ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 7 декабря 2010 г. N 2170-р
МОСКВА
О подписании Соглашения о единых принципах и правилах
регулирования деятельности субъектов естественных монополий
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона
"О международных договорах Российской Федерации" одобрить
представленный Минэкономразвития России согласованный с МИДом
России и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской
и Казахстанской Сторонами проект Соглашения о единых принципах и
правилах регулирования деятельности субъектов естественных
монополий (прилагается).
Поручить Первому заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации Шувалову И.И. подписать от имени
Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив
вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие
принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
Проект
С О Г Л А Ш Е Н И Е
о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов
естественных монополий
Правительства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и
Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашении
о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договоре о Таможенном
союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.,
Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от
10 октября 2000 г., Договоре о создании единой таможенной
территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.,
стремясь осуществлять согласованную политику регулирования
деятельности субъектов естественных монополий на основе единых
принципов и правил,
согласились о нижеследующем:
Раздел I
Общие положения
Статья 1
Цель Соглашения
Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ
для формирования и установления единых принципов и общих правил
регулирования деятельности субъектов естественных монополий
государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей,
субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих
доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий,
эффективность функционирования и развития субъектов естественных
монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе
национального законодательства Сторон в области регулирования
деятельности субъектов естественных монополий.
Статья 2
Определения
Для целей настоящего Соглашения используются следующие
основные понятия:
"внутренний рынок" - рынок государства Стороны, на котором
обращаются услуги субъектов естественных монополий;
"естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором
создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на
определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно
в силу технологических особенностей производства и предоставления
данного вида услуг;
"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или
юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться
оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
"субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект,
оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных
национальным законодательством Сторон;
"оказание услуг" - оказание (предоставление) услуг,
производство (реализация) товаров, являющихся объектом
гражданского оборота;
"хозяйствующий субъект" - юридическое или физическое лицо,
осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени;
"сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги,
законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой
потребитель может приобрести услуги субъектов естественных
монополий;
"национальное законодательство Сторон" - законодательство
каждого из государств Сторон, касающееся сфер естественных
монополий;
"национальные органы Сторон" - органы государства Стороны,
осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью
субъектов естественных монополий;
"секторальные (отраслевые) соглашения" - международные
договоры государств Сторон, включая двусторонние международные
договоры Сторон, касающиеся сфер естественных монополий, указанных
в приложении N 1 к настоящему Соглашению;
"доступ к услугам субъектов естественных
монополий" - оказание субъектами естественных монополий
государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных
монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не
менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется
аналогичная услуга потребителям государства первой Стороны при
наличии технической возможности.
Статья 3
Сфера применения Соглашения
1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения
с участием субъектов естественных монополий, потребителей,
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
государств Сторон, оказывающих влияние на торговлю между
государствами Сторон в сферах естественных монополий, указанных в
приложении N 1 к настоящему Соглашению.
2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных
сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования
Единого экономического пространства в отношении субъектов
естественных монополий, определяются в соответствующих
секторальных (отраслевых) соглашениях.
3. К сферам естественных монополий в государствах Сторон
относятся также сферы естественных монополий, указанные в
приложении N 2 к настоящему Соглашению.
В отношении сфер естественных монополий, указанных
в приложении N 2 к настоящему Соглашению, применяются требования
национального законодательства Сторон.
4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых
к сферам естественных монополий, устанавливается национальным
законодательством Сторон.
5. Стороны стремятся к гармонизации сфер естественных
монополий, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему
Соглашению, путем их сокращения (с определением по возможности
переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях).
6. Расширение сфер естественных монополий в государствах
Сторон осуществляется:
в соответствии с национальным законодательством Сторон
в случае, если государство Стороны намерено отнести к сфере
естественных монополий сферу, которая является сферой естественной
монополии в государстве другой Стороны и приведена в приложении
N 1 или 2 к настоящему Соглашению;
по решению Комиссии Таможенного союза в случае, если к сфере
естественных монополий государство Стороны намерено отнести иную
сферу естественных монополий, не указанную в приложениях N 1 и 2
к настоящему Соглашению, после соответствующего обращения
государства Стороны в Комиссию Таможенного союза.
7. Настоящее Соглашение не распространяется на отношения,
урегулированные действующими двусторонними международными
договорами Сторон. Вновь заключаемые секторальные
(отраслевые) соглашения Сторон не могут противоречить настоящему
Соглашению.
8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах
конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с
учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением.
9. Сфера транспортировки газа регулируется Соглашением
о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере
транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы
ценообразования и тарифной политики.
Раздел II
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий
Статья 4
Общие принципы регулирования деятельности субъектов естественных
монополий
Принципами, которыми руководствуются Стороны при
регулировании и (или) контроле деятельности субъектов естественных
монополий в сферах естественных монополий, указанных в
приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, являются:
1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов
естественных монополий государств Сторон, обеспечивающего
доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для
потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов
естественных монополий;
2) повышение эффективности регулирования, направленного на
сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет
создания условий для развития конкуренции в этих сферах;
3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования
субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей,
масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных
(долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также
мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе
применение возможности установления дифференцированного тарифа,
который не может быть установлен по принципу принадлежности
потребителя (групп потребителей) к государству одной из Сторон;
4) введение регулирования в случаях, когда на основании
анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот
рынок находится в состоянии естественной монополии;
5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе
путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных
монополий;
6) применение процедур регулирования деятельности субъектов
естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых
решений, преемственность, открытость, объективность и
прозрачность;
7) обязательность заключения субъектами естественных
монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении
которых применяется регулирование, при наличии технической
возможности, определенной в соответствии с национальным
законодательством Сторон;
8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий
правил доступа к услугам субъектов естественных монополий;
9) направленность регулирования на конкретный субъект
естественной монополии;
10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов
(цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые
распространяется регулирование;
11) защита интересов потребителей, в том числе от различных
нарушений субъектами естественных монополий, связанных с
применением тарифов (цен) по регулируемым услугам;
12) создание экономических условий, при которых субъектам
естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые
технологии, повышать эффективность использования инвестиций.
Статья 5
Виды и методы регулирования деятельности субъектов
естественных монополий
1. Государства Сторон применяют виды (формы, способы, методы,
инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных
монополий государств Сторон на основе общих принципов и правил
регулирования естественных монополий, установленных настоящим
Соглашением.
2. При осуществлении регулирования деятельности субъектов
естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы,
способы, инструменты) регулирования:
1) тарифное (ценовое) регулирование;
2) виды регулирования, установленные настоящим Соглашением;
3) иные виды регулирования, установленные национальным
законодательством Сторон.
3. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов
естественных монополий, включая установление стоимости подключения
(присоединения) к услугам субъектов естественных монополий, может
осуществляться путем:
1) установления (утверждения) национальным органом для
субъектов естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые
услуги, в том числе их предельных уровней, на основе утвержденной
национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения,
а также соответствующего контроля национальным органом за
применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных
монополий;
2) установления (утверждения) национальным органом
методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми
субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы
(цены), а также контроля национальным органом за установлением и
применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий.
4. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования
национальные органы Сторон вправе применять в том числе следующие
методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в
соответствии с национальным законодательством Сторон:
1) метод экономически обоснованных затрат;
2) метод индексации;
3) метод доходности инвестиционного капитала;
4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности
субъектов естественных монополий.
5. При регулировании тарифов (цен) учитываются:
1) возмещение субъектам естественных монополий экономически
обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой
деятельности субъектами естественных монополий;
2) получение экономически обоснованной прибыли;
3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению
расходов;
4) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов
естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых
услуг.
6. При установлении тарифов (цен) могут учитываться:
1) особенности функционирования естественных монополий на
территориях государств Сторон, в том числе особенности технических
требований и регламентов;
2) государственные дотации и другие меры государственной
поддержки;
3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на
нерегулируемых сегментах рынка;
4) планы развития территорий;
5) государственная налоговая, бюджетная, экологическая и
социальная политика;
6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.
7. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта
естественной монополии предусматривается, что при формировании
затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный
учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов,
задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов
естественных монополий.
8. Регулирование тарифов (цен) на услуги субъекта
естественной монополии может осуществляться на основе долгосрочных
параметров регулирования, к которым в том числе могут относиться
уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика
изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг,
норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные
параметры.
Для целей регулирования тарифов (цен) на услуги субъекта
естественной монополии могут применяться и долгосрочные параметры
регулирования, полученные с использованием метода сравнительного
анализа эффективности деятельности субъектов естественных
монополий.
9. Особенности применения положений настоящей статьи в
конкретных сферах естественных монополий могут определяться в
соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.
В секторальных (отраслевых) соглашениях Стороны вправе
установить перечень услуг субъектов естественных монополий и
(или) перечень субъектов естественных монополий, в отношении
которых могут быть применены специальные процедуры согласования
Сторонами методов (подходов, методик) формирования и применения
тарифов (цен).
Статья 6
Правила обеспечения доступа к услугам субъектов
естественных монополий
1. Стороны устанавливают в своем национальном
законодательстве правила регулирования, обеспечивающие доступ
к услугам субъектов естественных монополий, как он определен в
статье 2 настоящего Соглашения.
Национальные органы Сторон обеспечивают контроль за
соблюдением правил обеспечения доступа потребителей к услугам
субъектов естественных монополий и условий подключения
(присоединения, использования) к ним.
2. Правила обеспечения доступа потребителей к услугам
субъектов естественных монополий включают в себя:
1) существенные условия договоров, а также порядок их
заключения и исполнения;
2) порядок определения наличия технических возможностей;
3) порядок предоставления информации об оказываемых
субъектами естественных монополий услугах, их стоимости, доступе к
ним, возможных объемах реализации, технических и технологических
возможностях оказания таких услуг;
4) условия получения открытой информации, позволяющей
обеспечить возможность сопоставления заинтересованными лицами
условий обращения услуг субъектов естественных монополий и
(или) доступа к ним;
5) перечень информации, которая не может составлять
коммерческую тайну;
6) порядок рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования
споров по вопросам доступа к услугам субъектов естественных
монополий.
3. Особенности применения положений настоящей статьи в
конкретных сферах естественных монополий, включая вопросы
транзита, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых)
соглашениях.
4. Допускается применение субъектами естественных монополий
дифференцированных условий доступа потребителей к их услугам
(с учетом специфики каждой отдельной сферы естественной
монополии, определяемой в секторальных (отраслевых) соглашениях),
если такие условия не применяются по принципу принадлежности
потребителей к государству одной из Сторон, при условии
соблюдения национального законодательства каждой Стороны.
5. Без ущерба положениям пункта 4 настоящей статьи
национальное законодательство Сторон не должно содержать норм,
устанавливающих в отношении потребителей государств других Сторон
дифференцированные условия доступа к услугам субъектов
естественных монополий, исходя из принадлежности потребителей к
государству одной из Сторон.
Статья 7
Национальные органы Сторон
1. В государствах Сторон функционируют национальные органы
Сторон, наделенные полномочиями по регулированию и (или) контролю
за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии
с национальным законодательством Сторон.
2. Национальные органы Сторон осуществляют свою деятельность
в соответствии с национальным законодательством Сторон, исходя из
единых принципов и правил, определенных настоящим Соглашением,
секторальными (отраслевыми) соглашениями и иными международными
договорами государств Сторон.
3. К функциям национальных органов Сторон относятся:
1) тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов
естественных монополий;
2) регулирование доступа к услугам субъектов естественных
монополий, в том числе установление платы (цен, тарифов, сборов)
за подключение (присоединение) к услугам субъектов естественных
монополий, в случаях, предусмотренных национальным
законодательством Сторон;
3) защита интересов потребителей;
4) рассмотрение жалоб, заявлений, урегулирование споров по
вопросам установления и применения регулируемых тарифов (цен), а
также доступа к услугам субъектов естественных монополий;
5) рассмотрение, утверждение или согласование инвестиционных
программ субъектов естественных монополий и контроль за их
реализацией;
6) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий
ограничений по отнесению информации к коммерческой тайне,
предусмотренных национальным законодательством Сторон;
7) осуществление контроля за деятельностью субъектов
естественных монополий, в том числе путем проведения проверок и в
иных формах (мониторинг, анализ, экспертиза);
8) иные функции, предусмотренные национальным
законодательством Сторон.
Статья 8
Реализация Соглашения
1. Реализация настоящего Соглашения возлагается на
национальные органы Сторон.
2. Стороны информируют друг друга и Комиссию Таможенного
союза о назначении и полном наименовании своих национальных
органов не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего
Соглашения.
3. В целях поэтапного формирования Единого экономического
пространства Комиссия Таможенного союза выполняет следующие
функции:
1) готовит предложения к поэтапному плану формирования
Единого экономического пространства (в секторальном
(отраслевом) разрезе) в отношении сфер естественных монополий, в
том числе формирует предложения по критериям и порядку проведения
мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого
экономического пространства;
2) анализирует и предлагает способы координации (разработки и
реализации) решений национальных органов, касающихся сфер
естественных монополий;
3) проводит сравнительный анализ системы и практики
регулирования деятельности субъектов естественных монополий
в государствах Сторон с подготовкой соответствующих ежегодных
отчетов и докладов;
4) содействует гармонизации регулирования в сферах
естественных монополий в отношении экологических аспектов,
энергоэффективности;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные секторальными
(отраслевыми) соглашениями.
4. Результаты работы, проводимой в соответствии с настоящей
статьей, Комиссия Таможенного союза по согласованию с
национальными органами Сторон представляет на рассмотрение
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного
союза).
5. В целях гармонизации национального законодательства Сторон
в области регулирования деятельности субъектов естественных
монополий Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (Высший орган
Таможенного союза) по представлению Комиссии Таможенного союза
устанавливает перечень нормативных правовых актов Сторон в данной
области, которые подлежат сближению, и определяет
последовательность осуществления соответствующих мер по
гармонизации законодательства в этой сфере.
6. Комиссия Таможенного союза наделяется полномочиями по
контролю за исполнением настоящего Соглашения.
Раздел III
Заключительные положения
Статья 9
Разрешение споров
Споры, связанные с применением или толкованием положений
настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и
переговоров между Сторонами, в том числе с участием Комиссии
Таможенного союза, а в случае недостижения согласия в течение
шести месяцев с начала таких консультаций или переговоров
передаются любой из заинтересованных Сторон в Суд Евразийского
экономического сообщества.
Сторона, обратившаяся в Суд Евразийского экономического
сообщества, должна уведомить об этом другие заинтересованные
Стороны в срок не позднее 30 дней с даты обращения.
Статья 10
Внесение изменений в Соглашение
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть
внесены изменения, которые оформляются протоколом.
Статья 11
Применение Соглашения в отношении третьих стран
Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как
обязывающее любую из Сторон распространять правила и (или)
преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи
государства, не являющиеся участником настоящего Соглашения, или
хозяйствующие субъекты таких третьих государств.
Статья 12
Порядок вступления в силу Соглашения
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения
депозитарием последнего письменного уведомления Сторон о
выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его
вступления в силу.
Совершено в г. ____________ "___" __________ 20__ г. в одном
подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в
Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества,
который является его депозитарием.
Копии подлинного экземпляра заверяются Интеграционным
Комитетом Евразийского экономического сообщества и направляются
каждой Стороне.
За Правительство За Правительство За Правительство
Республики Белоруссия Республики Казахстан Российской Федерации
____________
Приложение N 1
к Соглашению о единых принципах и
правилах регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
Сферы естественных монополий в Республике Белоруссия,
Республике Казахстан и Российской Федерации
-----------------------------|------------------------------|-------------------------
Республика Белоруссия | Республика Казахстан | Российская Федерация
-----------------------------|------------------------------|-------------------------
Транспортировка нефти и Услуги по транспортировке Транспортировка нефти и
нефтепродуктов по нефти и (или) нефтепродуктов нефтепродуктов по
магистральным нефтепроводам по магистральным магистральным
нефтепроводам нефтепроводам
Передача и распределение Услуги по передаче и (или) Услуги по передаче
электрической энергии распределению электрической электрической энергии
энергии
- Услуги по технической Услуги по
диспетчеризации отпуска в оперативно-диспетчерскому
сеть и потребления управлению в
электрической энергии электроэнергетике
- Услуги по организации -
балансирования производства -
потребления электрической
энергии
Услуги, оказываемые Услуги магистральных Железнодорожные перевозки
коммуникациями железнодорожных сетей
железнодорожного транспорта,
обеспечивающими движение
транспорта общего
пользования, управление
движением поездов,
железнодорожные перевозки
____________
Приложение N 2
к Соглашению о единых принципах и
правилах регулирования деятельности
субъектов естественных монополий
Сферы естественных монополий в Республике Белоруссия, Республике
Казахстан и Российской Федерации, подлежащие регулированию
законодательством этих государств
----------------------------|--------------------------------------|-----------------------
Республика Белоруссия | Республика Казахстан | Российская Федерация
----------------------------|--------------------------------------|-----------------------
Транспортировка газа по Услуги по хранению, транспортировке Транспортировка газа
магистральным и газа или газового конденсата по по трубопроводам
распределительным магистральным и (или)
трубопроводам распределительным трубопроводам,
эксплуатации газораспределительных
установок и связанных с ними
газораспределительных газопроводов
Услуги транспортных Услуги аэронавигации, Услуги в транспортных
терминалов, аэропортов; услуги портов, аэропортов терминалах, портах и
обслуживание и эксплуатация аэропортах
воздушных трасс сообщения,
управление воздушным
движением
Услуги электрической и Услуги телекоммуникаций при условии Услуги общедоступной
почтовой связи общего отсутствия конкурентного оператора электросвязи и
пользования связи по причине технологической общедоступной
невозможности либо экономической почтовой связи
нецелесообразности предоставления
данных видов услуг, за исключением
универсальных услуг телекоммуникаций,
услуги по предоставлению в
имущественный наем (аренду) или
пользование кабельной канализации и
иных основных средств, технологически
связанных с присоединением сетей
телекоммуникаций к сети
телекоммуникаций общего пользования,
общедоступные услуги почтовой связи
Передача и распределение Услуги по производству, передаче, Услуги по передаче
тепловой энергии распределению и (или) снабжению тепловой энергии
тепловой энергией
Централизованное Услуги водохозяйственной и (или) -
водоснабжение и канализационной систем
водоотведение
- - Услуги по использованию
инфраструктуры
внутренних водных путей
- Услуги железнодорожных путей с -
объектами железнодорожного
транспорта по договорам концессии
- Услуги подъездных путей -
____________