П Р И К А З
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
от 10 ноября 2010 г. N 1/418-П
О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах),
находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности
Госкорпорации "Росатом"
Зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2010 г.
Регистрационный N 19154
В целях обеспечения деятельности системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственной корпорации по
атомной энергии "Росатом" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной
подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в
сферу деятельности Госкорпорации "Росатом".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя генерального директора Госкорпорации "Росатом"
Е.В.Евстратова.
И. о. генерального директора А.М.Локшин
____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в
ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом"
1. Настоящее Положение разработано во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269;
2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429;
N 29, ст. 3688).
2. Положение определяет организацию и порядок деятельности
функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и
входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом" (далее -
ОСЧС), и распространяется на учреждения и акционерные общества
Госкорпорации "Росатом", их дочерние и зависимые общества, а также
подведомственные федеральные государственные унитарные предприятия
и подведомственные федеральные государственные учреждения
Госкорпорации "Росатом".
3. ОСЧС осуществляет свою деятельность в целях выполнения
задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294;
2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52 (ч. I), ст. 5498;
2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48,
ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192), Федеральным
законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949;
2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46 (ч. I),
ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007,
N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30
(ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52 (ч. I), ст. 6450),
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49,
ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 23, ст. 2789),
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций", другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
4. Основными задачами ОСЧС являются:
планирование мероприятий, организация и проведение в пределах
своей компетенции работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
в том числе в области обеспечения пожарной безопасности и
аварийного реагирования;
совершенствование системы мер и технологий предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при
осуществлении деятельности в области использования атомной энергии
в мирных и оборонных целях;
разработка, ведение и совершенствование нормативной правовой,
организационной и методической базы функционирования ОСЧС;
обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки и
готовности к действиям в аварийной обстановке руководителей
организаций, органов управления, сил и средств ОСЧС;
создание финансовых и материальных ресурсов,
совершенствование систем связи, оповещения и информационного
обеспечения ОСЧС;
сбор, обработка, анализ, учет и обмен информацией о состоянии
деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций,
оценка достаточности и эффективности проводимых мероприятий;
совершенствование системы научно-технической поддержки
принятия решений в условиях ликвидации аварии и чрезвычайных
ситуаций;
совершенствование организационно-штатной структуры
аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований,
их оснащение специальной техникой и оборудованием на основе
последних достижений науки и техники, в том числе средствами
робототехники;
выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с
международными договорами в области готовности и реагирования на
ядерные и радиационные аварии (аварийные ситуации) по вопросам,
входящим в компетенцию Корпорации.
5. ОСЧС объединяет координационные органы, органы управления,
силы и средства Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорация),
учреждений и акционерных обществ Корпорации, их дочерних и
зависимых обществ, а также подведомственных федеральных
государственных унитарных предприятий и подведомственных
федеральных государственных учреждений (далее - организации
Корпорации) и действует на федеральном и на объектовом уровнях.
6. Общее руководство деятельностью ОСЧС на федеральном уровне
осуществляет генеральный директор Корпорации.
Координация функционирования ОСЧС в рамках своей компетенции
возлагается на заместителей генерального директора Корпорации.
Общее методическое обеспечение деятельности ОСЧС осуществляет
структурное подразделение Корпорации, специально уполномоченное на
решение задач в области защиты населения (работников) и территорий
от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Методическое руководство и обеспечение функционирования ОСЧС
объектового уровня возлагаются на акционерные общества Корпорации,
их дочерние и зависимые общества, а также на структурные
подразделения Корпорации, осуществляющие координацию
производственно-хозяйственной деятельности подведомственных
федеральных государственных унитарных предприятий и
подведомственных федеральных государственных учреждений.
7. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
объектового уровня создается в организациях Корпорации,
эксплуатирующих потенциально опасные объекты (ядерно и радиационно
опасные, химически опасные, пожаровзрывоопасные, техногенно
опасные), возникновение чрезвычайных ситуаций на территории
которых может привести к человеческим жертвам, нанести ущерб
здоровью людей и окружающей среде, повлечь значительные
материальные потери, нарушить безопасность и устойчивость
функционирования организаций (объектов).
Общее руководство деятельностью ОСЧС объектового уровня
(СЧСО) осуществляют руководители организаций Корпорации.
8. ОСЧС включает координационные органы, постоянно
действующие органы управления, органы повседневного управления,
силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов,
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
9. Координационными органами ОСЧС являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Корпорации (далее - ОКЧС);
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности организаций Корпорации (далее - КЧСО).
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
определяется в положениях о них.
10. Постоянно действующими органами управления ОСЧС и СЧСО,
соответственно, являются структурное подразделение Корпорации
(федеральный уровень) и структурные подразделения организаций
Корпорации (объектовый уровень), уполномоченные на решение задач в
области защиты населения (работников) и территорий от чрезвычайных
ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления ОСЧС, соответственно,
являются центр управления в кризисных ситуациях Корпорации
(федеральный уровень), кризисные центры или дежурно-диспетчерские
службы организаций Корпорации (объектовый уровень).
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов
управления и органов повседневного управления ОСЧС федерального и
объектового уровней определяются соответствующими положениями о
них.
11. Силами ОСЧС являются специально подготовленные штатные и
нештатные подразделения, укомплектованные необходимыми средствами
и предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций,
ликвидации аварий и их последствий.
В состав сил ОСЧС входят:
силы предупреждения - силы наблюдения и контроля,
осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей
природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и
прилегающих к ним территориях;
силы аварийного реагирования - штатные и нештатные
аварийно-спасательные формирования, предназначенные для
оперативного реагирования и проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ.
Организационная структура, состав сил ОСЧС и их оснащение
определяются руководством Корпорации и организаций Корпорации
исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
12. Силы аварийного реагирования ОСЧС состоят из сил
постоянной готовности федерального уровня, штатных и нештатных
аварийно-спасательных формирований объектовых систем
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы аварийного реагирования обеспечивают проведение
первоочередных мероприятий при возникновении аварий, ликвидацию
аварий и их последствий при производственной деятельности
организаций, включая возможные аварии при транспортировании
ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
Привлечение сил аварийного реагирования Корпорации к
ликвидации аварий и их последствий осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации
чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению руководства Корпорации и руководителей организаций
Корпорации, осуществляющих руководство деятельностью указанных сил
аварийного реагирования.
13. Подготовка специалистов органов управления и сил ОСЧС
осуществляется в установленном порядке.
В целях повышения практической готовности органов управления
и сил ОСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки в
соответствии с Методическими рекомендациями Корпорации по
проведению учений и тренировок.
14. При отсутствии аварии (аварийной ситуации) и угрозы
возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы ОСЧС
федерального и объектового уровней функционируют в режиме
повседневной деятельности.
В режиме повседневной деятельности органами управления и
силами ОСЧС проводятся следующие основные мероприятия:
реализация мер по обеспечению ядерной, радиационной,
пожарной, промышленной и экологической безопасности, безопасности
гидротехнических сооружений;
контроль выполнения мер и мероприятий по обеспечению
безопасности потенциально опасных объектов, мониторинг состояния
объектов, радиационной и экологической обстановки;
сбор, обработка и обмен информацией о состоянии ядерно и
радиационно опасных установок и объектов, повышение их ядерной и
радиационной безопасности;
планирование действий органов управления и сил, обучение
спасателей и работников организаций, обеспечение постоянной
готовности к действиям в условиях аварий и чрезвычайных ситуаций,
проведение учений и тренировок;
планирование эвакуационных мероприятий;
создание, размещение и хранение резервов материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов
страхования.
15. При возникновении аварии (аварийной ситуации) и угрозе
возникновения чрезвычайной ситуации решением генерального
директора Корпорации, решениями руководителей организаций
Корпорации устанавливается режим повышенной готовности или режим
чрезвычайной ситуации функционирования органов управления и сил
ОСЧС с проведением следующих основных мероприятий:
а) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за развитием обстановки и состоянием
окружающей среды, прогнозирование развития аварии и возможности
возникновения чрезвычайной ситуации;
введение (при необходимости) круглосуточного дежурства
руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОСЧС
федерального и объектового уровней;
организация работ по локализации и ликвидации аварии
(аварийной ситуации);
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и
силам ОСЧС данных о развитии обстановки;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения
аварий, снижению размеров ущерба и потерь, а также повышению
безопасности, устойчивости управления и функционирования
организаций;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению
и ликвидации чрезвычайной ситуации;
проверка и восполнение при необходимости резервов
материальных средств и ресурсов;
осуществление информационного обмена между органами
управления ОСЧС;
прогнозирование развития аварии и возможности воздействия на
работников (персонал) и население;
б) в режиме чрезвычайной ситуации (аварии):
организация работ по локализации и ликвидации аварии,
обеспечение действий сил и средств ОСЧС;
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и
развитием обстановки, прогнозирование воздействия на население и
окружающую среду с выдачей рекомендаций органам местного
самоуправления по защите населения, в том числе с проведением
эвакуационных мероприятий;
наращивание при необходимости сил реагирования в районе
аварии;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в
зоне аварии (чрезвычайной ситуации);
организация оповещения руководителей заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организация взаимодействия с функциональными и
территориальными подсистемами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций единой государственной системы.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для
введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной
ситуации, установленные режимы функционирования органов управления
и сил ОСЧС отменяются.
16. Информация о введении соответствующих режимов
функционирования органов управления и сил ОСЧС федерального и
объектового уровней, мерах по обеспечению безопасности работников
организаций и населения доводится через средства массовой
информации и по иным каналам связи.
17. Ликвидация аварий и их последствий в организациях
Корпорации осуществляется силами и средствами ОСЧС объектового
уровня. При необходимости решением генерального директора
Корпорации привлекаются дополнительные силы и средства ОСЧС.
Руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации
аварии (чрезвычайной ситуации), осуществляет руководитель работ по
ликвидации аварии (чрезвычайной ситуации), назначаемый
руководителем организации Корпорации, а в случае крайней
необходимости - генеральным директором Корпорации.
Руководители аварийно-спасательных формирований Корпорации,
прибывшие в зону аварии (чрезвычайной ситуации) первыми, принимают
на себя и исполняют обязанности руководителя работ по ликвидации
последствий аварии (чрезвычайной ситуации) до прибытия
должностного лица, к полномочиям которого отнесена ликвидация
аварии (чрезвычайной ситуации).
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
устанавливают границы зоны аварии (чрезвычайной ситуации), порядок
и особенности действий по ее локализации, а также принимают
решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
____________