МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
П Р И К А З
13. 03.2000 N 141 г. Москва
Об утверждении Временного положения о поисково-спасательной службе
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
До утверждения Положения о поисково-спасательной службе
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
и в связи с признанием утратившим силу приказа МЧС России от
10.09.96 N 596 "О введении в действие Положения о
поисково-спасательной службе МЧС России"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о
поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России,
начальников региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, командиров соединений и воинских частей войск
гражданской обороны центрального подчинения, руководителей
организаций МЧС России в порядке, установленном приказом МЧС
России от 6.10.97 N 590.
Министр С.Шойгу
Приложение
к приказу МЧС России
от 13.03.2000 N 141
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о поисково-спасательной службе Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Общие положения
1. Поисково-спасательная служба Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ПСС МЧС России)
представляет собой совокупность органов управления, сил и средств,
предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую
систему, основу которой составляют поисково-спасательные
формирования.
2. ПСС МЧС России является правопреемницей
поисково-спасательной службы Государственного комитета Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, созданной в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 июля 1992 г. N 528 на базе туристских и альпинистских
спасательных служб, пунктов и центров.
3. ПСС МЧС России является составной частью единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - РСЧС).
4. В ПСС МЧС России входят следующие поисково-спасательные
формирования (далее - ПСФ): региональные поисково-спасательные
отряды, республиканские, краевые, областные, территориальные
поисково-спасательные службы
, являющиеся юридическими лицами, действующие на основании
положений или уставов, имеющие лицевые счета в органах
федерального казначейства и текущие счета в учреждении Банка
России или кредитной организации, самостоятельный баланс, а также
печати с изображением Государственного герба Российской Федерации
и своим наименованием.
----------------------------
х) Территориальные ПСС -
поисково-спасательные службы, прикрывающие территорию и население
одного или нескольких административно-территориальных
образований.
5. Положения или уставы о региональных поисково-спасательных
отрядах и республиканских, краевых, областных и территориальных
поисково-спасательных службах, содержащихся за счет средств
федерального бюджета, утверждаются начальниками региональных
центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий х)
----------------------------
х) Положение о Калининградской
областной ПСС утверждается начальником Главного управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Калининградской области.
6. Поисково-спасательные формирования ПСС МЧС России входят в
состав сил РСЧС и в своей деятельности руководствуются
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовыми
актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС России (далее- региональные центры) и настоящим Временным
положением.
7. Поисково-спасательные формирования ПСС МЧС России
осуществляют свою деятельность под руководством МЧС России,
региональных центров хх)
и во взаимодействии с органами, специально уполномоченными
решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах
местного самоуправления (далее - органы управления).
----------------------------
хх)
Калининградская областная ПСС под руководством МЧС России,
Главного управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Калининградской
области.
8. Оперативные транспортные средства ПСС МЧС России должны
иметь оборудование, необходимое для проведения профилактических и
поисково-спасательных работ, средства связи, приборы для подачи
специальных световых и звуковых сигналов, а также соответствующую
светографическую раскраску и надписи.
9. Иные вопросы деятельности ПСС МЧС России, не установленные
настоящим Временным положением, регулируются действующим
законодательством.
2. Правовые основы создания, деятельности, состав и структура
поисково-спасательной службы МЧС России
10. Правовые основы создания и деятельности ПСС МЧС России
составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей ", Федеральный
закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" , другие законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные акты субъектов Российской Федерации.
11. Состав и структура поисково-спасательных формирований ПСС
МЧС России определяется МЧС России, региональными центрами по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, исходя из возложенных
на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
а также требований законодательства Российской Федерации.
12. В состав каждого из формирований, указанных в пункте 4
настоящего Временного положения, входят органы управления,
поисково-спасательные отряды и подразделения обеспечения.
13. Предельная штатная численность поисково-спасательных
формирований определяется МЧС России по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации.
14. Штатное расписание ПСФ ПСС МЧС России составляется с
учетом специфики их деятельности, дислокации и утверждается
начальниками региональных центров
----------------------------
*Штатное расписание Калининградской областной ПСС
утверждается начальником Главного управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Калининградской области.
15. Начальники региональных поисково-спасательных отрядов,
республиканских, краевых, областных, территориальных
поисково-спасательных служб назначаются начальниками региональных
центров хх)
, по согласованию с соответствующими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
----------------------------
хх)
Начальник Калининградской областной ПСС назначается
начальником Главного управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Калининградской области.
16. Начальники региональных поисково-спасательных отрядов,
республиканских, краевых, областных, территориальных
поисково-спасательных служб осуществляют повседневное руководство
деятельностью указанных ПСФ на принципах единоначалия. Они несут
персональную ответственность за выполнение возложенных на них
задач.
17. Другие вопросы, касающиеся непосредственной деятельности
поисково-спасательных формирований, регламентируются положениями
или уставами этих формирований.
18. Финансирование содержания ПСФ ПСС МЧС России
осуществляется за счет:
средств федерального бюджета;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской
Федерации.
19. Материально-техническое обеспечение ПСФ ПСС МЧС России
осуществляется за счет:
материально-технических ресурсов МЧС России, субъектов
Российской Федерации;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской
Федерации.
3. Основные задачи поисково-спасательной службы МЧС России
20. Основными задачами ПСС МЧС России являются:
поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и
средств ПСФ к выполнению задач по предназначению;
организация и проведение поисково-спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создание необходимой материально-технической базы;
подготовка, переподготовка, повышение квалификации штатных
сотрудников ПСФ ПСС МЧС России и подготовка спасателей
общественных аварийно-спасательных формирований
(спасателей-общественников);
осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и
правовой защите работников ПСС МЧС России и членов их семей;
осуществление в установленном порядке взаимного обмена опытом
работы с различными, в том числе международными, спасательными
службами и формированиями;
участие в разработке органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации планов предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
участие в подготовке населения к действиям в условиях
чрезвычайных ситуаций;
разработка оперативных документов по вопросам организации и
проведения поисково-спасательных работ в соответствии с
предназначением;
подготовка спасателей и ПСФ к аттестации на проведение
аварийно-спасательных работ;
полный перечень задач, возлагаемых на конкретные
поисково-спасательные формирования, определяется региональными
центрами, органами управления по согласованию с МЧС России, в
соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах
(положениях) указанных формирований.
4. Основные права поисково-спасательной
службы МЧС России
21. ПСС МЧС России имеет право:
вносить в соответствующие органы управления предложения о
проведении неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения
безопасности населения;
участвовать в работе комиссий по расследованию обстоятельств
чрезвычайных ситуаций и вырабатывать меры по устранению причин,
способствующих их возникновению;
использовать на основании п.6 ст.14 Федерального закона "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" средства связи
организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, при
проведении поисково-спасательных работ;
приобретать, хранить и перевозить в установленном порядке
средства подачи сигналов при проведении поисково-спасательных,
транспортировочных, профилактических работ и учебных мероприятий;
осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и
территорий на договорной основе в соответствии с п.4 ст.11
Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей";
получать полную и достоверную информацию о чрезвычайных
ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации в
соответствии с п.7 ст.14 Федерального закона "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
осуществлять в установленном порядке систему мер по правовой
и социальной защите сотрудников ПСС МЧС России и членов их семей;
осуществлять беспрепятственный проезд, первоочередное
обеспечение горюче-смазочными материалами, а также первоочередное
проведение ремонтных работ на станциях технического обслуживания
при следовании к месту проведения поисково-спасательных работ;
на возмещение расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в
соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
осуществлять иную деятельность, соответствующую задачам ПСС
МЧС России.
5. Перемещение, перепрофилирование, ликвидация
поисково-спасательной службы МЧС России
22. Перемещение, перепрофилирование или ликвидация
поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России осуществляется
МЧС России по представлению начальников региональных центров
(начальника Главного управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Калининградской области).
Решение о перемещении, перепрофилировании принимается
Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.