ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О государственной поддержке
социально-экономического развития
Сахалинской области
Рассмотрев в рамках Дней Сахалинской области в Совете
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных
12-13 октября 2010 года, вопросы, связанные с
социально-экономическим развитием Сахалинской области, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает
следующее.
Сахалинская область является форпостом России на Дальнем
Востоке и имеет для нее важное геостратегическое значение. Область
обладает значительным природно-ресурсным потенциалом
(углеводородные ресурсы, уголь, рудные и нерудные полезные
ископаемые, биологические, лесные, рекреационные и другие ресурсы).
Все это создает благоприятные условия для обеспечения
сбалансированного социально-экономического развития региона. В
последнее время Сахалинская область демонстрирует стабильное и
устойчивое развитие, по темпам роста валового регионального
продукта и объемов промышленного производства она является одним из
лидеров среди регионов Дальнего Востока.
Перспективные направления развития Сахалинской области связаны
с добычей, переработкой и экспортом продукции нефтегазового
сектора, с формированием рыбохозяйственного (биоресурсного) и
туристического кластеров. Разработка этих направлений, в свою
очередь, создаст условия для развития портового комплекса и другой
транспортной инфраструктуры. Важное значение для развития области
имеет ее активная интеграция в систему международных экономических
отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Однако поступательное социально-экономическое развитие
Сахалинской области сдерживается суровыми природно-климатическими
условиями, усугубленными островным положением области, особо
уязвимой природной средой, требующей высоких затрат на ее
сохранение, низким уровнем развития транспортной и энергетической
инфраструктуры, неразвитостью производств с комплексной и
безотходной переработкой сырья, недостаточной кадровой
обеспеченностью и дефицитом рабочей силы. Реализация нефтегазовых
проектов на континентальном шельфе Российской Федерации,
примыкающем к территории области, хотя и способствовала повышению
деловой активности и увеличению собственных доходов бюджета
региона, но привела к усилению сырьевой направленности региональной
экономики и зависимости бюджета области от мировых цен на
углеводороды.
В настоящее время для решения задач комплексного развития
региона на федеральном уровне утверждены и реализуются Стратегия
социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского
региона на период до 2025 года, федеральные целевые программы
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
на период до 2013 года", "Социально-экономическое развитие
Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы". На
региональном уровне разработана Стратегия социально-экономического
развития Сахалинской области на период до 2020 года.
Вместе с тем с учетом особенностей геополитического положения
Сахалинской области, состояния ее социально-экономического
развития, высокого уровня торгово-экономического и инвестиционного
потенциала и в целях превращения области в один из ключевых центров
сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
было бы целесообразным принятие дополнительных мер государственной
поддержки социально-экономического развития региона.
На основании вышеизложенного Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
а) рассмотреть вопрос о разработке комплексной программы
добычи и переработки углеводородных ресурсов континентального
шельфа Российской Федерации, примыкающего к территории Сахалинской
области, с привлечением к этой работе правительства Сахалинской
области и нефтегазовых компаний;
б) изучить целесообразность осуществления на территории
Сахалинской области пилотного проекта по созданию
многофункционального центра, занимающегося вопросами обеспечения
экологической безопасности при реализации нефтегазовых проектов на
континентальном шельфе Российской Федерации, примыкающем к
территории области;
в) рассмотреть возможность внесения изменений в федеральные
целевые программы:
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года" и "Социально-экономическое
развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015
годы", в части корректировки сроков действия, планируемых
мероприятий и их финансового обеспечения (с учетом первоочередного
развития энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры,
а также строительства объектов социальной сферы), с целью
использования этих программ в качестве основных инструментов
реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего
Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;
"Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", в
части переноса срока начала проектирования железнодорожной линии
Селихин - Ныш, соединяющей остров Сахалин с материком, с 2015 года
на 2012 год;
"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006-2015 годы", в части включения в перечень объектов,
подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета,
строительства в Сахалинской области в 2011-2013 годах ледового
дворца и биатлонного комплекса для создания регионального центра
подготовки сборных команд по зимним видам спорта.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального
закона N 400876-4 "Об аквакультуре".
3. Поручить комитетам и комиссиям Совета Федерации рассмотреть
вопрос о целесообразности разработки в качестве законодательной
инициативы Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и Сахалинской областной Думы следующих проектов
федеральных законов:
"О защите морей Российской Федерации", направленного на
создание комплексной системы мер по обеспечению охраны экосистем
внутренних морских вод, территориального моря и исключительной
экономической зоны Российской Федерации;
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", в
части включения объектов, используемых для промышленного
рыболовства (рыболовецких станов, мест крепления неводов и других),
в перечень объектов, не связанных с созданием лесной
инфраструктуры, строительство и эксплуатация которых разрешается на
землях лесного фонда;
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и
сохранении водных биологических ресурсов", в части передачи
отдельных полномочий Российской Федерации в сфере регулирования
добычи (вылова) водных биоресурсов субъектам Российской Федерации;
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах",
в части предоставления права на разработку месторождений угля на
бесконкурсной основе в случае, если это связано с реализацией
приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных Правительством
Российской Федерации;
"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации", в части
создания единого государственного реестра субъектов малого и
среднего предпринимательства;
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых
экономических зонах в Российской Федерации", в части возможности
осуществления на территории особой экономической зоны деятельности
по добыче и переработке полезных ископаемых.
4. Поручить Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и
охране окружающей среды и Комиссии Совета Федерации по национальной
морской политике подготовить и провести в период весенней сессии
2011 года парламентские слушания "Актуальные вопросы обеспечения
экологической безопасности при разработке месторождений
углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской
Федерации в дальневосточных морях".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
13 октября 2010 года
N 430-СФ