О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25.03.99 г. N 27/502-6
Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
26.04.99 N 32-06/26
Управление образовательной и социальной политики направ-
ляет для руководства в работе письмо Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации "Об услови-
ях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего про-
фессионального образования".
Начальник Управления Б.В.Гафуров
Приложение
к ЦП Министерства культуры РФ
от 26.04.99 N 32-06/26
ОБ УСЛОВИЯХ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от
25.03.99 N 27/502-6
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социаль-
ной защите инвалидов", принятым в 1995 году, предусматривается
комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья, одним из компонентов которого является полу-
чение ими образования, в том числе и высшего профессионально-
го. Вместе с тем, как отмечено в представлении Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 06.01.99 N 21-7-99, в не-
которых учреждениях высшего профессионального образования
Российской Федерации выявлен ряд нарушений законодательства в
части соблюдения не только льгот, но и прав на образование при
поступлении в вузы инвалидов I и II групп.
В целях устранения нарушений действующего законодательст-
ва в системе профессионального образования напоминаем, что из-
влечения из законодательных актов Российской Федерации, пре-
дусматривающих льготы по приему в вузы, содержатся в письме
Минобразования России от 23.02.98 N 06-62-43 ин/16-03, которое
опубликовано также в Справочнике для поступающих в вузы
Российской Федерации.
При подаче заявления о приеме в вуз поступающий представ-
ляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и
представляет по своему усмотрению оригинал документа госу-
дарственного образца об образовании или его заверенную ксеро-
копию и необходимое количество фотографий.
Другие документы могут быть представлены поступающим,
если он претендует на льготы, установленные законодательством
Российской Федерации, или затребованы от поступающего при на-
личии на обучение по соответствующим направлениям подготовки
или специальностям высшего профессионального образования,
установленных законодательством Российской Федерации.
На вступительных экзаменах следует предусматривать для
данных лиц дополнительное время на подготовку устного ответа и
выполнение письменной работы, но не более полутора часов.
Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотрен-
ных Уставом образовательного учреждения. Вместе с тем, наибо-
лее оптимальной формой для них является очно-заочная. Важно
также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федера-
ции "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть уве-
личены с учетом их индивидуальных особенностей.
Образовательные учреждения должны осуществлять свою дея-
тельность во взаимодействии с государственными службами заня-
тости населения, органами управления образованием и социальной
защиты на договорных началах. Специальные условия указанных
учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных прог-
рамм реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в
следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возмож-
ностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной
архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим осо-
бенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного про-
цесса.
Профессиональное образование инвалидов следует осущест-
влять в соответствии с государственными образовательными стан-
дартами на основе образовательных программ, адаптированных для
обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных
стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов,
они как профессионалы, будут конкурентоспособны на рынке тру-
да.
Заместитель Министра Е.Е.Чепурных