МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
9.02.2001 N 56 г. Москва
Об утверждении Положения о Департаменте предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России
В соответствии с приказом МЧС России от 18 декабря 2000г.
N 619
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Признать утратившими силу приложения NN 4 и 12 к приказу
МЧС России от 24 марта 2000 года N 175ДСП.
3. Настоящий приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных
центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, командиров соединений и
воинских частей войск гражданской обороны, руководителей
организаций МЧС России в порядке, установленном приказом МЧС
России от 6 октября 1997 N 590.
Министр С. К. Шойгу
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 9.02.2001 N 56
(приложение)
П О Л О Ж Е Н И Е
о Департаменте предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - Департамент) является самостоятельным
структурным подразделением Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - Министерство).
Работу Департамента направляет Министр, его первый
заместитель и курирует заместитель Министра в соответствии с
утвержденным распределением обязанностей между заместителями
Министра.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется
действующим законодательством Российской Федерации, Положением о
Министерстве и настоящим Положением, приказами, директивами и
указаниями Министерства.
3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам,
входящим в его компетенцию, во взаимодействии со всеми
структурными подразделениями центрального аппарата, региональными
центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организациями
Министерства (далее - система Министерства).
4. Департамент состоит из отделов: предупреждения техногенных
чрезвычайных ситуаций, предупреждения природных чрезвычайных
ситуаций, программно-аналитического, управления рисками, сводного
планирования НИОКР, организации разработки аварийно-спасательных
средств, организации разработки систем и технологий предупреждения
и управления.
5. Основными задачами Департамента являются:
организация разработки механизмов государственного управления
по снижению рисков возникновения и смягчения последствий
чрезвычайных ситуаций;
организация работы по анализу чрезвычайных ситуаций,
прогнозированию возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовке
рекомендаций по их предупреждению и доведению прогноза до
заинтересованных потребителей и руководства Министерства;
организация взаимодействия с федеральными органами
исполнительной власти и координация их действий в выполнении
установленных нормативных требований в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций;
организация выполнения и сопровождение НИОКР по проблемам
гражданской обороны, защиты населения территорий от чрезвычайных
ситуаций, прогнозирования, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий
и катастроф, технического оснащения войск гражданской обороны и
поисково-спасательных формирований МЧС России, других сил РСЧС в
целях повышения эффективности проведения аварийно-спасательных
работ, в т.ч. подводных работ особого назначения;
организация работ по сертификации и стандартизации в системе
МЧС России;
организация проведения выставок, конференций, симпозиумов по
научно-технической тематике;
разработка предложений по формированию и реализации основ
государственной политики и государственного управления в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
разработка предложений по формированию и проведение единой
научно-технической политики в области выполнения задач,
возложенных на Министерство;
участие в работе комиссии по страховому фонду документации.
6. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие функции:
организация и координация совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти работ по созданию
системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, их моделированию,
районированию территории Российской Федерации по наличию
потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных
бедствий, разработке и внедрению в установленном порядке
нормативных показателей степени риска на объектах экономики и
территориях;
организация работ по реализации федеральных целевых программ:
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005
года", "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006
годы" и других программ, относящихся к компетенции Департамента;
организация и осуществление контроля и оказание методической
помощи в выполнении мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций органами исполнительной власти всех уровней,
предприятиями и учреждениями вне зависимости от их
организационно-правовой формы и вида собственности;
организация проведения государственной экспертизы
градостроительной документации и проектов строительства объектов
производственного и социального назначения, в части касающейся
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
организация разработки методик оценки экономической
эффективности мероприятий в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций;
организация работы по созданию и ведению реестров
потенциально опасных объектов на территории Российской Федерации;
организация и проведение конкурсов на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в
соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд";
организация проведения исследований в области нормативно-
правового обеспечения деятельности Министерства;
организация проведения испытаний аварийно-спасательных
средств и приемки результатов НИОКР;
организация реализации Положения о премии Министерства за
научные и технические разработки;
организация и сопровождение работ по разработке новых и
совершенствованию существующих образцов техники, в т.ч.
авиационных, робототехники, аварийно-спасательных средств, и
внедрению их в войска гражданской обороны, поисково-спасательные
формирования МЧС России и другие силы РСЧС;
организация проведения экспертизы и подготовки заключений по
материалам научно-технического характера, представляемым
федеральными органами исполнительной власти и зарубежными
организациями;
организация работы Научно-технического совета МЧС России;
организация работ по учету, систематизации и хранению
отчетной научно-технической продукции;
координация деятельности и развития, в части касающейся,
территориальных и функциональных подсистем единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности структурных подразделений
региональных центров и органов,специально уполномоченных на
решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации при решении
проблем, отнесенных к компетенции Департамента;
координация деятельности других департаментов, управлений,
самостоятельных отделов Министерства в интересах выполнения
возложенных на Департамент предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций основных задач МЧС России;
координация и научно-методическое сопровождение работ по
совершенствованию системы сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений, созданию информационно-навигационной системы
сопровождения подвижных объектов, использованию информации с
космических аппаратов для оперативного картирования районов в
целях оценки масштабов (последствий) чрезвычайных ситуаций,
мониторинга опасных объектов и территорий, а также использованию
авиации (авиационных систем) в интересах выполнения задач,
возложенных на Министерство;
руководство функционированием и развитием федеральной системы
сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
выполнение функций государственного заказчика
научно-исследовательских и опытно-конструкторских программ (работ)
по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
формирование и представление на утверждение Министру
(ежегодно) проекта Единого тематического плана
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС
России, а также проекта Плана реализации научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ Министерства;
участие в разработке механизмов экономического
стимулирования, материальной (экономической) ответственности и
страховой защиты, а также лицензирования отдельных видов
деятельности, декларирования безопасности опасных производственных
объектов и других процедур, направленных на создание условий,
способствующих предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного
характера и уменьшению их последствий;
участие в подготовке материалов к заседаниям Правительства
Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации,
Правительственных, Межведомственных и иных комиссий по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
участие в установленном порядке в формировании и реализации
планов международного сотрудничества Министерства;
участие в разработке предложений по созданию и
совершенствованию геоинформационных систем в части проблем,
отнесенных к компетенции Департамента;
участие в мероприятиях, проводимых другими департаментами,
управлениями и самостоятельными отделами МЧС России в соответствии
с распределением ответственности между структурными
подразделениями центрального аппарата;
участие в работе по реализации прав заказчика (МЧС России) на
интеллектуальную собственность, полученную в результате проводимых
НИОКР,в соответствии с законодательством Российской Федерации
участие, в части касающейся, в разработке штатов, табелей и норм
оснащения для войск гражданской обороны Российской Федерации и
поисково-спасательных формирований Министерства;
участие в разработке и контроле за реализацией региональных
целевых программ в части решения вопросов предупреждения
чрезвычайных ситуаций, уменьшения масштабов возможного ущерба от
них;
участие в ведении 80 класса Общероссийского классификатора
продукции, в части разрабатываемых аварийно-спасательных и других
технических средств;
обеспечение мероприятий по сохранению государственных
секретов, защите информации от иностранных технических разведок и
ее утечки по техническим каналам в соответствии с Законом
Российской Федерации "О государственной тайне" ;
сопровождение работ, выполняемых по задачам Европейского
центра новых технологий;
подготовка предложений по финансированию НИОКР из
внебюджетных средств;
подготовка и представление руководству Министерства отчетов о
результатах НИОКР и расходовании финансовых средств, выделяемых на
их проведение;
подготовка проектов приказов Министерства о принятии на
вооружение (снабжение. в эксплуатацию, опытную эксплуатацию) вновь
разрабатываемых в системе Министерства образцов (систем,
комплексов) вооружения, техники и технического имущества;
разработка предложений по развитию научной, экспериментальной
и производственной базы научных организаций Министерства;
разработка предложений о приоритетных направлениях
научно-технической политики Министерства;
анализ и обработка статистической отчетности о чрезвычайных
ситуациях.
7. Департаменту предоставляется право:
разрабатывать, в пределах своей компетенции, проекты решений
по организации и проведению мероприятий в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций;
запрашивать в установленном порядке и получать от
департаментов, управлений и самостоятельных отделов и организаций
МЧС России сведения, необходимые для решения вопросов
предупреждения чрезвычайных ситуаций и координировать их работу в
этой области;
проводить в установленном порядке проверки состояния работ в
области предупреждения чрезвычайных ситуаций в федеральных органах
исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
готовить предложения о создании при Департаменте временных
рабочих групп по экспертным, научно-техническим и иным вопросам,
отнесенным к компетенции Департамента;
участвовать в работе органов государственной власти,
предприятий и учреждений при решении вопросов, относящихся к
компетенции Департамента, вести в установленном порядке переписку
с соответствующими структурными подразделениями органов
исполнительной власти Российской Федерации ,органами местного
самоуправления,организациями и гражданами по вопросам ,относящимся
к компетенции Департамента.
Департамент осуществляет методическое руководство
деятельностью следующих организаций Министерства:
ВНИИ ГОЧС;
ВЦМП МЧС России;
Государственной экспертизы проектов МЧС России;
Центра стратегических исследований МЧС России.
8. Департамент возглавляет руководитель Департамента,
назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в
установленном для этой категории руководителя порядке.
Руководитель Департамента подчиняется Министру, первому
заместителя Министра, а также заместителю Министра, курирующему
деятельность Департамента.
Руководитель Департамента имеет 4-х заместителей.
Заместители руководителя Департамента назначаются и
освобождаются от должности Министром по представлению руководителя
Департамента.
9. Руководитель Департамента осуществляет руководство
Департаментом на основе единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
10. Руководитель Департамента:
организует и координирует деятельность отделов Департамента,
определяет и уточняет задачи отделов, контролирует их выполнение,
координирует деятельность департаментов, управлений и
самостоятельных отделов Министерства по выполнению задач,
возложенных на Департамент;
участвует совместно с другими структурными подразделениями
центрального аппарата Министерства в рассмотрении вопросов,
относящихся к компетенции Департамента;
распределяет обязанности между заместителями руководителя
Департамента;
обеспечивает подбор и расстановку кадров в Департаменте;
организует мероприятия по повышению квалификации работников
Департамента;
вносит в установленном порядке предложения по
совершенствованию структуры Департамента и Министерства в целом;
обеспечивает условия труда сотрудников Департамента,
определенные действующим законодательством Российской Федерации,
выступает инициатором по совершенствованию условий оплаты и видов
поощрения за успехи в труде;
по поручению руководства Министерства представляет в
установленном порядке интересы Министерства по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента, кроме представительства,
на осуществление которого согласно действующему законодательству,
выдается доверенность, либо непосредственно указывается в акте
Министерства;
в отношении военнослужащих Департамента руководствуется
требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Руководитель Департамента
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций В. Д. Новиков