ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О положении на Северном Кавказе и о принимаемых
федеральными органами государственной власти мерах
в связи с возникновением угрозы национальной безопасности
Российской Федерации
Рассмотрев вопрос о положении на Северном Кавказе и о
принимаемых мерах по обеспечению безопасности в стране, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает
глубокую тревогу в связи со сложившейся в стране ситуацией,
вызванной вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан,
варварскими террористическими актами в городах Буйнакске, Москве и
Волгодонске.
Основными дестабилизирующими факторами на Северном Кавказе
являются неурегулированность обстановки в Чеченской Республике,
отсутствие со стороны федеральных органов государственной власти
необходимых и достаточных мер по нормализации положения в регионе.
Подписание хасавюртовских соглашений нанесло огромный ущерб
обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, дало
возможность незаконным вооруженным формированиям при прямой
поддержке из-за рубежа пройти в Чеченской Республике усиленную
военную подготовку, основательно вооружиться и совершить акт
агрессии в отношении другого субъекта Российской Федерации -
Республики Дагестан, а также распространить преступную
террористическую деятельность на другие регионы России.
Отсутствие продуманной стратегии государственного управления и
взвешенной кадровой политики привело к пассивности и
непрофессионализму в принятии решений федеральными органами
государственной власти, к частой и неоправданной реорганизации
федеральных органов исполнительной власти, снизило эффективность
руководства силовыми ведомствами.
Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции
Российской Федерации, не в полной мере использовал все свои
конституционные возможности по предотвращению вооруженного
конфликта и обеспечению согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной власти.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Предложить Президенту Российской Федерации:
повысить координирующую роль Совета Безопасности Российской
Федерации в вопросах реализации мер по надежному обеспечению
национальной безопасности России, обеспечить четкое взаимодействие
силовых структур;
поручить Совету Безопасности Российской Федерации на одном из
ближайших заседаний рассмотреть вопрос о ходе реформирования
Вооруженных Сил Российской Федерации и их способности обеспечить
обороноспособность и безопасность государства в современных
условиях, изучив в рамках этого вопроса целесообразность создания
мобильных оперативно-тактических и оперативно-стратегических
формирований, а также возможность ускоренного оснащения войск
современным вооружением и военной техникой;
использовать в полной мере положения Федерального закона
"О борьбе с терроризмом", в том числе положения статей 4, 7, 9, 13,
25, регламентирующих правовой режим в зоне проведения
контртеррористических операций;
принять эффективные меры по недопущению разжигания
межнациональной и межрелигиозной розни, упреждению возможных
провокаций, а также ускорить подготовку соответствующих изменений и
дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных
объединениях";
создать комиссию с участием представителей всех органов власти
по разработке предложений по совершенствованию отдельных положений
Конституции Российской Федерации;
обеспечить безотлагательное внесение проектов федеральных
конституционных законов о чрезвычайном положении, о военном
положении, о порядке изменения конституционно-правового статуса
субъекта Российской Федерации, а также проектов федеральных законов
о мятежной территории, о Вооруженных Силах Российской Федерации и
об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам и федеральным законам;
определить особый статус Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, правоохранительных органов и спецслужб, выполняющих
задачи в зоне вооруженного конфликта;
создать специальную комиссию из представителей всех ветвей
власти по расследованию причин и условий, способствовавших
развязыванию вооруженного конфликта в Республике Дагестан,
приведшего к тяжелым последствиям;
принять неотложные меры по активизации сотрудничества и
взаимодействия с государствами Закавказья, другими государствами -
участниками Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения
взаимной безопасности, борьбе с организованной преступностью и
международным терроризмом в соответствии с заключенными договорами
в этой области;
подготовить и внести на обсуждение очередного заседания Совета
глав правительств государств - участников Содружества Независимых
Государств комплекс мероприятий, направленных на предотвращение
продажи и поставок оружия в Кавказском регионе, недопущение
вербовки граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств для участия в незаконных вооруженных формированиях, а
также предусматривающих осуществление торгово-экономических,
финансовых и других связей с Чеченской Республикой по согласованию
с Правительством Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
провести совместное выездное заседание Государственной
комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа с
участием специальной комиссии Совета Федерации по Северному Кавказу
в связи с ситуацией на Северном Кавказе;
доработать и утвердить государственную целевую программу
социально-экономического развития Северо-Кавказского региона, а
также установить жесткий контроль за ее исполнением;
активизировать деятельность Временной комиссии по проведению
переговоров об урегулировании отношений органов государственной
власти Российской Федерации с органами государственной власти
Чеченской Республики, организовать конструктивный диалог с
чеченской диаспорой;
организовать необходимое идеологическое и пропагандистское
обеспечение государственной политики в Северо-Кавказском регионе,
обеспечить необходимый контроль за деятельностью средств массовой
информации;
информировать мировое сообщество о причинах расширения
терроризма на территории России и последствиях дестабилизации
обстановки на Северном Кавказе;
обратить через Организацию Объединенных Наций внимание
руководителей иностранных государств на ответственность в
соответствии с нормами международного права за попустительство
действиям террористов и необходимость усиления совместной борьбы с
терроризмом;
разработать и осуществить дополнительные меры по надежному
укреплению и охране участков административных границ субъектов
Российской Федерации, прилегающих к территории Чеченской
Республики, а также Государственной границы Российской Федерации с
государствами Закавказья;
исполнить постановления Правительства Российской Федерации от
10 сентября 1997 года N 1151 "О неотложных мерах по стабилизации и
развитию экономики Республики Дагестан" и от 22 июня 1999 года
N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" в части
выполнения программы "Социально-экономическое развитие Республики
Дагестан" (до 2001 года)";
рассмотреть вопрос о возмещении Республике Дагестан расходов
на восстановление промышленных и гражданских объектов, пострадавших
в ходе вооруженного конфликта;
включить в проект федерального бюджета на 2000 год отдельной
строкой расходы на восстановление и развитие экономики
Северо-Кавказского региона, а также дополнительные ассигнования на
расходы силовых структур, участвующих в решении задач по
стабилизации обстановки в Республике Дагестан и дислоцированных на
территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к
территории Чеченской Республики;
разработать меры по регулированию миграционных процессов,
обустройству беженцев и вынужденных переселенцев из
Северо-Кавказского региона, в том числе из Чеченской Республики,
созданию для них рабочих мест;
принять в установленном порядке меры, запрещающие участие в
боевых действиях военнослужащих, прослуживших менее шести месяцев.
3. Направить настоящее постановление Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ
Москва
17 сентября 1999 года
N 378-СФ