ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации "К Верховному Суду Российской Федерации"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Верховному Суду Российской
Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" и "Российскую газету" для официального
опубликования.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
29 октября 1999 года
N 4497-II ГД
____________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Верховному Суду Российской Федерации
В правоприменительной практике федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации возник вопрос, связанный с применением
Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке
исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее -
Федеральный закон). Органы, осуществляющие назначение и выплату
пенсий, до настоящего времени руководствуются положениями
Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года
N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
от 1 декабря 1997 года N 5981-ЮЛ, изданных Министерством труда и
социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом
Российской Федерации, которые решением Верховного Суда Российской
Федерации от 18 июля 1998 года признаны незаконными со дня их
издания.
На практике предельное ограничение 0,7, установленное частью
второй статьи 4 Федерального закона, применяется к отношению
среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной
плате в стране, а не к индивидуальному коэффициенту пенсионера, как
гласит указанная статья Федерального закона.
Правительством Российской Федерации часть вторая статьи 4
Федерального закона толкуется исходя из отсылки, имеющейся в
указанной части, к части четвертой статьи 1 Федерального закона.
Часть четвертая статьи 1 Федерального закона предусматривает, что
при определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение
среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной
плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от
основания назначения пенсии. Утверждая, что якобы в Федеральном
законе существует внутреннее противоречие, Правительство Российской
Федерации настаивает на указанной выше правоприменительной
практике.
Государственной Думой такая позиция Правительства Российской
Федерации не поддерживается. Проект федерального закона "О внесении
изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке исчисления и
увеличения государственных пенсий", в котором часть вторая статьи 4
излагается в редакции: "При этом отношение среднемесячного
заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране,
определенное частями третьей и четвертой статьи 1 настоящего
Федерального закона, учитывается в размере не свыше 0,7.",
Государственной Думой отклонен (постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 1999 года
N 4081-II ГД).
Пенсионеры толкуют данные нормы Федерального закона таким
образом, что ограничение 0,7 должно применяться к индивидуальному
коэффициенту пенсионера согласно букве закона, и отстаивают свои
интересы в судах. Суды и судебные коллегии соответствующих судов
исходят из того, что в статье 4 Федерального закона действительно
речь идет не о соотношении зарплат, а об индивидуальном
коэффициенте пенсионера, и удовлетворяют иски в пользу пенсионеров,
которые в ряде случаев оставляются без изменения кассационной
инстанцией.
Массовые обращения пенсионеров в суды возрастают, несмотря на
то, что рассмотрение исков приостановлено до получения
соответствующих разъяснений.
Учитывая, что сложившаяся ситуация вызывает социальное
напряжение в обществе, Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации обращается к Верховному Суду Российской
Федерации с предложением в ближайшее время рассмотреть на Пленуме
Верховного Суда Российской Федерации практику применения судами
Российской Федерации Федерального закона и дать им соответствующие
разъяснения.
Москва
29 октября 1999 года