ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О заявлении Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации "Об итогах встречи в
Стамбуле глав государств и правительств государств - участников
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять заявление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "Об итогах встречи в Стамбуле глав
государств и правительств государств - участников Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление
главам государств и правительств государств - участников
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление
для официального опубликования в "Парламентской газете" и
"Российской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
30 ноября 1999 года
N 4673-II ГД
___________________
ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об итогах встречи в Стамбуле
глав государств и правительств государств - участников
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации расценивает итоги прошедшей в Стамбуле 18-19 ноября 1999
года встречи глав государств и правительств государств - участников
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе как важный
шаг, способствующий формированию системы общей, всеобъемлющей и
неделимой, равной для всех безопасности на Европейском континенте.
Российская Федерация, как и все государства - участники ОБСЕ,
заинтересована в утверждении в Европе нового типа отношений между
государствами, сочетающих уважение суверенитета и территориальной
целостности государств с углубленным сотрудничеством в различных
областях. Важным условием успеха этого процесса является соблюдение
принципа невмешательства во внутренние дела и принципа неприменения
силы или угрозы силой.
Поддерживая усилия российской дипломатии, Государственная Дума
с удовлетворением констатирует, что главам государств и
правительств государств - участников стамбульской встречи удалось
зафиксировать общее понимание вызовов, с которыми сталкивается
Европа на пороге третьего тысячелетия, основ деятельности ОБСЕ,
договориться о совместных действиях, направленных на упрочение мира
и стабильности, защиту прав человека на пространстве ОБСЕ.
Принципиальное значение имеет подтверждение в документах
встречи в Стамбуле приверженности государств - участников ОБСЕ
Уставу Организации Объединенных Наций, Заключительному акту
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, последующим
документам, принятым в рамках ОБСЕ. Примат международного права
должен оставаться краеугольным камнем построения новой системы
безопасности в Европе. Это тем более важно в условиях, когда в ходе
агрессии Организации Североатлантического договора (НАТО) против
Союзной Республики Югославии Европа столкнулась с грубейшими
нарушениями Устава Организации Объединенных Наций, общепризнанных
принципов и норм международного права.
Государственная Дума поддерживает отраженный в документах
встречи ОБСЕ комплексный подход к проблеме безопасности, включающий
военно-политическую, экономическую и экологическую составляющие,
человеческое измерение, борьбу с преступностью, терроризмом,
коррупцией. Государственная Дума намерена принять конкретные меры
по законодательному обеспечению усилий, предпринимаемых Российской
Федерацией во взаимодействии с другими государствами - участниками
ОБСЕ в этих областях.
Ключевым аспектом европейской безопасности остается
военно-политическое измерение. Государственная Дума выражает
надежду на то, что подписание Соглашения об адаптации Договора об
обычных вооруженных силах в Европе, документа по мерам доверия и
выработка Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве,
снизят опасность повторения широкомасштабных военных конфликтов в
Европе и опасного наращивания вооружений.
При этом Государственная Дума подтверждает свою позицию в
отношении политики НАТО. Расширение этого военного блока
препятствует созданию Европы без разделительных линий, противоречит
интересам европейской безопасности и зафиксированному в
стамбульских документах отказу государств - участников ОБСЕ от
попыток укрепить свою безопасность за счет других государств.
Очевидна также несовместимость положений Хартии европейской
безопасности о том, что ни на одну организацию не может быть
возложена преимущественная ответственность за поддержание мира и
стабильности в регионе ОБСЕ, с новой доктриной и действиями
Организации Североатлантического договора.
Позитивно оценивая принятую в Стамбуле Хартию европейской
безопасности, Государственная Дума отмечает первостепенное значение
того, как положения этого документа будут претворяться в жизнь.
Деятельность ОБСЕ, в том числе направление миссий, выполнение
миротворческих и посреднических функций, должна осуществляться
строго на основе принципа консенсуса, с согласия заинтересованных
государств, при безусловном уважении их суверенитета.
По мнению Государственной Думы, в действиях ряда государств,
как в зонах конфликтов в Европе, так и в ходе встречи в Стамбуле,
проявились признаки отхода от такой позиции, рецидивы политики
двойных стандартов.
Продолжается этническая чистка Косово от сербского населения.
При участии ОБСЕ дело ведется к отделению части территории Союзной
Республики Югославии. Не подкреплены конкретными шагами положения
документов ОБСЕ и ООН о создании многоэтнической общности в Косово,
об уважении территориальной целостности Союзной Республики
Югославии, о стремлении рассматривать это государство в качестве
полноценного партнера.
На содержании отдельных положений Декларации стамбульского
саммита от 19 ноября 1999 года в ущерб объективности сказались
узкие интересы отдельных групп государств.
Зафиксирован несбалансированный подход к проблеме
урегулирования грузино-абхазского конфликта. Явно по политическим
мотивам обойдены молчанием нарушения прав граждан, допущенные в
ходе недавних выборов в ряде государств. По проблеме Приднестровья
проигнорирована существующая договоренность об увязке вывода оттуда
российских войск с процессом политического урегулирования.
Очевидно, что это может подтолкнуть некоторые силы в Молдавии к
занятию выжидательной позиции и даже к подготовке к силовому
решению конфликта.
Несмотря на внимание, уделенное в Хартии европейской
безопасности правам национальных меньшинств, и подтверждение права
людей на гражданство, в Декларации не нашлось места для констатации
фактов явного нарушения прав человека в Латвии и Эстонии, где сотни
тысяч жителей, родным языком для которых является русский,
подвергаются дискриминации и не имеют гражданства.
В ходе встречи в Стамбуле были очевидны попытки оказать
давление на Россию в связи с событиями в Чеченской Республике. Это
абсолютно неприемлемо. Государственная Дума уже высказала свою
принципиальную позицию по данному вопросу в заявлении
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от
17 ноября 1999 года "О ситуации в Чеченской Республике". Проводимая
на части российской территории антитеррористическая операция
является внутренним делом Российской Федерации. Характер этой
операции адекватен масштабам угрозы, исходящей от незаконных
вооруженных формирований. Переговоры с лидерами террористов
невозможны по принципиальным соображениям - это общемировая
практика, поэтому различные предложения и обращения о
посредничестве ОБСЕ неуместны. Вместе с тем - и это хорошо
известно - Российская Федерация готова сотрудничать с ОБСЕ в
решении вопроса об оказании помощи людям, находящимся на
освобожденной территории или вынужденным покинуть Чеченскую
Республику.
Государственная Дума в полном соответствии с положениями
Хартии считает, что усилия государств - участников ОБСЕ должны быть
направлены на обеспечение безопасности людей, защиту их прав, на
борьбу с терроризмом.
Завершая свою деятельность, Государственная Дума второго
созыва подтверждает свою приверженность принципам демократии,
верховенства закона и соблюдения прав человека, заинтересованность
в развитии равноправного международного сотрудничества, в котором
она намерена и впредь принимать активное участие.
Москва
30 ноября 1999 года