П Р И К А З
Федеральной службы России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
от 21 января 2000 г. N 13
Об утверждении Положения о порядке организации,
учета и функционирования ведомственной
наблюдательной сети
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
28 февраля 2000 г. Регистрационный N 2141
(В редакции Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Российской Федерации
от 28.02.2007 г. N 61)
В соответствии с Планом мероприятий на 1999 год по реализации
постановления совместного расширенного заседания коллегии
Росгидромета и Исполкома ОПАР от 20.01.99 г. N 2/1, утвержденного
решением коллегии Росгидромета 10.02.99 г. N 4/5, и в целях
совершенствования порядка организации, учета и функционирования
ведомственной наблюдательной сети приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации,
учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети (далее -
Положение).
2. Начальникам управлений центрального аппарата, руководителям
учреждений, предприятий и организаций Росгидромета принять
Положение к руководству и исполнению.
3. УРСА (В.М.Борисенко) направить установленным порядком на
государственную регистрацию в Минюст России указанное Положение.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя
руководителя Росгидромета С.С.Ходкина.
______________
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации, учета и функционирования
ведомственной наблюдательной сети
Утверждено приказом Росгидромета от 21 января 2000 г. N 13
(В редакции Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Российской Федерации
от 28.02.2007 г. N 61)
Настоящее Положение устанавливает порядок организации, учета и
функционирования стационарных и подвижных пунктов наблюдений,
создаваемых министерствами и ведомствами Российской Федерации,
осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и смежных
с ней областях в соответствии с Федеральным законом
"О гидрометеорологической службе" и в сотрудничестве с
Росгидрометом.
Целью установленных Положением требований является создание
экономичной и эффективной ведомственной наблюдательной сети, дающей
возможность существенно пополнить Единый государственный фонд
данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обеспечение
единства и сопоставимости методов наблюдений, непротиворечивости
информационной продукции, а также обеспечение работ по
стандартизации и метрологическому контролю за средствами измерений.
(В редакции Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Российской Федерации
от 28.02.2007 г. N 61)
Требования настоящего Положения распространяются также на
любые иные юридические и физические лица, осуществляющие
деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
1. Основные понятия
В целях настоящего Положения применяются следующие основные
понятия:
гидрометеорологическая служба - система функционально
объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе
органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в
области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии,
климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии,
гелиогеофизики), мониторинг окружающей среды, ее загрязнения, в том
числе ионосферы и околоземного космического пространства,
предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее
загрязнении, об опасных природных явлениях; (В редакции Приказа
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды Российской Федерации от 28.02.2007 г. N 61)
наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов
наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров,
бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и
химическими процессами, происходящими в окружающей среде,
определения ее метеорологических, климатических, аэрологических,
гидрологических, океанологических, гелиогеофизических,
агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня
загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том
числе по гидробиологическим показателям, и околоземного
космического пространства; (В редакции Приказа Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской
Федерации от 28.02.2007 г. N 61)
государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть
специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении -
сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей
среды, ее загрязнения; (В редакции Приказа Федеральной службы по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской
Федерации от 28.02.2007 г. N 61)
информационная продукция - полученная в результате обработки
сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для
распространения или реализации;
мониторинг окружающей среды, ее загрязнения - долгосрочные
наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и
происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз
состояния окружающей среды, ее загрязнения; (В редакции Приказа
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды Российской Федерации от 28.02.2007 г. N 61)
подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее
загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) - комплекс,
включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное
плавательное средство, другое средство передвижения) с
установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными
для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения; (В
редакции Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Российской Федерации
от 28.02.2007 г. N 61)
стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды,
ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс,
включающий в себя земельный участок или часть акватории с
установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными
для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения<1>.
(В редакции Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Российской Федерации
от 28.02.2007 г. N 61)
_____________
<1> Из Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ
"О гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609).
2. Общие положения
2.1. Организация и функционирование ведомственной
наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных принципов
деятельности гидрометеорологической службы:
репрезентативности пунктов наблюдений;
единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и
обобщения результатов наблюдений;
обеспечения достоверности получаемых результатов и доступности
информации для пользователей.
2.2. Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений
(далее - пункты наблюдений) осуществляют свою деятельность на
основании лицензий, получаемых от Росгидромета, и с соблюдением
требований нормативных документов, регламентирующих производство
наблюдений.
2.3. Росгидромет, его территориальные органы и организации
оказывают ведомствам (их организациям) необходимую помощь по
организационным, техническим и методическим вопросам обеспечения
деятельности пунктов наблюдений на основе договоров.
3. Порядок организации ведомственного
пункта наблюдений
3.1. Организация ведомственного пункта наблюдений
осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов
Росгидромета по заявке ведомства или его организации, направляемой
в Росгидромет или его территориальный орган (организацию). В заявке
указываются:
цель создания пункта наблюдений, предполагаемый период его
функционирования;
район размещения;
виды проводимых наблюдений;
методы и программные средства обработки результатов
наблюдений;
наличие служебных помещений, вид планируемой оперативной
связи.
Заявка направляется после решения ведомством вопроса о
предоставлении земельного участка, акватории для организации пункта
наблюдений в соответствии с земельным, водным и лесным
законодательствами Российской Федерации и по согласованию с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.2. При положительном решении Росгидрометом вопроса о
создании пункта наблюдений ведомство или его организация
согласовывает с Росгидрометом или его территориальным органом
(организацией) обязанности сторон.
Согласованию с Росгидрометом или его территориальным органом
(организацией) подлежат следующие вопросы:
вид пункта наблюдений;
место размещения пункта наблюдений на местности;
программа наблюдений;
методы и программные средства обработки результатов
наблюдений;
перечень необходимых приборов и оборудования, бланкового
материала, технической литературы;
способ определения высоты "нуля" барометра над уровнем моря;
способ передачи результатов наблюдений и другой оперативной
информации;
способ и сроки передачи режимной информации в Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее
загрязнении; (В редакции Приказа Федеральной службы по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской
Федерации от 28.02.2007 г. N 61)
предполагаемый срок начала функционирования пункта наблюдений.
3.3. Для каждого открываемого пункта наблюдений составляется
Техническое дело, один экземпляр которого хранится в делах пункта
наблюдений, второй - в территориальном органе (организации)
Росгидромета.
3.4. Для обеспечения функционирования пунктов наблюдений
ведомству (или его организации) необходимо:
оформлять документацию на открытие пунктов наблюдений;
получать от Росгидромета лицензии на право выполнения
наблюдений на вновь открываемых и действующих пунктах наблюдений;
обеспечивать обработку результатов наблюдений в соответствии с
согласованными методами и программными средствами обработки;
обеспечивать передачу результатов наблюдений в Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее
загрязнении в порядке, согласованном с соответствующим
территориальным органом (организацией) Росгидромета; (В редакции
Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды Российской Федерации от 28.02.2007 г. N 61)
комплектовать штаты пунктов наблюдений в соответствии с
согласованной программой наблюдений и работ.
3.5. Ведомство (или его организация) может:
изменять при необходимости программу работ пунктов наблюдений
по согласованию с соответствующим территориальным органом
(организацией) Росгидромета;
закрывать пункты наблюдений по согласованию с территориальными
органами (организациями) Росгидромета;
передавать результаты наблюдений заинтересованным потребителям
на договорной основе с указанием в договоре номера лицензии на
право осуществления лицензируемого вида деятельности.
3.6. Действия Росгидромета, связанные с оказанием помощи в
организации и обеспечении функционирования ведомственных пунктов
наблюдений, согласовываются ведомствами или их организациями с
Росгидрометом или его территориальными органами (организациями) и
включают в себя:
оказание ведомствам (его организациям) необходимой помощи в
организации пунктов наблюдений в соответствии с требованиями
раздела 3 настоящего Положения;
предоставление необходимых консультаций и обеспечение помощи
при проведении работ по размещению и установке приборов и
оборудования;
обеспечение обучения и стажировки персонала ведомственной
наблюдательной сети;
оказание помощи по вопросам методики наблюдений,
метрологического обеспечения и ремонта приборов и оборудования;
обеспечение экспертизы результатов наблюдений;
ведение учета ведомственных пунктов наблюдений.
3.7. Росгидромет может:
получать результаты наблюдений ведомственного пункта
наблюдений и публиковать их в изданиях территориального органа
(организации) Росгидромета в установленном порядке;
привлекать ведомственный пункт наблюдений к наблюдениям за
стихийными гидрометеорологическими явлениями, а также проводить на
указанном пункте при необходимости свои наблюдения на условиях
договоренности;
выбраковывать результаты наблюдений ведомственного пункта
наблюдений с оповещением об этом ведомственной организации;
переводить при необходимости ведомственный пункт наблюдений в
случае его закрытия ведомством в состав государственной
наблюдательной сети в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации;
передавать пункты наблюдений, входящие в государственную
наблюдательную сеть, ведомству с решением имущественных отношений
между Росгидрометом и ведомством в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
4. Учет ведомственных пунктов наблюдений
4.1. Учет ведомственных пунктов наблюдений ведут
территориальные органы (организации) Росгидромета, ВНИИГМИ-МЦД и
соответствующие научно-исследовательские учреждения Росгидромета.
4.2. При открытии новых ведомственных пунктов наблюдений
территориальные органы (организации) Росгидромета направляют в
Росгидромет и ВНИИГМИ-МЦД регистрационное свидетельство по
установленной форме, а о дате начала функционирования - краткое
телеграфное оповещение.
4.3. При принятии решения о закрытии или переводе
ведомственного пункта наблюдений в состав государственной
наблюдательной сети территориальный орган (организация)
Росгидромета направляет в Росгидромет и ВНИИГМИ-МЦД информацию в
ежеквартальном отчете об изменениях в составе наблюдательной сети и
видах проводимых наблюдений.
____________