О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по жалобе гражданки Маршаковой Екатерины Захаровны на
нарушение ее конституционных прав статьей 10 Закона Республики
Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике
Мордовия" и постановлениями Правительства Республики
Мордовия "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере
оптовой торговли товарами народного потребления" и
"Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной
торговли товарами народного потребления на территории
Республики Мордовия"
город Москва 13 января 2000 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя М.В.Баглая, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова,
В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева,
В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданки Е.З.Маршаковой,
у с т а н о в и л:
1. В жалобе гражданки Е.З.Маршаковой оспаривается
конституционность статьи 10 Закона Республики Мордовия от 27 ноября
1995 года "О торговле и оказании услуг населению в Республике
Мордовия", устанавливающей, что все хозяйствующие субъекты,
осуществляющие на территории Республики Мордовия свою деятельность
в сфере торговли, подлежат аттестации, за проведение которой
обязаны уплатить аттестационный сбор, зачисляемый в местный бюджет,
а также постановлений Правительства Республики Мордовия от
28 сентября 1995 года N 285 "Об аттестации хозяйствующих субъектов
в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и от
12 мая 1996 года N 238 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в
сфере розничной торговли товарами народного потребления на
территории Республики Мордовия", определяющих размер
аттестационного сбора и порядок проведения аттестации.
По мнению заявительницы, установление запрета для
хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность в сфере торговли
без аттестационного свидетельства ограничивает ее право заниматься
предпринимательской деятельностью, что противоречит статьям 34 и 55
Конституции Российской Федерации, а введение не предусмотренных
федеральными законами сборов за проведение аттестации нарушает
статью 57 Конституции Российской Федерации.
2. Согласно ГК Российской Федерации граждане,
зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя,
вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными
законом; при этом отдельные виды деятельности они могут
осуществлять только на основании специального разрешения - лицензии
(пункты 1 и 3 статьи 23 и пункт 1 статьи 49). Перечень таких видов
деятельности определен Федеральным законом от 25 сентября 1998 года
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
По смыслу же статьи 10 Закона Республики Мордовия "О торговле
и оказании услуг населению в Республике Мордовия", все виды
деятельности в сфере торговли осуществляются лишь при наличии
соответствующего свидетельства об аттестации. Это подтверждается и
пунктом "а" части второй статьи 23 того же Закона, согласно которой
Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия вправе
запрещать и пресекать деятельность, осуществляемую с нарушением
установленного порядка аттестации. Положением об аттестации
хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами
народного потребления, утвержденным постановлением Правительства
Республики Мордовия "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере
розничной торговли товарами народного потребления на территории
Республики Мордовия", осуществление деятельности в сфере торговли
без свидетельства об аттестации запрещается и рассматривается как
нарушение правил торговли, влекущее соответствующую ответственность
(пункт 4).
Введение аттестации хозяйствующих субъектов, осуществляющих
свою деятельность в сфере торговли, соответствует целям и порядку
проведения лицензирования, как они определены Федеральным законом
"О лицензировании отдельных видов деятельности". Следовательно,
статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг
населению в Республике Мордовия", по сути, закрепляет скрытую форму
лицензирования всей торговой деятельности на территории Республики
Мордовия и расширяет перечень видов деятельности, подлежащих
лицензированию и оплате лицензионным сбором, установленный
названным Федеральным законом, а предусмотренный ею аттестационный
сбор по своему правовому содержанию представляет собой обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого
является одним из условий выдачи разрешения на осуществление
торговой деятельности, т. е. сбор в понимании статьи 8 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Между тем определение видов предпринимательской деятельности,
на осуществление которой требуется лицензия, как относящееся к
сфере гражданского законодательства, составляет согласно статье 71
(пункт "о") Конституции Российской Федерации исключительное ведение
Российской Федерации, а установление общих принципов
налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1, Конституции
Российской Федерации).
Вопросы о полномочиях субъектов Российской Федерации в сфере
регулирования гражданских правоотношений и установления налогов и
сборов уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации. Так, в постановлении от 4 марта 1997 года по
делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона
"О рекламе" Конституционным Судом Российской Федерации
сформулирована правовая позиция, согласно которой правовое
регулирование вопросов, относящихся к общефедеральному
законодательству, иными видами законодательства способно создать
препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств,
ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с
обязанностью государства гарантировать единое экономическое
пространство. В постановлении от 21 марта 1997 года по делу о
проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи
18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской
Федерации указал, что субъекты Российской Федерации не могут
вводить налоги и сборы, не предусмотренные федеральными законами.
Этот вывод подтвержден в определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 5 февраля 1998 года по запросам Ленинского
районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда
города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Правовые позиции, изложенные в названных решениях
Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свою силу,
распространяются на законы субъектов Российской Федерации в сферах
гражданского законодательства и налогообложения и сборов.
Следовательно, в силу части второй статьи 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и
оказании услуг населению в Республике Мордовия", как содержащая
такие же положения, какие были признаны Конституционным Судом
Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской
Федерации, подлежит отмене и не может применяться судами, другими
органами и должностными лицами. То же относится к принятым в
развитие данной статьи и конкретизирующим ее подзаконным актам -
постановлениям Правительства Республики Мордовия.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43, частью первой статьи 79 и частью второй статьи 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании
услуг населению в Республике Мордовия" и принятые в соответствии с
ней постановления Правительства Мордовия от 28 сентября 1995 года
N 285 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой
торговли товарами народного потребления" и от 12 мая 1996 года
N 238 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной
торговли товарами народного потребления на территории Республики
Мордовия", как содержащие такие же положения, какие постановлениями
Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 года по
делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона
"О рекламе" и от 21 марта 1997 года по делу о проверке
конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и
статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции
Российской Федерации, подлежат отмене в установленном порядке и не
могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Маршаковой Екатерины Захаровны, поскольку по предмету обращения
Конституционным Судом Российской Федерации приняты постановления,
сохраняющие свою силу.
3. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не
подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации", официальных изданиях
органов государственной власти Республики Мордовия, а также
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В.Селезнев
N 8-О