П Р И К А З
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации
от 21 июля 1999 г. N 241
Об утверждении Порядка проведения обследования
организаций, осуществляющих деятельность по
хранению нефти и продуктов ее переработки и
эксплуатации автозаправочных станций
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
22 июля 1999 г. Регистрационный N 1841
(В редакции Приказа Министерства энергетики Российской Федерации
от 07.07.2000 г. N 39)
В целях приведения нормативных актов Министерства в
соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от
12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре
в Российской Федерации"<1> приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обследований
организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и
продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций,
региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями
Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской
Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований
(далее - Порядок).
Настоящий Порядок вступает в силу по истечении 10 дней с
момента официального опубликования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
Департамент государственного энергетического надзора и
энергосбережения (Варнавского Б.П.).
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 33, ст. 4037.
____________
Приложение
Утверждено приказом
Минтопэнерго России
от 21 июля 1999 г.
N 241
П О Р Я Д О К
проведения обследований организаций,
осуществляющих деятельность по хранению нефти
и продуктов ее переработки и эксплуатации
автозаправочных станций, региональными
госнефтеинспекциями и территориальными
управлениями Госэнергонадзора Министерства
топлива и энергетики Российской Федерации и
выдачи заключений по результатам указанных
обследований
(В редакции Приказа Министерства энергетики Российской Федерации
от 07.07.2000 г. N 39)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями
Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ
"Об энергосбережении", Федерального закона от 25 сентября 1998 г.
N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с
изменениями от 26 ноября 1998 г.), постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 371 "О неотложных мерах по
энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и
использования нефти, газа и нефтепродуктов" и актами Правительства,
регулирующими вопросы лицензирования деятельности в системе
топливно-энергетического комплекса,<1> Положением о государственном
энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа
1998 г. N 938, Положением о Министерстве топлива и энергетики
Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 января 1996 г. N 60.
2. В соответствии с действующим законодательством составными
частями системы государственного энергетического надзора
(Госэнергонадзор России), объединяющими действующие в
топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и
инспекции, являются и региональные госнефтеинспекции, в основную
задачу которых входит выдача предусмотренных законодательством
заключений от имени соответствующих управлений государственного
энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.
В настоящем Порядке органы, осуществляющие указанную функцию,
далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.
Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют
контроль за рациональным и безопасным использованием организациями
и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов,
сохранением их качества с целью предотвращения аварий, нарушения
экологии, угрозы человеческих жертв и повреждений, а также
эффективного использования энергетических ресурсов.
____________
<1> Положение о лицензировании деятельности по содержанию и
эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический
комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том
числе и передвижных), утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. N 897; Положение о
лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее
переработки, утвержденное постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 1996 г. N 394.
3. Настоящий Порядок распространяется на организации,
являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, а
также на индивидуальных предпринимателей, далее именуемых
"организациями".
4. Обследования для осуществления указанного контроля
производятся с целью:
проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии
требований и условий, установленных для осуществления деятельности,
указанной в лицензии, и выдачи заключений для получения лицензий в
соответствии с порядком, установленным действующим
законодательством;
проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных
требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение
ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью
граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
осуществления энергетического надзора в области добычи,
переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и
потребления нефти и нефтепродуктов.
4.1. Соискателем лицензий для получения заключения о
соответствии его лицензионным требованиям и условиям в
государственные надзорные и контрольные органы представляются
следующие документы:
заявление о выдаче заключения установленной формы (приложение
1);
копии учредительных документов и копии свидетельства о
государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица
(с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены
нотариусом) - для юридических лиц или копию свидетельства о
государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не
заверена у нотариуса) - для индивидуальных предпринимателей;
сведения о наличии емкостей и другого технологического
оборудования (их основные характеристики), необходимого для
осуществления лицензионной деятельности, а также документы,
подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам
технической, пожарной и экологической безопасности;
сведения о профессиональной подготовке работников,
осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.
Документы, представленные в государственные надзорные и
контрольные органы для получения заключения, регистрируются в
специальном журнале.
Рассмотрение заявления предусматривает оценку полноты и
достоверности представленных материалов, проверку соответствия их
законодательным актам, требованиям действующих стандартов и других
нормативных и технических документов.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать одного месяца
с момента его регистрации. При необходимости проведения
дополнительной экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.
Заключение (положительное или отрицательное) выдается
заявителю в течение одной недели со дня принятия соответствующего
решения государственных надзорных и контрольных органов (приложение
2).
Основаниями для отрицательного заключения являются:
несоответствие представленных документов действующему
законодательству;
наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
несоответствие объекта лицензирования условиям, необходимым
для осуществления указанного вида деятельности, что подтверждено
актом обследования и заключением государственных надзорных и
контрольных органов инспекции.
4.2. При проведении обследований деятельности по хранению
нефти и продуктов ее переработки и выдаче соответствующих
заключений, государственные надзорные и контрольные органы
инспекции проверяют соответствие следующим требованиям правил
технической эксплуатации:
общие требования к нефтебазам (АЭС);
требования к территории нефтебаз (нефтескладов, АЗС), зданиям
и сооружениям;
требования по сокращению потерь нефтепродуктов при их приеме,
хранении и отпуске, техническое состояние бензо- и маслораздаточных
колонок;
документация;
требования к техническому состоянию резервуаров,
технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;
метрологическое обеспечение нефтебаз;
контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;
основные требования к технике безопасности, охране труда и
пожарной безопасности;
учет нефтепродуктов;
охрана окружающей среды;
требования к профессиональному отбору, проверке знаний и
инструктаж по технике безопасности;
оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
При проведении обследований деятельности по содержанию и
эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:
общая организация работы при проведении обследования;
общие требования к АЗС;
требования к территории АЗС;
укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;
наличие документации и порядка ее ведения;
техническое состояние резервуаров и технического оборудования;
техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;
техническое состояние трубопроводов и арматуры;
техническое состояние электрооборудования;
устройство и техническое состояние вентиляции;
организация контроля качества и сбора отработанных
нефтепродуктов;
организация подготовки обслуживающего персонала и инструктажа
по технике безопасности;
оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
Основными направлениями проверок являются следующие работы и
операции:
а) использование моторного топлива, предназначенного для
работы автотракторной техники;
б) использование горюче-смазочных материалов и других
нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов, технических
условий, а также нормативных документов по эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
в) сверхнормативные потери при хранении, транспортировке,
приеме и отпуске нефтересурсов;
г) перерасход горюче-смазочных материалов сверх установленных
норм в технологических процессах, при эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
д) сверхнормативное расходование моторного топлива
автомобилями, предназначенными для работы на сжиженном нефтяном и
сжатом природном газах;
е) потери нефтересурсов из-за неудовлетворительного
технического состояния и обслуживания трубопроводного транспорта,
автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;
ж) потери в результате неполного слива нефтепродуктов из
железнодорожных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;
з) необоснованное использование жидкого резервного топлива
вместо основного при эксплуатации топливопотребляющих объектов,
техники и оборудования;
и) потери от неудовлетворительного состояния измерительных
средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного
сырья и нефтепродуктов;
к) потери топливных нефтяных ресурсов, затраченных на
производство бракованной продукции;
л) потери из-за нерационального использования отработанных
нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;
м) потери из-за снижения качества нефти и нефтепродуктов в
результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т. д.;
н) потери нефтепродуктов или ухудшение их качества из-за
невыполнения условий лицензирования деятельности, связанной с
нефтепродуктами.
4.3. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и
условий, а также осуществление энергетического надзора, проводятся
не реже одного раза в год. При необходимости по решению
государственных надзорных и контрольных органов могут быть
проведены дополнительные проверки.
При проведении обследований и проверок государственные
надзорные и контрольные органы вправе получать необходимые
заключения соответствующих подразделений Минтопэнерго России и
других заинтересованных органов.
По прибытии на место проверяющий предъявляет руководителю
организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами,
уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.
4.4. Проверка с целью осуществления энергонадзора проводится
по следующим основным вопросам:
организация обеспечения нефтепродуктами и результаты их
использования с составлением баланса поступления и расхода по всем
направлениям;
нормирование расхода нефтепродуктов при эксплуатации
автотранспортной техники, других машин и механизмов;
учет работы топливопотребляющей техники;
состояние бухгалтерского и первичного учета по вопросам
использования нефтепродуктов, наличие сверхнормативных и аварийных
потерь, правильность списания и расход горюче-смазочных материалов;
техническое состояние нефтескладского и заправочного
оборудования с расчетом потерь нефтепродуктов из-за его
неисправности;
организация контроля качества нефтепродуктов с проверкой
паспортов качества, выявлением фактов смешения и порчи
нефтепродуктов, проверкой работы лаборатории;
организация слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с
выявлением недослитых железнодорожных цистерн и количества,
потерянных при этом нефтепродуктов;
работа автотранспортной техники, работающей на автобензине,
дизельном топливе, сжатом и сжиженном газах, с расчетом
непроизводительных потерь от неправильной ее эксплуатации,
неудовлетворительного технического состояния и содержания;
использование котельно-печного топлива;
сбор и использование отработанных нефтепродуктов;
соблюдение условий, предусмотренных лицензией на деятельность
с нефтепродуктами.
4.5. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте
должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в
содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений. К
акту прилагаются протоколы, справки, таблицы.
Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего в
него запрещается вносить изменения и дополнения.
Участники проверки, а также представители проверяемой
организации, несогласные с указанным решением, вправе изложить свое
собственное мнение, которое прилагается к акту.
Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой
организации, который его подписывает. В случае отказа от подписи в
акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем
проверки.
Акт проверки передается проверяемой организации, копии акта -
государственным надзорным и контрольным органам, проводившим
проверку, а также при необходимости соответствующему органу
исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в
проверке, и в Госэнергонадзор Минтопэнерго России.
В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте условий
его эксплуатации, связанных с нарушением действующих норм и правил
технической, пожарной и экологической безопасности, государственные
надзорные и контрольные органы могут выдать предписания с указанием
сроков устранения выявленных нарушений.
Предписание, заверенное печатью проверяющего органа,
направляется вместе с актом проверки.
Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют
контроль за выполнением организацией предписаний путем проведения
дополнительных проверок.
При невыполнении предписаний выданные ранее заключения
аннулируются государственными надзорными и контрольными органами,
которые в трехдневный срок со дня принятия такого решения, либо
другой срок, установленный действующим законодательством,
информируют об этом соответствующий лицензионный орган для принятия
соответствующих решений и лицензиата.
Переоформление заключения производится в порядке,
установленном для его получения.
До переоформления заключения заявитель может осуществлять свою
деятельность при условии обеспечения безопасности и безаварийности
работы.
При выявлении нарушений лицензионных требований и условий,
которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне
страны и безопасности государства, государственные надзорные и
контрольные органы обязаны сообщить лицензирующему органу,
выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В этом случае лицензирующие органы могут приостановить
действие лицензии.
5. При проведении обследований сотрудники государственных
надзорных и контрольных органов вправе:
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения
посещать организации и объекты, где производятся прием, хранение,
отпуск, транспортировка и используется нефть, нефтяное сырье,
нефтепродукты, в том числе отработанные масла;
требовать от руководителей проверяемых организаций обеспечения
условий, необходимых для проведения проверок, в том числе
предоставления необходимых для работы документов, материалов и
лабораторной базы, привлечения специалистов для проведения
соответствующих анализов и измерений;
давать предписания об устранении нарушений законодательных и
нормативных данных требований и условий по вопросам своей
компетенции и устанавливать сроки устранения этих нарушений.
При проведении обследований государственные надзорные и
контрольные органы руководствуются методиками, утвержденными в
установленном порядке.
6. Действительными для получения лицензии и подтверждения
соответствия лицензионным условиям являются только те заключения,
которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.
7. Обследование зданий, сооружений, оборудования и иных
технических средств, с помощью которых осуществляются лицензируемые
виды деятельности, и выдача заключений государственными надзорными
и контрольными органами на их соответствие действующим нормам и
правилам для получения соответствующих лицензий или их продления
проводятся по заявлениям соискателей лицензий или лицензиатов.
Стоимость этих работ определяется договорами, заключаемыми в
установленном порядке, в зависимости от объема работ и оформления
документов.
Ежегодные обследования организаций на подтверждение
соответствия объектов действующим нормам и правилам технической
эксплуатации осуществляются надзорными и контрольными органами по
согласованию с этими организациями в установленном порядке.
Осуществление энергетического надзора за деятельностью
хозяйствующих субъектов в части рационального и эффективного
использования нефти и нефтепродуктов, а также проверки выполнения
лицензиатами лицензионных требований и условий проводятся
государственными надзорными и контрольными органами за счет
средств, выделяемых на их содержание, в соответствии с
утвержденными в установленном порядке методиками.
(Пункт в редакции Приказа Министерства энергетики Российской
Федерации от 07.07.2000 г. N 39)
8. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим
Порядком, осуществляется отделом нефтяной и газовой инспекции
Госэнергонадзора Минтопэнерго России.
9. Государственные надзорные и контрольные органы при
организации и осуществлении лицензионной деятельности, в том числе
при выдаче заключений в установленном порядке, координируют свою
работу с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
10. Спорные вопросы по решениям руководителей государственных
надзорных и контрольных органов рассматриваются руководителем
Госэнергонадзора Минтопэнерго России, а по его решениям
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
В случае несогласия соискателя лицензии или лицензиата с
принятыми решениями, они могут быть обжалованы в суде в
установленном порядке.
____________
Приложение 1
к Порядку
Регистрационный N _________ В ___________________________
Дата регистрации __________ (наименование органа
Госнефтеинспекции или
территориального Управления
Госэнергонадзора Минтопэнерго
России)
З А Я В Л Е Н И Е
Заявитель ____________________________________________________
(для юридических лиц - наименование и организационная форма,
___________________________________________________________________
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество,
___________________________________________________________________
паспортные данные)
просит выдать заключение на _______________________________________
(вид деятельности)
___________________________________________________________________
Почтовый адрес заявителя и местоположение лицензируемого
объекта ___________________________________________________________
телефон ___________________, телефакс _____________________________
К заявлению прилагаются документы согласно пункту 4.1 Порядка:
1._________________________________
2._________________________________
3._________________________________
4._________________________________
Дата Личная подпись
заявителя
____________
Приложение 2
к Порядку
Регистрационный N _________
Дата выдачи __________
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Госнефтеинспекции (территориального
управления Госэнергонадзора) Министерства
топлива и энергетики Российской Федерации
Рассмотрев на основании заявления ____________________________
(регистрационный номер, дата регистрации)
документы заявителя и другие материалы по вопросам лицензионной
деятельности ______________________________________________________
(наименование вида деятельности, работ, услуг)
Госнефтеинспекция (территориальное управление Госэнергонадзора)
считает, что ______________________________________________________
(наименование юридического лица или индивидуального
предпринимателя,
___________________________________________________________________
его паспортные данные)
(не)имеет возможность(и) выполнять ________________________________
(наименование вида деятельности,
___________________________________________________________________
работ, услуг)
(из-за не) при соблюдении(я) следующих условий
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Руководитель ____________________________________ (подпись)
(Госнефтеинспекции или территориального печать
управления Госэнергонадзора)
____________