ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О государственной политике в отношении Калининградской области
Калининградская область в силу своего географического
положения имеет особое значение для обеспечения интересов
Российской Федерации в Европе и развития сотрудничества с
европейскими государствами. Однако уникальный потенциал области
используется недостаточно эффективно. Не решен ряд вопросов,
связанных с жизнедеятельностью области в условиях расширения
Европейского союза.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации считают неотложной задачей завершение выработки особой
государственной политики в отношении Калининградской области,
предусматривающей ускорение темпов ее экономического роста,
достижение в ближайшее десятилетие уровня развития, сопоставимого с
уровнем развития соседних государств - Польши и Литвы, применение
новых форм хозяйствования и равноправного международного
сотрудничества в интересах всех субъектов Российской Федерации и в
целях укрепления стабильности в Европе.
Стратегию развития Калининградской области необходимо
ориентировать как на компенсацию недостатков ее эксклавного
положения, так и на реализацию преимуществ ее нахождения в центре
Европейского континента и превращение области в своего рода мост
между Россией и Европейским союзом. Государственная политика в
отношении Калининградской области должна предусматривать комплекс
законодательных, структурных и институциональных мер, направленных
прежде всего на повышение уровня жизни населения области, создание
благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской
деятельности, укрепление связей области с другими субъектами
Российской Федерации и соседними государствами.
Решающее значение будут иметь скорейшее принятие и
приоритетное финансирование Федеральной целевой программы развития
Калининградской области на период до 2010 года, совершенствование
механизмов функционирования Особой экономической зоны в
Калининградской области (ОЭЗ) и законодательное обеспечение их
стабильности.
При этом, по мнению Государственной Думы, органы
государственной власти Российской Федерации должны учитывать
уникальные особенности данного субъекта Российской Федерации и
смелее использовать новые, неординарные подходы в сфере
налогообложения, таможенной политики, регулирования
внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в целях
эффективного обеспечения жизнедеятельности Калининградской области.
Особое внимание должно быть уделено вопросам улучшения
экологической ситуации в области, развитию социальной сферы и
реализации потенциала Калининградской области как рекреационной
зоны.
Важным фактором ускорения развития Калининградской области и
ее превращения в регион сотрудничества России с другими странами
является взаимодействие с соседними государствами и Европейским
союзом. Показателем искренности заверений Литвы, Польши и
Европейского союза в стремлении развивать конструктивное
сотрудничество с Россией станет степень их готовности пойти
навстречу предложениям российской стороны, касающимся
взаимовыгодного решения проблем, связанных с расширением
Европейского союза.
Интересам строительства Европы без разделительных линий
отвечало бы сохранение взаимного безвизового порядка пересечения
границы Калининградской области для жителей области и граждан
сопредельных государств. В перспективе необходим постепенный
переход к упрощенному порядку получения жителями области разрешений
на посещение других государств - участников Шенгенского соглашения.
Должен быть согласован порядок беспрепятственного передвижения
российских граждан и грузов между Калининградской областью и
остальной частью территории Российской Федерации. Намерения создать
визовые, таможенные либо иные барьеры в транзитном сообщении между
ними могут быть расценены не иначе как попытки подорвать
суверенитет Российской Федерации.
Государственная Дума поддерживает предложение о заключении
специального соглашения между Российской Федерацией и Европейским
союзом по вопросам, касающимся Калининградской области, в котором
были бы закреплены взаимные обязательства и договоренности, а также
определены основные формы сотрудничества, включая участие
Калининградской области в региональных проектах развития
европейской интеграции. Вклад в подготовку такого документа мог бы
внести Комитет парламентского сотрудничества между Российской
Федерацией и Европейским союзом.
Депутаты Государственной Думы отмечают, что Калининградская
область сохраняет свое важное значение для обеспечения военной
безопасности Российской Федерации, а также для поддержания
стабильности в Балтийском регионе. В этой связи необходимо
продолжить на основе имеющихся российских инициатив и международных
договоренностей усилия по формированию системы региональной
безопасности, осуществлению мер доверия в военно-политической
сфере. По мнению депутатов Государственной Думы, решения по
вопросам, связанным с дислокацией на территории Калининградской
области российских вооруженных сил, должны приниматься с учетом
развития военно-политической ситуации в регионе, включая планы
расширения Организации Североатлантического договора. Повышенное
внимание необходимо уделить решению социальных проблем
военнослужащих и лиц, уволенных в запас.
Калининградская область имеет богатейшие традиции в развитии
науки, образования, искусства. Эта сфера должна рассматриваться как
важнейший компонент превращения области в высокоразвитый регион с
высоким уровнем жизни населения.
С учетом вышеизложенного Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с
предложениями:
поручить Совету Безопасности Российской Федерации в ближайшее
время завершить разработку концепции государственной политики в
отношении Калининградской области, в полной мере учитывающей ее
особенности и необходимость обеспечения ускоренного
социально-экономического развития области как неотъемлемой части
Российской Федерации в целях превращения ее в регион сотрудничества
Российской Федерации с Европейским союзом;
поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации на
переговорах с Европейским союзом ставить целью подписание
специального соглашения между Российской Федерацией и Европейским
союзом по вопросам, касающимся Калининградской области; на
переговорах с Литвой и Польшей добиваться, в частности, сохранения
взаимного безвизового порядка пересечения границы Калининградской
области жителями области и гражданами сопредельных государств и
беспрепятственного передвижения людей и грузов, включая военные,
между Калининградской областью и остальной частью территории
Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
предусмотреть приоритетное финансирование Федеральной целевой
программы развития Калининградской области на период до 2010 года;
в течение весенней сессии Государственной Думы 2002 года
внести в Государственную Думу проекты федеральных законов,
предусматривающих комплекс мер, направленных на совершенствование
механизмов функционирования Особой экономической зоны в
Калининградской области, предоставление хозяйствующим субъектам на
территории Калининградской области дополнительных налоговых льгот,
установление специального таможенного режима, существенное
упрощение порядка регистрации предприятий и лицензирования
деятельности участников ОЭЗ;
оперативно решить вопрос о компенсации повышенных расходов
жителей области и хозяйствующих субъектов на ее территории,
возникающих в связи с транзитом транспорта (грузы и пассажиры)
через территории иностранных государств в Калининградскую область и
из Калининградской области в иные субъекты Российской Федерации.
3. Комитетам Государственной Думы до окончания весенней сессии
Государственной Думы 2002 года в приоритетном порядке рассмотреть
проекты федеральных законов, внесенные Калининградской областной
Думой, по вопросам совершенствования механизмов функционирования
Особой экономической зоны в Калининградской области, а также
соответствующие законопроекты, внесенные Правительством Российской
Федерации.
4. Рекомендовать администрации Калининградской области:
подготовить с учетом европейского опыта предложения по
совершенствованию системы здравоохранения, образования, поддержке
науки и искусства в целях создания максимально благоприятных
условий жизни населения Калининградской области;
разработать комплекс мер по оказанию хозяйствующим субъектам
на территории Калининградской области помощи в изучении правил и
норм Европейского союза и адаптации к ним в целях расширения
торгово-экономических связей с европейскими государствами.
5. Направить настоящее Постановление Президенту Российской
Федерации В.В.Путину, в Правительство Российской Федерации,
парламенты Республики Беларусь, Литовской Республики, Республики
Польша и государств - членов Европейского союза.
6. Направить настоящее Постановление в "Парламентскую газету"
для официального опубликования.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
13 декабря 2001 года
N 2198-III ГД