ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 12 октября 2010 г. N 814
МОСКВА
Об утверждении правил и методов исследований (испытаний)
и измерений, необходимых для применения и исполнения технического
регламента о безопасности колесных транспортных средств и
осуществления оценки соответствия
В соответствии со статьей 7 Федерального закона
"О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемые правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения
технического регламента о безопасности колесных транспортных
средств и осуществления оценки соответствия.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2010 г.
N 814
ПРАВИЛА И МЕТОДЫ
исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и
исполнения технического регламента о безопасности колесных
транспортных средств и осуществления оценки соответствия
1. Настоящий документ устанавливает правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и
исполнения технического регламента о безопасности колесных
транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (далее -
технический регламент), и осуществления оценки соответствия
отдельных объектов технического регулирования, в отношении которых
такие правила и методы исследований (испытаний) и измерений
полностью или частично отсутствуют в документах в области
стандартизации (далее соответственно - исследования (испытания) и
измерения, объекты технического регулирования).
2. При осуществлении оценки соответствия объектов
технического регулирования применяются следующие методы
исследований (испытаний) и измерений:
а) визуальная оценка;
б) инструментальные измерения геометрических параметров;
в) измерение скорости движения транспортного средства;
г) измерение сил;
д) оценка функционирования;
е) экспертиза документации;
ж) проверка непрерывности электрической цепи и измерение
электрического сопротивления;
з) проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей
свечи при разнице давлений 4 +- 0,05 мегапаскаля;
и) проверка скорости нагрева оболочки свечи.
3. Отбор образцов объектов технического регулирования, в
отношении которых проводятся исследования (испытания) и измерения
(далее - образцы), осуществляется в соответствии с техническим
регламентом.
4. При проведении визуальной оценки:
а) образец находится в состоянии, обеспечивающем возможность
его функционирования в соответствии с его прямым назначением
(визуальная оценка может проводиться при неподвижном состоянии
образца либо в случае необходимости при его функционировании, в
том числе и при движении);
б) снятие и разборка образца не производится;
в) оцениваются характеристики образца, требования к которым
содержатся в техническом регламенте;
г) средства измерений и испытательное оборудование не
используются.
5. Инструментальные измерения геометрических параметров
образца проводятся при его неподвижном состоянии с помощью
соответствующих инструментов.
Тип используемого инструмента определяется особенностями
измеряемой величины (рулетка, линейка, штангенциркуль, калибр и
другие).
6. Измерение скорости движения транспортного средства,
отобранного в качестве образца, проводится на мерном участке
дороги, уклон которой не превышает 0,5 процента.
Перед проведением измерений агрегаты и шины транспортного
средства должны быть прогреты до рабочей температуры пробегом по
дороге с асфальтобетонным или булыжным покрытием протяженностью
10 - 20 километров со скоростями, соответствующими
эксплуатационным скоростям движения.
При проведении испытательных заездов с целью проверки
показаний спидометра проводятся заезды по испытательному участку
протяженностью не менее 1 километра с постоянной скоростью,
обеспечивающей безопасность движения.
Выполняются 5 заездов со скоростями от 30 километров в час до
максимальной технически возможной скорости движения, измеряемыми
по спидометру.
Время прохождения испытательного участка измеряется с
точностью до 0,1 секунды. Расчетная скорость транспортного
средства определяется с точностью до 0,1 километра в час и
сравнивается с показаниями скорости по спидометру.
7. Измерение сил применяется для определения массы люка
транспортного средства посредством проверки усилия, необходимого
для его открытия.
Измерение сил производится путем приложения к образцу либо
сил, значения которых известны, либо сил, непосредственно
измеряемых измерительными устройствами (динамометрами). Точность
измерения составляет 0,5 ньютона.
Измерение сил, проводимое в отношении аварийного люка
транспортного средства, предназначенного для перевозки лиц,
находящихся под стражей, применяется для проверки усилия, которое
выдерживает люк с сохранением работоспособности. Для проведения
испытания люк закрывается замковыми устройствами. Испытательная
нагрузка величиной 5000 + 100 ньютонов прикладывается снизу люка
вертикально вверх на стальные пластины размером
330 х 100 х 20 миллиметров. Пластины располагают около замковых
устройств. Широкая сторона пластины располагается параллельно
узкой стороне люка. Первая пластина располагается на расстоянии
30 миллиметров от края люка, а вторая - на расстоянии
100 миллиметров от первой. Нагрузка повышается дискретно через
500 + 100 ньютонов. Под действием нагрузки, достигшей максимального
значения, люк выдерживается 5 минут. Испытания повторяют при
расположении пластин около петель.
При необходимости измеренное значение силы умножают на длину
плеча ее приложения и получают расчетное значение крутящего
момента.
8. Оценка функционирования образца производится путем его
приведения в действие способом, предусмотренным инструкцией по
эксплуатации. Для этого выполняются операции, описанные в
техническом регламенте и подлежащие проверке.
При выполнении указанных операций или после их окончания (в
зависимости от конкретных требований) проводится сравнение
результатов операций с требованиями технического регламента.
9. Экспертиза документации, касающейся образца,
предусматривает ее анализ с целью установления соответствия
требованиям технического регламента конкретных технических
параметров, результатов расчетов и другой информации,
представленной заявителем в соответствии с требованиями
технического регламента.
10. Для проверки непрерывности электрической цепи и измерения
электрического сопротивления, проводимых в отношении цистерны,
предназначенной для перевозки нефтепродуктов, устанавливаемой на
транспортном средстве, используется омметр с погрешностью
измерения не более 5 процентов измеряемой величины.
Измерения электрического сопротивления осуществляется между
болтом заземления и точками на корпусе, оборудовании и деталях
цистерны транспортного средства, предназначенного для перевозки
нефтепродуктов. Отдельно измеряется электрическое сопротивление
заземляющего устройства.
11. Проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей
свечи при разнице давлений 4 +- 0,05 мегапаскаля проводится на
стенде с пневматическим давлением указанной величины в течение
15 секунд.
12. Проверка скорости нагрева оболочки свечи проводится на
установке, оборудованной устройством охлаждения, которое
поддерживает в месте герметизации корпуса температуру ниже
30 градусов Цельсия.
13. Испытательные лаборатории (центры) самостоятельно
определяют методики выполнения измерений, исходя из целей
получения объективных характеристик свойств образцов, требования к
которым содержатся в техническом регламенте.
Методики выполнения измерений, применяемые испытательными
лабораториями (центрами), соответствуют национальному стандарту
ГОСТ Р 8.563-2009, оформляются документально и обеспечивают
воспроизводимость результатов измерений.
14. Для проведения исследований (испытаний) и измерений
назначается ответственное лицо, которое несет ответственность за
безопасность людей и оборудования. Лицо, ответственное за
проведение исследований (испытаний) и измерений, контролирует и
требует четкого соблюдения всех правил и инструкций по
безопасности, а также разъясняет каждому участнику исследований
(испытаний) и измерений его задание и обязанности и указывает
рабочее место, которое необходимо занимать во время исследований
(испытаний) и измерений.
При проведении дорожных испытаний необходимо соблюдать
законодательство Российской Федерации в области безопасности
дорожного движения, за исключением испытаний, проводимых на
специально выделенных участках.
К проведению дорожных испытаний допускаются только опытные
инженеры-испытатели и водители-испытатели, имеющие водительские
удостоверения на право управления транспортным средством
соответствующей категории.
Исследования (испытания) и измерения прекращаются при
обнаружении неисправностей образца или испытательного оборудования
либо при изменении их состояния (например, смещение или ослабление
крепления образца к испытательному оборудованию), влияющих на
безопасность исследований (испытаний) и измерений.
15. В процессе проведения исследований (испытаний) и
измерений используются испытательное оборудование и средства
измерений, способные обеспечить требуемый уровень точности.
Погрешность измерений должна составлять не более 3 процентов
номинального значения измеряемой величины.
Указанные средства измерений должны быть утвержденного типа и
поверены в соответствии с законодательством Российской Федерации
об обеспечении единства измерений.
16. Исследования (испытания) и измерения проводятся при
следующих условиях:
а) образец полностью укомплектован согласно технической
документации;
б) внешние условия (температура, давление, влажность, фоновый
шум и другие) не выходят за пределы, предусмотренные техническими
условиями и инструкцией по эксплуатации;
в) регулировочные параметры соответствуют требованиям
технической документации изготовителя;
г) масса транспортного средства, в случае если ее величина
может повлиять на результаты оценки соответствия, имеет
максимальное значение.
17. Обработка результатов исследований (испытаний) и
измерений проводится в соответствии с общетехническими правилами и
процедурами.
18. Результаты оценки соответствия оформляются протоколом
исследований (испытаний) и измерений (в произвольной форме), в
котором указываются:
а) наименование испытательной лаборатории (центра),
местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;
б) идентификационные параметры образца;
в) условия проведения исследований (испытаний) и измерений;
г) описание методики проведения исследований (испытаний) и
измерений со ссылкой на настоящий документ;
д) используемое испытательное (измерительное) оборудование и
средства измерений;
е) перечень разделов (пунктов и подпунктов) технического
регламента, содержащих требования, соответствие которым
устанавливается, и результаты оценки соответствия в отношении
каждого отдельного требования технического регламента;
ж) заключение о соответствии образца требованиям технического
регламента;
з) должность, фамилия и подпись лица, проводившего
исследования (испытания) и измерения;
и) должность, фамилия и подпись руководителя испытательной
лаборатории (центра), заверенная печатью испытательной лаборатории
(центра);
к) дата проведения исследований (испытаний) и измерений, дата
оформления и регистрационный номер протокола.
19. В протоколе исследований (испытаний) и измерений могут
указываться:
а) возможная погрешность измерений;
б) математические доказательства возможности применения
формул, ранее не применявшиеся при аналогичных расчетах и не
содержащиеся в справочной технической литературе, в случае если
при обработке результатов использованы такие формулы;
в) возможность распространения результатов исследований
(испытаний) и измерений на другие типы и модификации объекта
технического регулирования, в отношении образца которого проведены
исследования (испытания) и измерения.
____________