П Р И К А З
Государственного таможенного комитета Российской Федерации
от 13 июня 2001 г. N 556
О некоторых вопросах определения страны происхождения
товаров из государств - участников Соглашения
о создании зоны свободной торговли
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
12 июля 2001 г. Регистрационный N 2797
В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества
Независимых Государств от 30 ноября 2000 года о Правилах
определения страны происхождения товаров ("Российская газета",
16.01.2001 г., N 9), статьей 11 Таможенного кодекса Российской
Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26,
ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; 1997, N 47,
ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879), а также Законом Российской Федерации
от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3204; 1996,
N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; 1999, N 18,
ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263) приказываю:
1. Применять Правила определения страны происхождения товаров,
утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября
2000 г. (далее - Правила), для определения страны происхождения
товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны
свободной торговли (далее - Соглашение).
2. Таможенным органам при осуществлении таможенного оформления
товаров:
а) требовать для подтверждения происхождения товаров из
государств - участников Соглашения, за исключением Республики
Белоруссия, представление сертификатов о происхождении товаров по
форме СТ-1 (далее - сертификаты) одновременно с грузовой таможенной
декларацией в отношении товаров, перечисленных в приложении 1 к
Правилам, а также в отношении товаров, являющихся подакцизными;
б) требовать для подтверждения происхождения товаров:
- из Республики Белоруссия;
- не перечисленных в приложении 1 к Правилам и не являющихся
подакцизными;
- небольших партий товаров таможенной стоимостью,
эквивалентной не более чем 2000 долларам США,
представления декларации о происхождении товара.
В качестве декларации о происхождении товара могут быть
использованы грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные
документы, содержащие сведения о стране происхождения товара;
в) требовать для подтверждения происхождения товаров из
государств - участников Соглашения представление сертификатов
одновременно с грузовой таможенной декларацией в случае:
- наличия у должностных лиц таможенного органа сомнений в
достоверности сведений о происхождении товара, указанных в
декларации о происхождении товара;
- регулярных поставок небольших партий товаров таможенной
стоимостью, эквивалентной не более 2000 долларов США, одним и тем
же экспортером (отправителем) одному и тому же импортеру
(получателю) без необходимости, связанной с условиями
транспортировки, хранения или реализации этих товаров.
В данных случаях таможенный орган должен письменно
информировать декларанта о причинах необходимости представления
сертификатов (информационные письма должны быть подписаны
начальником (заместителем, курирующим данные вопросы) таможенного
органа, производящего оформление товаров);
г) направлять сертификаты при возникновении обоснованных
сомнений относительно их безупречности или содержащихся в них
сведений, в том числе сведений о стране происхождения товара, с
обоснованием отказа их принятия для предоставления тарифных
преференций в Главное управление тарифного и нетарифного
регулирования для последующей их проверки;
д) при отсутствии сертификата на момент таможенного оформления
товаров из государств - участников Соглашения, когда его
представление необходимо согласно данному приказу:
- облагать данные товары ввозными таможенными пошлинами по
ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в
торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация
применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, при возможности
определения их происхождения из государства - участника Соглашения
по товаросопроводительной документации, спецификациям, сертификатам
предприятия-изготовителя, маркировке и т. п.;
- облагать товары, страна происхождения которых на момент
таможенного оформления считается неустановленной, ввозными
таможенными пошлинами по ставкам, предусмотренным для товаров,
происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми
Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой
нации, увеличенным вдвое;
- применять (восстанавливать) к товарам режим свободной
торговли в соответствии с пунктом 21 Правил при условии получения
надлежащего удостоверения об их происхождении из
государства - участника Соглашения в течение одного года с
даты таможенного оформления, а в случае невыполнения хотя бы одного
из условий пунктов 9 и 10 Правил - режим наиболее
благоприятствуемой нации согласно статье 33 Закона Российской
Федерации "О таможенном тарифе";
ж) использовать для контроля выполнения требований п. 9
Правил:
- договор поставки (купли-продажи, комиссии и т. п.) между
поставщиком товара (продавцом, комитентом и т. п.) и покупателем
(комиссионером и т. п.);
- товаросопроводительные документы (коносамент,
железнодорожные или автотранспортные накладные и т. п.);
- счет-фактуру (инвойс) или счет-проформу, а также иные
товаросопроводительные документы;
- документы, подтверждающие, в случае необходимости, наличие
статуса резидента государства - участника Соглашения у лиц,
заключивших договор (контракт);
з) определять страну происхождения конечного товара на
основании кумулятивного принципа, в соответствии с которым конечный
товар считается происходящим из страны, где он в последний раз был
подвергнут обработке (переработке), независимо от выполнения
критерия достаточной обработки (переработки) в этой стране, если
товар подвергался поэтапной последующей обработке (переработке)
только в государствах - участниках Соглашения с использованием
сырья и материалов, происходящих из этих государств, что
подтверждено сертификатами о происхождении товаров по форме СТ-1
(далее - сертификаты), а в случае их отсутствия - на основании
критерия достаточной обработки (переработки) товара.
3. Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования
(А.О.Кудряшев):
а) направлять при необходимости обращения в уполномоченные на
то организации, заверившие сертификаты, или в другие компетентные
органы стран, указанных в качестве страны происхождения товара, с
мотивированной просьбой о сообщении дополнительных или уточняющих
сведений, принимать с учетом полученной информации решения о
достоверности сертификатов или сведений, содержащихся в них, и
доводить эти решения до таможенных органов;
б) осуществлять контроль признания товара происходящим с
таможенной территории государства - участника Соглашения, если
товар покидал территории государств - участников Соглашения, при
условии согласования данных случаев с компетентными органами
государств - участников Соглашения, экспортирующих (импортирующих)
товары.
4. Управлению международного таможенного сотрудничества
(Ю.В.Михайличенко), Главному управлению тарифного и
нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев) согласовывать в
соответствии с установленным порядком случаи, упомянутые в
подпункте б) пункта 3 настоящего приказа.
5. Признать утратившим силу указание ГТК России от 30.12.96 г.
N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из
государств - участников СНГ" (зарегистрировано Минюстом России
14.05.97 г., регистрационный N 1303).
6. Пресс-службе (С.Ю.Лысенко) обеспечить освещение положений
настоящего приказа в средствах массовой информации после его
государственной регистрации.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять
заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу.
____________