ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 3 октября 2000 г. N 748
г. Москва
Об утверждении пределов допустимых концентраций
и условий сброса вредных веществ в исключительной
экономической зоне Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
В целях реализации Федерального закона "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемые пределы допустимых концентраций вредных
веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне
Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной
эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных
аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и
условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне
Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов,
других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных
островов, установок и сооружений.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2000 г.
N 748
Пределы допустимых концентраций вредных веществ,
сброс которых в исключительной экономической зоне
Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной
эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных
аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений
-------------------------------------------------------------------
| Пределы допустимых концентраций веществ в
Категория веществ | -1
по МАРПОЛ 73/78* | сбросе, млн.
+-------------------------------------------
| за пределами особых | в пределах особых
| районов** | районов
-------------------------------------------------------------------
Категория "В" 1 1
Категория "С" 10 1
Категория "D" 1 часть вещества в 10 частях воды
Нефть и нефтепродукты 15 15
_____________________
* МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом
1978 года).
** Особые районы - районы, определенные МАРПОЛ 73/78.
Примечания: 1. Пределы допустимых концентраций вредных веществ
в сбросе с летательных аппаратов (самолетов,
вертолетов, планеров, аэростатов, дирижаблей,
воздушных шаров) не установлены, так как сброс
вредных веществ в процессе нормальной
эксплуатации летательных аппаратов не
предусмотрен.
2. Категории вредных веществ, сброс которых в
исключительной экономической зоне Российской
Федерации разрешен, определяются в соответствии
с положениями МАРПОЛ 73/78.
3. Для кораблей и судов Военно-Морского Флота
предел допустимых концентраций нефти и
нефтепродуктов в сбросе за пределами особых
-1
районов составляет 100 млн. .
____________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2000 г.
N 748
У С Л О В И Я
сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне
Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов,
других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных
островов, установок и сооружений
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
1. Настоящие условия устанавливаются для всех российских и
иностранных судов, других плавучих средств любого типа,
летательных аппаратов, искусственных островов, установок и
сооружений.
2. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации
судов и других плавучих средств в исключительной экономической
зоне Российской Федерации запрещен, за исключением случаев,
предусмотренных пунктами 3-5 настоящих условий.
3. Для вредных веществ категорий "В" и "С", определенных
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов
1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс
разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов
либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой
присутствует только одно вредное вещество соответственно категории
"В" или "С";
г) максимальная концентрация вредного вещества в кильватерной
струе не превышает предела допустимой концентрации, установленного
соответственно для веществ категории "В" или "С";
д) максимальное количество вредного вещества, сброшенного в
исключительной экономической зоне Российской Федерации с судна или
другого плавучего средства из каждой емкости и связанной с ней
системы трубопроводов, не превышает:
3
1 м или 1/3000 емкости, где находилось это вещество, в
зависимости от того, что больше - для вредных веществ категории
"В", а также для вредных веществ категории "С" при сбросе в особых
районах;
3
3 м или 1/1000 емкости, где находилось это вещество, в
зависимости от того, что больше - для вредных веществ категории
"С";
е) сброс производится ниже ватерлинии с учетом расположения
отверстий для приема забортной воды;
ж) сброс производится на глубине свыше 25 метров.
4. Для веществ категории "D", определенных Международной
конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года
(с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен,
когда соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов
либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой
присутствует только одно вредное вещество категории "D";
г) максимальная концентрация вредного вещества (частей
вещества в частях воды) в сбросе не превышает предела допустимой
концентрации, установленного для вредных веществ категории "D";
д) сброс производится на расстоянии свыше 12 морских миль от
исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря
Российской Федерации.
5. Для нефти и нефтепродуктов сброс разрешен, когда
соблюдаются сразу все следующие условия:
при сбросе с нефтяного танкера
а) танкер находится вне пределов особого района;
б) танкер находится на расстоянии более 50 морских миль от
ближайшего берега;
в) танкер на ходу по пути следования;
г) интенсивность сброса нефти не превышает 30 литров на
морскую милю;
д) общее количество сброшенной в море нефти с существующих
танкеров* не превышает 1/15000 общего количества данного вида
груза, частью которого является остаток, а с новых танкеров* -
1/30000 общего количества данного вида груза, частью которого
является остаток;
е) на танкере работают система автоматического замера,
регистрации и управления сбросом нефти и отстойный танк;
при сбросе с судна, не являющегося нефтяным танкером,
а также из льял машинных помещений нефтяного танкера
ж) источником льяльных вод не являются льяла отделения
грузовых насосов;
з) льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза;
и) судно на ходу по пути следования;
к) содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15
-1
млн ;
л) на судне работает оборудование для фильтрации нефти,
одобренное органом технического надзора и классификации судов,
который сертифицирован соответствующей международной организацией
на соответствие стандартам Международной организации по
стандартизации;
м) система фильтрации оборудована устройством, обеспечивающим
автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в стоке
-1
превышает 15 млн .
6. Условия сброса вредных веществ, образующихся в процессе
нормальной эксплуатации искусственных островов, установок и
сооружений (включая буровые суда и платформы), в исключительной
экономической зоне Российской Федерации устанавливаются с учетом
рыбохозяйственного значения акватории, обеспечения экологического
равновесия, а также природно-климатических особенностей, наиболее
эффективных технологий, нормативов предельно допустимых вредных
воздействий и предельно допустимых концентраций вредных веществ в
морских водах и в соответствии с требованиями природоохранительного
законодательства Российской Федерации, международных конвенций и
соглашений, участником которых является Российская Федерация.
7. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации
летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов,
дирижаблей, воздушных шаров) не предусмотрен.
8. Настоящие условия не применяются в случае форсмажорных
обстоятельств, когда создается опасность для человеческой жизни или
реальная угроза судам, другим плавучим средствам, летательным
аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, при
этом сброс представляется единственным способом предотвращения
угрозы или существует уверенность в том, что ущерб, причиненный
сбросом, будет меньше ущерба, который был бы нанесен, если бы сброс
не производился. Сброс должен осуществляться таким образом, чтобы
свести к минимуму возможный ущерб жизни людей или морской флоре и
фауне.
Информация о таком сбросе должна немедленно передаваться в
территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования и диспетчерские службы соответствующих
федеральных органов исполнительной власти. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
____________
* Понятия "существующий танкер" и "новый танкер" употребляются
в значении, определенном Международной конвенцией по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом
1978 года).
____________