О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по жалобе гражданина Болявина Андрея Петровича на нарушение
его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1-1
статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации"
город Санкт-Петербург 19 октября 2010 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.П.Болявина вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданин А.П.Болявин оспаривает конституционность подпункта 5
статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающего, что
для целей данного Федерального закона понятие "адрес места
жительства" означает адрес (наименование субъекта Российской
Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера
дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации
зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного
учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации. Это законоположение оспаривается заявителем
во взаимосвязи со статьей 9 Устава (Основного Закона) Рязанской
области от 18 ноября 2005 года N 115-ОЗ, закрепляющей
административно-территориальное устройство Рязанской области.
Кроме того, заявитель просит проверить конституционность
пункта 1-1 статьи 38 указанного Федерального закона, согласно
которому при выявлении неполноты сведений о кандидатах или
несоблюдения требований закона к оформлению документов
соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до
дня заседания избирательной комиссии, на котором должен
рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов,
извещает об этом кандидата, избирательное объединение; не позднее
чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на
котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата,
списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в
документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение -
в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате
(выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка
кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи
33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за
исключением подписных листов с подписями избирателей),
представленные в избирательную комиссию для уведомления о
выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их
регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие
с требованиями закона, в том числе к их оформлению; кандидат,
избирательное объединение вправе заменить представленный документ
только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Как следует из представленных материалов, решением окружной
избирательной комиссии Рыбновского района Рязанской области от 4
февраля 2010 года А.П.Болявину было отказано в регистрации в
качестве кандидата в депутаты Рязанской областной Думы по
одномандатному избирательному округу N 5 в порядке самовыдвижения в
связи с признанием недействительными более чем 10 процентов
подписей избирателей в подписных листах, отобранных для проверки.
Решением Рязанского областного суда от 11 февраля 2010 года
отказано в удовлетворении заявления А.П.Болявина об отмене
указанного решения избирательной комиссии, а также его требования
обязать зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты
Рязанской областной Думы. Как указал суд, избирательная комиссия
действовала в соответствии с Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", в том числе с пунктом 1-1 его статьи
38 и подпунктом 5 его статьи 2 во взаимосвязи со статьей 9 Устава
(Основного Закона) Рязанской области. Суд пришел к выводу, что
признание подписей избирателей недействительными являлось
правомерным: несмотря на то, что в документах, удостоверяющих
личность данных граждан (паспортах), при указании адреса их места
жительства упоминание о конкретном районе проживания отсутствует, в
подписных листах район, в котором проживают избиратели, должен был
быть указан.
По утверждению А.П.Болявина, оспариваемые законоположения
допускают возможность несовпадения адреса места жительства
гражданина и данных его паспорта, а также не позволяют кандидату
вносить уточнения и дополнения в подаваемые им в избирательную
комиссию подписные листы, что противоречит статьям 2, 18, 19, 32 и
72 Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 32 Конституции Российской
Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно, так и через
своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(часть 2).
В развитие названных конституционных положений был принят
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статья 2
которого устанавливает значение основных терминов и понятий,
употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно оспариваемому
заявителем подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это
тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации
зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного
учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла
приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в
подписных листах в том виде, как он отражен в официальных
документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по
месту жительства.
В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и
по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995
года N 713) такими документами являются паспорт гражданина
Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о
регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи
2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий
перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства,
носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не
означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным
законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных
прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения
случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в
данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных
сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве
о регистрации по месту жительства).
Иное понимание данного законоположения допускало бы
невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае
правильности указания места жительства избирателя, тем самым
приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и
недвусмысленности правового регулирования.
Следовательно, оспариваемое законоположение ни само по себе,
ни во взаимосвязи со статьей 9 Устава (Основного Закона) Рязанской
области, которая закрепляет административно-территориальное
устройство Рязанской области, не может рассматриваться как
нарушающее конституционные права заявителя.
Что касается пункта 1-1 статьи 38 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", то, как указал
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июля
2010 года N 1087-О-О, отсутствие права на замену подписных листов в
поддержку выдвижения кандидата после их представления в
уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего
правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения
равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной
проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно
установленные сроки. Введение этой нормы обусловлено особым
назначением подписных листов как избирательных документов,
позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями,
необходимый для их регистрации, направлено на обеспечение права
граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти
и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2 Конституции
Российской Федерации) при выдвижении и регистрации кандидатов,
списков кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий
федерального законодателя.
Проверка же законности и обоснованности правоприменительных
решений, вынесенных по делу заявителя, не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в
статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2
части первой статьи 43, частями первой и четвертой статьи 71,
частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Прекратить производство по жалобе гражданина Болявина
Андрея Петровича, поскольку для разрешения вопроса, поставленного
заявителем, не требуется вынесение предусмотренного статьей 71
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
N 1426-О-О