ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 31 августа 2000 г. N 1202-р
г. Москва
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2005 года, разработанную
Минздравом России и Российской академией медицинских наук с
участием федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и
укрепления здоровья населения руководствоваться положениями
Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период
до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2000 г.
N 1202-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
охраны здоровья населения Российской Федерации
на период до 2005 года
Под охраной здоровья понимается совокупность мер
политического, экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического
характера, направленных на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья каждого человека, поддержание его активной
долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае
утраты здоровья.
1. Характеристика состояния здоровья населения
Российской Федерации
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним
из приоритетных направлений социальной политики государства в
период реформирования экономики и социальной сферы.
За последние годы общая смертность населения в Российской
Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем
в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей
смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев,
отравлений, травм и онкологических заболеваний.
Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых
странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными
осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.
Значительно сократилась средняя продолжительность жизни,
особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества стали социально
обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез,
ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья
населения, необходимо отметить снижение качества жизни
значительной части населения (низкий уровень заработной платы и
пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха,
состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.),
чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в
том числе санитарно-гигиенической, что способствует
распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние
годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45
до 70 процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих
подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый
школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней,
связанных с курением.
Распространенность в России только бытового пьянства
составляет 20 процентов. Общая заболеваемость лиц,
злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не
употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является
причиной более 70 процентов несчастных случаев.
В стране существенно увеличилось количество людей,
употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно
снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют
наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет,
составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.
В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а
распространенность гиподинамии среди школьников достигла
80 процентов, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и
столько же избыточный вес в результате неправильного и
нерационального питания.
В России более половины населения проживает в крайне
неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением
окружающей среды выбросами промышленных предприятий и
автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой
водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной
с неудовлетворительными условиями труда и плохой
информированностью работников и работодателей о правах и
обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и
правилах.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов
определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к
собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса
мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая
Концепция предусматривает в качестве одного из основных
приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях
формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение
уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует
значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый
социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических
знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и
смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое
поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой
профилактической деятельности среди населения исключительно
высока.
Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных
актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
Основы законодательства Российской Федерации по охране
здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним
из основных направлений здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", ряд статей которого определяет, что
гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на
повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и
распространение знаний о здоровом образе жизни, являются
обязательными;
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых
продуктов" и Концепция государственной политики в области
здорового питания до 2005 года, направленные на улучшение качества
и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих
здоровье населения;
Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней", определяющий стратегию и систему мер в области
профилактики основных инфекционных заболеваний;
Федеральный закон "О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, изложены основные
принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение
качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного
обеспечения, а также определены некоторые принципы
профилактической деятельности органов и учреждений
здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные
направления деятельности по охране здоровья населения.
Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая
определяет здоровье населения основой национальной безопасности
страны.
Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных
целевых программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и
укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Российской
Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза,
ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы
вакцинопрофилактики населения.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса
мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения,
предусматривающих объединение усилий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций
и граждан.
2. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей
здоровья населения Российской Федерации путем реализации
первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей,
формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья,
ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на
здоровье.
Основными задачами в области охраны здоровья являются
улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи,
реализация федеральных и территориальных целевых программ,
направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, создание экономических и социальных
условий, способствующих снижению распространенности негативных
факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их
реализации первоочередными мерами являются:
обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в
вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и
отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской
системы, направленной на формирование здорового образа жизни,
профилактику заболеваний;
создание условий и вовлечение различных групп населения в
активные занятия физической культурой и спортом;
обеспечение населения качественной бесплатной медицинской
помощью в рамках программы государственных гарантий.
3. Основные принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо
руководствоваться следующими принципами:
сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и
коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными
целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого
риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
консолидация действий органов исполнительной власти всех
уровней, организаций и граждан по формированию и реализации
комплексных программ сохранения и укрепления здоровья,
профилактики заболеваний;
многоуровневый подход к организации профилактических
мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в
целом, так и специфических потребностей населения различных
регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных
групп;
использование результатов научных исследований при разработке
и реализации программ укрепления здоровья и профилактики
заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных
факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье
населения и отдельных его групп;
использование опыта международного сотрудничества с целью
выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и
укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения
качества физкультурно-оздоровительной работы.
При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на
коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые
обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых
заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления,
травмы), а также от инфекций.
Для этого необходимо:
уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение
качества жизни семьи;
улучшение структуры и качества питания населения;
снижение распространенности потребления табачных изделий;
повышение доступности физической культуры, туризма и спорта
для большинства населения;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
снижение распространенности социально обусловленных
заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том
числе передающихся половым путем);
улучшение качества окружающей среды, прежде всего
атмосферного воздуха и питьевой воды;
совершенствование системы медицинского и социального
страхования;
обеспечение гарантированного права граждан на получение
необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;
обеспечение иммунизации населения;
обеспечение безопасных условий труда.
4. Основные направления деятельности
в области охраны здоровья населения
Политика в области охраны здоровья населения должна
предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные
привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:
формирование понимания у людей необходимости позитивных
изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким
изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических
знаний; создание соответствующих мотиваций в отношении к своему
здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни и
укреплению здоровья населения.
Основными направлениями в реализации этой политики является
совершенствование законодательства Российской Федерации и
определение приоритетов профилактической деятельности.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика,
способствующая развитию программ укрепления здоровья и
профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы
на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.
Законодательством должно также предусматриваться создание
благоприятных экономических условий для организаций, реализующих
программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди
работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на
улучшение социальных условий и состояния окружающей среды,
способствующих здоровому образу жизни.
Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном
уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда,
окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и
повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи
табачных изделий.
Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты
семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного
возраста.
Назрела необходимость принятия решений о проведении
структурных и организационных преобразований в системе
здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью
уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий,
направленных на охрану здоровья населения и профилактику
заболеваний.
Они должны предусматривать:
увеличение доли финансирования первичного звена
здравоохранения - амбулаторно-поликлинических медицинских
учреждений с целью развития профилактического направления их
работы;
укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача
общей практики;
совершенствование системы медицинского страхования;
подготовка специалистов по вопросам пропаганды здорового
образа жизни.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли
негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения.
Возросла профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях
промышленности, прежде всего на предприятиях малого и среднего
бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха. Это повлекло за собой
ухудшение здоровья работающих, увеличение числа несчастных
случаев, а также потерю трудоспособности.
С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья
работающих, создание на этой основе базы данных и федерального
регистра профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного
риска;
уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья
работников вследствие воздействия факторов производственной среды
в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда,
снижению профессиональной и производственно обусловленной
заболеваемости;
совершенствование системы медико-социальной и трудовой
реабилитации с целью рационального решения вопросов
трудоспособности.
Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и
повышение ее роли в сохранении здоровья.
Проведенные в России исследования позволяют утверждать, что
профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний
только среди взрослой части населения или только среди детей
недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если
родители, родственники ребенка имеют определенные факторы риска
или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не
заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы
поведения, способствующие развитию этих же заболеваний.
В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна
быть одной из приоритетных в деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления, она должна решаться прежде всего
в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с
привлечением общественных организаций.
5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна
стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у
каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и
здоровье окружающих.
В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья
населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
Обучение населения здоровому образу жизни должно
осуществляться с помощью информационных программ, специально
адаптированных к различным возрастным и социальным группам
населения.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения,
можно решать такими доступными методами, как:
проведение оздоровительных мероприятий и занятий по
самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи
о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических
средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения
риска возникновения заболеваний, передающихся половым путем,
предупреждения непланируемой беременности;
введение в воспитательные и образовательные программы основ
безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также
совершенствование методик по проведению занятий физической
культурой и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах,
средних специальных и высших учебных заведениях;
обучение водителей транспортных средств и сотрудников
инспекций по безопасности дорожного движения, работников морского,
речного и воздушного флотов, а также пожарной инспекции приемам
оказания первой доврачебной помощи.
Эта стратегия требует изменения структуры учреждений системы
здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по
вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку
соответствующих специалистов.
Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль
в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
В первую очередь следует обратить внимание на заболевания,
оказывающие существенное влияние на состояние здоровья населения,
в отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и
лечения. Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной
гипертонии, туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также
новообразований.
Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления
здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной
подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и
немедицинского профиля.
Важным условием реализации Концепции является
совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья
населения.
Информацию о состоянии здоровья населения необходимо
использовать для его просвещения и санитарной пропаганды с целью
повышения мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей
среды. Следует развивать систему социально-гигиенического
мониторинга для определения причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды
обитания человека.
Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться на
основе унифицированной научно обоснованной методики, выборочных
исследований с учетом местных особенностей жизни населения.
Состояние здоровья населения является одним из основных
критериев благополучия общества. Результаты мониторинга дают
возможность обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную,
экологическую) и планировать профилактические программы.
При составлении программ охраны здоровья необходимо шире
использовать достижения науки. Создание законодательных и других
нормативных правовых актов, разработка организационных и
практических мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки
населения, при которых может быть получен нужный результат,
возможны только при достаточном научном сопровождении.
Основными направлениями в области научных исследований должны
стать:
разработка новых, экономически оправданных методов
определения состояния здоровья населения, нацеленных на
минимизацию факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья;
разработка, планирование, реализация и оценка эффективности
отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и
профилактики заболеваний;
сокращение разрыва между научными достижениями и практической
их реализацией.
Финансовые затраты на осуществление профилактических программ
несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и
лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших
трудоспособность, и инвалидов.
По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике
только двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной
гипертонии и курения) приведет к снижению за пятилетие их
распространенности на 20 процентов, уменьшению смертности от
сердечно-сосудистых заболеваний на 15 процентов, что равносильно
сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного
возраста.
Улучшение структуры питания населения и повышение качества
пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30 процентов
числа лиц, систематически занимающихся физкультурой, обеспечат
снижение распространенности избыточной массы тела на
20-30 процентов и, как следствие, уменьшение заболеваемости и
смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на
10 процентов и 5 процентов соответственно.
Источниками финансирования профилактических мероприятий
являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и
социального страхования, предприятий, учреждений и организаций,
личные средства граждан и иные источники, не запрещенные
законодательством Российской Федерации.
Важным источником пополнения средств, направляемых на
сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут
стать отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов
их семей.
Целесообразно предусмотреть возможность использования части
средств, получаемых от налогообложения производства и продажи
табака и алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение
законодательства об охране здоровья населения, для финансирования
мероприятий по вопросам охраны здоровья населения, прежде всего
направленных на профилактику курения и алкоголизма.
____________