения экспертизы
временной нетрудоспособности, в соответствии с Инструкцией,
поименованной в пункте 1.
2.2. Организовать систему ежегодного анализа уровня и причин
временной нетрудоспособности работников, динамики изменения средней
продолжительности случая временной нетрудоспособности по различным
нозологиеским формам, расходов на выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам из средств Фонда
социального страхования Российской Федерации и ежегодно
информировать об этом органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
3.1. В течение 1998 года принять меры для получения лицензии
на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности
лечебно-профилактическими учреждениями, находящимися на территории
субъекта Российской Федерации, и осуществлять контроль за этой
работой в пределах своей компетенции.
3.2. Обеспечить хранение медицинских карт амбулаторных больных
(форма N 025/-у) в лечебно-профилактических учреждениях в
соответствии с установленным порядком.
3.3. Принять меры по повышению квалификации заместителей
главных врачей по клинико-экспертной работе (или лиц, их
заменяющих) и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений по
вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, контролю качества
медицинской помощи и обеспечению их нормативными правовыми
документами по данным разделам работы.
4. Управлению организации медицинской помощи населению
Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечить
методическое руководство, практическую помощь, а также усилить
контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности.
5. Управлению экспертизы временной нетрудоспособности и
оздоровительно-профилактической работы Фонда социального
страхования Российской Федерации обеспечить проведение повышения
квалификации и аттестации специалистов исполнительных органов
Фонда, занимающихся вопросами экспертизы временной
нетрудоспособности.
6. Считать недействующим на территории Российской Федерации
приказ Министерства здравоохранения СССР от 29.02.88 г. N 155
"Дополнение к приказу Министерства здравоохранения СССР от
31.12.87 г. N 1338".
7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, региональных и отраслевых отделений Фонда
социального страхования Российской Федерации проинформировать о
ходе выполнения данного приказа Министерство здравоохранения
Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской
Федерации до 15.01.99 г.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
начальника Управления организации медицинской помощи населению
Министерства здравоохранения Российской Федерации и начальника
Управления экспертизы временной нетрудоспособности и
оздоровительно-профилактической работы Фонда социального
страхования Российской Федерации.
___________
И Н С Т Р У К Ц И Я
о порядке осуществления контроля за организацией
экспертизы временной нетрудоспособности
Утверждена приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации и Фонда социального
страхования Российской Федерации
от 6 октября 1998 г. N 291/167
1. Настоящая Инструкция разработана во исполнение статьи 49
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 22 июля 1993 г. N 5488-I (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1993, N 33, ст. 1318), постановления Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах
по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального
страхования Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5555) и в соответствии с
пунктом 1.4 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом -
постановлением Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации и Фонда социального страхования
Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206/21
(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
28 октября 1994 г., регистрационный N 713. - Бюллетень нормативных
актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, N 1).
2. Инструкция устанавливает общие организационные и
методические принципы контроля за проведением экспертизы временной
нетрудоспособности и обоснованностью выдачи листков
нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной
подчиненности, а также у лиц, занимающихся частной медицинской
практикой.
3. Функции контроля за состоянием экспертизы временной
нетрудоспособности осуществляются:
при ведомственном контроле - должностными лицами
территориальных органов управления и учреждений здравоохранения,
обеспечивающими различные уровни экспертизы временной
нетрудоспособности с учетом вынесенного решения экспертов
предыдущего уровня;
при вневедомственном (межведомственном) контроле -
специалистами исполнительных органов Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) совместно с
территориальными органами управления здравоохранением и
учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости,
представителей лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых
медицинских организаций, территориальных фондов обязательного
медицинского страхования (в случае выполнения ими функций
страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений
высшего профессионального образования, научно-исследовательских
институтов, других учреждений здравоохранения и независимых
экспертов в пределах их компетенции.
4. Порядок осуществления ведомственного контроля за
организацией экспертизы временной нетрудоспособности:
4.1. Плановый контроль осуществляется клинико-экспертными
комиссиями и (или) заместителями руководителей по
клинико-экспертной работе лечебно-профилактических учреждений не
реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных
врачей-специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи.
При этом осуществляется анализ не менее 30-50 медицинских карт
амбулаторных или стационарных больных из числа случаев временной
нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.
При проведении плановых проверок применяется статистический
метод "случайной" выборки и оцениваются:
качество проведения и эффективность лечебно-диагностических
мероприятий;
своевременность привлечения к лечению необходимых
специалистов, проведения консилиумов, применение возможных
стационарозамещающих лечебных технологий, направления на
госпитализацию;
интенсивность лечебно-диагностического процесса;
адекватность затраченных средств на лечение пациента
достигнутому результату;
обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.
При необходимости к проведению плановых проверок могут
привлекаться другие специалисты, отвечающие установленным
требованиям.
По результатам проведенных проверок готовится информационный
материал с указанием выявленных недостатков, рекомендациями по их
устранению и доводится до сведения проверяемых и руководителей
лечебно-профилактических учреждений.
4.2. Плановый контроль за состоянием экспертизы временной
нетрудоспособности осуществляется также клинико-экспертными
комиссиями муниципальных органов управления здравоохранением или
субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три года. При
осуществлении проверок оценивается состояние и постановка
экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических
учреждениях и деятельность в этом направлении отдельных
специалистов, заместителей руководителей по клинико-экспертной
работе (или лиц, их заменяющих), клинико-экспертных комиссий
лечебно-профилактических учреждений. Объем проводимых экспертиз
определяется на региональном уровне.
4.2.1. Для оценки состояния работы членам комиссии должны быть
представлены следующие документы:
лицензия на право проведения экспертизы временной
нетрудоспособности;
приказы руководителя проверяемого лечебно-профилактического
учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
при наличии работников со средним медицинским образованием,
имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, - решение местных
органов управления здравоохранением с указанием причин данного
решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
наличие нормативной правовой документации по вопросам
экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества
медицинской помощи, вопросам медико-социальной экспертизы;
сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за работу
по экспертизе временной нетрудоспособности, и лечащих врачей
лечебно-профилактических учреждений;
документация, имеющаяся в лечебно-профилактическом учреждении
по данному разделу работы.
4.2.2. К данной работе могут также привлекаться
специалисты-эксперты по профилям оказания медицинской помощи,
отвечающие установленным требованиям.
4.2.3. Результаты проверки должны быть доведены до сведения
проверяемых, территориальных органов управления здравоохранением и
исполнительных органов фонда.
4.3. Внеплановый контроль осуществляется:
в связи с письменными запросами исполнительных органов Фонда,
страхователей (работодателей), граждан по обоснованности выдачи,
продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных
к оплате;
при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной
нетрудоспособности и своевременности направления больных в
учреждения медико-социальной экспертизы.
5. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного)
контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности
исполнительными органами Фонда социального страхования Российской
Федерации.
5.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с
планом-графиком, утвержденным совместным приказом (распоряжением)
регионального отделения Фонда и территориального органа управления
здравоохранением, не реже одного раза в пять лет в каждом
лечебно-профилактическом учреждении, имеющем лицензию на проведение
экспертизы временной нетрудоспособности, независимо от его
организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
5.1.1. Количество проверяемой медицинской документации для
каждого проверяемого лечебно-профилактического учреждения
устанавливается совместным решением территориального органа
управления здравоохранением и регионального отделения Фонда. При
этом оценивается:
организация и состояние экспертизы временной
нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях,
деятельность в этом направлении клинико-экспертных комиссий и лиц,
занимающихся частной медицинской практикой;
подтверждение случая временной нетрудоспособности записью,
обосновывающей временное освобождение от работы;
соответствие порядка организации экспертизы временной
нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;
соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления,
учета и хранения листков нетрудоспособности.
5.1.2. Для оценки работы проверяющим должны быть представлены
следующие документы:
лицензия на право проведения экспертизы временной
нетрудоспособности;
приказы руководителя лечебно-профилактического учреждения,
регламентирующие данный раздел работы;
нормативные правовые документы по вопросам экспертизы
временной нетрудоспособности и вопросам медико-социальной
экспертизы;
при наличии работников со средним медицинским образованием,
имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, решение местных
органов управления здравоохранением с указанием причин данного
решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);
книга записей заключений клинико-экспертной комиссии (форма
035-У);
отчеты по форме 16-ВН;
книги учета и использования бланков листков
нетрудоспособности;
документы по работе с испорченными и невостребованными
бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению, акты
комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;
медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.
5.1.3. Экспертному контролю подлежат следующие случаи
временной нетрудоспособности:
превышающие длительность ориентировочных сроков на 30% и
более, а также значительно короче этих сроков;
несвоевременного представления больных на клинико-экспертную
комиссию;
закончившиеся выходом на инвалидность;
с несвоевременным направлением больных в учреждения
медико-социальной экспертизы.
5.1.4. При проведении проверок могут быть рассмотрены другие
вопросы, касающиеся обоснованности выдачи и продления листков
нетрудоспособности.
5.2. Внеплановый контроль осуществляется в связи с письменными
или устными запросами граждан, страхователей (работодателей) по
обоснованности выдачи, продления, оформления, учета и хранения
листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате, и в других
случаях, требующих экспертного контроля.
5.3. По итогам проверок составляются справки в трех
экземплярах с указанием выявленных недостатков (примеры),
отклонений от установленного порядка выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность, рекомендаций по их
устранению, выводами и предложениями по улучшению работы и
направляются комиссией проверяемым, в исполнительный орган Фонда,
территориальные органы управления здравоохранением.
6. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного)
контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности
лицензионно-аккредитационными органами.
6.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с
планом-графиком работы в порядке контроля за соблюдением
лицензионных условий в государственных (муниципальных) учреждениях
здравоохранения не реже одного раза в три года, в негосударственных
учреждениях здравоохранения и у лиц, занимающихся частной
медицинской практикой, - не реже одного раза в год.
6.2. Внеплановый контроль осуществляется с привлечением
необходимых экспертов:
при проведении лицензирования и выдачи лицензии на право
проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
в случаях поступления информации о проведении экспертизы
временной нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями
и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, не имеющими
лицензии на этот вид медицинской деятельности, с направлением
соответствующих материалов в территориальные органы управления
здравоохранением и территориальные исполнительные органы Фонда, а
также в случаях поступления информации о нарушениях лицензионных
условий.
7. Информация о состоянии здоровья граждан, полученная в ходе
проведения проверок, в соответствии со статьей 61 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 22 июля 1993 г. N 5488-I, составляет врачебную тайну (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318).
8. Вопросы состояния экспертизы временной нетрудоспособности
рассматриваются территориальными органами управления
здравоохранением совместно с исполнительными органами Фонда не реже
одного раза в год.
9. Расходы по государственному социальному страхованию,
произведенные с нарушением установленных правил или не
подтвержденные документами (в том числе не возмещенные
страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а
также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, выплаченные на основании неправильно
оформленных или выданных с нарушением установленного порядка
листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат
возмещению в установленном порядке (п. 18 "Изменений и дополнений,
которые вносятся в Положение о Фонде социального страхования
Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах
по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального
страхования Российской Федерации") (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5555).
___________