О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10
Основных положений государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535
"Об Основных положениях государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации после 1 июля 1994 года"
город Москва 15 июня 1999 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.Д.Рудкина, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева,
А.Л.Кононова, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
с участием представителя Волгоградской областной Думы как
стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской
Федерации, - кандидата юридических наук В.М.Жуковского и
полномочного представителя Президента Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова,
руководствуясь статьей 125 (часть 2) Конституции Российской
Федерации, пунктом 1 части первой статьи 3, пунктом 1 части второй
статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от
22 июля 1994 года N 1535.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Волгоградской
областной думы о проверке конституционности норм, содержащихся в
пунктах 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года, в части, касающейся
определения стоимости объектов муниципальной собственности.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ярославцева,
объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в
заседание представителей: от Государственной Думы - постоянного
представителя Государственной Думы в Конституционном Суде
Российской Федерации В.В.Лазарева, от Министерства государственного
имущества Российской Федерации - Н.А.Ушаковой, от Генеральной
прокуратуры Российской Федерации - А.А.Белкина, исследовав
представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд
Российской Федерации
у с т а н о в и л:
1. В запросе Волгоградской областной Думы оспаривается
конституционность пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля
1994 года в части, определяющей максимальную выкупную стоимость
объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве
собственности муниципальным образованиям, и максимальную цену
для продажи земельных участков, являющихся объектом приватизации в
соответствии с пунктом 4.1 Основных положений, в городах и
населенных пунктах.
По мнению заявителя, установление Указом Президента Российской
Федерации предельной стоимости названных объектов муниципальной
собственности нарушает право местного самоуправления самостоятельно
распоряжаться принадлежащей ему собственностью.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное
самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья
130, часть 1), органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).
Вместе с тем согласно пунктам "е" и "ж" статьи 71 Конституции
Российской Федерации установление основ федеральной политики и
федеральные программы в области экономического развития Российской
Федерации, а также установление правовых основ единого рынка
относится к сфере ведения Российской Федерации. При этом такие
федеральные программы не должны нарушать конституционный принцип
самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий
(статья 12 Конституции Российской Федерации).
Государственная программа приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года
N 2284, в части четвертой пункта 2.6 предусматривала, что цена
приобретения арендаторами в собственность зданий, сооружений и
земельных участков, на которых они расположены, составляющих
недвижимое имущество, а также нежилых помещении в жилых домах,
включая встроенно-пристроенные, устанавливается в порядке,
определенном статьей 17 Закона Российской Федерации от 3 июля
1991 года "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации" (в редакции от 5 июня
1992 года), утратившего силу в 1997 году. Согласно данной статье
определение начальной цены для продажи объектов приватизации
могло производиться только в соответствии с методическими
указаниями по оценке стоимости этих объектов, утверждаемыми
Госкомимуществом России, т. е. на законодательном уровне было
закреплено положение о необходимости регулирования стоимости
объектов приватизации и предусмотрена возможность ее регулирования
посредством принятия подзаконного акта.
Утвержденными Указом Президента Российской Федерации от
22 июля 1994 года N 1535 Основными положениями государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года было установлено
нормативное регулирование цены для продажи таких объектов
приватизации, как недвижимое имущество, находящееся в муниципальной
собственности (пункт 4.9), и земельные участки, являющиеся объектом
приватизации в соответствии с пунктом 4.1 Основных положений, в
городах и населенных пунктах (пункт 4.10).
Регламентация Указом Президента Российской Федерации порядка и
условий приватизации муниципальной собственности в рамках
общегосударственной программы применительно к правам органов
местного самоуправления по отчуждению муниципальной собственности
могла иметь место, поскольку такие отношения носят преимущественно
публично-правовой характер и их регулирование было осуществлено в
отсутствие других федеральных законов, устанавливающих
организационные и правовые основы приватизации муниципального
имущества, в частности арендуемых объектов недвижимого имущества и
земельных участков. К тому же Указ преследовал в том числе цель
предотвратить занижение цены приватизируемого имущества.
3. Основой развития федерального законодательства о
приватизации явилась часть первая Гражданского кодекса Российской
Федерации, принятая 3О ноября 1994 года. Согласно его статье 217
имущество, находящееся в государственной или муниципальной
собственности, может быть передано его собственником в
собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном
законами о приватизации государственного и муниципального имущества
(часть первая). Данное положение учитывает, что в процессе
разграничения государственной собственности субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования становятся собственниками и в
силу этого вправе сами определять, какие объекты подлежат
приватизации. Федеральные законы о приватизации государственного и
муниципального имущества могут устанавливать ее процедуру, формы и
способы, но не перечень подлежащих приватизации объектов
собственности.
Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" предусмотрено, что порядок и условия приватизации
муниципальной собственности (как одного из способов возмездного
отчуждения) определяются населением непосредственно или
представительными органами местного самоуправления самостоятельно
(пункт 4 статьи 29).
Федеральный закон от 21 июля 1997 года "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации", указав, что порядок определения
стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества
определяется соответственно программой приватизации и программами
приватизации субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 26), не
предусматривает нормативного регулирования стоимости выкупаемого
арендаторами муниципального имущества, а потому муниципальное
образование вправе решать этот вопрос самостоятельно в соответствии
с определяемым им порядком и условиями приватизации муниципального
имущества.
В результате этого законодательного регулирования изменилось
юридическое содержание оспариваемых в запросе Волгоградской
областной Думы норм Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года, которые в силу статьи
90 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут применяться
лишь в объеме, не противоречащем федеральным законам, а именно при
проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том
числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных
образований непосредственно или органами местного самоуправления,
действующими в пределах их компетенции, установленной Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", не определены иные порядок и условия
приватизации таких объектов. Это констатировано и в Указе
Президента Российской Федерации от 21 мая 1999 года N 632
"Об особенностях применения Основных положений государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535".
Изменение нормативного содержания оспариваемых положений,
выявленное в ходе заседания Конституционного Суда Российской
Федерации, свидетельствует о том, что запрос Волгоградской
областной Думы не отвечает критерию допустимости обращений по
смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", и, следовательно, производство по данному
делу в силу статьи 68 названного Закона подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации",
о п р е д е л и л:
1. Прекратить производство по делу о проверке
конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от
22 июля 1994 года N 1535, в части, определяющей максимальную
выкупную стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащего
на праве собственности муниципальным образованиям, и максимальную
цену для продажи земельных участков, являющихся объектом
приватизации в соответствии с пунктом 4.1 Основных положений, в
городах и населенных пунктах.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному делу окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу
немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не
требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а
также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 64-О