О ВОПРОСАХ ПРИЕМА В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
17.05.99 N 32-06/30
Управление образовательной и социальной политики направ-
ляет Вам для сведения и использования в работе информационные
письма Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации:
1. N 01-50-31 ин/32-03 от 16.03.99;
2. N 14-51-128 ин/12 от 17.03.99;
3. N 29-55-06/29-09 от 19.03.99.
Начальник Управления Ю.В.Гафуров
Приложение 1
к ЦП Министерства культуры РФ
от 17.05.99 N 32-06/30
О ВОПРОСАХ ПРИЕМА В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Письмо Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 16.03.99 N 01-50-31ин/32-03
В целях организованного приема студентов в государствен-
ные высшие учебные заведения в соответствии с Порядком, ут-
вержденным приказом Минобразования России от 24.02.98 N 500 и
зарегистрированным Минюстом России 23.04.98 N 1516, Ми-
нистерство обращает внимание на следующее:
1. В соответствии с Соглашением от 24 ноября 1998 г. "О
предоставлении равных прав гражданам государства - участников
Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитар-
ной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные
заведения" с 1999 г. в государственные высшие учебные заведе-
ния наравне с гражданами Российской Федерации как на места,
финансируемые из государственного бюджета, так и с оплатой
стоимости обучения по договорам, принимаются граждане Респуб-
лики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики на
основе взаимно признаваемых эквивалентными документов госу-
дарственного образца (дающими право на поступление в вуз).
Регулирование приема в учебные заведения государственных
органов обороны, безопасности, внутренних дел, пограничной и
таможенной служб определяется дополнительными соглашениями
государств.
2. В связи с запросами, поступающими в Минобразование
России, и письмами, направленными в адрес Минобразования
России Генеральной прокуратурой Российской Федерации, уточня-
ем, что Порядком приема определен (п.12) перечень общеобразо-
вательных предметов, из числа которых устанавливаются вступи-
тельные испытания в вуз. С целью обеспечения равных прав граж-
дан Российской Федерации при поступлении в высшие учебные за-
ведения данный перечень установлен на основе инвариантной
части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (федеральный компонент), утвержденного
приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322.
Программы вступительных испытаний необходимо формировать
на основе примерных программ, разработанных Минобразованием
России и опубликованных в официальном издании Справочника для
поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации
(Москва, Издательский дом "Дрофа", 1998 г.). Не допускается
установление вступительных испытаний по отдельным разделам
предмета "Обществознание", например, основам политологии и
права, экономической теории, а также по психологии и др.
3. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе
проверок выявлен ряд нарушений законодательства в части соблю-
дения не только льгот, но и прав на образование при поступле-
нии в вузы инвалидов 1 и 2 групп, детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей, а также граждан, имеющих на
основании действующего законодательства льготы по приему в
высшие учебные заведения.
Напоминаем, что извлечения из законодательных актов
Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в ву-
зы, содержатся в письме Минобразования России от 23.02.98 N
06-62-43ин/16-03, которое опубликовано также в официальном из-
дании Справочника для поступающих в высшие учебные заведения
Российской Федерации.
Следует считать грубым нарушением действующего законода-
тельства:
отмену льготы на внеконкурсное поступление лицам, окон-
чившим общеобразовательное учреждение с отличием;
органичение приема в вузы инвалидов 1 и 2 групп без соот-
ветствующего заключения ВТЭК;
прием на льготных условиях спортсменов и членов спортив-
ных сборных команд Российской Федерации в непрофильные вузы.
4. В ряде случаев вузы с целью привлечения контингента
включают в образовательные программы подготовительных отделе-
ний и курсов, а также общеобразовательных учреждений, находя-
щихся с ними в договорных отношениях, дисциплины из образова-
тельных программ высшего профессионального образования. При
этом в дальнейшем лицам, поступившим в вуз, нередко сокраща-
ются сроки обучения за счет приема их на второй курс, что яв-
ляется нарушением действующего законодательства и положений
Порядка приема.
Работа подготовительных отделений, финансируемых из госу-
дарственного бюджета и хозрасчетных подготовительных курсов
организуется с целью повышения уровня знаний абитуриентов по
общеобразовательным предметам. Программы обучения на подгото-
вительных отделениях и курсах должны соответствовать програм-
мам, опубликованным в упомянутом Справочнике для поступающих в
высшие учебные заведения Российской Федерации.
Подготовительные отделения, финансируемые из федерального
бюджета, созданы с целью поддержки лиц, испытывающих матери-
альные и социальные затруднения при подготовке в вуз, особенно
лиц, проживающих в сельской местности, а также граждан, уво-
ленных с военной службы. Обучение слушателей финансируется из
государственного бюджета, поэтому введение платного обучения
по договорам на подготовительных отделениях не предусматрива-
ется.
5. Министерство рекомендует выделять в приоритетном по-
рядке целевые места для абитуриентов, окончивших сельские шко-
лы в целях содействия государственным и муниципальным органам
в подготовке кадров для решения социально-экономических проб-
лем регионов (в соответствии с п.4 Порядка приема).
6. Единые экзамены (совмещенная итоговая государственная
аттестация в общеобразовательном учреждении, одновременно яв-
ляющаяся вступительными испытаниями в вуз) проводятся в соот-
ветствии с требованиями положения об итоговой аттестации вы-
пускников общеобразовательных учреждений и правилами приема в
вузы с целью снижения нагрузки учащихся и не являются дополни-
тельной образовательной услугой (письмо Минобразования России
от 16.12.98 N 01-50-205ин/32-03).
7. Ранние вступительные испытания по предписанию Гене-
ральной прокуратуры Российской Федерации отменены сначала
письмом Минобразования России от 20.11.97 N 01-50-187ин/32-03,
а затем Порядком приема, в котором указывается, что все всту-
пительные испытания в вуз начинаются не ранее начала приема
документов, перечень которых установлен п.10 Порядка приема.
8. В соответствии с п.19 Порядка приема в качестве ре-
зультатов вступительных испытаний могут засчитываться резуль-
таты победителей третьего (областного, краевого, республи-
канского) и четвертого (зонального) этапов Всероссийской олим-
пиады школьников, а также победителей региональных олимпиад,
проводимых советами ректоров вузов соответствующих регионов по
общеобразовательным предметам. Региональные олимпиады прово-
дятся совместно с вузами, находящимися на территории субъекта
Российской Федерации, на основе программ, разработанных Миноб-
разованием России. При этом положение об олимпиаде должно
устанавливать количество победителей (призеров), но не более
10% от общего числа участников по каждому предмету. Положение
утверждается председателем совета ректоров и руководителем ор-
гана управления образованием субъекта Российской Федерации.
9. При организации приема абитуриентов на направление
подготовки или специальность высшего профессионального образо-
вания в несколько потоков не допускается повторное участие в
конкурсе лиц, получивших неудовлетворительную оценку на всту-
пительных испытаниях в предыдущем потоке.
При большом конкурсе на направление подготовки или специ-
альность не рекомендуется проведение вступительных испытаний в
форме собеседования, при котором затруднительно формирование
критериев оценки знаний абитуриентов и, как следствие,
рассмотрение апелляций.
Состав вступительных испытаний и форма их проведения
должны обеспечивать качественный отбор наиболее подготовленной
молодежи на места, финансируемые из государственного бюджета.
10. В представлении Генеральной прокуратуры Российской
Федерации от 06.01.99 N 2107-99 отмечено, что в ряде регионов
ведется прием студентов в вузы и их филиалы, не получившие ли-
цензии. Министерство обращает внимание на необходимость выпол-
нения п.п.3.4 ст.10 Федерального закона "О высшем и послеву-
зовском профессиональном образовании" и п.7 действующего По-
рядка приема в вузы, в которых определено, что высшее учебное
заведение вправе реализовать образовательные программы высшего
профессионального образования и объявлять прием граждан только
при наличии лицензии на ведение соответствующей образователь-
ной деятельности. Прием в вуз для обучения в его филиале воз-
можен только при наличии лицензии у данного филиала.
Министерство информирует, что с целью предупреждения на-
рушений действующего законодательства в Порядок приема будут
внесены соответствующие изменения и дополнения.
Министр В.М.Филиппов
Приложение 2
Письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от
17.03.99 N 14-51-128ин/12
Минобразование России направляет для использования в
практической работе извлечения из законодательных актов
Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в
высшие учебные заведения, с учетом введения в действие Феде-
рального закона "О статусе военнослужащих".
Заместитель Министра В.Д.Шадриков
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
из законодательных актов Российской Федерации,
предусматривающих льготы по приему в
высшие учебные заведения
I. Из Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подверг-
шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно-
быльской АЭС" от 15.05.91 N 1244-1 в редакции Закона
Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в За-
кон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воз-
действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
от 18.06.92 N 3061-1; из Федерального закона "О внесении изме-
нений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" от 24.11.95 N 179-ФЗ (Ведомости съезда на-
родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 32, ст.1861, Ведомости съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1991, N 21, ст.699, письмо Комитета по
высшей школе от 20.10.92 N 25-32-590/08-3, письмо Минобразова-
ния России от 25.12.95 N 19-36-40/19-10).
--------------------------------------------------------------
Категории граждан ¦Льготы, предоставляемые Законом
--------------------------------------------------------------
1 ¦ 2
--------------------------------------------------------------
Получившие или перенесшие лу- ¦Внеконкурсное поступление. При-
чевую болезнь, другие заболе- ¦ем на подготовительные отделе-
вания, и инвалиды вследствие ¦ния независимо от наличия мест
чернобыльской катастрофы ¦с обязательным предоставлением
(ст.14) ¦общежития, в случае нуждаемости
¦в нем, стипендия в повышенном
¦на 50% размере (часть первая
¦(ст.14, п.18)
¦
Участники ликвидации послед- ¦Льготы, указанные в части пер-
ствий катастрофы на Чернобыль-¦вой ст.14, п.18
ской АЭС в зоне отчуждения ¦
(ст.15) ¦
Граждане, занятые на работе в ¦Льготы, указанные в части пер-
зоне отчуждения (ст.16) ¦вой ст.14, п.18
¦
Эвакуированные из зоны отчуж- ¦Льготы, указанные в части пер-
дения и переселенные (пересе- ¦вой ст.14, п.18
ляемые) из зоны отселения ¦
(ст.17) ¦
¦
Проживающие (работающие) на ¦Преимущественное право (при
территории зоны проживания с ¦прочих равных условиях) при
правом на отселение (ст.18) ¦поступлении в вузы. Прием на ПО
¦при вузах независимо от наличия
¦мест, с обязательным предостав-
¦лением общежития в случае нуж-
¦даемости в нем, стипендия в по-
¦вышенном на 50% размере незави-
¦симо от места учебы (ст.18,
¦п.16)
¦
Постоянно проживающие (рабо- ¦Льготы, указанные в части пер-
тающие) в зоне отселения до их¦вой ст.14, п.18
переселения в другие районы ¦
(ст.20) ¦
--------------------------------------------------------------
Всем категориям граждан, подвергшихся радиоактивному воз-
действию в результате чернобыльской катастрофы, местными орга-
нами исполнительной власти выдаются специальные удостоверения
единого образца, в которых указываются сроки пребывания ука-
занных лиц в зонах радиоактивного загрязнения и полученная ими
суммарная доза облучения (ст.24 Закона).
II. Из Федерального закона Российской Федерации от
19.08.85 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Се-
мипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 34, ст.3428).
Статья 1. Распространить отдельные льготы и компенсации,
предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной за-
щите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ка-
тастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных де-
путатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699;
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст.1861),
на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах
Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержда-
емые Правительством Российской Федерации перечни населенных
пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и на детей пер-
вого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболе-
ваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Статья 2. Гражданам, получившим в периоды радиационного
воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облуче-
ния, превышающую 25 сЗв (бэр), предоставляются льготы и ком-
пенсации, установленные для граждан, указанных в пунктах 4, 5,
9-11, 13, 14, 16-19 части первой статьи 14, пунктах 1, 2, 4,
7, 9, 10 части первой статьи 15, пунктах 10, 11, 13 части пер-
вой статьи 17, статье 24 и пункте 1 части первой статьи 32 За-
кона Российской Федерации "О социальной защите граждан, под-
вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно-
быльской АЭС".
Статья 3. Гражданам, получившим в периоды радиационного
воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения
более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв, предоставляются льготы
и компенсации, установленные для граждан, указанных в пунктах
1 и 2 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 4. Детям первого и второго поколения граждан, ука-
занных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, страда-
ющим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их
родителей, предоставляются льготы и компенсации, указанные в
части первой и второй статьи 25 Закона Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 5. Гражданам, указанным в статьях 2 и 3 настоящего
Федерального закона выдаются удостоверения единого образца (в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации),
которые дают право на получение компенсаций и льгот с момента
их предъявления.
Документам, подтверждающим право на получение льгот деть-
ми, указанными в статье 4 настоящего Федерального закона, яв-
ляются заключение регионального межведомственного экспертного
Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалид-
ности и смерти лиц с радиационным воздействием.
Указанные статьи Закона предусматривают внеконкурсное
поступление. Прием на подготовительные отделения независимо от
наличия мест с обязательным предоставлением общежития, в слу-
чае нуждаемости в нем, стипендия в повышенном на 50% размере.
III. Из Закона Российской Федерации "О статусе военнослу-
жащих" от 27.05.98 N 76-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331).
Статья 19. Право на образование и права в области культу-
ры.
1. Военнослужащие имеют право на обучение в военных обра-
зовательных учреждениях профессионального образования (в том
числе на получение послевузовского образования) и на курсах
(факультетах) подготовки, переподготовки и повышения про-
фессиональной квалификации военнослужащих.
Порядок приема военнослужащих в указанные образовательные
учреждения и обучения в них определяется федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами...
2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контрак-
ту, имеют право на обучение в гражданских образовательных уч-
реждениях высшего и среднего профессионального образования и
на подготовительных отделениях (курсах) указанных образова-
тельных учреждений с освоением образовательных программ по оч-
но-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
3. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,
обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования не разрешается...
5. Гражданам, призванным на военную службу в период обу-
чения в государственных образовательных учреждениях профессио-
нального образования, при увольнении с военной службы сохраня-
ется право на продолжение образования в том образовательном
учреждении, в котором они обучались до призыва.
Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преиму-
щественным правом на поступление в государственные образова-
тельные учреждения высшего и среднего профессионального обра-
зования и на подготовительные отделения образовательных учреж-
дений высшего профессионального образования.
Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в
государственные образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования по рекомендациям командиров,
пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии полу-
чения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.
Граждане, проходившие военную службу по контракту и уво-
ленные с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:
- бесплатное первоочередное прохождение подготовки, пере-
подготовки и повышение квалификации по направлению и за счет
средств федеральной государственной службы занятости населе-
ния, а имеющие право на пенсию - на получение профессионально-
го образования по направлению и за счет средств организаций, в
которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка
во время обучения;
- внеконкурсное поступление в государственные образова-
тельные учреждения начального профессионального образования и
на курсы обучения соответствующим профессиям;
- поступление в государственные образовательные учрежде-
ния профессионального образования без вступительных экзаменов:
на первый курс и последующие курсы государственных обра-
зовательных учреждений среднего профессионального образования
- окончившие средние военные образовательные учреждения;
на первый курс государственных образовательных учреждений
среднего профессионального образования - с образованием не ни-
же основного общего образования;
на первый курс и последующие курсы государственных обра-
зовательных учреждений высшего профессионального образования -
имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональ-
ное образование;
на подготовительные отделения государственных образова-
тельных учреждений высшего профессионального образования -
окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного)
общего образования или среднего профессионального образования.
Такое же право на поступление в государственные образова-
тельные учреждения профессионального образования имеют воен-
нослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие
общую продолжительность военной службы 15 лет и более.
Прием указанных граждан в государственные образовательные
учреждения профессионального образования проводится в течение
всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным
этим образовательным учреждением планам приема.
Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное про-
фессиональное образование, проходят обучение в государственных
образовательных учреждениях высшего профессионального образо-
вания бесплатно.
Военнослужащие, имеющие высшее или среднее гражданское
профессиональное образование, родственное по профилю подготов-
ки военной специальности, при прохождении военной службы по
этой специальности приравниваются по образованию к военнослу-
жащим, окончившим соответствующие высшие или средние военные
образовательные учреждения профессионального образования.
6. При изменении места военной службы военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, а также при увольнении
с военной службы по достижении ими предельного возраста пребы-
вания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ор-
ганизационно-штатными мероприятиями члены их семей, обучающи-
еся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреж-
дениях, имеют право переводиться (приниматься) в образователь-
ные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или
месту жительства...
Дети военнослужащих, проходящих военную службу по конт-
ракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет
и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достиже-
нии ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными ме-
роприятиями, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при
исполнении ими обязанностей военной службы или умерших
вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболева-
ния, полученных ими при исполнении обязанностей военной служ-
бы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахи-
мовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне кон-
курса, а при поступлении в военные образовательные учреждения
высшего и среднего профессионального образования - преимущест-
венным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соот-
ветствия другим установленным для поступающих требованиям.
IV. Из Федерального Закона Российской Федерации от
12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 3, ст.168).
Статья 14. Меры социальной защиты инвалидов Великой Оте-
чественной войны и инвалидов боевых действий на территориях
других государств:
... - прием вне конкурса в государственные образователь-
ные учреждения высшего и среднего профессионального образова-
ния и на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата
специальных стипендий, устанавливаемых Правительством
Российской Федерации, студентам из числа инвалидов войны, обу-
чающимся в указанных образовательных учреждениях...
Статья 16. Меры социальной защиты ветеранов боевых
действий на территориях других государств:
... - прием вне конкурса в государственные образователь-
ные учреждения высшего и среднего профессионального образова-
ния и на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата
специальных стипендий, устанавливаемых Правительством
Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых
действий, обучающимся в указанных образовательных учреждени-
ях...
Статья 28. Документы, подтверждающие права ветеранов.
Реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по
предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного
для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января
1992 года, либо Правительством Российской Федерации.
V. Из Закона Российской Федерации "Об образовании" в ре-
дакции Федерального Закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (Собрание зако-
нодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150).
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образова-
тельные учреждения.
п.3... Вне конкурса при условии успешной сдачи вступи-
тельных экзаменов в государственные и муниципальные образова-
тельные учреждения среднего профессионального и высшего про-
фессионального образования принимаются дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II
групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии
не противопоказано обучение в соответствующих образовательных
учреждениях.
Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспи-
танников.
п.7... Граждане Российской Федерации вправе в установлен-
ном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное
образование по направлению государственной службы занятости, в
случае потери возможности работать по профессии, специаль-
ности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалид-
ности, в иных случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
VI. Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135).
Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка
специалистов с высшим и послевузовским профессиональным обра-
зованием.
п.3. Лица, окончившие с медалями образовательные учрежде-
ния среднего (полного) общего или начального профессионального
образования, а также лица, окончившие с отличием образователь-
ные учреждения среднего профессионального образования, прини-
маются в высшие учебные заведения по результатам собеседова-
ния, за исключением вступительных испытаний профессиональной
направленности, которые могут быть установлены высшим учебным
заведением.
Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставля-
ется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных
испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II
групп, которым, согласно заключению врачебно-трудовой эксперт-
ной комиссии, не противопоказано обучение в высших учебных за-
ведениях, а также граждане других категорий, предусмотренных
законодательством учреждениях.
VII. Из Федерального закона "О внесении дополнений в
статью 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гаран-
тиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу
на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики
Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычай-
ного положения и при вооруженных конфликтах" от 19.11.97 N
146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997
г., N 47, ст.5343).
Статья 1. ... "Военнослужащим, выполнявшим задачи в усло-
виях вооруженного конфликта немеждународного характера в Че-
ченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней тер-
риториях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного
конфликта, ... предоставляются следующие права и льготы:
- принимаются указанные военнослужащие, проходившие воен-
ную службу по призыву, в избранные ими военные образовательные
учреждения профессионального образования, в том числе и в об-
разовательные учреждения Министерства внутренних дел
Российской Федерации, без вступительных экзаменов при условии
их соответствия всем другим требованиям профессионального от-
бора и приема в указанные образовательные учреждения, а также
в гражданские образовательные учреждения профессионального об-
разования - вне конкурса".
VIII. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 02.02.96 N 94 "О внесении изменения в постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1300"
(Объявлено инструктивным письмом Госкомвуза России от 07.03.96
N 11; постановление Правительства РФ от 25.11.94 N 1300 объяв-
лено приказом госкомвуза России от 26.01.95 N 99)
предоставлено право Федеральной службе занятости России
на период сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации (до
1997 года) направлять для профессиональной подготовки, пере-
подготовки, повышения квалификации и оплачивать за счет
средств Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации стоимость обучения (без выплаты стипендий в период
обучения) граждан в возрасте до 45 лет, уволенных с военной
службы по состоянию здоровья или в связи с организацион-
но-штатными мероприятиями с правом на пенсионное обеспечение,
не имеющих работы и заработка и обратившихся в органы госу-
дарственной службы занятости населения.
IX. Из Указа Президента Российской Федерации от 16 мая
1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных
объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспита-
нию молодежи" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996 г., N 21, ст.2470) в редакции Указа Президента Российской
Федерации от 21 апреля 1997 г.N 391
п.2 ... "Предоставить преимущественное право при поступ-
лении в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соот-
ветствующую подготовку в указанных военно-патриотических объ-
единениях".
Приложение 3
НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 06.01.99 N 21-7-99
Письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от
19.03.99 N 29-55-06/29-09
В результате проверок, проведенных Генеральной прокурату-
рой Российской Федерации, выявлены случаи грубого нарушения
действующего законодательства в части оплаты (размера) за про-
живание в студенческих общежитиях.
Так, например, в вузах г.Екатеринбурга оплата за прожива-
ние составляла 45-80% от размера стипендии, в вузах Тюменской
области - до 121 рубля за одно койко-место.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от
22.08.96 N 125-ФЗ оплата за проживание студентов в общежитии
не должна превышать 5% от размера стипендии (ст.16 п.3).
При полном обеспечении всех нуждающихся студентов местами
в общежитии по установленным санитарным нормам изолированные
пустующие здания, этажи, блоки могут по решению администрации
вуза и профкома студентов или другого уполномоченного студен-
тами представительного органа переоборудоваться под общежития
для преподавателей и сотрудников или сдаваться в аренду сто-
ронним организациям.
Пользование в жилых комнатах личными энергоемкими элект-
ропотреблящими приборами и аппаратурой допускается с разреше-
ния администрации общежития с внесением в установленном учеб-
ным заведением порядке дополнительной платы за потребляемую
электроэнергию. Плата вносится проживающими тех комнат (бло-
ков), в которых используются указанные приборы, аппаратура
(Типовое положение о студенческом общежитии образовательного
учреждения высшего и среднего профессионального образования
Российской Федерации, утвержденное постановлением Госу-
дарственного комитета Российской Федерации по высшему образо-
ванию 31.05.95 N 4 и зарегистрированное в Министерстве юстиции
Российской Федерации 13.06.95 рег.N 903).
Пунктом 4 статьи 42 Закона "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ определено также, что
вузы самостоятельно устанавливают порядок и размеры оплаты за
предоставляемые в общежитиях коммунальные, бытовые и другие
услуги, непосредственно не связанные с образовательным про-
цессом.
Учитывая изложенное, просим привести размер оплаты за
проживание студентов в общежитии в соответствие с действующим
законодательством.
Для подготовки предложений по решению данной проблемы
просим направить в адрес Минобразования России (Управление
программ развития материально-технической базы и социальной
сферы) информацию о размере платы за проживание студентов в
общежитии вузов, фактических финансовых затратах по содержанию
общежития на одного обучающегося в расчете на год.
Г.А.Балыхин