ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 9 декабря 1999 г. N 1359
г. Москва
О заключении Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Секретариатом ООН об оказании содействия
со стороны Программы ООН по международному контролю над
наркотиками Пограничной группе Федеральной пограничной службы
Российской Федерации в Республике Таджикистан
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Одобрить представленный Федеральной пограничной службой
Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской
Федерации проект Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Секретариатом ООН об оказании содействия со стороны
Программы ООН по международному контролю над наркотиками
Пограничной группе Федеральной пограничной службы Российской
Федерации в Республике Таджикистан (прилагается).
Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации
провести переговоры с Секретариатом ООН и по достижении
договоренности подписать указанное Соглашение от имени
Правительства Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый
проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального
характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
Проект
ПРОГРАММА ООН
по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП)
Номер и название: AD/RER/99/E23 - усиление возможностей
Федеральной пограничной службы Российской Федерации на границе
Таджикистана с Афганистаном по контролю за перемещением наркотиков
Начало реализации: ноябрь 1999 года
Сфера контроля над наркотиками: пресечение незаконного
оборота наркотиков
Продолжительность: 12 месяцев
Орган, ответственный за реализацию проекта: ЮНДКП/Управление
ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности
(УКНПП)
Правительственная организация-исполнитель и
организация-партнер: Федеральная пограничная служба Российской
Федерации
Финансирование со стороны ЮНДКП Вклад ФПС России
(в долларах США) (в местной валюте
или оборудование)
I этап (1999 год): 1059700 долларов США
II этап (2000 год): 990100 долларов США
Общий вклад ЮНДКП: Общий вклад ФПС России:
2049800 долларов США 200000 долларов США
Резкое увеличение производства опия в Афганистане в 1999 году
создает дополнительные проблемы для Таджикистана - страны транзита
наркотиков из Афганистана далее в Россию, Европу и, в определенных
объемах, в США. Огромное количество наркотиков складировано в
настоящее время в северном Афганистане вдоль границы с
Таджикистаном протяженностью в 1700 км. Российские погранвойска,
находящиеся в Таджикистане, являются одной из наиболее активных
структур, противостоящих организациям наркотрафикантов на границе с
Афганистаном. Недостаточные оснащенность и профессиональная
подготовка российских погранвойск в Таджикистане требуют оказания
им технического и финансового содействия. Данный проект имеет целью
усиление возможностей находящихся в Таджикистане российских
погранвойск путем предоставления им специального оборудования,
оказания помощи стратегической информацией и в планировании. Другим
компонентом проекта является осуществление космической съемки
основных мест складирования героина и опиума в северном Афганистане
вдоль границы с Таджикистаном. Проектом предусматривается также
улучшение процесса сбора информации и обмена ею о нелегальном
обороте наркотиков в этом регионе с целью активизации
антинаркотических операций и уголовного преследования сообщников
наркотрафикантов в других странах. Кроме того, проект позволит
укрепить взаимодействие между российскими погранвойсками в
Таджикистане и Таджикским агентством по контролю над наркотиками.
От имени: ПОДПИСЬ Дата
Правительства Российской
Федерации: _______________ ________________
ЮНДКП/УКНПП: _______________ ________________
1. Содержание проекта
Проведенный Программой ООН по международному контролю над
наркотиками ежегодный обзор по незаконному культивированию
опийного мака выявил, что в 1999 году в Афганистане было
произведено 4581 тонна опия. С учетом того, что в 1998 году было
произведено 2102 тонны опия, годовой прирост его производства
составил 117%. Почти в 80% районов, исследованных в 1998 году, в
1999 году было зафиксировано увеличение культивирования опийного
мака.
Рост производства опия связан с социально-экономическими и
экологическими условиями в стране. В результате этого цены на
опиум на юге упали с 60 долларов США за 1 кг в предурожайный
период до 37 долларов за 1 кг в период урожая.
По имеющейся достоверной информации, значительные объемы опия
и героина складированы в настоящее время в северном Афганистане
вблизи границы с Таджикистаном. Одновременно ряд афганских
лабораторий по производству героина перемещен в районы
афганско-таджикской границы как для облегчения контрабанды героина
после его производства в государства Центральной Азии, так и для
получения прекурсоров, идущих в обратном направлении.
Следует также учесть возрастающую важность транзитного
маршрута через центрально-азиатские страны из Афганистана. По
расчетам ЮНДКП, 65% всего афганского опия, морфина и героина
направляется транзитом через Центральную Азию.
Основные маршруты нелегальной переброски наркотиков проходят
с севера Афганистана через афганско-таджикскую границу. Почти 60%
всех афганских наркотиков, поступающих в Таджикистан,
переправляются через равнинную местность в южном Афганистане,
конкретно - Пяндж, Московский, Нижний Пяндж, Шуроабад, Пархар и
т. д. Остальные 40% приходятся на гористую Горно-Бадахшанскую
автономную область, конкретно - Ишкашим, Хорог, Рушан и
Калай-Хумб.
Из Таджикистана афганские наркотики поступают в Казахстан,
Киргизию и Россию железнодорожным и авиационным транспортом, а
также в Узбекистан - автотранспортом через Киргизию или
непосредственно через таджикско-узбекскую границу. Определенная
часть наркотиков оседает в упомянутых странах, а основная масса
наркотиков идет в Европу и частично - в США.
В настоящее время наиболее эффективным барьером на пути
нелегального ввоза наркотиков в Таджикистан являются пограничные
войска Российской Федерации, которые занимают позиции в ключевых
пунктах вдоль таджикско-афганской границы в соответствии с
соглашением, подписанным между Таджикистаном и Россией в мае
1993 года. Этот двадцатитысячный контингент, финансируемый в
основном из Москвы и на 80% укомплектованный этническими
таджиками, изъял в 1997 году 2,15 тонны наркотических веществ,
включая 1,5 тонны опия-сырца, 25 кг героина и 652 кг гашиша.
Только в районах Пяндж и Московский с декабря 1998 года и по
настоящий день российские погранвойска конфисковали 145 единиц
стрелкового оружия и изъяли 105 кг наркотиков, в т. ч.: 35 кг
героина, 57,6 кг наркотиков опийной группы и 9,5 кг гашиша.
С целью активизации борьбы с незаконным оборотом наркотиков в
Таджикистане во время официального визита в Москву в сентябре
1999 года Исполнительным директором УКНПП было принято решение о
предоставлении помощи российским погранвойскам. Данная инициатива
направлена на повышение антинаркотического потенциала в
Таджикистане и тесно связана с созданием Таджикского агентства по
контролю над наркотиками, которое было сформировано в соответствии
с протоколом, подписанным в Вене Президентом Республики
Таджикистан и Генеральным директором УКНПП 27 апреля 1999 г.
Предоставление помощи российским пограничникам в Таджикистане
позволит также укрепить существующий проект по улучшению
пограничных контрольных функций, осуществляемых погранслужбой
Таджикистана, подписанный УКНПП и таджикскими официальными лицами.
2. Организации-партнеры, организационная структура и механизм
реализации проекта
Настоящий проект будет осуществляться совместно ЮНДКП и
Федеральной пограничной службой Российской Федерации, выступающей в
качестве правительственной организации-партнера. Комитет по
управлению программой, включающий представителей УКНПП и
Федеральной пограничной службы Российской Федерации, будет
проводить заседания каждые четыре месяца для рассмотрения
достигнутых результатов и выработки общих направлений дальнейшего
осуществления проекта. Будет налажен координационный механизм между
ФПС России и Таджикским агентством по контролю над наркотиками.
Техническая экспертиза будет произведена иностранными и
международными правоохранительными структурами и экспертами в целях
оказания помощи в проведении упомянутых антинаркотических операций
на границе. УКНПП будет оказывать содействие в стратегическом
планировании оперативной деятельности.
Реализация проекта будет во многом зависеть от эффективности
действий ФПС России.
3. Первостепенные цели, связанные с ними результаты и
деятельность
Целью данного проекта является предоставление необходимого
содействия российским погранвойскам в виде оборудования,
стратегической информации и планирования для проведения эффективных
антинаркотических операций на границе между Афганистаном и
Таджикистаном. Главным итогом проекта должно стать гарантирование
оперативной гибкости, большой мобильности и улучшения возможностей
по сбору информации для российских погранвойск в целях изъятия
наркотиков и задержания групп наркотрафикантов, а не обычное
усиление их позиций как таковых.
Проект состоит из трех самостоятельных частей:
совершенствование оперативной деятельности и улучшение тактики
российских погранвойск, размещенных вдоль границы Таджикистана и
Афганистана, в сфере контроля над наркотиками; предоставление
снимков, сделанных из космоса, основных мест складирования
наркотиков в Афганистане вдоль границы с Таджикистаном; повышение
возможностей российских погранвойск по сбору информации и созданию
совместных координационных механизмов взаимодействия с Таджикским
агентством по контролю над наркотиками.
Цель N 1
Повышение антинаркотических оперативных возможностей ФПС
России на границе между Таджикистаном и Афганистаном.
Мероприятия:
1. Принять на работу по контракту международного эксперта по
антинаркотическим операциям, в функции которого будет входить
оказание содействия в деятельности российских погранвойск.
2. Предоставить выборочно заставам российских пограничников
соответствующее оборудование, средства связи и транспорт.
3. Выработать и осуществить последовательную и гибкую
стратегию и тактику для перехвата наркогрузов, нелегально
переправляемых на участках границы, контролируемых российскими
погранвойсками.
4. Проводить антинаркотические операции вдоль границы в
соответствии с выработанной стратегией.
Результаты:
1. Российские погранвойска становятся более оснащенными,
мобильными и готовыми к операциям против наркотрафикантов.
2. Разрабатывается соответствующая антинаркотическая
стратегия.
3. Сообщается о существенных увеличениях объемов изъятий
наркотиков.
Цель N 2
Осуществление космической съемки основных мест складирования
наркотиков на афганской территории вдоль границы с Таджикистаном.
Мероприятия:
1. Заключить контракт со специализированной коммерческой
структурой или государственной организацией, возможно из России
(ГК "Росвооружение"), для получения таких снимков.
2. Провести обстоятельный анализ этих снимков в
сотрудничестве с российскими погранвойсками, дислоцированными в
Таджикистане.
Результаты:
1. Получение четких визуальных данных о местах складирования
наркотиков в Афганистане вдоль границы с Таджикистаном.
2. Подготовка карт с точным указанием мест складирования
наркотиков для передачи соответствующим государственным структурам
и правоохранительным органам.
3. Существенное улучшение результатов антинаркотических
операций.
4. Рост соответствующего международного понимания данного
феномена.
Цель N 3
Повышение возможностей российских погранвойск по сбору
информации о транспортировке наркотиков из Афганистана.
Мероприятия:
1. Предоставить эффективные средства для улучшения сбора
информации о деятельности наркотрафикантов.
2. Осуществить подготовку и предоставить помощь по
использованию упомянутого оборудования.
Результаты:
1. Постоянное улучшение способности по сбору информации о
деятельности наркотрафикантов.
2. Проведение эффективных антинаркотических операций на
границе между Таджикистаном и Афганистаном на основе полученной
информации.
Цель N 4
Создание механизма взаимодействия и координации между
российскими погранвойсками и Таджикским агентством по контролю над
наркотиками.
Мероприятия:
1. Организовать встречи между руководством российскими
погранвойсками и директором Таджикского агентства по контролю над
наркотиками.
2. Выработать соответствующие механизмы обмена информацией,
координации деятельности и сотрудничества.
Результаты:
1. Создание основы координации проведения гибких и
эффективных операций против наркотрафикантов, включающих в себя
перехват на границе, среднесрочные и долгосрочные расследования на
таджикской территории.
2. Российские погранвойска и Таджикское агентство по контролю
над наркотиками объединяют усилия в работе по сбору информации и
проведению антинаркотических операций.
3. Как результат налаживается эффективное сотрудничество и
четкое распределение компетенции между российскими погранвойсками
и Таджикским агентством по контролю над наркотиками.
4. Финансирование
Вклад Правительства Российской Федерации:
предоставление рабочих помещений - 120000 долларов США
снабжение автотранспорта горючим - 50000 долларов США
поддержание оборудования в рабочем состоянии - 30000 долларов
США.
Вклад ЮНДКП:
персонал
международный эксперт по антинаркотическим операциям
субконтракты
спутниковые снимки
повышение квалификации/совещания
подготовка российских погранвойск
встречи между командующим российскими погранвойсками в
Таджикистане и директором Таджикского агентства по контролю над
наркотиками
оборудование
оборудование и средства транспорта для ФПС России
разное
оперативные расходы: перевод, печатание докладов, разное.
5. Риски по проекту
Реализация проекта рассматривается в контексте действующего
соглашения между ФПС России и Республикой Таджикистан. Любое
нарушение данного Соглашения ставит под угрозу осуществление
проекта.
Реализация проекта во многом зависит от эффективности
действий ФПС России по изъятию наркотиков.
6. Предварительные обязательства и необходимые условия
Правительственная организация - партнер/исполнитель,
ответственная за реализацию проекта, предоставляет все необходимое
содействие на национальном уровне для осуществления проекта.
Вся помощь, предусмотренная данным проектом, будет
предоставляться после получения мнения ЮНДКП о том, что
предварительные условия выполнены или же будут выполняться. Когда
известно, что одно или более условий не выполняется, ЮНДКП может,
по собственному усмотрению, отложить или прекратить предоставление
помощи.
Деятельность ЮНДКП в рамках проекта на каждом этапе/ежегодно
будет зависеть от наличия адекватных ресурсов. Имеющиеся средства
будут направляться через ежегодный бюджет для проекта на основе
финансового плана. В случае отсутствия необходимых средств ЮНДКП
оставляет за собой право в одностороннем порядке прекратить
предоставление помощи по данному проекту.
7. Пересмотр проекта, отчетность и оценка результатов
После завершения первого этапа проекта Правительство
Российской Федерации и ЮНДКП совместно пересмотрят и выработают
детальный проектный документ взамен настоящего.
Проект подлежит проверке как со стороны Управления служб
внутреннего надзора ООН, так и Комиссии ревизоров ООН. ЮНДКП будет
координировать с организацией-партнером работу по проведению таких
аудиторских проверок и выполнению согласованных рекомендаций
аудиторов.
Проект будет также подлежать проводимой на месте
трехсторонней среднесрочной оценке результатов, проводимой
совместно ЮНДКП и национальным партнером.
Рассмотрение хода реализации проекта будет осуществляться с
целью создания основ для новых инициатив и/или внесения корректив
для повышения эффективности проекта, а также для принятия решений
относительно продолжения, пересмотра или расширения проекта и
анализа выводов, полученных в ходе осуществления проекта.
8. Правовые рамки
Проектный документ соответствует базовому Соглашению о помощи
между Правительством Российской Федерации и Программой развития
ООН (ПРООН).
Правительственная организация, ответственная за осуществление
проекта, и представительство ПРООН в Москве обеспечивают
проведение необходимых мероприятий по выбору субподрядчика для
производства космической съемки, доставке оборудования и
назначению в представительствах ЮНДКП и ПРООН в Москве сотрудника,
ответственного за все вопросы, касающиеся проекта.
Положения об ответственности.
Правительство Российской Федерации оплачивает все таможенные
пошлины и прочие сборы в связи с импортом оборудования, его
перевозкой, передачей, хранением и связанными с этим расходами.
Оно обеспечивает безопасность хранения оборудования, его
установку, техническое обслуживание и страхование в соответствии с
порядком, установленным в Российской Федерации, а также, в случае
необходимости, замену оборудования после его поставки.
После поставки оборудования, которое было закуплено ЮНДКП для
российских правительственных или местных/национальных органов
власти в соответствии с проектом, и после подтверждения, что
оборудование получено полностью и в надлежащем виде для того,
чтобы осуществить платеж поставщику, право владения на
оборудование переходит к Правительству Российской Федерации.
После передачи права собственности ЮНДКП не будет нести
никакой ответственности за оборудование, его функционирование и
техническое обслуживание. Однако для целей мониторинга по проекту
Правительство Российской Федерации будет вести точный инвентарный
учет оборудования, предоставляемого в соответствии с настоящим
проектом, и эта информация будет предоставляться ЮНДКП по ее
просьбе.
Все материалы, оборудование и товары, закупленные ЮНДКП в
целях реализации проекта, используются исключительно с этой целью
и закупаются и используются в соответствии с правилами и
инструкциями ООН. Они будут рассматриваться как собственность
ЮНДКП на время осуществления проекта. Их конечное предназначение
определяется на заключительной трехсторонней встрече в виде
соглашения между ЮНДКП и Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации берет на себя
ответственность в разрешении всех претензий, которые могут быть
выдвинуты третьими сторонами в адрес ООН, включая ЮНДКП, в
отношении ее персонала или в отношении других лиц, выполняющих
обязанности по данному соглашению от лица ООН, включая ЮНДКП.
Правительство Российской Федерации рассматривает ООН, в т. ч.
ЮНДКП, как не несущих ответственности в случае выдвижения таких
претензий или наступления ответственности, в результате
деятельности в соответствии с настоящим соглашением, за
исключением тех случаев, когда ООН, включая ЮНДКП, признают, что в
основе таких претензий или ответственности лежит грубая
небрежность и преднамеренное неправомерное поведение данного лица.
Все стороны признают, что ООН, включая ЮНДКП, не обязана
выплачивать компенсацию в случае смерти или инвалидности,
вызванных травмой или болезнью, в связи с выполнением должностных
обязанностей сотрудниками ООН, консультантами и другими лицами,
принятыми на работу Правительством Российской Федерации или
учреждениями ООН в рамках реализации данного проекта,
финансируемого ЮНДКП.
Эти стороны не будут предъявлять претензии к ООН, включая
ЮНДКП, в отношении компенсаций, выплачиваемых в таких случаях, и
настоящим подтверждают, что такие случаи подпадают под
соответствующее страхование, обеспечивающее достаточное
компенсационное покрытие и распространяющееся на всех лиц, нанятых
на работу Правительством Российской Федерации или другим
учреждением ООН в соответствии с настоящим проектом. Для принятия
на работу персонала ЮНДКП как организации, выполняющей проект,
применяется приложение "Д" правил процедуры и положений о персонале
ООН.
Общие положения.
В проектный документ могут вноситься изменения в соответствии
с письменным соглашением между заинтересованными сторонами. Любой
вопрос, который не регулируется проектным документом, стороны
решают в соответствии с резолюциями и решениями соответствующих
органов Организации Объединенных Наций. Каждая сторона
благожелательно и в полной мере рассматривает любое предложение,
выдвигаемое другой стороной в рамках настоящего параграфа.
9. Финансовая информация ЮНДКП
Бюджет проекта
Персонал 70000
Поездки 30000
Субконтракты 100000
Обучение/встречи 40000
Оборудование 1680000
Разное 20000
Всего 1940000
Расходы на поддержку 109800
Итого 2049800
Общий бюджет
-------------------------------------------------------------------
Статьи расходов ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ ИТОГ
-------------------------------------------------------------------
11-50 Международный 40000 30000 70000
консультант
15-00 Поездки 5000 25000 30000
21-00 Субконтракты 100000 0 100000
33-00 Обучение 0 15000 15000
35-00 Встречи 5000 20000 25000
42-00 Нерасходованное 850000 830000 1680000
оборудование
51-00 Операция и 2000 7000 9000
поддержка
52-00 Доклады 2000 6000 8000
53-00 Разное 1000 2000 3000
99-00 Всего 1005000 935000 1940000
56-00 Расходы на поддержку 54700 55100 109800
Итого 1059700 990100 2049800
ЮНДКП
-------------------------------------------------------------------
Статьи расходов ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ ИТОГ
-------------------------------------------------------------------
11-50 Международный 40000 30000 70000
консультант
15-00 Поездки 5000 25000 30000
33-00 Обучение 0 15000 15000
35-00 Встречи 5000 20000 25000
51-00 Операции и 2000 7000 9000
поддержка
52-00 Доклады 2000 6000 8000
53-00 Разное 1000 2000 3000
99-00 Всего 55000 105000 160000
56-00 Расходы на поддержку 7200 13600 20800
(13%)
Итого 62200 118600 180800
Расходы ФПС России через ЮНДКП (Россия)
-------------------------------------------------------------------
Статьи расходов ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ ИТОГ
-------------------------------------------------------------------
21-00 Субконтракты 100000 0 100000
42-00 Нерасходованное 850000 830000 1680000
оборудование
99-00 Всего 950000 830000 1780000
56-00 Расходы на поддержку 47500 41500 89000
(5%)
Итого 997500 871500 1869000
____________