ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 21 августа 2000 г. N 613
г. Москва
О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 15.04.2002 г. N 240)
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов
нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их
вредного воздействия Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления утвердить
соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей
территорий.
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором
России разработать мероприятия, направленные на поддержание в
состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов организаций независимо от формы
собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов, и внести предложения по вопросам, требующим
решения Правительства Российской Федерации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 15.04.2002 г. N 240)
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 августа 2000 г.
N 613
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 15.04.2002 г. N 240)
1. Настоящие Основные требования определяют принципы
формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - планы), которые
относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного,
территориального, регионального и федерального значения, а также
организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их
ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного
объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется
для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные
терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема
прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными
задвижками на порваном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема
прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
(Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации
от 15.04.2002 г. N 240)
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как
чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти
и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории
объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального
образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти
и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта
Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы
муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы
субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости
от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской
Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на
море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти
и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических
условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 15.04.2002 г. N 240)
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов
(далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на
объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость
привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с
указанием организаций, которые несут ответственность за их
поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и
нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении
операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской
помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны
учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта
объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их
попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие
условия в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств,
а также профессиональных аварийно-спасательных формирований,
дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на
участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива
нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое
не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов -
при разливе на почве.
6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне
разрабатывается Государственной морской аварийной и
спасательно-координационной службой Российской Федерации по
согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России,
Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством
обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации и утверждается Министерством транспорта
Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов
Российской Федерации.
План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов на речных акваториях и во внутренних водоемах на
федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством
энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта
Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным
горным и промышленным надзором России, Министерством обороны
Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются
организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными
органами Федерального горного и промышленного надзора России,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерства природных ресурсов Российской Федерации и
утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 15.04.2002 г. N 240)
Требования к разработке и согласованию планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации, определяемые Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
согласовываются с федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере.
(Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации
от 15.04.2002 г. N 240)
7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при устранении
источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов
нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических средств,
применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного
водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие
предписаний надзорных органов об устранении недостатков его
технического состояния, нарушений норм и правил промышленной
безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных
аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт
(планов), расчетов, графиков, других справочных материалов
хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не
менее пяти лет.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 15.04.2002 г. N 240)
8. В целях отработки планов на федеральном и региональном
уровнях проводятся комплексные учения или командно-штабные
тренировки не реже одного раза в 2 года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств,
привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
локального, местного и территориального значения, определяются
комиссиями по чрезвычайным ситуациям соответствующих субъектов
Российской Федерации.
__________