ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "К парламентам государств - членов
Организации Объединенных Наций в связи с разработкой новой
стратегической концепции Организации Североатлантического
договора (НАТО)"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К парламентам государств - членов
Организации Объединенных Наций в связи с разработкой новой
стратегической концепции Организации Североатлантического договора
(НАТО)".
2. Поручить Председателю Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу направить указанное
Обращение в парламенты государств - членов Организации Объединенных
Наций, а также в международные и региональные межпарламентские
организации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
19 февраля 1999 года
N 3682-II ГД
____________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К парламентам государств - членов
Организации Объединенных Наций в связи
с разработкой новой стратегической концепции
Организации Североатлантического договора (НАТО)
Уважаемые коллеги!
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации обеспокоена опасными тенденциями в политике Организации
Североатлантического договора (НАТО), которые предполагается
закрепить в его новой стратегической концепции в ходе намеченной на
апрель 1999 года встречи глав государств и правительств
государств - членов НАТО. Речь идет о фундаментальных изменениях в
стратегии альянса, затрагивающих безопасность практически всех
государств мира.
Судя по заявлениям руководителей Организации
Североатлантического договора и основным положениям доклада
председателя Североатлантической Ассамблеи У.Рота "НАТО в ХХI
веке", представленного на 44-й сессии Североатлантической Ассамблеи
в городе Эдинбурге (Великобритания), Североатлантический альянс
намерен присвоить себе право осуществлять военные операции без
санкции Совета Безопасности ООН. По существу, речь идет о ревизии
Североатлантического договора, заключенного в городе Вашингтоне 4
апреля 1949 года. Статья 7 указанного Договора гласит, что он "не
затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий каким-либо
образом права и обязательства, возлагаемые Уставом Организации
Объединенных Наций на договаривающиеся стороны, которые являются
членами Организации Объединенных Наций, или главную ответственность
Совета Безопасности за поддержание международного мира и
безопасности".
Как известно, Устав Организации Объединенных Наций обязывает
государства - члены Организации Объединенных Наций воздержаться от
применения силы или угрозы применения силы. Лишь в случае
вооруженного нападения на какое-либо государство Устав Организации
Объединенных Наций наделяет его правом на индивидуальную или
коллективную самооборону. Принятие решений о применении
принудительных мер и тем более вооруженных сил для поддержания или
восстановления мира и международной безопасности является в
соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций
исключительной прерогативой Совета Безопасности ООН.
Попытки пересмотра этого положения, на котором основывается
существующая система международной безопасности, могут привести к
серьезной дестабилизации этой системы и воцарению произвола на
международной арене.
Другим весьма тревожным моментом является намерение НАТО
расширить так называемую сферу своей ответственности, включив в нее
территории государств, в том числе за пределами Европы, откуда, по
мнению членов НАТО, может исходить угроза или где нуждаются в
защите отстаиваемые НАТО "ценности и интересы".
Это открывает возможность для произвольного применения силы
против любого государства или группы государств. Недавние
ракетно-бомбовые удары по территориям Афганистана, Судана, Ирака,
угрозы в отношений Союзной Республики Югославии наглядно
демонстрируют, к каким последствиям может привести принятие
доктрины о расширении сферы ответственности НАТО. Нельзя исключать,
что в будущем НАТО в соответствии с новой стратегической концепцией
пойдет на применение силы для обеспечения экономических интересов
государств - членов НАТО, в частности для установления контроля над
стратегическими источниками сырья.
На этом фоне шаги по расширению НАТО на Восток могут иметь
целью дальнейшую концентрацию людских, материальных и военных
ресурсов и расширение инфраструктуры для осуществления силовых
операции в различных районах мира.
Государственная Дума считает, что новая стратегическая
концепция НАТО, фактически направленная на ликвидацию приоритета
ООН в области поддержания мира, может серьезно подорвать роль ООН и
всю существующую систему международных отношений. Принятие подобной
концепции приведет также к ослаблению Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других региональных организаций,
действующих на основе согласия государств, может серьезно
затруднить ведущуюся в настоящее время в рамках ОБСЕ работу над
Хартией европейской безопасности, призванной стать кодексом
поведения государств на международной арене.
Государственная Дума убеждена, что право принятия решений о
применении силы не может принадлежать небольшой группе развитых
государств. Организация Объединенных Наций по-прежнему является
уникальным инструментом, способным обеспечить стабильность в мире.
Именно ООН должна разработать новую модель международных отношений,
которая обеспечивала бы более благоприятные и равноправные условия
для развития всех государств мира в XXI веке.
Государственная Дума призывает парламенты государств - членов
Организации Объединенных Наций выразить свое отношение к планам
изменения стратегической концепции НАТО, ведущим к коренной ломке
существующих международных механизмов поддержания мира и
международной безопасности, и активизировать усилия по повышению
эффективности деятельности Организации Объединенных Наций и Совета
Безопасности ООН по укреплению мира и обеспечению устойчивого
развития.
Москва
19 февраля 1999 года