Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 № 1270-р

                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 24 сентября 2001 г. N 1270-р
                             г. Москва

     1. Одобрить  прилагаемую  Концепцию  демографического развития
Российской   Федерации   на   период  до  2015 года,  разработанную
Минтрудом   России,   Минфедерации   России,  Минздравом  России  с
участием   других   федеральных  органов  исполнительной  власти  и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
планировании  и  осуществлении  мероприятий  в  области  управления
демографическими     процессами    руководствоваться    положениями
Концепции  демографического развития Российской Федерации на период
до 2015 года.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________

     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 24 сентября 2001 г.
     N 1270-р

                             КОНЦЕПЦИЯ
          демографического развития Российской Федерации
                      на период до 2015 года

     Концепция  демографического  развития  Российской Федерации на
период  до  2015 года  (далее именуется - Концепция), разработанная
на  основе  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  10 января
2000 г.  N 24  "О Концепции  национальной  безопасности  Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 2000,
N 2, ст. 170),  представляет  собой  систему  взглядов, принципов и
приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.
     Концепция    должна    служить    ориентиром    для    органов
государственной    власти,    а    также   для   органов   местного
самоуправления   при   решении  вопросов,  касающихся  рождаемости,
оказания   поддержки   семье,  здоровья,  продолжительности  жизни,
миграции и иных аспектов демографического развития.

              I. Современная демографическая ситуация
                      в Российской Федерации

     К  началу 2001 года численность населения Российской Федерации
составила  около  145  млн. человек. С 1993 года естественная убыль
населения  находится  на  стабильно  высоком  уровне  (0,7-0,9 млн.
человек в год).
     За  1992-2000 годы  численность  населения сократилась в 65 из
89 субъектов  Российской  Федерации. Естественный прирост населения
в  2000  году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации,
в  число  которых  входят  некоторые субъекты Российской Федерации,
расположенные  в  восточной  части  страны и на Северном Кавказе, а
также Республика Калмыкия.
     В  1999  году  превышение  числа умерших над числом родившихся
составило  в  целом  по  стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958
тыс.  человек.  Депопуляция  -  устойчивое превышение числа умерших
над  числом родившихся - затронула в разной степени практически всю
территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.
     Одной  из  причин  депопуляции  является низкая рождаемость. В
2000 году  родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или
в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году.
     Снижение  уровня  рождаемости  началось  с  конца  60-х годов.
Современные  параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется
для  замещения  поколений:  в  среднем  на  одну женщину приходится
1,2 рождения  при  2,15,  необходимых  для простого воспроизводства
населения.
     В  ряде  регионов,  расположенных  в центральной части России,
суммарный  коэффициент рождаемости составляет около одного рождения
на женщину.
     Характер   рождаемости  в  Российской  Федерации  определяется
массовым  распространением  малодетности  (1-2 ребенка), сближением
параметров    рождаемости   городского   и   сельского   населения,
откладыванием   рождения   первого   ребенка,   ростом   внебрачной
рождаемости.
     По   сравнению   с  1990 годом  количество  зарегистрированных
браков  в 2000 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще
отказываются  от  официальной регистрации брака, распространенность
юридически  не  оформленных  браков привела к тому, что в 2000 году
каждый четвертый ребенок рождался вне брака.
     Причиной  депопуляции  в  Российской  Федерации также является
высокая  смертность.  В  2000 году  рост  числа умерших отмечался в
78 субъектах Российской Федерации.
     Общая   тенденция   динамики   смертности   населения   страны
характеризуется  сверхсмертностью  людей  трудоспособного возраста,
среди   которых  около  80 процентов  составляют  мужчины.  Уровень
смертности  среди  мужчин  в  4  раза  выше, чем уровень смертности
среди  женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в
развитых странах.
     Стабильно   высокими   сохраняются  показатели  смертности  от
инфекционных  и  паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза,
болезней   органов   дыхания,  системы  кровообращения,  несчастных
случаев,   отравлений  и  травм  (включая  отравления  алкоголем  и
автотранспортные   травмы),   а   также   в  результате  убийств  и
самоубийств.
     Состояние  здоровья  и уровень смертности населения отражаются
на  показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны,
которая  в  настоящее  время  составляет  65,9 года  (в 1992 году -
68,8 года).  Ожидаемая  продолжительность  жизни  мужчин  на 12 лет
ниже,   чем   продолжительность   жизни   женщин.   При  сохранении
имеющегося   на   сегодня  уровня  смертности  населения  из  числа
россиян,  достигших  в  2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58
процентов мужчин.
     Снижение   рождаемости   и   сокращение  доли  детей  в  общей
численности  населения  ведет  к  старению  общества. В 1998 году в
стране  впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на
110 тыс.  больше,  чем  детей и подростков в возрасте до 16 лет. На
1 января  2000 г.  лиц  пенсионного возраста было больше, чем детей
на  1,1 млн. человек. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей
и подростков составляет менее пятой части населения.
     Низкий  уровень  здоровья  населения репродуктивного возраста,
высокая   распространенность   абортов,   а   также  патологические
состояния  в  период  беременности  и  родов  обусловливают высокие
показатели   материнской   (44,2 случая  на  100 тыс.  родившихся),
перинатальной    смертности,   мертворождаемости   (7,2 случая   на
1000 родившихся).
     Негативные  явления  в  демографической  и социальной сфере во
многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.
     В   90-е  годы  внешняя  миграция  играла  существенную  роль,
восполняя   численность   населения  Российской  Федерации,  равную
естественной  убыли.  Однако в последние годы устойчивое сокращение
иммиграции   в   Россию   из   государств - участников  Содружества
Независимых  Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии привело
к  тому,  что  в  1995-1999 годах  миграционный  прирост  населения
компенсировал  естественную убыль населения только на 45 процентов,
а в 2000 году - менее чем на четверть.
     Вследствие   изменения   внутренних   миграционных  потоков  в
течение  90-х  годов  сокращалась  численность населения северных и
восточных   регионов   России.   За  1992-1999 годы  районы  Севера
потеряли  за  счет  миграционного оттока  более 1 млн. человек, или
8,5 процента населения.
     Серьезной  проблемой  с  точки  зрения  национальных интересов
Российской   Федерации   является   эмиграция  населения.  Если  до
середины   80-х   годов   численность   выезжающих   на  постоянное
жительство  за  границу  ежегодно  составляла  3 тыс. человек, то в
1990  году  она  превысила  100 тыс.  человек  и в последующие годы
удерживалась на этом уровне.
     Анализ  демографической  ситуации  свидетельствует о наличии в
ряде  регионов  специфических  проблем  народонаселения,  требующих
особого подхода к их решению.
     Так,  общее сокращение численности отдельных этнических групп,
особенно  коренных  малочисленных  народов,  может  привести  к  их
полному  исчезновению.  Из  30  малочисленных народов Севера с 1995
года   сократилась  численность  21,  наблюдается  резкое  снижение
рождаемости,      значительный     рост     смертности,     средняя
продолжительность  жизни  на  10-15  лет  ниже,  чем  в  среднем по
Российской Федерации.
     В    сельской   местности   Центральной   России   уменьшается
численность  населения,  при  этом  увеличивается доля лиц старшего
возраста.
     Сформировавшиеся   тенденции   в   области   естественного   и
миграционного    движения   населения   предопределяют   дальнейшее
сокращение   его   численности,  а  также  старение  населения.  По
прогнозам   Государственного   комитета   Российской  Федерации  по
статистике,  население страны к 2016 году сократится по сравнению с
началом  2001 года  на  10,4  млн.  человек, или на 7,2 процента, и
составит  134,4 млн.  человек,  а  численность  лиц,  выходящих  за
пределы   трудоспособного  возраста,  почти  в  два  раза  превысит
численность лиц, достигших 16 лет.
     Такое   изменение  возрастной  структуры  населения  потребует
большей   эффективности   функционирования   учреждений  социальной
защиты   населения,   здравоохранения,   соответствующих   мер   по
обязательному социальному страхованию.

            II. Цели и задачи демографического развития

     Целями    демографического   развития   Российской   Федерации
являются   стабилизация   численности   населения   и  формирование
предпосылок к последующему демографическому росту.
     Задачами   демографического   развития   Российской  Федерации
являются:

        в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой
                      продолжительности жизни

     увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
     увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
     улучшение репродуктивного здоровья населения;
     улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

      в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

     создание предпосылок для повышения рождаемости;
     всестороннее  укрепление института семьи как формы гармоничной
жизнедеятельности личности;
     создание условий для самореализации молодежи;
     обеспечение   адресной   социальной   защиты   семьи,  включая
предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

                  в области миграции и расселения

     регулирование    миграционных   потоков   в   целях   создания
действенных   механизмов  замещения  естественной  убыли  населения
Российской Федерации;
     повышение  эффективности  использования  миграционных  потоков
путем  достижения  соответствия  их  объемов, направлений и состава
интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
     обеспечение  интеграции  мигрантов  в  российское  общество  и
формирование толерантного к ним отношения.

       III. Приоритеты демографического развития в области
        укрепления здоровья и увеличения продолжительности
                          жизни населения

     В  области  укрепления здоровья и увеличения продолжительности
жизни населения определены следующие приоритеты:
     укрепление  здоровья  детей и подростков, прежде всего за счет
совершенствования   мероприятий,   направленных   на   профилактику
травматизма  и  отравлений,  на  борьбу  с курением, алкоголизмом и
наркоманией,  а также путем развития физической культуры и спорта и
организации досуга;
     улучшение    репродуктивного    здоровья    населения    путем
совершенствования    профилактической   и   лечебно-диагностической
помощи;
     улучшение   здоровья   населения  трудоспособного  возраста  в
первую  очередь  за  счет  профилактики травматизма и отравлений, а
также  за  счет  раннего  выявления  и адекватного лечения болезней
системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
     сохранение   здоровья  пожилых  людей,  для  которых  наиболее
актуально   предупреждение   сердечно-сосудистых,   онкологических,
эндокринных и инфекционных болезней.
     Для    эффективной    профилактической    работы    необходимы
объединение  и  координация действий органов государственной власти
всех    уровней,    общественных    объединений,    религиозных   и
благотворительных  организаций по пропаганде здорового образа жизни
и    возрождению    системы    массового   санитарно-гигиенического
просвещения  при  активной  поддержке прежде всего средств массовой
информации.  Благотворительные  акции  и  инициативы в этой области
могут   стать   существенным   резервом   в   борьбе   с  факторами
преждевременной и предотвратимой смертности населения.
     Особое  внимание  должно  быть  уделено  снижению  потребления
алкоголя  и  принятию  мер,  направленных на ослабление последствий
пьянства  и  алкоголизма,  при  этом  целесообразно  сочетание  мер
фискальной     политики,     административных     ограничений     и
информационного  воздействия.  Эти  меры  должны  включать контроль
качества  алкогольной  продукции,  ценовую  политику, ориентирующую
население  на  ограничение  потребления алкоголя, а также изменение
правил  продажи  алкогольных  напитков и действенный контроль за их
рекламированием.
     В  целях  улучшения психического здоровья населения необходимо
принятие  мер  по  профилактике  самоубийств, включая развитие сети
телефонов       доверия,       совершенствование       деятельности
врачей-психиатров,   медицинских   психологов,   психотерапевтов  и
социальных работников.
     В    области    охраны    и    укрепления   здоровья   граждан
предусматривается    совершенствование   организации   и   развитие
государственных   и   негосударственных   форм  оказания  населению
специализированной   медицинской   помощи,   включая  использование
высоких  медицинских  технологий,  в том числе в рамках федеральных
целевых программ.
     Для  оказания  медицинской  помощи  тяжелобольным  городским и
сельским  жителям,  включая  применение  дорогостоящих  медицинских
технологий,    необходимо    дальнейшее   развитие   и   укрепление
федеральных    медицинских   учреждений,   областных,   краевых   и
республиканских  учреждений  здравоохранения,  а  также обеспечение
работы  в  сельских  местностях  выездных  поликлинических  бригад,
развитие   сети   реабилитационных   (восстановительных)  отделений
центральных   районных,   районных   больниц,  а  также  больниц  и
отделений медико-социальной помощи.
     В  целях  своевременного  выявления заболеваний и эффективного
их  лечения  необходимо  повысить  роль первичной медико-санитарной
помощи,   развивать   стационарозамещающие   технологии,   а  также
провести  структурно-экономические преобразования в сети учреждений
здравоохранения.
     Органы  управления здравоохранением и органы социальной защиты
населения   реализуют  комплексные  меры  по  дальнейшему  развитию
психиатрической,  наркологической  помощи  населению,  а  также  по
профилактике   инфекционных  заболеваний,  уделяя  особое  внимание
детям и подросткам.
     Реализация   региональных   программ  профилактики  и  раннего
выявления  онкологических  заболеваний создаст реальные предпосылки
для  снижения количества осложнений и смертности от злокачественных
новообразований.
     Особого    внимания    требуют    соответствующие    программы
обеспечения  ранней  диагностики  и качественного лечения нарушений
репродуктивного   здоровья   населения,  прежде  всего  подростков,
развития   новых  подходов  к  их  гигиеническому  и  нравственному
воспитанию, подготовке к семейной жизни.
     Мероприятия,  направленные  на  обеспечение охраны и улучшение
условий  труда,  проведение аттестации рабочих мест для выявления и
устранения   воздействия  на  здоровье  работников  неблагоприятных
факторов,  осуществление  сертификационных работ по охране труда, а
также   на  внедрение  принципов  экономической  заинтересованности
работодателей,    предусматривающих    развитие    страхования   от
производственного    травматизма,    должны    стать    действенным
механизмом,  обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения.
Законодательство     должно     предусматривать     ответственность
работодателей  и  других  должностных  лиц за сокрытие информации о
риске   для   здоровья  людей,  работающих  во  вредных  и  тяжелых
условиях.
     Обеспечение  доступности  среды  жизнедеятельности  для  лиц с
ограниченными    возможностями    требует    дальнейшего   развития
реабилитационной  индустрии,  направленной на создание возможностей
для максимального использования потенциала инвалидов.
     В  целях  проведения  медико-социальной реабилитации отдельных
категорий     населения     необходимо    развитие    новых    форм
медико-социального  обслуживания,  в  том числе развитие сети домов
ночного    пребывания,   в   которых   предусматривается   оказание
социально-психологической,     юридической     помощи    гражданам,
находящимся   в   трудной  жизненной  ситуации,  не  имеющим  места
жительства и работы.

        IV. Приоритеты демографического развития в области
           стимулирования рождаемости и укрепления семьи

     В   области  стимулирования  рождаемости  и  укрепления  семьи
определены следующие приоритеты:
     формирование  системы  общественных  и  личностных  ценностей,
ориентированных на семью с двумя детьми и более;
     повышение  материального  благосостояния,  уровня  и  качества
жизни семьи;
     создание  социально-экономических  условий,  благоприятных для
рождения,   содержания   и  воспитания  нескольких  детей,  включая
условия  для  самореализации молодежи, в том числе получение общего
и  профессионального  образования,  работа  с  достойной заработной
платой,  а  также  возможность  обеспечить  семью  соответствующими
жилищными условиями;
     обеспечение     работникам,     имеющим     детей,    условий,
благоприятствующих  сочетанию  трудовой  деятельности  и выполнению
семейных обязанностей;
     повышение воспитательного потенциала семьи;
     разработка  и  реализация  стратегии  развития  доступных форм
семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
     Обеспечение  условий  для  улучшения  материального  положения
семей   предполагает   разработку  и  принятие  мер  по  дальнейшей
стабилизации  ситуации  на рынке труда, повышение уровня заработной
платы.
     В  целях  обеспечения  благоприятных  условий  для  укрепления
семьи     необходимо    дальнейшее    развитие    законодательства,
регламентирующего  трудовые  отношения,  а  также совершенствование
системы  выплаты  пособий  гражданам,  имеющим  детей,  в том числе
повышение  размеров  пособий  и обеспечение их адресности. При этом
размеры     пособий,    а    также    налоговые    вычеты    должны
дифференцироваться   с  учетом  материальных  условий  семьи  и  ее
социального положения.
     Поддержка  молодых  семей в регионах предполагает улучшение их
жилищных    условий    в   случае   рождения   ребенка,   выделение
безвозмездных   субсидий   и   использование   механизма  льготного
кредитования в зависимости от числа детей в семье.

        V. Приоритеты демографического развития в области
                       миграции и расселения

     В   области   миграции   и   расселения  определены  следующие
приоритеты:
     привлечение  иммигрантов  в  Российскую  Федерацию,  в  первую
очередь   из   государств   -  участников  Содружества  Независимых
Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
     создание  экономических  условий для сокращения эмиграционного
оттока   и   сохранения  научно-технического,  интеллектуального  и
творческого потенциала Российской Федерации;
     проведение  комплекса  правовых,  организационных и финансовых
мер,   направленных   на  легализацию  и  адаптацию  иммигрантов  в
Российской Федерации;
     совершенствование  законодательства,  касающегося  защиты прав
вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
     Необходимо   разработать   новые   подходы   к   регулированию
иммиграционных   потоков,   способствующих  замещению  естественной
убыли  населения  Российской Федерации, к стимулированию иммиграции
в  Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов
с  учетом  их  возрастно-половых  характеристик,  уровня  здоровья,
профессиональной квалификации.
     Необходимо  также  обеспечить сохранение численности населения
в   важных   в   геополитическом   отношении   регионах  Российской
Федерации,  в  том  числе  путем привлечения рабочей силы из других
районов  страны  на временной, ротационной основе, создания условий
для  возвращения  в  Российскую  Федерацию  эмигрантов,  являющихся
высококвалифицированными специалистами.
     В   целях   регулирования   внутренней  миграции  должны  быть
разработаны   меры,   направленные   на  повышение  территориальной
мобильности   рабочей   силы,   а   также   механизмы   поддержания
жизнедеятельности  и  экономического  развития субъектов Российской
Федерации.

        VI. Информационное обеспечение реализации Концепции

     Реализация   Концепции   предполагает   использование   данных
текущего  учета  населения,  итогов предстоящей переписи населения,
выборочных  обследований  и  данных  создаваемого  Государственного
регистра  населения  Российской Федерации. Важную роль в реализации
информационного   обеспечения   демографического   развития  должны
играть средства массовой информации.
     Регулярное    подробное   освещение   в   средствах   массовой
информации   таких   тем,   как   здоровый  образ  жизни,  активная
гражданская  позиция,  оптимистическое  мировоззрение, рациональные
стереотипы  поведения  населения в различных жизненных ситуациях, а
также   повышение   общественного   престижа   устойчивой  семьи  с
несколькими  детьми,  ответственное  отношение  к своему здоровью и
здоровью  членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации
Концепции.
     Необходимо  также развивать систему информирования населения о
возможных  опасностях  для  жизни  и здоровья, связанных с наиболее
распространенными    заболеваниями,    эпидемической   обстановкой,
стихийными  бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке
опасных  для  здоровья  товаров,  а  также  о  мерах предупреждения
вредных   воздействий   на   здоровье   человека,  в  том  числе  с
использованием образовательных программ.
     Эта  работа  должна  постоянно  и  последовательно проводиться
средствами   массовой   информации,  федеральными  и  региональными
информационными структурами органов государственной власти.

                VII. Механизм реализации Концепции

     Реализация Концепции предполагает:
     объединение  усилий  государства  и  общества, направленных на
выработку    единых    подходов    к    сохранению   и   укреплению
демографического потенциала Российской Федерации;
     координацию    действий   органов   власти   на   федеральном,
региональном  и  муниципальном  уровнях,  направленных на улучшение
демографической ситуации в стране;
     разработку  и  реализацию мероприятий, в том числе федеральных
и  региональных  целевых программ, направленных на решение основных
задач, сформулированных в Концепции.

                          _______________

2001-09-24
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест