Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 1202-р

                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 31 августа 2000 г. N 1202-р
                             г. Москва

     1. Одобрить  прилагаемую  Концепцию  охраны здоровья населения
Российской   Федерации   на   период  до  2005 года,  разработанную
Минздравом   России  и  Российской  академией  медицинских  наук  с
участием   федеральных  органов  исполнительной  власти  и  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
планировании  и  осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и
укрепления   здоровья   населения   руководствоваться   положениями
Концепции  охраны здоровья населения Российской Федерации на период
до 2005 года.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________

     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 31 августа 2000 г.
     N 1202-р

                         К О Н Ц Е П Ц И Я
          охраны здоровья населения Российской Федерации
                      на период до 2005 года

     Под    охраной    здоровья    понимается    совокупность   мер
политического,      экономического,     правового,     социального,
культурного,   научного,   медицинского,   санитарно-эпидемического
характера,  направленных  на  сохранение и укрепление физического и
психического  здоровья  каждого  человека, поддержание его активной
долголетней  жизни,  предоставление ему медицинской помощи в случае
утраты здоровья.

          1. Характеристика состояния здоровья населения
                       Российской Федерации

     Охрана  здоровья населения Российской Федерации является одним
из  приоритетных  направлений  социальной  политики  государства  в
период реформирования экономики и социальной сферы.
     За  последние  годы  общая  смертность  населения в Российской
Федерации  значительно  возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем
в  развитых  странах, в основном за счет крайне высоких показателей
смертности  от болезней системы кровообращения, несчастных случаев,
отравлений, травм и онкологических заболеваний.
     Младенческая  смертность  в  2-3 раза  выше,  чем  в  развитых
странах,   что  в  значительной  мере  обусловлено  многочисленными
осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.
     Значительно   сократилась   средняя  продолжительность  жизни,
особенно мужчин.
     Серьезной    проблемой    для    общества    стали   социально
обусловленные   болезни   -   алкоголизм,  наркомания,  туберкулез,
ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
     Среди   причин,   негативно  влияющих  на  состояние  здоровья
населения,    необходимо    отметить    снижение   качества   жизни
значительной  части  населения  (низкий  уровень заработной платы и
пенсионного  обеспечения,  ухудшение  условий жизни, труда, отдыха,
состояния  окружающей  среды,  качества и структуры питания и др.),
чрезмерные  стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в
том     числе     санитарно-гигиенической,     что     способствует
распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
     В  стране все более обостряется проблема курения. За последние
годы  количество  курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45
до  70 процентов.  Стремительно  увеличивается удельный вес курящих
подростков.  Достаточно  сказать,  что  на  сегодня  каждый десятый
школьник  зависим  от табака и имеет те или иные признаки болезней,
связанных с курением.
     Распространенность   в   России   только   бытового   пьянства
составляет      20 процентов.     Общая     заболеваемость     лиц,
злоупотребляющих   алкоголем,   в   2 раза   выше,   чем   лиц,  не
употребляющих  спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является
причиной более 70 процентов несчастных случаев.
     В    стране    существенно   увеличилось   количество   людей,
употребляющих    наркотики.   Их   средний   возраст   прогрессивно
снижается.  В  настоящее время более 3 миллионов человек потребляют
наркотики,  почти  две  трети из них молодежь в возрасте до 30 лет,
составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.
     В  стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а
распространенность    гиподинамии    среди    школьников   достигла
80 процентов,  более  30 процентов  населения  имеют дефицит веса и
столько   же   избыточный   вес   в   результате   неправильного  и
нерационального питания.
     В   России   более   половины  населения  проживает  в  крайне
неблагоприятной  экологической обстановке, связанной с загрязнением
окружающей    среды    выбросами    промышленных    предприятий   и
автомобильного  транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой
водой.  Отмечается  рост профессиональной заболеваемости, связанной
с     неудовлетворительными     условиями     труда     и    плохой
информированностью   работников   и   работодателей   о   правах  и
обязанностях  каждого  из  них,  санитарно-гигиенических  нормах  и
правилах.
     Учитывая,  что  здоровье  человека  более  чем на 50 процентов
определяется  образом  жизни, то есть поведением и отношением его к
собственному  здоровью  и  здоровью  окружающих, из всего комплекса
мер,   направленных   на   охрану   здоровья  населения,  настоящая
Концепция   предусматривает   в   качестве   одного   из   основных
приоритетных   направлений   деятельности  в  сложившихся  условиях
формирование  у населения навыков здорового образа жизни, повышение
уровня    санитарно-гигиенической    культуры,   что   не   требует
значительных    финансовых   затрат,   но   может   дать   ощутимый
социально-экономический эффект.
     Хорошо  организованная  пропаганда медицинских и гигиенических
знаний  среди  населения  способствует  снижению  заболеваемости  и
смертности,   помогает   воспитывать  здоровое,  физически  крепкое
поколение.  Мировой  опыт  свидетельствует,  что эффективность этой
профилактической   деятельности   среди   населения   исключительно
высока.
     Следует  отметить, что в стране уже принят ряд законодательных
актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
     Основы   законодательства   Российской   Федерации  по  охране
здоровья  граждан, определившие профилактическую деятельность одним
из основных направлений здравоохранения;
     Федеральный        закон       "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии   населения",  ряд  статей  которого  определяет,  что
гигиеническое   воспитание  и  обучение  граждан,  направленные  на
повышение   их  санитарной  культуры,  профилактику  заболеваний  и
распространение   знаний   о   здоровом   образе   жизни,  являются
обязательными;
     Федеральный   закон   "О качестве   и   безопасности   пищевых
продуктов"   и   Концепция   государственной   политики  в  области
здорового  питания до 2005 года, направленные на улучшение качества
и  структуры  питания как одного из основных факторов, определяющих
здоровье населения;
     Федеральный    закон   "Об   иммунопрофилактике   инфекционных
болезней",   определяющий   стратегию   и  систему  мер  в  области
профилактики основных инфекционных заболеваний;
     Федеральный    закон   "О предупреждении   распространения   в
Российской     Федерации     заболевания,    вызываемого    вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
     В  Концепции  развития  здравоохранения  и медицинской науки в
Российской   Федерации,   одобренной  постановлением  Правительства
Российской  Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, изложены основные
принципы   развития   здравоохранения,  направленные  на  улучшение
качества  диагностики  заболеваний, лечения больных, лекарственного
обеспечения,     а     также    определены    некоторые    принципы
профилактической      деятельности     органов     и     учреждений
здравоохранения.    Настоящая    Концепция    развивает   указанные
направления деятельности по охране здоровья населения.
     Важное  значение  в  данном  аспекте имеет утвержденная Указом
Президента   Российской  Федерации  от  17 декабря  1997 г.  N 1300
Концепция  национальной  безопасности Российской Федерации, которая
определяет  здоровье  населения  основой  национальной безопасности
страны.
     Правительством  Российской  Федерации  принят  ряд федеральных
целевых  программ,  рассматривающих отдельные проблемы сохранения и
укрепления  здоровья, профилактики заболеваний населения Российской
Федерации,    в   том   числе   сахарного   диабета,   туберкулеза,
ВИЧ-инфекции,     а     также    создания    эффективной    системы
вакцинопрофилактики населения.
     Настоящая  Концепция является основой для разработки комплекса
мероприятий   в  области  обеспечения  охраны  здоровья  населения,
предусматривающих    объединение    усилий    федеральных   органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации, органов местного самоуправления, организаций
и граждан.
                    2. Цель и задачи Концепции

     Целью  настоящей  Концепции  является стабилизация показателей
здоровья    населения   Российской   Федерации   путем   реализации
первоочередных  мер,  направленных на изменение образа жизни людей,
формирование  у  них  приоритетного  отношения к проблеме здоровья,
ориентированного  на  минимизацию  факторов,  негативно влияющих на
здоровье.
     Основными   задачами   в   области  охраны  здоровья  являются
улучшение  качества  и  обеспечение доступности медицинской помощи,
реализация   федеральных   и   территориальных   целевых  программ,
направленных     на    обеспечение    санитарно-эпидемиологического
благополучия   населения,   создание   экономических  и  социальных
условий,   способствующих  снижению  распространенности  негативных
факторов  риска  и  уменьшению  их  влияния  на  человека.  Для  их
реализации первоочередными мерами являются:
     обеспечение  межведомственного  и  многоуровневого  подходов в
вопросах  повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и
отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
     создание  постоянно действующей информационно-пропагандистской
системы,  направленной  на  формирование  здорового  образа  жизни,
профилактику заболеваний;
     создание  условий  и  вовлечение  различных  групп населения в
активные занятия физической культурой и спортом;
     обеспечение   населения  качественной  бесплатной  медицинской
помощью в рамках программы государственных гарантий.

             3. Основные принципы реализации Концепции

     В    целях    успешной    реализации    Концепции   необходимо
руководствоваться следующими принципами:
     сочетание  общих  мероприятий  по  профилактике  заболеваний и
коррекции  факторов  риска  среди  всего  населения  с  конкретными
целенаправленными   мероприятиями   в  группах  населения  высокого
риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
     консолидация   действий  органов  исполнительной  власти  всех
уровней,   организаций  и  граждан  по  формированию  и  реализации
комплексных    программ    сохранения    и   укрепления   здоровья,
профилактики заболеваний;
     многоуровневый    подход    к   организации   профилактических
мероприятий  с  учетом  как  общих  потребностей населения страны в
целом,   так   и  специфических  потребностей  населения  различных
регионов,   отдельных  социальных,  профессиональных  и  возрастных
групп;
     использование  результатов научных исследований при разработке
и   реализации   программ   укрепления   здоровья   и  профилактики
заболеваний  с учетом необходимости выявления и устранения основных
факторов   риска,   оказывающих   негативное  влияние  на  здоровье
населения и отдельных его групп;
     использование  опыта  международного  сотрудничества  с  целью
выработки  оптимальных  подходов  к  решению  проблем  сохранения и
укрепления  здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения
качества физкультурно-оздоровительной работы.
     При  этом  наиболее актуальными являются меры, направленные на
коррекцию  факторов  риска,  связанных  с  образом  жизни,  которые
обусловливают    высокую    смертность    от    сердечно-сосудистых
заболеваний,   внешних   причин   (несчастные  случаи,  отравления,
травмы), а также от инфекций.
     Для этого необходимо:
     уменьшение   уровня   психо-социального   стресса,   повышение
качества жизни семьи;
     улучшение структуры и качества питания населения;
     снижение распространенности потребления табачных изделий;
     повышение  доступности  физической  культуры, туризма и спорта
для большинства населения;
     снижение потребления алкоголя;
     профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
     снижение     распространенности     социально    обусловленных
заболеваний  (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том
числе передающихся половым путем);
     улучшение    качества    окружающей    среды,   прежде   всего
атмосферного воздуха и питьевой воды;
     совершенствование    системы    медицинского   и   социального
страхования;
     обеспечение   гарантированного   права  граждан  на  получение
необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;
     обеспечение иммунизации населения;
     обеспечение безопасных условий труда.

               4. Основные направления деятельности
                в области охраны здоровья населения

     Политика   в   области   охраны   здоровья   населения  должна
предусматривать   прежде   всего   воздействие   на  индивидуальные
привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:
     формирование   понимания   у  людей  необходимости  позитивных
изменений  в  образе  жизни  и  поддержка  их  стремления  к  таким
изменениям,  в  том  числе  путем повышения их медико-гигиенических
знаний;  создание  соответствующих  мотиваций  в отношении к своему
здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
     создание  условий,  способствующих  улучшению качества жизни и
укреплению здоровья населения.
     Основными  направлениями  в  реализации этой политики является
совершенствование    законодательства    Российской   Федерации   и
определение приоритетов профилактической деятельности.
     Законодательного   обеспечения  требует  финансовая  политика,
способствующая    развитию    программ    укрепления   здоровья   и
профилактики  заболеваний  с учетом, в частности, того, что расходы
на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.
     Законодательством   должно  также  предусматриваться  создание
благоприятных  экономических  условий  для организаций, реализующих
программы  укрепления  здоровья  и  профилактики  заболеваний среди
работников,  а  также для инвесторов, направляющих свои средства на
улучшение   социальных   условий   и  состояния  окружающей  среды,
способствующих здоровому образу жизни.
     Необходимо  совершенствование на федеральном и территориальном
уровнях  законодательной и нормативной базы в области охраны труда,
окружающей  среды,  создания  условий  для  занятий  физкультурой и
повышения  физической  активности,  регулирования рекламы и продажи
табачных изделий.
     Должны  найти  отражение в законодательной базе вопросы защиты
семьи,  и  прежде  всего  женщин и детей, а также людей преклонного
возраста.
     Назрела    необходимость   принятия   решений   о   проведении
структурных    и    организационных    преобразований   в   системе
здравоохранения  и изменении функций ряда медицинских служб с целью
уделить  больше  внимания проведению предупредительных мероприятий,
направленных   на   охрану   здоровья   населения   и  профилактику
заболеваний.
     Они должны предусматривать:
     увеличение     доли     финансирования     первичного    звена
здравоохранения     -    амбулаторно-поликлинических    медицинских
учреждений   с  целью  развития  профилактического  направления  их
работы;
     укрепление  нормативной  и  финансовой  базы  для работы врача
общей практики;
     совершенствование системы медицинского страхования;
     подготовка   специалистов  по  вопросам  пропаганды  здорового
образа жизни.
     В   сложившихся   социально-экономических  условиях  произошли
негативные  изменения  в  состоянии здоровья работающего населения.
Возросла   профессиональная   заболеваемость.   Во   всех  отраслях
промышленности,  прежде  всего  на  предприятиях  малого и среднего
бизнеса,  ухудшились  условия труда и отдыха. Это повлекло за собой
ухудшение   здоровья   работающих,   увеличение   числа  несчастных
случаев, а также потерю трудоспособности.
     С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
     проведение  мониторинга  условий  труда  и  состояния здоровья
работающих,  создание  на  этой  основе  базы данных и федерального
регистра  профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного
риска;
     уточнение    критериев   оценки   риска   нарушения   здоровья
работников  вследствие  воздействия факторов производственной среды
в  целях  осуществления  мероприятий  по  улучшению  условий труда,
снижению    профессиональной    и   производственно   обусловленной
заболеваемости;
     совершенствование   системы   медико-социальной   и   трудовой
реабилитации     с    целью    рационального    решения    вопросов
трудоспособности.
     Крайне  актуальным  является  улучшение качества жизни семьи и
повышение ее роли в сохранении здоровья.
     Проведенные  в  России  исследования позволяют утверждать, что
профилактика   развития   хронических   неинфекционных  заболеваний
только  среди  взрослой  части  населения  или  только  среди детей
недостаточно  эффективна,  так  как  ребенок  живет  в  семье. Если
родители,  родственники  ребенка  имеют  определенные факторы риска
или   страдают  хроническими  неинфекционными  заболеваниями  и  не
заботятся  о  своем  здоровье,  то у ребенка формируются стереотипы
поведения, способствующие развитию этих же заболеваний.
     В  этой  связи  проблема улучшения качества жизни семьи должна
быть  одной  из приоритетных в деятельности органов государственной
власти  и местного самоуправления, она должна решаться прежде всего
в  рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с
привлечением общественных организаций.

    5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения

     В  формировании  здорового  образа  жизни  приоритетной должна
стать  роль  образовательных программ, направленных на сохранение и
укрепление  здоровья  детей,  подростков и молодежи, формирование у
каждого  из  них активной мотивации заботы о собственном здоровье и
здоровье окружающих.
     В  реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья
населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
     Обучение    населения    здоровому    образу    жизни   должно
осуществляться   с   помощью  информационных  программ,  специально
адаптированных   к   различным   возрастным  и  социальным  группам
населения.
     Многие  проблемы,  связанные  с  охраной  здоровья  населения,
можно решать такими доступными методами, как:
     проведение    оздоровительных   мероприятий   и   занятий   по
самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
     проведение  разъяснительной работы среди подростков и молодежи
о  вреде  курения,  употребления  спиртных  напитков, наркотических
средств,  а  также  по  вопросам безопасного секса с целью снижения
риска   возникновения   заболеваний,  передающихся  половым  путем,
предупреждения непланируемой беременности;
     введение  в  воспитательные  и образовательные программы основ
безопасности  жизнедеятельности,  профилактики заболеваний, а также
совершенствование   методик   по   проведению   занятий  физической
культурой  и  спортом  в  детских  дошкольных  учреждениях, школах,
средних специальных и высших учебных заведениях;
     обучение   водителей   транспортных   средств   и  сотрудников
инспекций  по безопасности дорожного движения, работников морского,
речного  и  воздушного  флотов,  а также пожарной инспекции приемам
оказания первой доврачебной помощи.
     Эта  стратегия  требует изменения структуры учреждений системы
здравоохранения  и  развития  сети специализированных учреждений по
вопросам  формирования  здорового  образа жизни, включая подготовку
соответствующих специалистов.
     Амбулаторное  звено здравоохранения должно играть ведущую роль
в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
     В  первую  очередь  следует  обратить внимание на заболевания,
оказывающие  существенное  влияние на состояние здоровья населения,
в  отношении  которых  разработаны эффективные методы диагностики и
лечения.  Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной
гипертонии,  туберкулеза,  патологии  щитовидной  железы,  а  также
новообразований.
     Большое  значение  в  решении вопросов сохранения и укрепления
здоровья,  профилактики заболеваний имеет качество профессиональной
подготовки  участвующих  в  этой работе специалистов медицинского и
немедицинского профиля.
     Важным      условием     реализации     Концепции     является
совершенствование  информационной  системы  в сфере охраны здоровья
населения.
     Информацию   о   состоянии   здоровья   населения   необходимо
использовать  для  его  просвещения и санитарной пропаганды с целью
повышения  мотивации  к  здоровому образу жизни и охране окружающей
среды.    Следует    развивать   систему   социально-гигиенического
мониторинга  для  определения  причинно-следственных  связей  между
состоянием   здоровья   населения  и  воздействием  факторов  среды
обитания человека.
     Социально-гигиенический  мониторинг  должен  осуществляться на
основе  унифицированной  научно  обоснованной  методики, выборочных
исследований с учетом местных особенностей жизни населения.
     Состояние   здоровья  населения  является  одним  из  основных
критериев   благополучия   общества.  Результаты  мониторинга  дают
возможность   обоснованно   прогнозировать   ситуацию  (социальную,
экологическую) и планировать профилактические программы.
     При  составлении  программ  охраны  здоровья  необходимо  шире
использовать  достижения  науки.  Создание законодательных и других
нормативных    правовых   актов,   разработка   организационных   и
практических  мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки
населения,   при  которых  может  быть  получен  нужный  результат,
возможны только при достаточном научном сопровождении.
     Основными  направлениями в области научных исследований должны
стать:
     разработка    новых,    экономически    оправданных    методов
определения    состояния    здоровья   населения,   нацеленных   на
минимизацию факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья;
     разработка,  планирование,  реализация  и оценка эффективности
отраслевых   и   территориальных  программ  укрепления  здоровья  и
профилактики заболеваний;
     сокращение  разрыва между научными достижениями и практической
их реализацией.
     Финансовые  затраты на осуществление профилактических программ
несравненно  ниже  затрат  на  совершенствование  лечебной помощи и
лекарственного  обеспечения,  социальную  поддержку лиц, утративших
трудоспособность, и инвалидов.
     По  экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике
только  двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной
гипертонии   и   курения)  приведет  к  снижению  за  пятилетие  их
распространенности   на   20 процентов,  уменьшению  смертности  от
сердечно-сосудистых  заболеваний  на  15 процентов, что равносильно
сохранению  жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного
возраста.
     Улучшение  структуры  питания  населения  и повышение качества
пищевых  продуктов  с  одновременным увеличением на 25-30 процентов
числа  лиц,  систематически  занимающихся  физкультурой,  обеспечат
снижение    распространенности    избыточной    массы    тела    на
20-30 процентов  и,  как  следствие,  уменьшение  заболеваемости  и
смертности  от  основных  хронических неинфекционных заболеваний на
10 процентов и 5 процентов соответственно.
     Источниками    финансирования   профилактических   мероприятий
являются   средства   бюджетов   всех   уровней,   медицинского   и
социального  страхования,  предприятий,  учреждений  и организаций,
личные   средства   граждан   и   иные  источники,  не  запрещенные
законодательством Российской Федерации.
     Важным   источником   пополнения   средств,   направляемых  на
сохранение  и  укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут
стать  отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов
их семей.
     Целесообразно  предусмотреть  возможность  использования части
средств,  получаемых  от  налогообложения  производства  и  продажи
табака  и  алкоголя,  а  также  от  взимания  штрафов  за нарушение
законодательства  об  охране здоровья населения, для финансирования
мероприятий  по  вопросам  охраны  здоровья населения, прежде всего
направленных на профилактику курения и алкоголизма.

                           ____________

2000-08-31
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест