П Р И К А З
Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 15 мая 1999 г. N 26Ц
Об утверждении Положения о порядке использования
земель федерального железнодорожного транспорта в
пределах полосы отвода железных дорог
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
27 июля 1999 г. Регистрационный N 1848
Во исполнение статьи 5 Федерального закона "О федеральном
железнодорожном транспорте" приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке использования земель
федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода
железных дорог.
______________
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке использования земель федерального железнодорожного
транспорта в пределах полосы отвода железных дорог
Утверждено приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц
I. Общие положения
1. Положение о порядке использования земель федерального
железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог
разработано в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О
федеральном железнодорожном транспорте"<1> и пунктом 6 Положения о
Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля
1996 г. N 848<2> с учетом требований земельного законодательства
Российской Федерации.
Настоящее Положение определяет порядок использования полосы
отвода железных дорог (далее - полоса отвода).
2. Понятие полосы отвода в настоящем Положении применяется в
значении, указанном в статье 2 Федерального закона "О федеральном
железнодорожном транспорте".
3. Содержание полосы отвода должно соответствовать
градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим,
противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами
и правилами проектирования отвода земель для железных дорог,
утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и
генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального
железнодорожного транспорта и станций.
Установление границ полосы отвода осуществляется
территориальными органами Государственного земельного комитета
Российской Федерации совместно с железными дорогами.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не
используемых земельных участков и перевод их из одной категории в
другую осуществляется уполномоченными на то органами по
согласованию с железными дорогами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
6. Для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости
сооружений, устройств и других объектов федерального
железнодорожного транспорта в местах, подверженных оползням,
обвалам, размывам, селевым потокам, возникновению подвижных песков
и другим опасным воздействиям, устанавливаются специальные охранные
зоны, прилегающие к полосе отвода, с особым режимом использования
земель.
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 35, ст. 3505.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
N 31, ст. 3746.
II. Требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода
7. Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации
транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным
процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации
инженерных сооружений и других объектов федерального
железнодорожного транспорта железные дороги обязаны:
соблюдать установленный порядок использования полосы отвода;
содержать земельные участки в пределах полосы отвода
способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному
объекту;
не допускать загрязнения окружающей природной среды
производственными стоками и другими отходами производственной
деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель;
принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции,
осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные
необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных
природных явлений;
не допускать в местах расположения водопроводных и
канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных
коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и
сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;
не нарушать установленный порядок земле-, недро- и
водопользования.
8. В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным
угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и
древесно-кустарниковой растительности.
В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не
допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и
других горючих материалов.
От опушки естественного леса полоса отвода должна быть
отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или
минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
9. Выполнение работ по удалению сорной травянистой и
древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода
производится соответствующими подразделениями железных дорог.
10. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи,
связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных
сооружений в пределах полосы отвода допускается только по
согласованию с МПС России.
Условия строительства и эксплуатации указанных объектов
определяются соглашением между их владельцами и железными дорогами
в соответствии с нормативными актами соответствующих федеральных
органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС
России.
Ответственность за обеспечение установленных нормативов при
строительстве и безопасность эксплуатации инженерных коммуникаций,
линий электропередачи, магистральных газо-, нефтепроводов, связи и
других линейных сооружений, находящихся в полосе отвода,
устанавливается в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
11. В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора
размещать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях,
устройствах и других объектах федерального железнодорожного
транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц.
Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не
должна служить препятствием для нормального функционирования
железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень
безопасности движения и экологическую чистоту объектов
железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим
специальным требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации.
Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции
проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода.
III. Передача земельных участков в полосе отвода в срочное
пользование
12. Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к
землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном
настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование
физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для
сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам,
складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных
площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов
горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также
складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов)
и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования
безопасности движения.
13. Согласование предоставления земельного участка или
размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в
согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными
участками между железными дорогами и временными пользователями
оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения
документов от заявителя.
14. Договоры о срочном пользовании земельными участками
подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном
начальником железной дороги.
15. Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением
земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном
договорами между железными дорогами и временными пользователями в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Временными пользователями в пределах полосы отвода не
допускается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и
грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений,
многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость
железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.
17. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах
полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в
пользование земельный участок или разместить объект на ранее
выделенном ему земельном участке, должно представить железной
дороге технический план участка в масштабе 1:200-1:1000 с
нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
18. В отношении возведенных с нарушением требований настоящего
Положения в полосе отвода зданий и сооружений, а также временных
пользователей, их построивших, принимаются меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
19. Железные дороги предоставляют отдельным категориям
работников в полосе отвода служебные земельные наделы для
сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
20. Железные дороги осуществляют контроль за размещением
временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и
сооружений, информируют временного пользователя о проведении в
пределах полосы отвода участка ремонта, реконструкции и иных видов
работ, связанных с объектами железнодорожного транспорта.
21. Временные пользователи осуществляют пользование земельными
участками в соответствии с целями и условиями их предоставления, не
допуская нанесения вреда объектам железнодорожного транспорта и
безопасности железнодорожного движения с учетом правил,
установленных законодательством Российской Федерации, настоящим
Положением и условиями договора.
____________