П Р И К А З
Федеральной пограничной службы Российской Федерации
от 2 октября 2001 г. N 581
Об утверждении Инструкции о порядке осуществления
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в Пограничной службе Российской Федерации
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
12 ноября 2001 г. Регистрационный N 3019
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г.
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 14, ст. 1650) и постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о
государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации и Положения о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Пограничной службе Российской Федерации.
2. Заместителям директора ФПС России, начальникам региональных
управлений, пограничной и оперативных групп, организаций
центрального подчинения обеспечить выполнение в войсках, органах и
организациях Пограничной службы Российской Федерации
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
как основных условий сохранения и укрепления здоровья личного
состава.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
Военно-медицинское управление.
____________
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического
надзора в Пограничной службе Российской Федерации
Утверждена приказом Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
от 2 октября 2001 г. N 581
I. Общие положения
1. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г.
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 14, ст. 1650) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению
нарушений законодательства Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в
целях охраны здоровья населения и среды обитания.
2. В целях реализации настоящей Инструкции используются
основные понятия согласно приложению.
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в
Пограничной службе Российской Федерации (далее именуется -
Пограничная служба) включает:
контроль за выполнением законодательства Российской Федерации
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения (далее именуется - санитарное законодательство),
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу
предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований,
направленных на установление причин и выявление условий
возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
ведение учета инфекционных, профессиональных и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Пограничной
службы (далее именуется - личный состав) в связи с неблагоприятным
влиянием на здоровье факторов среды его обитания, а также ведение
статистического наблюдения.
4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее
именуется - госсанэпиднадзор) в Пограничной службе осуществляется
отделом государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Военно-медицинского управления ФПС России и военно-медицинскими
учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля Пограничной
службы, входящими, в соответствии с санитарным законодательством, в
систему государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации.
5. Научно-исследовательская, методическая и практическая
деятельность в целях обеспечения госсанэпиднадзора в Пограничной
службе осуществляется кафедрами медико-профилактического профиля
Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской
государственной медицинской академии.
6. В систему государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации в Пограничной службе входят:
1) отдел государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Военно-медицинского управления ФПС России (далее
именуется - Отдел);
2) военно-медицинские учреждения санитарно-эпидемиологического
профиля (далее именуются - Учреждения):
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Пограничной службы Российской Федерации;
центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
осуществляющие госсанэпиднадзор в региональных управлениях,
пограничной группе, 1 и 2 отдельных учебных морских центрах ФПС
России (далее именуются - ОУМЦ);
санитарно-эпидемиологическая лаборатория, осуществляющая
госсанэпиднадзор в 8 окружном военном госпитале Тихоокеанского
регионального управления ФПС России (далее именуется - СЭЛ);
3) кафедры медико-профилактического профиля
Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской
государственной медицинской академии (далее именуются - Кафедры).
II. Организация госсанэпиднадзора в Пограничной службе
7. Деятельность Отдела и Учреждений Пограничной службы по
осуществлению госсанэпиднадзора в Пограничной службе организует
главный государственный санитарный врач Пограничной службы,
являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия в Пограничной службе.
8. Отдел, Кафедры и Учреждения Пограничной службы, входящие в
государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской
Федерации, в соответствии с возложенными на них законодательством
Российской Федерации задачами:
участвуют в формировании основных направлений государственной
политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
участвуют в разработке и реализации федеральных, региональных
и других целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, а также научных, научно-технических
программ в этой области;
взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участвуют в подготовке к опубликованию ежегодного
государственного доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке
в Российской Федерации;
участвуют в подготовке предложений по проектам программ
социально-экономического развития территорий, федеральных,
региональных и других целевых программ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
организуют и проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы,
расследования, обследования, исследования, испытания, а также
токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок;
организуют и проводят научные исследования в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
принимают участие в осуществлении работы по гигиеническому
воспитанию личного состава, аттестации гигиенической подготовки
работников, деятельность которых связана с производством,
хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и
бытовым обслуживанием личного состава;
организуют и выполняют дезинфекционные, дератизационные и
дезинсекционные работы;
проводят социально-гигиенический мониторинг;
осуществляют государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование.
9. Отдел и Учреждения Пограничной службы, кроме функций,
перечисленных в пункте 8:
осуществляют госсанэпиднадзор;
вносят в установленном порядке предложения о введении и отмене
на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
в соединениях, воинских частях, подразделениях и организациях
Пограничной службы ограничительных мероприятий (карантина);
принимают участие в лицензировании видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность для человека;
осуществляют меры по своевременному информированию личного
состава о возникновении инфекционных заболеваний, массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и
проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятиях;
обеспечивают санитарную охрану территории Российской
Федерации.
10. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в
Пограничной службе, руководствуются в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, общевоинскими
уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящей
Инструкцией, другими правовыми актами ФПС России в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
11. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять
госсанэпиднадзор в Пограничной службе, являются:
начальник отдела государственного
санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского
управления ФПС России - главный государственный санитарный врач
Пограничной службы Российской Федерации;
старший помощник - заместитель главного государственного
санитарного врача Пограничной службы Российской Федерации отдела
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Военно-медицинского управления ФПС России;
начальник Центра государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Пограничной службы Российской Федерации и его заместитель;
главные государственные санитарные врачи, начальники центров
государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главные
государственные санитарные врачи региональных управлений,
пограничной группы, 1 и 2 ОУМЦ и их заместители;
начальник СЭЛ и его заместитель;
главные и ведущие специалисты, другие специалисты
медико-профилактического профиля отдела государственного
санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского
управления ФПС России;
начальники отделений, лабораторий, групп, других
подразделений, врачи по общей гигиене, врачи по гигиене питания,
врачи по гигиене труда, врачи по коммунальной гигиене, врачи по
радиационной гигиене, врачи-эпидемиологи, врачи-паразитологи,
врачи-бактериологи, врачи-вирусологи, врачи-дезинфектологи,
врачи-лаборанты, старшие врачи и другие врачи
медико-профилактического профиля, фельдшеры-лаборанты, помощники
врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, СЭЛ, осуществляющих госсанэпиднадзор в региональных
управлениях, пограничной группе, 1 и 2 ОУМЦ.
12. Госсанэпиднадзор на объектах организаций центрального
подчинения, расположенных в районах дислокации региональных
управлений, осуществляется центрами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора соответствующих региональных
управлений, на объектах 1 ОУМЦ и дома отдыха "Пограничник России",
2 ОУМЦ - соответствующими центрами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, на объектах воинских частей,
дислоцированных в Москве и Московской области, 5, 9, 16 учебных
центров, Кинологического учебного центра ФПС России,
Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской
государственной медицинской академии и 1 отдельного тяжелого
транспортного авиационного полка ФПС России - Центром
государственного санитарно-эпидемиологического надзора Пограничной
службы Российской Федерации.
13. Деятельность учреждений Пограничной службы, входящих в
государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской
Федерации, проводится во взаимодействии с органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на
транспорте (водном, воздушном) на основании положений о
взаимодействии.
III. Права должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор
14. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в
Пограничной службе, при исполнении своих служебных обязанностей и
по предъявлении служебного удостоверения имеют право:
получать от командиров (начальников), других должностных лиц
войск, органов и организаций Пограничной службы, федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную
информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов,
подлежащих госсанэпиднадзору, в целях проверки соблюдения
санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях
обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в
том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими
грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в
целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых
ими грузов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам (далее именуются - санитарные правила);
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях
установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
15. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а
также при угрозе возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, имеют право
давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей,
подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам
предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным
правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения
продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых
продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования лиц, контактировавших
с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения
за такими лицами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в
очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в
помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или
распространения инфекционных заболеваний.
IV. Полномочия главных государственных санитарных врачей
и их заместителей
16. Главные государственные санитарные врачи и их заместители
наряду с правами, предусмотренными главой III настоящей Инструкции,
наделяются следующими полномочиями:
1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения
санитарного законодательства;
3) давать должностным лицам санитарно-эпидемиологические
заключения, предусмотренные статьей 42 Федерального закона от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения";
4) давать командирам (начальникам) соединений, воинских
частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и
гражданам предписания, обязательные для исполнения в установленные
предписаниями сроки, о:
вызове в Отдел и Учреждения Пограничной службы должностных лиц
и других граждан для рассмотрения материалов и дел о нарушениях
санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью
санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований,
испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок,
предусмотренных статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г.
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5) при выявлении нарушения санитарного законодательства,
которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений),
выносить мотивированные постановления о приостановлении до
устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности
его устранения:
проектирования, строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков,
помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств,
выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
разработки, производства, реализации и применения
(использования) продукции;
производства, хранения, транспортировки и реализации
продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов,
питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
использования водных объектов в целях питьевого,
хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и в лечебных целях;
6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить
мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или изоляции больных
инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации
или изоляции военнослужащих и гражданского персонала, находившихся
в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими
опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц из личного состава,
которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и
могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний
в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок военнослужащим и
гражданскому персоналу по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в
организациях и на объектах;
7) за нарушение санитарного законодательства выносить
мотивированные постановления о:
наложении административных взысканий в виде предупреждений или
штрафов (в соответствии со статьей 55 Федерального закона от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения");
направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении
санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении
уголовных дел;
8) вносить предложения:
в федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, в региональные управления, пограничную и
оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной
службы - о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической
обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а
также предложения, касающиеся проектов программ
социально-экономического развития территорий, федеральных целевых
программ и региональных целевых программ обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и
укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, региональные управления,
пограничную, оперативные группы и организации центрального
подчинения Пограничной службы - о введении (отмене) ограничительных
мероприятий (карантина);
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления - о приведении в соответствие с
санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых
актов в части, касающейся вопросов обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в региональные управления, пограничную и оперативные группы,
организации центрального подчинения Пограничной службы - о
приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых
ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части,
касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия личного состава, применении дисциплинарных взысканий к
лицам, допустившим нарушение санитарных правил;
в финансово-кредитные организации - о приостановлении операций
юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях
нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими
работ по проектированию и строительству зданий, строений,
сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или
прекращении таких работ;
в органы сертификации - о приостановлении действия или об
изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в
случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг
санитарным правилам;
в лицензионные органы - о приостановлении действия лицензий на
отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в
случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении
таких видов деятельности;
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - о
возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного
ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении
дополнительно понесенных расходов Отделом и Учреждениями
Пограничной службы, входящими в государственную
санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, на
проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и
массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с
указанным нарушением санитарного законодательства.
17. Главный государственный санитарный врач Пограничной службы
Российской Федерации, наряду с правами и полномочиями,
предусмотренными главой III и пунктом 16 главы IV настоящей
Инструкции, наделяется дополнительными полномочиями:
разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный осуществлять госсанэпиднадзор, проекты
санитарных правил для утверждения;
утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие
порядок осуществления госсанэпиднадзора в Пограничной службе.
V. Обязанности должностных лиц,
осуществляющих госсанэпиднадзор
18. Должностные лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своей компетенции
обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные главами
III и IV настоящей Инструкции полномочия на предупреждение,
обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства,
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
устанавливать причины и выявлять условия возникновения и
распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений);
рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать
соответствующие меры;
информировать командование, органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о
санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых Отделом и
Учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную
санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, мерах по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществлять свою деятельность по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и общественными объединениями;
соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом
тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении
своих служебных обязанностей;
оказывать содействие общественным объединениям в вопросах
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и
исполнения санитарного законодательства.
VI. Ответственность должностных лиц,
осуществляющих госсанэпиднадзор
19. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, за
ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за
сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут
ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
20. За нарушение санитарного законодательства устанавливается
дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
21. Порядок привлечения к ответственности определен
законодательством Российской Федерации.
_____________
Приложение
к п. 2 Инструкции, утвержденной
приказом Федеральной пограничной
службы Российской Федерации
от 2 октября 2001 г.
N 581
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ<1>, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации Инструкции о порядке осуществления
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Пограничной службе Российской Федерации используются следующие
основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения -
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором
отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека
и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и
факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая
условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания человека - биологические (вирусные,
бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум,
вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие,
неионизирующие и иные излучения), социальные (питание,
водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды
обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на
человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды
обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу
жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние
среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее
факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для
восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека - состояние среды обитания,
при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов
на человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья
населения и среды обитания на определенной территории в конкретно
указанное время;
гигиенический норматив - установленное исследованиями
допустимое максимальное или минимальное количественное и (или)
качественное значение показателя, характеризующего тот или иной
фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или)
безвредности для человека;
государственные санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие
санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии
безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для
человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых
создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу
возникновения и распространения заболеваний;
социально-гигиенический мониторинг - государственная система
наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их
анализа, оценки и прогноза, а также определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания;
санитарно-эпидемиологическое заключение - документ,
удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам
факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности,
продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов,
проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
санитарно-противоэпидемические (профилактические)
мероприятия - организационные, административные,
инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры,
направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на
человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) - административные,
медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на
предотвращение распространения инфекционных заболеваний и
предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности,
ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов,
товаров и животных;
инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека,
возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на
человека биологических факторов среды обитания (возбудителей
инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от
заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для
окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся
тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности,
быстрым распространением среди населения (эпидемия);
массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания
человека, возникновение которых обусловлено воздействием
физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды
обитания.
____________
<1> Изложены в соответствии со статьей 1 Федерального закона
Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14,
ст. 1650).
____________