ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "О совершенствовании законодательства
Российской Федерации о выборах"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять заявление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "О совершенствовании законодательства
Российской Федерации о выборах".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
20 января 1999 года
N 3535-II ГД
___________________
ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О совершенствовании законодательства
Российской Федерации о выборах
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации выражает серьезное беспокойство по поводу задержек с
принятием федеральных законов по вопросам избирательных прав
граждан Российской Федерации.
В сентябре 1997 года вступил в силу Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации". В ноябре 1997 года был
принят в первом чтении проект федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собраний Российской
Федерации".
Доработка указанного законопроекта ко второму чтению с учетом
нескольких сотен предложений, поступивших от субъектов права
законодательной инициативы, а также практика проведения выборов в
органы государственной власти и органы местного самоуправления в
ряде субъектов Российской Федерации показали, что необходимо
внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации". Рабочая группа Комитета
Государственной Думы по законодательству судебно-правовой реформе в
тесном сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации подготовила проект федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации". Данный Федеральный закон был принят
Государственной Думой 2 июля 1998 года, но отклонен Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17 июля 1998
года. Для преодоления возникших разногласий была создана
согласительная комиссия, которая в начале сентября 1998 года
(задержка из-за летнего перерыва) единогласно одобрила указанный
Федеральный закон в согласованной редакции.
В этой редакции указанный Федеральный закон был принят
Государственной Думой 11 сентября 1998 года, но вновь отклонен
Советом Федерации с нарушением конституционных сроков рассмотрения
поступающих из Государственной Думы федеральных законов. После
этого представителями Комитета Государственной Думы по
законодательству и судебно-правовой реформе была достигнута
договоренность с рядом ответственных работников Администрации
Президента Российской Федерации о том, что указанный Федеральный
закон, в котором было учтено большинство замечаний Президента
Российской Федерации, будет подписан Президентом Российской
Федерации в данной редакции.
23 октября 1998 года Государственной Думой был повторно
рассмотрен и принят в ранее принятой редакции Федеральный закон "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", однако 5 ноября 1998 года указанный
Федеральный закон был отклонен Президентом Российской Федерации. В
соответствии со статьей 134 Регламента Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации была создана специальная
комиссия для преодоления возникших разногласий, для работы в
которой были приглашены также представители Совета Федерации и
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Заседание
комиссии, ранее многократно откладывавшееся по инициативе
представителей Президента Российской Федерации, наконец, было
назначено на 7 декабря 1998 года, но в этот день было объявлено о
ряде отставок в Администрации Президента Российской Федерации, в
результате чего представители Президента Российской Федерации на
указанное заседание не явились. Тем не менее члены указанной
комиссии, представляющие Государственную Думу (В.А.Рыжков,
А.И.Лукьянов, В.Л.Шейнис, А.И.Салий и другие), Совет Федерации
(В.М.Платонов), Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации (А.А.Вешняков, М.В.Гришина), пришли к соглашению по
подавляющему большинству обсуждавшихся вопросов, в том числе по
новым замечаниям, содержавшимся в письме Президента Российской
Федерации в связи с отклонением указанного Федерального закона.
Существующая неопределенность препятствует рассмотрению
Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", а также внесению в Государственную Думу
проекта федерального конституционного закона "О референдуме
Российской Федерации" и проекта федерального закона "О выборах
Президента Российской Федерации". Действующее законодательство
Российской Федерации по данным вопросам не позволяет надлежащим
образом пресекать злоупотребления в ходе избирательного процесса,
искажение воли избирателей, покупку голосов избирателей,
административное вмешательство в избирательный процесс, а также не
устанавливает надлежащую ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации о выборах. Представляется
неконструктивной позиция Президента Российской Федерации как
участника законодательного процесса, направленная на затягивание
рассмотрения поправок к данному законопроекту, высказанных им
самим.
Сложившееся положение особенно нетерпимо в связи с
безответственными заявлениями ряда должностных лиц в средствах
массовой информации, возлагающих на Государственную Думу
ответственность за умышленное затягивание рассмотрения и принятия
указанных федерального конституционного закона и федерального
закона. Если прохождение нового законодательства будет и впредь
блокироваться, выборы будут проводиться в соответствии с
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в
редакции 1997 года и Федеральным законом "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в
редакции 1995 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении
от 17 ноября 1998 года N 26-П признал необоснованными основные
положения запроса Саратовской областной Думы, что означает
сохранение неизменными фундаментальных принципов нашей
избирательной системы, и поэтому у депутатов Государственной Думы
нет каких-либо опасений за свою судьбу. Скорейшее принятие
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации" требуется
для совершенствования законодательства Российской Федерации о
выборах. Поэтому все ответственные политические силы в нашей
стране, все государственные институты должны быть заинтересованы в
таком совершенствовании избирательного законодательства. Именно это
стремится реализовать в своей работе Государственная Дума.
Москва
20 января 1999 года