ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 7 декабря 2010 г. N 978
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения
о подписании Договора об обращении в Суд Евразийского
экономического сообщества хозяйствующих субъектов
по спорам в рамках Таможенного союза
и особенностях судопроизводства по ним
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона
"О международных договорах Российской Федерации" Правительство
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Одобрить представленный Министерством экономического развития
Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел
Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и
предварительно проработанный с Белорусской, Казахстанской,
Киргизской и Таджикистанской Сторонами проект Договора об
обращении в Суд Евразийского экономического сообщества
хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и
особенностях судопроизводства по ним (прилагается).
Представить Президенту Российской Федерации предложение
о подписании указанного Договора.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
Проект
Д О Г О В О Р
об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества
хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного
союза и особенностях судопроизводства по ним
Государства - члены Евразийского экономического сообщества, в
дальнейшем именуемые Сторонами,
руководствуясь общепризнанными принципами и нормами
международного права,
основываясь на Договоре об учреждении Евразийского
экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договоре о
Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г.,
в целях обеспечения единообразного применения государствами -
членами Таможенного союза международных договоров, заключенных в
рамках Таможенного союза,
в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Статута Суда
Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г.
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Договора используются следующие понятия:
"хозяйствующий субъект" - юридическое лицо, зарегистрированное
в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного
союза или третьего государства, либо физическое лицо,
зарегистрированное в качестве предпринимателя в соответствии с
законодательством государства - члена Таможенного союза или
третьего государства;
"судебные издержки" - денежные суммы, подлежащие выплате
экспертам, свидетелям и переводчикам, расходы на оплату услуг
адвокатов и иных лиц, представляющих интересы хозяйствующего
субъекта в Суде Евразийского экономического сообщества, и другие
расходы, понесенные сторонами по делу в связи с его рассмотрением
в Суде Евразийского экономического сообщества;
"акты Комиссии Таможенного союза" - решения Комиссии
Таможенного союза, имеющие обязательный характер и затрагивающие
права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 2
1. Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд)
рассматривает дела по заявлениям хозяйствующих субъектов (далее -
заявления):
1) об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их
отдельных положений;
2) об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного
союза.
2. Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного
союза или их отдельных положений либо действий (бездействия)
Комиссии Таможенного союза является их несоответствие
международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза,
повлекшее нарушение предоставленных данными международными
договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Суд не принимает к рассмотрению заявления, если имеется
вступившее в силу решение Суда по ранее рассмотренному делу о том
же предмете и по тем же основаниям.
Статья 3
1. Высший орган судебной власти государства - члена
Таможенного союза вправе обратиться в Суд с запросом о вынесении
заключения по вопросам применения международных договоров,
заключенных в рамках Таможенного союза, и актов Комиссии
Таможенного союза, затрагивающих права и законные интересы
хозяйствующих субъектов, если эти вопросы существенно влияют на
разрешение дела по существу.
2. При рассмотрении спора в высшем органе судебной власти
государства - члена Таможенного союза лицо, участвующее в деле,
вправе обратиться к данному органу с ходатайством о направлении в
Суд запроса о вынесении заключения, если полагает, что его права,
предоставленные международными договорами, заключенными в рамках
Таможенного союза, и актами Комиссии Таможенного союза, нарушены.
3. Если ходатайство об обращении в Суд с запросом о вынесении
заключения заявляется в деле, находящемся на рассмотрении высшего
органа судебной власти государства - члена Таможенного союза,
решение по которому в соответствии с законодательством государства
- члена Таможенного союза не подлежит обжалованию, данный орган
обязан обратиться в Суд при условии, что вопросы, по которым
запрашивается вынесение заключения, существенно влияют на
разрешение дела по существу и Суд не выносил ранее заключений по
аналогичным вопросам.
Статья 4
1. Заявление принимается Судом к рассмотрению только после
предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию
Таможенного союза.
Если Комиссия Таможенного союза в течение 2 месяцев не
приняла меры по поступившему обращению, хозяйствующий субъект
вправе обратиться в Суд.
2. Подача заявления в Суд не является основанием для
приостановления действия актов Комиссии Таможенного союза.
Статья 5
1. В заявлении, направляемом в Суд, должны указываться:
1) фамилия, имя, отчество физического лица, данные о его
регистрации в качестве предпринимателя или наименование
юридического лица и данные о его регистрации в качестве такового;
2) место жительства физического лица или место нахождения
юридического лица, включая официальное название страны, почтовый
адрес (адрес для переписки), а также номер телефона, факса, адреса
электронной почты (если таковой имеется);
3) наименование, номер, дата принятия, источник опубликования
оспариваемого акта Комиссии Таможенного союза и (или) описание
действия (бездействия) Комиссии Таможенного союза;
4) права и законные интересы, которые, по мнению
хозяйствующего субъекта, нарушаются оспариваемым актом Комиссии
Таможенного союза и (или) действием (бездействием) Комиссии
Таможенного союза;
5) требование хозяйствующего субъекта о признании акта
Комиссии Таможенного союза и (или) действия (бездействия) Комиссии
Таможенного союза нарушающими его права и законные интересы в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
предоставленные ему международными договорами, заключенными в
рамках Таможенного союза;
6) сведения об обращении в Комиссию Таможенного союза.
2. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) текст оспариваемого акта Комиссии Таможенного союза;
2) копия свидетельства о государственной регистрации
юридического лица или физического лица в качестве предпринимателя;
3) документы, подтверждающие обращение в Комиссию Таможенного
союза;
4) документ, подтверждающий уплату пошлины;
5) иные документы, обосновывающие требования хозяйствующего
субъекта.
3. Суд уведомляет стороны по делу о принятии к рассмотрению
заявления либо об отказе в принятии заявления с указанием
основания отказа.
Статья 6
На любой стадии рассмотрения дела Суд по ходатайству стороны
по делу или по собственной инициативе вправе принимать разумные
временные меры, в том числе обеспечительного характера, в целях
обеспечения исполнения решения Суда или предотвращения возможного
нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов,
предусмотренных международными договорами, заключенными в рамках
Таможенного союза.
Статья 7
1. Обращение хозяйствующего субъекта в Суд облагается
пошлиной.
2. Пошлина уплачивается хозяйствующим субъектом до подачи
заявления в Суд.
В случае удовлетворения Судом требований хозяйствующего
субъекта, указанных в заявлении, осуществляется возврат пошлины.
Размер, валюта платежа, порядок зачисления, использования и
возврата пошлины определяются Межгосударственным Советом
Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств.
Статья 8
Каждая сторона по делу несет свои судебные издержки
самостоятельно.
Статья 9
1. Для рассмотрения дел с участием хозяйствующих субъектов
Суд образует Коллегию Суда, в которую включается по одному судье
от каждого государства - члена Таможенного союза.
2. Срок рассмотрения дела составляет не более 3 месяцев с
даты получения Судом заявления.
3. Решение Коллегии Суда является решением Суда, если оно не
было обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего
Договора.
4. При рассмотрении дел об оспаривании акта Комиссии
Таможенного союза и (или) действий (бездействия) Комиссии
Таможенного союза Суд в судебном заседании осуществляет проверку:
1) оспариваемого акта Комиссии Таможенного союза или его
отдельных положений и (или) оспариваемых действий (бездействия)
Комиссии Таможенного союза на соответствие их международным
договорам, заключенным в рамках Таможенного союза;
2) полномочий Комиссии Таможенного союза на принятие
оспариваемого акта или отдельных его положений;
3) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующих
субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, предоставленных им международными договорами,
заключенными в рамках Таможенного союза.
Статья 10
1. Решение Коллегии Суда вступает в силу через 15 календарных
дней с даты его вынесения, если оно не было обжаловано сторонами
по делу в Апелляционную палату Суда.
2. Сторона по делу, полагающая, что решением Коллегии Суда
были нарушены ее права и законные интересы, предоставленные
международными договорами, заключенными в рамках Таможенного
союза, в связи с их неправильным применением, вправе обжаловать не
вступившее в силу решение Коллегии Суда в Апелляционную палату
Суда.
3. В состав Апелляционной палаты Суда входят судьи Суда от
государств - членов Таможенного союза, не принимавшие участия в
рассмотрении дела, решение Коллегии Суда по которому обжалуется.
4. Решение Апелляционной палаты Суда является решением Суда и
вступает в силу с даты его вынесения.
5. Решение Суда окончательно и обжалованию не подлежит.
6. Решение Суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся
обстоятельствам в порядке, предусмотренном статьей 23 Статута Суда
Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г.
7. Решение Суда либо его отдельные положения могут быть
официально разъяснены только самим Судом по ходатайству сторон по
делу, а также по собственной инициативе.
Статья 11
1. По результатам рассмотрения дел об оспаривании актов
Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений Суд
принимает одно из следующих решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений
соответствующими международным договорам, заключенным в рамках
Таможенного союза;
2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений
не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках
Таможенного союза.
2. Действие акта Комиссии Таможенного союза или его отдельных
положений, признанных Судом не соответствующими международным
договорам, заключенным в рамках Таможенного союза,
приостанавливается с даты вступления в силу решения Суда, и данный
акт или его отдельные положения приводятся Комиссией Таможенного
союза в соответствие с международными договорами, заключенными в
рамках Таможенного союза.
3. По результатам рассмотрения дел об оспаривании действий
(бездействия) Комиссии Таможенного союза Суд принимает одно из
следующих решений:
1) о признании оспариваемого действия (бездействия) не
соответствующим международным договорам, заключенным в рамках
Таможенного союза, и нарушающим права и законные интересы
хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;
2) о признании оспариваемого действия (бездействия)
соответствующим международным договорам, заключенным в рамках
Таможенного союза, и не нарушающим права и законные интересы
хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.
4. Суд оставляет без рассмотрения требования о возмещении
убытков или иные требования имущественного характера.
Статья 12
1. Комиссия Таможенного союза обязана в разумный срок, но не
превышающий 60 календарных дней с даты вступления в силу решения
Суда, исполнить вступившее в силу решение Суда, в котором Суд
установил, что актом или действием (бездействием) Комиссии
Таможенного союза нарушены права и законные интересы хозяйствующих
субъектов, предусмотренные международными договорами, заключенными
в рамках Таможенного союза.
2. В случае неисполнения Комиссией Таможенного союза решения
Суда хозяйствующий субъект вправе обратиться в Суд с ходатайством
о принятии мер по его исполнению.
3. Суд по ходатайству хозяйствующего субъекта обязан в
течение 15 календарных дней с даты его поступления обратиться в
Высший орган Таможенного союза на уровне глав правительств для
принятия им решения по данному вопросу.
Статья 13
1. Процедура рассмотрения дел по заявлениям хозяйствующих
субъектов в части, не урегулированной настоящим Договором,
определяется Регламентом Суда по рассмотрению обращений
хозяйствующих субъектов (далее - Регламент).
2. Регламент разрабатывается и утверждается Судом по
согласованию с Межпарламентской Ассамблеей Евразийского
экономического сообщества.
Статья 14
Споры, связанные с применением или толкованием положений
настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров
между Сторонами.
Статья 15
Изменения в настоящий Договор вносятся по взаимному согласию
Сторон и оформляются протоколами.
Статья 16
Настоящий Договор вступает в силу на 30-й день с даты
получения депозитарием третьего уведомления о выполнении Сторонами
внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу
настоящего Договора.
Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в
Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества,
который, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой
Стороне его заверенную копию.
Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава
Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате
Организации Объединенных Наций.
Совершено в г. ____________ "____" _____________ 20___ г. в
одном подлинном экземпляре на русском языке.
За За За
Республику Белоруссия Республику Казахстан Киргизскую Республику
За За
Российскую Федерацию Республику Таджикистан