ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 24 сентября 2001 г. N 1270-р
г. Москва
1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития
Российской Федерации на период до 2015 года, разработанную
Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с
участием других федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
планировании и осуществлении мероприятий в области управления
демографическими процессами руководствоваться положениями
Концепции демографического развития Российской Федерации на период
до 2015 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 сентября 2001 г.
N 1270-р
КОНЦЕПЦИЯ
демографического развития Российской Федерации
на период до 2015 года
Концепция демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 года (далее именуется - Концепция), разработанная
на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января
2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,
N 2, ст. 170), представляет собой систему взглядов, принципов и
приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.
Концепция должна служить ориентиром для органов
государственной власти, а также для органов местного
самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости,
оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни,
миграции и иных аспектов демографического развития.
I. Современная демографическая ситуация
в Российской Федерации
К началу 2001 года численность населения Российской Федерации
составила около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль
населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн.
человек в год).
За 1992-2000 годы численность населения сократилась в 65 из
89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения
в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации,
в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации,
расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а
также Республика Калмыкия.
В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся
составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958
тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших
над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю
территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.
Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В
2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или
в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году.
Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов.
Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется
для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится
1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства
населения.
В ряде регионов, расположенных в центральной части России,
суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения
на женщину.
Характер рождаемости в Российской Федерации определяется
массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением
параметров рождаемости городского и сельского населения,
откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной
рождаемости.
По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных
браков в 2000 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще
отказываются от официальной регистрации брака, распространенность
юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 году
каждый четвертый ребенок рождался вне брака.
Причиной депопуляции в Российской Федерации также является
высокая смертность. В 2000 году рост числа умерших отмечался в
78 субъектах Российской Федерации.
Общая тенденция динамики смертности населения страны
характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста,
среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень
смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности
среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в
развитых странах.
Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от
инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза,
болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных
случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и
автотранспортные травмы), а также в результате убийств и
самоубийств.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются
на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны,
которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году -
68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет
ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении
имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа
россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58
процентов мужчин.
Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей
численности населения ведет к старению общества. В 1998 году в
стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на
110 тыс. больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет. На
1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было больше, чем детей
на 1,1 млн. человек. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей
и подростков составляет менее пятой части населения.
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста,
высокая распространенность абортов, а также патологические
состояния в период беременности и родов обусловливают высокие
показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся),
перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на
1000 родившихся).
Негативные явления в демографической и социальной сфере во
многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.
В 90-е годы внешняя миграция играла существенную роль,
восполняя численность населения Российской Федерации, равную
естественной убыли. Однако в последние годы устойчивое сокращение
иммиграции в Россию из государств - участников Содружества
Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии привело
к тому, что в 1995-1999 годах миграционный прирост населения
компенсировал естественную убыль населения только на 45 процентов,
а в 2000 году - менее чем на четверть.
Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в
течение 90-х годов сокращалась численность населения северных и
восточных регионов России. За 1992-1999 годы районы Севера
потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или
8,5 процента населения.
Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов
Российской Федерации является эмиграция населения. Если до
середины 80-х годов численность выезжающих на постоянное
жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в
1990 году она превысила 100 тыс. человек и в последующие годы
удерживалась на этом уровне.
Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в
ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих
особого подхода к их решению.
Так, общее сокращение численности отдельных этнических групп,
особенно коренных малочисленных народов, может привести к их
полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995
года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение
рождаемости, значительный рост смертности, средняя
продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по
Российской Федерации.
В сельской местности Центральной России уменьшается
численность населения, при этом увеличивается доля лиц старшего
возраста.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и
миграционного движения населения предопределяют дальнейшее
сокращение его численности, а также старение населения. По
прогнозам Государственного комитета Российской Федерации по
статистике, население страны к 2016 году сократится по сравнению с
началом 2001 года на 10,4 млн. человек, или на 7,2 процента, и
составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за
пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит
численность лиц, достигших 16 лет.
Такое изменение возрастной структуры населения потребует
большей эффективности функционирования учреждений социальной
защиты населения, здравоохранения, соответствующих мер по
обязательному социальному страхованию.
II. Цели и задачи демографического развития
Целями демографического развития Российской Федерации
являются стабилизация численности населения и формирование
предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации
являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой
продолжительности жизни
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной
жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая
предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
в области миграции и расселения
регулирование миграционных потоков в целях создания
действенных механизмов замещения естественной убыли населения
Российской Федерации;
повышение эффективности использования миграционных потоков
путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава
интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и
формирование толерантного к ним отношения.
III. Приоритеты демографического развития в области
укрепления здоровья и увеличения продолжительности
жизни населения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности
жизни населения определены следующие приоритеты:
укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет
совершенствования мероприятий, направленных на профилактику
травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и
наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и
организации досуга;
улучшение репродуктивного здоровья населения путем
совершенствования профилактической и лечебно-диагностической
помощи;
улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в
первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а
также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней
системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее
актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических,
эндокринных и инфекционных болезней.
Для эффективной профилактической работы необходимы
объединение и координация действий органов государственной власти
всех уровней, общественных объединений, религиозных и
благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни
и возрождению системы массового санитарно-гигиенического
просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой
информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области
могут стать существенным резервом в борьбе с факторами
преждевременной и предотвратимой смертности населения.
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления
алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий
пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер
фискальной политики, административных ограничений и
информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль
качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую
население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение
правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их
рекламированием.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо
принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети
телефонов доверия, совершенствование деятельности
врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и
социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан
предусматривается совершенствование организации и развитие
государственных и негосударственных форм оказания населению
специализированной медицинской помощи, включая использование
высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных
целевых программ.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и
сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских
технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление
федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и
республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение
работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад,
развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений
центральных районных, районных больниц, а также больниц и
отделений медико-социальной помощи.
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного
их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной
помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также
провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений
здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты
населения реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию
психиатрической, наркологической помощи населению, а также по
профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание
детям и подросткам.
Реализация региональных программ профилактики и раннего
выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки
для снижения количества осложнений и смертности от злокачественных
новообразований.
Особого внимания требуют соответствующие программы
обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений
репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков,
развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному
воспитанию, подготовке к семейной жизни.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение
условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и
устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных
факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а
также на внедрение принципов экономической заинтересованности
работодателей, предусматривающих развитие страхования от
производственного травматизма, должны стать действенным
механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения.
Законодательство должно предусматривать ответственность
работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о
риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых
условиях.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с
ограниченными возможностями требует дальнейшего развития
реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей
для максимального использования потенциала инвалидов.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных
категорий населения необходимо развитие новых форм
медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов
ночного пребывания, в которых предусматривается оказание
социально-психологической, юридической помощи гражданам,
находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места
жительства и работы.
IV. Приоритеты демографического развития в области
стимулирования рождаемости и укрепления семьи
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
определены следующие приоритеты:
формирование системы общественных и личностных ценностей,
ориентированных на семью с двумя детьми и более;
повышение материального благосостояния, уровня и качества
жизни семьи;
создание социально-экономических условий, благоприятных для
рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая
условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего
и профессионального образования, работа с достойной заработной
платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими
жилищными условиями;
обеспечение работникам, имеющим детей, условий,
благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению
семейных обязанностей;
повышение воспитательного потенциала семьи;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм
семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для улучшения материального положения
семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей
стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной
платы.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления
семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства,
регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование
системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе
повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом
размеры пособий, а также налоговые вычеты должны
дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее
социального положения.
Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их
жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение
безвозмездных субсидий и использование механизма льготного
кредитования в зависимости от числа детей в семье.
V. Приоритеты демографического развития в области
миграции и расселения
В области миграции и расселения определены следующие
приоритеты:
привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую
очередь из государств - участников Содружества Независимых
Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
создание экономических условий для сокращения эмиграционного
оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и
творческого потенциала Российской Федерации;
проведение комплекса правовых, организационных и финансовых
мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в
Российской Федерации;
совершенствование законодательства, касающегося защиты прав
вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Необходимо разработать новые подходы к регулированию
иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной
убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции
в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов
с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья,
профессиональной квалификации.
Необходимо также обеспечить сохранение численности населения
в важных в геополитическом отношении регионах Российской
Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других
районов страны на временной, ротационной основе, создания условий
для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся
высококвалифицированными специалистами.
В целях регулирования внутренней миграции должны быть
разработаны меры, направленные на повышение территориальной
мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания
жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской
Федерации.
VI. Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных
текущего учета населения, итогов предстоящей переписи населения,
выборочных обследований и данных создаваемого Государственного
регистра населения Российской Федерации. Важную роль в реализации
информационного обеспечения демографического развития должны
играть средства массовой информации.
Регулярное подробное освещение в средствах массовой
информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная
гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные
стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а
также повышение общественного престижа устойчивой семьи с
несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и
здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации
Концепции.
Необходимо также развивать систему информирования населения о
возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее
распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой,
стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке
опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения
вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с
использованием образовательных программ.
Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться
средствами массовой информации, федеральными и региональными
информационными структурами органов государственной власти.
VII. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
объединение усилий государства и общества, направленных на
выработку единых подходов к сохранению и укреплению
демографического потенциала Российской Федерации;
координацию действий органов власти на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение
демографической ситуации в стране;
разработку и реализацию мероприятий, в том числе федеральных
и региональных целевых программ, направленных на решение основных
задач, сформулированных в Концепции.
_______________