ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 27 ноября 2000 г. N 896
г. Москва
Об утверждении примерных положений о специализированных
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 216)
В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые:
Примерное положение о социально-реабилитационном центре для
несовершеннолетних;
Примерное положение о социальном приюте для детей;
Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без
попечения родителей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства
Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1092 "Об утверждении
Примерного положения о специализированном учреждении для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39,
ст. 4562).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2000 г.
N 896
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 216)
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность
социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее
именуется - центр), являющегося специализированным учреждением,
создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации или органов местного
самоуправления.
На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает
свой устав, который утверждается в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2. Основными задачами центра являются профилактика
безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов
ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних
дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности центра
5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по
решению органов местного самоуправления в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство центра.
6. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за
ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие
счета в кредитных организациях, смету, печать установленного
образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о
своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые
органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с
законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10
тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе
(районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один центр.
8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа
длительного пребывания, социальная гостиница, семейная
воспитательная группа, отделения диагностики и социальной
реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки
несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для
реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами центр:
а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
б) принимает участие в выявлении и устранении причин и
условий, способствующих безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних;
в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса
несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы,
работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в
семьи;
г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь
несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в
ликвидации трудной жизненной ситуации;
д) разрабатывает и реализует программы социальной
реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной
жизненной ситуации;
е) обеспечивает защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних;
ж) организует медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и
получению ими специальности;
з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
и) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных
представителей), органы опеки и попечительства о нахождении
несовершеннолетних в центре;
к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи
несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает
родителей (их законных представителей) для решения вопроса о
возвращении им несовершеннолетних;
л) на основании проверки целесообразности возвращения
несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские
учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения
вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из
указанных учреждений.
10. При центре может создаваться попечительский совет из
представителей органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, внутренних дел, а также представителей
организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра.
Порядок создания и компетенция попечительского совета
определяются уставом центра.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на
безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в
возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно,
по инициативе родителей (их законных представителей), направленные
(поступившие) по другим основаниям в соответствии с
законодательством Российской Федерации независимо от места
жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в
соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени,
необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной
реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних,
находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
с явными признаками обострения психического заболевания, а также
совершивших правонарушения. В случае поступления таких
несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в
соответствующие учреждения согласно законодательству Российской
Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном
государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение центра
15. На работу в центр принимаются работники, имеющие
специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией центра
регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Центр устанавливает заработную плату работников в
зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты
(доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные
поощрительные выплаты). (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 216)
V. Управление центром
18. Центром руководит директор, назначаемый органом
социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора центра осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
центра.
VI. Имущество и средства центра
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
закрепляет за центром имущество в оперативном управлении.
Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним
в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением
этого имущества, своими уставными целями и законодательством
Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном
управлении, допускается только в порядке и в случаях,
установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование центра осуществляется в установленном
порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов.
Финансирование центра может осуществляться на основе
нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от
вида учреждения.
Привлечение центром дополнительных средств за счет
добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации
не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его
учредителя (учредителей).
21. Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом
приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания,
и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается
его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
____________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2000 г.
N 896
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о социальном приюте для детей
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 216)
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность
социального приюта для детей (далее именуется - приют),
являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе
социальных служб органов социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации или органов местного самоуправления.
На основе настоящего Примерного положения приют разрабатывает
свой устав, который утверждается в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2. Основной задачей приюта является оказание экстренной
социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации.
3. В своей деятельности приют руководствуется федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов
ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних
дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности приюта
5. Приют создается, реорганизуется и ликвидируется по решению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по
решению органов местного самоуправления в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство приюта.
6. Приют является юридическим лицом, владеет закрепленным за
ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие
счета в кредитных организациях, смету, печать установленного
образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Приют ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о
своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые
органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с
законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Приют может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10
тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе
(районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один приют.
8. В приюте могут быть образованы приемное отделение,
социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения
диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи,
перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения,
необходимые для реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами приют:
а) совместно с органами и учреждениями образования,
здравоохранения, внутренних дел и другими организациями
осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в
экстренной социальной помощи;
б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь
несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в
ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального
статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту
учебы, работы, жительства, содействует возвращению
несовершеннолетних в семьи;
г) обеспечивает защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних;
д) организует медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних, находящихся в приюте;
е) содействует органам опеки и попечительства в устройстве
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
ж) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных
представителей), органы опеки и попечительства о нахождении
несовершеннолетних в приюте;
з) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи
несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает
родителей (их законных представителей) для решения вопроса о
возвращении им несовершеннолетних;
и) на основании проверки целесообразности возвращения
несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские
учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения
вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из
указанных учреждений.
10. При приюте может создаваться попечительский совет из
представителей органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, внутренних дел, а также представителей
организаций и лиц, заинтересованных в развитии приюта.
Порядок создания и компетенция попечительского совета
определяются уставом приюта.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на
безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в
возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно,
по инициативе родителей (их законных представителей), направленные
(поступившие) по другим основаниям в соответствии с
законодательством Российской Федерации независимо от места
жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в
соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени,
необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и
решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в приюте несовершеннолетних,
находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
с явными признаками обострения психического заболевания, а также
совершивших правонарушения. В случае поступления таких
несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в
соответствующие учреждения согласно законодательству Российской
Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном
государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение приюта
15. На работу в приют принимаются работники, имеющие
специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией приюта
регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Приют устанавливает заработную плату работников в
зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты
(доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные
поощрительные выплаты). (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 216)
V. Управление приютом
18. Приютом руководит директор, назначаемый органом
социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора приюта осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
приюта.
VI. Имущество и средства приюта
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
закрепляет за приютом имущество в оперативном управлении.
Приют владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним
в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением
этого имущества, своими уставными целями и законодательством
Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за приютом в оперативном
управлении, допускается только в порядке и в случаях,
установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование приюта осуществляется в установленном
порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов.
Финансирование приюта может осуществляться на основе
нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от
вида учреждения.
Привлечение приютом дополнительных средств за счет
добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации
не влечет за собой снижения финансирования приюта за счет средств
его учредителя (учредителей).
21. Приют вправе осуществлять предусмотренную уставом
приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания,
и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации приюта имущество передается
его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
____________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2000 г.
N 896
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 10.03.2009 г. N 216)
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность
центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее
именуется - центр), являющегося специализированным учреждением,
создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации или органов местного
самоуправления.
На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает
свой устав, который утверждается в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2. Основными задачами центра являются временное содержание
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и
содействие в их дальнейшем устройстве.
3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов
ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних
дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности центра
5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по
решению органов местного самоуправления в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство центра.
6. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за
ним в оперативном управлении имуществом, расчетный и другие счета
в кредитных организациях, смету, печать установленного образца,
штамп и бланки со своим наименованием.
Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о
своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые
органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с
законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на
5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в
городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один центр.
8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа
длительного пребывания, отделения диагностики и социальной
реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные
подразделения, необходимые для реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами центр:
а) совместно с органами и учреждениями образования,
здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет
мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения
родителей;
б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей;
в) разрабатывает и реализует программы социальной
реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее
устройство;
г) обеспечивает защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних;
д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
е) организует медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их
профессиональной ориентации и получению ими специальности.
10. При центре может создаваться попечительский совет из
представителей органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, внутренних дел, а также представителей
организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра.
Порядок создания и компетенция попечительского совета
определяются уставом центра.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на
безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в
возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей,
обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие)
по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской
Федерации независимо от места жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в
соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени,
необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних,
находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
с явными признаками обострения психического заболевания, а также
совершивших правонарушение. В случае поступления таких
несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в
соответствующие учреждения согласно законодательству Российской
Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном
государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение центра
15. На работу в центр принимаются работники, имеющие
специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией центра
регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Центр устанавливает заработную плату работников в
зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты
(доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные
поощрительные выплаты). (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 216)
V. Управление центром
18. Центром руководит директор, назначаемый органом
социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора центра осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
центра.
VI. Имущество и средства центра
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
закрепляет за центром имущество в оперативном управлении.
Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним
в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением
этого имущества, своими уставными целями и законодательством
Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном
управлении, допускается только в случаях и в порядке,
установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование центра осуществляется в установленном
порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов.
Финансирование центра может осуществляться на основе
нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от
вида учреждения.
Привлечение центром дополнительных средств за счет
добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации
не влечет за собой снижения финансирования центра за счет средств
его учредителя (учредителей).
21. Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом
приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания,
и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается
его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
_____________